Конспект урока-лекции "А.С. Грибоедов"
методическая разработка (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество».
Широкорад Лариса Олеговна
учитель русского языка и литературы
МОУ « ЛИЦЕЙ № 1 пос. Львовский»
Подольского муниципального района М О
84967606194
Сайт: http://nsportal.ru/larisa-olegovna-shirokorad
2012 г
Цель проекта: разработка урока по жизни и творчеству А.С. Грибоедова
Предмет: Литература
Программа: В Коровина, Просвещение , 2009г.
Класс: 9 класс
Учебник: «Литература», В.Коровина, М. ,Просвещение, 2008г.
Тема: «Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество»
Тип урока: урок- лекция
Цель: изучить биографию А.С. Грибоедова, проследить творческую историю «Горе от ума», развивать самостоятельность суждений; формировать навыки обобщения.
Задачи:
Образовательные: умения анализировать текст и делать выводы.
Воспитательные: развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания.
Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков.
Оборудование: портрет А.С.Грибоедова, иллюстрации к рассказу, компьютер.
Эпиграф: «Мне не случалось в жизни… видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как Грибоедов любил Россию».
Из воспоминаний современника Грибоедова
Ход урока
Этап урока | Вре- мя | Метод обучения | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Средства обучения | Примечания |
Организационный | 1 мин. | Проверка готовности класса к уроку | Доклад дежурного об отсутствующих | |||
Актуализация знаний учащихся | 6 мин. | Рассказ | Чтение вступительной статьи «Шедевры русской литературы 19 века» | Восприятие статьи | Иллюст- рации, слайды | |
Работа над новым материалом | 30 мин. | Лекция | Постановка цели, изложение нового материала | Осмысление содержания лекции | Демонстрация иллюстраций лекции, слайды | Использование материалов презентации |
Самостоятельная работа | 3 мин. | Метод самостоятельной работы со словарём | Задание учащимся: повторить по литературоведческому словарю определение понятий: «идея произведения, «конфликт», «сюжет», «композиция», «классицизм» | Выяснение значения слов по теме урока с записью в тетради | Словарь В. Даля | |
Закрепление знаний | 3 мин. | Чтение стихотворения поэта-декабриста В. Кюхельбекера «Участь русских поэтов» | Постановка вопроса, направленного на выявления позиции автора | Обсуждение содержания | Слайды | |
Рефлексия | 2 мин. | Заключительное слово | Подведение итога урока, обобщение | Слайд |
План – конспект урока
по литературе в 9 классе.
Грибоедов Александр Сергеевич
Достоверно известна лишь дата рождения драматурга: 4 января. Что же касается года рождения, то в документах и свидетельствах мемуаристов называется по-разному: от 1790 до 1795 годов, и, возможно, первый из них наиболее достоверен. Александр Сергеевич Грибоедов принадлежал к старинному дворянскому роду. Семья его была состоятельной, и Грибоедов получил в детские годы хорошее образование. Жила семья Грибоедовых в Москве, в собственном доме на Новинском бульваре. Родители писателя расстались, когда мальчик был еще маленьким. Грибоедова воспитывала мать, женщина властная и требовательная. В 1803 году Александр был отдан в Благородный пансион Московского университета. Зимой он учился, а летом уезжал в родовую усадьбу Хмелита в Смоленской области. Закончив на отлично Благородный пансион, Александр был принят на словесный факультет Московского университета. Товарищами по университету стали для Грибоедова братья Чаадаевы, Михаил и Петр, князь Иван Щербатов. В июне 1812 года, окончив университет, Грибоедов должен был сдавать экзамены на звание доктора прав. Но в ночь на 24 июня 1812 года войска Наполеона перешли пограничную реку Неман, началась Отечественная война. Грибоедов поступил добровольцем в гусарский полк, но сражаться с врагом ему не пришлось. Неукомплектованный полк был эвакуирован из Москвы для окончательного формирования. Маршрут войска проходил через Муром на Казань, но 8 сентября Грибоедов заболел и остался во Владимире. Там он находился в одном из имений отца или матери. Наполеон отступил. 30 июня 1813 года полк Грибоедова был направлен в Брест-Литовск. Там Александр Сергеевич близко сошелся со Степаном Бегичевым, который остался на всю жизнь самым верным его другом В 1815 году Грибоедов подает просьбу об отставке и получает её 1816 году. Затем он едет в Москву, чтобы повидать мать и близких. Из Москвы отправляется в Петербург. В столице у Грибоедова появляются новые друзья. В Петербурге Грибоедов посещал театры. Он хорошо знал балерину Истомину. Знал и её друга Шереметьева. Однажды, когда они поссорились, Грибоедов из театра привез Истомину на чай к своему приятелю Завадовскому. Узнав об этом, Шереметьев вызвал Завадовского на дуэль, на которой Шереметьев был убит. Грибоедов и Якубович были секундантами на дуэли, по условиям которой они должны были стреляться. Но Якубович был арестован и сослан на Кавказ, и дуэль не состоялась. Поползли слухи о «неблаговидной» роли Грибоедова, многие от него отвернулись. Сам Александр тяжело переживал эту драму. Ему предложили уехать на дипломатическую службу в Персию. В августе 1818 года он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше. Его поразила красота тех мест величавость гор, хрустальная чистота рек. В 1819 году миссия выехала в Персию. Александра Грибоедова тянуло к творческой работе, произведение «Горе от ума» уже вызревало в его душе. Грибоедову хотелось написать комедию, смелую остроумную, с яркими образами и живым разговорным языком. Для завершения комедии надо было освежить впечатления от Москвы и Петербурга. Весной 1824г. Александр Сергеевич выехал в Петербург, надеясь напечатать комедию и поставить её в театре. Комедия вызвала споры. Её злободневность пугала сторонников власти. Надежды Грибоедова на публикацию не сбылись. Но друзья Грибоедова решили распространять комедию в рукописных копиях. А Грибоедов меж тем вынужден был вернуться на Кавказ. Там застало его известие о смерти Александра I и о восстании на Сенатской площади. Он был взволнован, переживал за друзей. И не удивился своему аресту, Александра Сергеевича обвиняли к принадлежности его тайному сообществу, но его друг Ермолов задержал курьера, тем самым он дал Грибоедову время уничтожить опасные улики. Началась война с Персией, Александр Грибоедов сыграл большую роль в событиях. При подписании мира в маленькой персидской деревне он немало приложил усилий и таланта в выработке условий мира. К России отходили территории нескольких ханств, Россия получила исключительное право иметь военный флот в Каспийском море и контрибуцию в 20 млн. рублей серебром. Грибоедов отправился в столицу, где был награждён и осыпан милостями. Вернувшись в Грузию, Грибоедов женился на юной Нине Александровне Чавчавадзе, дочери грузинского князя и поэта. Вместе с женой Грибоедов выехал в сентябре 1829 года во главе дипломатической миссии из Тифлиса в Персию. Обстановка в Персии была сложной. Подстрекаемая Англией, Персия уклонялась от выполнения условий мирного договора, Грибоедов настаивал, его пытались купить – не смогли. Не сумев уговорить Грибоедова, враги решили убрать его с дороги. 30 января 1829 года в Тегеране были спровоцированы беспорядки, русская миссия разгромлена, сотрудники её убиты, Грибоедов защищался до конца и погиб с оружием в руках. Вдова Грибоедова, Нина Александровна, воздвигла памятник погибшему мужу с надписью на пьедестале: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
При жизни драматурга комедия «Горе от ума» не была поставлена. В год смерти писателя 2 декабря комедия впервые появилась на петербургской сцене в коротеньком отрывке (7-10 явл.). Только 26 января 1831 года в Петербургском Большом театре пьеса была поставлена целиком.
Именем Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Его комедия «Горе от ума» относится к числу наиболее прославленных, истинно народных произведений. Она бессмертна. Комедия Грибоедова продолжает увлекать и читателей, и зрителей. Мы вступаем в неравнодушный диалог с её героями, который звучит взволнованно и современно: мы смеёмся над ними, негодуем, сочувствуем, любим. Современники Грибоедова, наши современники высоко оценили творческий гений автора и его труд.
«Грибоедов сделал своё дело – он уже написал «Горе от ума».
А.С. Пушкин
«Это произведение, дающее честь нашему времени и уму русскому»
Н.М. Языков
«Горе от ума, я думаю, гениальнейшая русская драма»
А.Блок
Горе от ума – комедия реалистическая, в её основе лежит любовно-бытовой, общественно-политический конфликты. Она актуальна и в наше время. Свобода человеческой личности, патриотический и гражданский долг человека, исторические судьбы России, счастье и смысл жизни – вот какие проблемы поставил Грибоедов в этой комедии. Первоначально комедия называлась «Горе умом». Грибоедов изменил название комедии неслучайно. На языке Грибоедова, Пушкина «Ум – не только образованность, понятливость, это и свободомыслие, и независимость суждений, и вольнодумство. «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого, т.е. Фамусовых, Молчалиных и Скалозубовых. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не может, зачем он немножко повыше прочих…»
Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Первоначально его фамилия звучала Чадский – находящийся в чаду (плену) своих страстей. Прототипами Чацкого являются Чаадаев, Кюхельбекер, Одоевский и сам Грибоедов. Я думаю, в этой комедии Чацкий – победитель. Он начинает новый век, и в этом всё его значение и весь ум, - он победитель, потому что в борьбе с фамусовским обществом остаётся самим собой.
Крылатые фразы из произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
Счастливые часов не наблюдают.....
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Блажен, кто верует,
Тепло ему на свете.
Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать переулок?
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Шёл в комнату, попал в другую...
Злые языки страшнее пистолета. Где чудеса, там мало складу.
Кто беден, тот тебе не пара.
Минуй нас пуще всех печалей.
И барский гнев, и барская любовь.
И дым Отечества нам сладок и приятен
Свежо предание, а верится с трудом
Послушай, ври, да знай же меру
Чтоб иметь детей, кому ума недоставало?
Дома новы, а предрассудки стары.
В мои лета не должно сметь своё суждение иметь
Герой не моего романа
Список литературы:
«Литература», В.Коровина, М. ,Просвещение, 2008г.
В.Кюхельбекер «Участь русских поэтов»
Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. 9 класс
Толковый словарь В. Даля
Ресурсы интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе "Мировые природные ресурсы" опорные схемы урока-лекции
Опорные схемы урока-лекции по теме "Мировые природные ресурсы"...
План-конспект урока-лекции с презентацией на тему "БИОНИКА".
Еще Эйнштейн утверждал, что в природе нет ничего случайного, а если нам что-то кажется случайным, то это лишь результат нашего неполного знания. Человек всегда интересовался строением живых объектов, ...
Конспект урока-лекции"Her Majesty the Queen of the United Kingdom and the Royal Family"l
Форма урока: урок-лекция с использованием мультимедийной презентациии.Цели урока: развитие творческих способностей, ИКТ- компетентности,основных коммуникативных умений учащихся....
Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники». Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.
Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники».Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.Учебная задача: совместно с учащимися «открыть»:·...
Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.
Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....
Конспект урока-лекции "Многогранники"
Тип урока: урок-лекцияУчебная задача: ввести понятие многогранника и призмы, рассмотреть их элементы и свойства, открыть формулу нахождения полной и боковой поверхности призмы.Диагностируемые цели: в ...
План-конспект урока-лекции по всеобщей истории «Япония в средние века и в новое время»
Цели урока:· познакомить учащихся с основными особенностями и этапами развитияяпонской истории; показать причины и истоки ...