Конспект урока-лекции "Многогранники"
план-конспект урока по геометрии на тему
Тип урока: урок-лекция
Учебная задача: ввести понятие многогранника и призмы, рассмотреть их элементы и свойства, открыть формулу нахождения полной и боковой поверхности призмы.
Диагностируемые цели: в результате урока ученик
- знает описание многогранника и призмы, их элементы и свойства, формулы площади боковой и полной поверхности призмы;
- умеет определять вид многогранника, решать несложные задачи на свойства многогранника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-lektsiya_mnogogranniki.docx | 94.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Никулина И.А.
Урок-лекция по теме «Понятие многогранника. Призма»
Учебник: Атанасян Л.С.
Тип урока: урок-лекция
Учебная задача: ввести понятие многогранника и призмы, рассмотреть их элементы и свойства, открыть формулу нахождения полной и боковой поверхности призмы.
Диагностируемые цели: в результате урока ученик
- знает описание многогранника и призмы, их элементы и свойства, формулы площади боковой и полной поверхности призмы;
- умеет определять вид многогранника, решать несложные задачи на свойства многогранника.
Метод обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Форма обучения: фронтальная
Средства обучения: презентация, традиционные
Структура урока:
Мотивационно-ориентировочный этап – 15мин
Содержательный этап – 25мин
Рефлексивно-оценочный этап – 5мин
На дом ученикам было задано повторить определения многоугольника, выпуклого и невыпуклого многоугольников, правильного и неправильного многоугольников.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой главы, на этом и последующих уроках мы будем использовать ранее полученные знания.
(На столе стоят фигуры: параллелепипед, тетраэдр, шар, цилиндр, конус; на слайде в презентации: круг, треугольник, овал, правильный пятиугольник, фигура 5, произвольный многоугольник)
На слайде:
На столе:
На столе и слайде вы видете геометрические фигуры, на какие две группы можно их разделить?
Ученики (предлагают свои варианты): плоские и объемные.
Учитель: правильно. Молодцы! Давайте вспомним, какими свойствами обладают эти фигуры и заполним схему:
Надом вам было задано повторить определения. Посмотрите на слайд, на какие две группы можно разделить фигуры?
Ученики: Многоугольники и немногоугольники.
Учитель: Скажите, какая фигура называется многоугольником?
Ученики: Многоугольником называется геометрическая фигура, ограниченная со всех сторон замкнутой ломаной линией, состоящая их трех и более отрезков.
Учитель: Глядя на многоугольники на слайде, какие виды бывают?
Ученики: Выпуклые и невыпуклые.
Учитель: Какой многоугольник называется выпуклым?
Ученик: Выпуклым называется многоугольник, все точки которого лежат по одну сторону от любой прямой, проходящей через две его соседние вершины. В противном случае, многоугольник является невыпуклым.
Учитель: А еще какими бывают многоугольники?
Ученики: Правильными и неправильными.
Учитель: дайте определение правильного многоугольника.
Ученики: Правильным называется выпуклый многоугольник, у которого все стороны между собой равны и все углы между собой равны.
Учитель: Правильно. Молодцы! А теперь посмотрим на вторую группу объемных фигур. На какие две большие подгруппы можно их разделить?
Ученики: Многогранники и круглые тела.
Учитель: А как вы думаете, зачем нужно отдельно изучать многогранники?
Ученики: (предлагают свои варианты ответа)
Учитель: Итак, цель сегодняшнего урока – изучение многогранника, его элементов и свойств, рассмотреть один из видом многогранников – призму, открыть формулу для нахождения площади боковой и полной поверхности.
Учитель: Давайте посмотрим в окружающем мире, какие многогранники существуют вокруг, и есть ли смысл их изучать?
Ученики: крыши домов, коробки. Изучать их надо.
Учитель: Попробуйте описать, что же такое многогранник.
Ученики: (предлагают свои варианты)
Учитель: Хорошо. Теперь давайте запишем определение многогранник: Поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, будем называть многогранной поверхностью ил многогранником. Что еще мы знаем про многоугольник? Давайте разделим страничку на две части и попробуем провести аналогии между многоугольником и многогранником.
Многоугольник | Многогранник |
Учитель: Мы дали определение многоугольника. Вспомните, чем являются точки A,B,C,D для многоугольника? Ученики: Вершинами. Учитель: А отрезки AB, BC, CD, AD? Ученики: Сторонами. Учитель: Попробуйте сформулировать, что такое сторона многоугольника? Ученики: Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника, называется стороной многоугольника. Учитель: Хорошо. А чем для многоугольника являются отрезки AC и BD? Ученики: диагоналями. Учитель: Что мы умеем вычислять для многоугольника? | Учитель: что мы должны изучить про многогранник, по аналогии с многоугольником? Ученики: Вершины, стороны, диагонали, площадь и объем. Учитель: Что является аналогом прямой в пространстве? Ученики: плоскость. Учитель: Назовите вершины и стороны данного многогранника. |
Учитель: Для нас очень важна теорема: в выпуклом многограннике сумма всех плоских углов при каждой его вершине меньше .
Учитель: На столе мы видим много фигур, имеющих форму коробки. Какие из них чаще всего встречаются в действительности?
Ученики: (приводят варианты ответа)
Учитель: У такого многогранника есть специальное название – призма. Давайте попробуем ее изобразить. Возьмем две параллельные плоскости, и два равных многогранника на них соответственно. Соединим соответствующие вершины параллельными прямыми, обозначим вершины.
Учитель: Итак, мы получили призму. Скажите, какой многогранник называется призмой?
Ученики: Призма – это многранник, состоящий из двух равных пятиугольников, расположенных в параллельных плоскостях и из 5 граней.
Учитель: хорошо. А теперь в общем виде.
Ученики: Призма – это многранник, состоящий из двух равных n-угольников, расположенных в параллельных плоскостях и из n граней.
Учитель: Давайте запишем определение в тетрадь. А сейчас давайте посмотрим в таблицу и на призму, какие элементы есть у нее?
Ученики: вершины, ребра, грани, 2 основания
Учитель: А какую форму имеют боковые грани?
Ученики: параллелограммы
Учитель: Почему это параллелограммы? Дайте определение параллелограмма.
Ученики: Четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, то есть лежат на параллельных прямых.
Учитель: Для решения задач нам понадобится такой отрезок, как высота. Как вы думаете, какой отрезок будет являться высотой призмы?
Ученики: AH (проводят на рисунке)
Учитель: Попробуйте сформулировать определение высоты.
Ученики: Высотой в призме называется перпендикуляр, проведенный из вершины одного основания в любую точку другого.
Учитель: Запишите опредение в тетрадях. Перед вами две призмы, как вы думаете, как они называются?
Ученики: Первая – прямая, вторая – наклонная.
Учитель: Дайте определение прямой призмы, а определение наклонной призмы запишите дома.
Ученики: Прямой называется призма, боковые ребра которой перпендикулярны плоскости основания.
Учитель: В зависимости от фигуры, лежащей в основании, призма имеет соответствующее название. Если в основании лежит треугольник – треугольная, если четырехугольк, то как будет называться?
Ученикик: Четырехугольная.
Учитель: А если в основании будет лежать правильный многоугольник?
Ученики: Правильная.
Учитель: Сформулируйте определение правильной призмы.
Ученики: Правильной называется призма, основанием которой являются правильные многоугольники.
Учитель: А если нам потребуется склеить картонную коробку, что мы должны будем знать?
Ученики: Площадь картона, который понадобится для коробки.
Учитель: Из площадей каких граней состоит она?
Ученики: Из двух площадей оснований и суммы площадей граней.
Учитель: Запишем, что площадью полной поверхности называется сумма площадей всех его граней. Формулу запишем: . А площадью боковой поверхности является сумма площадей всех ее боковых граней. В прямой призме площадь боковой поверхности находят по формуле: . Запишем формулы в тетрадь. Итак, какова была цель урока?
Ученики: ввести понятие многогранника, изучить его свойства и элементы.
Учитель: Достигли мы цели?
Ученики: Опишите, что такое многогранник?
Ученики: Поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, будем называть многогранной поверхностью или многогранником.
Учитель: Назовите виды многогранников.
Ученики: Выпуклые и невыпуклые.
Учитель: Скажите определение призмы и ее виды.
Ученики: Призма – это многранник, состоящий из двух равных пятиугольников, расположенных в параллельных плоскостях и из 5 граней. Призма бывает прямой и наклонной.
Учитель: Назовите формулу полной поверхности призмы.
Ученики: Площадью полной поверхности называется сумма площадей всех его граней.
Учитель: Запишите домашнее задание: учить записи в тетради, решить задачи 218 и 219 из учебника.
Записи ученика в тетради:
Число.
Классная работа.
Понятие многогранника. Призма.
Многоугольником называется геометрическая фигура, ограниченная со всех сторон замкнутой ломаной линией, состоящая их трех и более отрезков.
Многоугольник | Многогранник |
A,B,C,D - вершины AB, BC, CD, AD - стороны AC, BD - диагонали Ученики: диагоналями. | Вершины - A,B,…,D1, Грани – ABCD,…,AA1D1D. Ребра - AB,…,D1C1 |
Призма – это многранник, состоящий из двух равных n-угольников, расположенных в параллельных плоскостях и из n граней.
Высотой в призме называется перпендикуляр, проведенный из вершины одного основания в любую точку другого.
Прямой называется призма, боковые ребра которой перпендикулярны плоскости основания.
Наклонной называется призма, …
Правильной называется призма, основанием которой являются правильные многоугольники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...