АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
статья по теме

 

Общие сведения об учителе

Дата  рождения: 28 мая 1973года.

Образование: высшее; окончила Курганский государственный университет в 1998 году по специальности русский язык и литература.

Стаж педагогической деятельности: 19лет.

Последнее повышение квалификации: в2012 году в ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет» по программе «Стилистика и культура речи», удостоверение № 982.

Последняя аттестация: в2008 году присвоена первая  квалификационная категория

    Я, Фаткуллина Елена Ивановна, в течение 6 лет работаю  в МКОУ «Целинная СОШ имени Н.Д.Томина»  учителем русского языка и литературы. Имею первую квалификационнуюкатегорию.

 

Критерий 1.    Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года

 

Высокий уровень учебных достижений обучающихся (обученности и качества) за три последних года

 

  В течение последних трёх лет общая успеваемость обучающихся по русскому языку и литературе оставалась  неизменной и соответствует 100%-ному показателю. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ )

  Со слабыми учащимися я провожу консультации по предмету, индивидуально-групповые занятия, дополнительные занятия и использую индивидуальный подход на уроке.

 

Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года

 В своей работе опираюсь на требования стандарта основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку и литературе.

     С 2008–2009 учебного года наблюдается рост качества знаний отдельных обучающихся по итогам учебного года по русскому языку. Выросло число учащихся, имеющих оценку «хорошо» и «отлично»  (см. ПРИЛОЖЕНИЕ )

   С 2008-2009 учебного года наблюдается тенденция роста качества знаний по итогам учебного года по русскому языку и литературе.(см. Приложение)

   Положительную динамику качества знаний по русскому языку  литературе  характеризуют следующие данные за 2008-2009 , 2009-2010 и 2010-2011  учебный год.(см. приложение )

 

 

Динамику качества знанийза последние 3 года можно представить в виде диаграммы:

 

imageimage

      Литература                                                             Русский язык

 

   В течение трех последних лет я работала на старших классах. В 2009-2010уч.году выпустила 42 обучающихся, что составляет 60% от числа обучаемых мною, в 2010-2011 уч.году - 28 обучающихся, что составляет 41% от числа обучаемых .

 

2008-2009 учебный год

 

   Результаты промежуточной аттестации по годам  (2008-2009 учебный год), проведенные администрацией школы в 9Б, В классах (см. приложение ):

  • Административный контрольный тест по литературе по  роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (18.03.2009год);
  • Административный контрольный тест по русскому языку  по теме «Сложноподчинённое предложение»  (4.03.2009 год).

 

   В этом же году я набрала два класса: гуманитарный (10А) и общеобразовательный  (10Б). С учащимися 10Б класса я работала, начиная с 9 класса, а вот учащихся 10А класса  не знала. Первые контрольные срезы показали, что подбор учащихся в  10А классе сильный. Ребята пришли заниматься очень серьезно, поэтому результаты административных контрольных работ стабильны. 10Б класс  постоянно менялся по количеству обучающихся, менялись классные руководители, были пропуски уроков без уважительной причины, учащиеся приходили не готовыми к урокам, по итогам полугодия качество знаний - низкое, но основной  «косяк» занимался стабильно «хорошо».

  Результаты промежуточной аттестации по годам  (2009-2010 учебный год), проведенные администрацией школы в 11-х классах  (см. приложение ):

 

  • Административный контрольный тест по русскому языку по теме «Главные члены предложения» (27.10.2009г.) 
  • Административный контрольный тест по литературе по теме «Поэзия Серебряного века» (17.12.2009 г.)

   Оптимальный уровень обученности  показывает , что качество знаний колеблется от 34% до 52% по  русскому языку и от 35% до 74 % по литературе.

 

    В апреле 2010 года была проведена Экспертиза качества  подготовки выпускников ОУ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов (Рособрнадзор). Результат оценки уровня обученности выпускников Целинной средней школы по литературе средний (составил 63%). (см. приложение )

 

 

     Результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся (2009-2010уч.год)

 

    Результаты экзаменов по русскому языку в форме ЕГЭ подтверждают уровень обучения:   начиная с 2010 года,  стабильно положительные  показатели по предмету  показывают ученики нашей школы на итоговой аттестации, подтверждая итоговые оценки. Все обучающиеся преодолели минимальный порог, установленный Рособрнадзором, успеваемость составила 100%.  Фаткуллина Юлия  получила наибольший балл в районе (71 балл).   (см. ПРИЛОЖЕНИЕ )

  За хорошие результаты в профессиональной деятельности была награждена грамотой администрации  района. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ )

 

   В 2009-2010 учебном году я набрала два класса: профильный физмат класс (10А) и общеобразовательный (10Б) класс. Этих ребят я обучала, начиная с 7 класса. 10А класс на 70% процентов состоял из моих выпускников 9В класса, 10Б класс был собран  из вновь поступавших в школу учащихся в конце августа. На начало учебного года в 10Б классе было из 12 обучающихся  всего 3 качественника.

    Качество знаний по русскому языку и литературе в 10А классе изначально было намного выше, чем в 10Б классе (см. ПРИЛОЖЕНИЕ )

Результаты промежуточной аттестации по годам  (2009-2010 учебный год), проведенные администрацией школы в 10 классах.  (см .приложение )

  • Административная контрольная работа по русскому языку по теме «Морфемика. Словообразование» (24.12.2009 год)
  • Административный контрольный тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (06.04.2010 год)

 

   Результаты промежуточной аттестации по годам, проведенные администрацией школы в 11 классах.  (2010-2011 учебный год).(см. приложение )

 

  • Административный контрольный тест по русскому языку по теме «Главные члены предложения» (17.12.2010 год)
  • Административный контрольный тест по литературе «Поэзия серебряного века»(28.12.2010 год)

 

    В марте 2011 годабыла проведена Экспертиза качества  подготовки выпускников ОУ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов (Рособрнадзор). Результат оценки уровня обученности выпускников Целинной средней школы по литературе   (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

 

Результаты государственной (итоговой)  аттестации обучающихся  (2010-2011 уч.год)

 

   Все обучающиеся преодолели минимальный порог, установленный Рособрнадзором, успеваемость составила 100%. Темирова Юлия   получила наибольший балл 69.  

    Результаты  государственной  аттестации  (ЕГЭ по русскому языку)  обучающихся (2010-2011 уч.год) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ )

 

   На основании анализа результатов учебной работы можно сделать вывод о том, что с 2008 по 2011 годы качество знаний обучающихся возросло.

Главный результат работы:

  • наблюдается позитивная динамика учебных достижений по годам
  • рост самостоятельности у тех обучающихся, которые были пассивны;
  • повышение интереса к предмету.

  Положительные результаты итоговой аттестации показывают высокий уровень сформированности у выпускников жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

  • извлекать информацию при аудировании и чтении, адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрение;
  • интерпретировать в письменной форме информацию, извлечённую из прочитанного текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально – смысловом типом речи;
  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические)

 

Учебный год

Награждены серебряной медалью

«За особые успехи в учении»

Продолжили обучение

2009-2010

Фаткуллина Юлия

Баймухаметова Кристина

Ищенко Татьяна

ЧЕлГУ

ЧГПИ

ГСХА

2010-2011

Шаповалова  Екатерина

ШГПИ

 

  • Темирова Юлия награждена золотой медалью «За особые успехи в учении» (2011 год)

 Ребята  оказались конкурентоспособными, подтвердили свои знания, полученные в школе, учатся в престижных вузах. Особой гордостью являются Шаповалова Екатерина, поступившая  на факультет журналистики в Шадринский государственный педагогический институт, и  Темирова Юлия,  занявшая второе место во Всероссийском конкурсе по русскому языку среди студентов.

    Рост мотивации к изучению предмета (уровень мотивации к изучению предмета, рейтинг предмета (педагога).

    Ежегодно (в начале, в конце 1-го полугодия и в конце учебного года) среди своих учеников провожу анкетирование на определение уровня познавательной активности учащихся, интереса к изучению русского языка и литературы.

Результаты анкетированияна определение уровня познавательной активности показывают, что интерес к данным предмета в течение года (начиная с 2008 года) остается стабильно высоким,  а к концу года – повышается (см. Приложение )Вопросы анкеты:

 1. Нравятся ли вам уроки русского языка и литературы?

1. Нравятся ли вам уроки русского языка и литературы?

         2. Хотели бы вы заниматься данными предметами дополнительно, во внеурочное время?

3. Являются ли данные уроки интересными и результативными для вас?

Результаты анкетирования учащихся были следующие:

image

Учащиеся связывали повышение интереса к предмету и эффективности усвоения знаний с использованием  ИКТ на уроках русского языка и литературы . В целях выявить данную зависимость в качестве критериев для анализа были отобраны  следующие показатели:

1критерий: умение учащихся пользоваться компьютерными программами, работать с ЭИОН, тестирующими программами по русскому языку и литературе.

2 критерий: умение создавать творческие работы, презентации, выполнять проекты.

3 критерий: способность самостоятельно организовывать свою деятельность.

Анализ деятельности учащихся

image

  С обучающимися психологом школы проводились следующие методики анкетного опроса: «Методика изучения мотивации обучения подростов», «Диагностика сформированности  общеучебных умений и навыков и универсальных способов деятельности», «Тест- опросник направленности учебной мотивации (по русскому языку и литературе» (см. Приложение )

   Задача:определить мотивацию учения у детей, выяснить, есть ли у них интерес к обучению, а также с целью профориентации и выбора будущей профессии.

Интерпретация полученных ответов показала, что обучающиеся данных классов:

  • целенаправленно готовятся к сдаче промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
  • с интересом слушают учителя;
  • охотно занимаются исследовательской деятельностью;
  • ставят проблемные вопросы и самостоятельно находят на них ответы, пользуясь справочными пособиями и источниками информации;

Также за последние три года наблюдается позитивная динамика роста уровня мотивации к изучению русского языка и литературы. (см. Приложение )

Увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся по русскому языку и литературе (проектов, исследований).

За последние три года увеличилось количество творческих работ учащихся по литературе. Вот тогда и возникла идея организации проектной деятельности учащихся на уроках.

В первую очередь я попыталась организовать самостоятельную работу школьников. В основном это были как краткосрочные проекты, рассчитанные на один – два урока. В результате  появились небольшие, но интересные проекты.

  Проектно - исследовательская деятельность– это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний.

Моя цель: создание условий для развития творчества обучающихся, самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи:

  • сформировать интерес к познанию мира;
  • развивать умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности;
  •  способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике.

 Число желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью растёт год  от года. Информация о количестве творческих работ обучающихся по предмету (см. Приложение )

   Тема каждого исследования актуальна. Обучающиеся стараются качественно анализировать состояние проблемы, учатся использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы. Творческие работы обучающихся, в том числе созданные в форме мультимедийных презентаций, качественно оформлены и являются частью учебно-методического комплекса кабинета русского языка, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе. Информация о результатах представления (защиты) творческих работ обучающихся в рамках конкурсов, смотров, презентаций, конференций (см. приложение):

·         В 2008 году творческая группа ребят под моим руководством участвовала в районном конкурсе «Моя классная- самая классная!» , работы учащихся были напечатаны в одном из номеров районной газеты «Голос целинника» (см. приложение )

·         В 2010 году в областном конкурсе творческих исследовательских работ «Пусть поколения знают…» приняло участие 2 ученицы: девочкам вручены Грамоты и памятные подарки ( см. приложение )

·         В 2010 году во Всероссийском конкурсе творческих исследовательских работ приняло участие 3 старшеклассницы, ученица 10 класса Обласова Елена, 9 класса Веселухина Ксения и Абышева Елена награждены Грамота участника (см. приложение )

 

 

Участие и достижения обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников

 

  Увеличивается количество школьников, принимавших участие в Международной игре по русскому

языку  «Русский медвежонок – языкознание для всех» (см. приложение)

 

  

 

2008 год

Результаты

2009 год

Результаты

2010 год

Результаты

Количество учащихся

5

Сертификаты участников

12

Сертификаты участников

14

Сертификаты участников

   Растёт количество обучающихся, участвующих в олимпиадах и добивающихся высоких результатов.

 Принимали участие в олимпиадах по русскому языку и литературе:

  • На школьном уровне происходит динамика роста числа участников
  • На муниципальном уровне число участников остается стабильным, так как участвует  на данном  уровне только победитель школьной олимпиады  (на муниципальном уровне олимпиады проводятся только для учащихся 9-11  классов)
  • На областном уровне : 2010-2011 уч.год – 1 человек  (Темирова Юлия, 11 класс – вошла в десятку сильнейших по литературе.)

 

Критерий 2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

 

Информация о формах, наименовании внеурочной деятельности по предмету, ее регулярности, вовлеченности обучающихся

 В целях повышения качества знаний по русскому языку и литературе, развития интереса к предметам на протяжении ряда  лет провожу:

-  викторины по русскому языку и литературе;

-  конкурсы на лучшее сочинение, на лучшее чтение стихотворений;

-  вечера поэзии;

-  встречи с мастерами художественного слова;

-  встречи с работниками районной библиотеки;

- встречи с работниками школьной библиотеки.

    Развитие  творческих способностей обучающихся, повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, привитие интереса к изучению русского язык, выявление и занятия с одарёнными  детьми – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности. Для оптимального решения веду большую внеклассную работу.

 

Форма внеурочной деятельности, его наименование

Регулярность (периодичность)

Доля обуч-ся от общего количества обучаемых учителем школьников по годам (%)

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011у

ч.год.

Кружок «Говорим и пишем правильно»

Элективные курсы по выбору (русский язык) «Говорим и пишем правильно»

Индивидуальные занятия с учащимися

Кружок «Культура речи»

   Элективный курс «Подготовка к ГИА по       русскому языку»

     Элективный курс «Официально-деловой стиль.    Деловое   письмо»

    Предметные недели

1 раз в неделю

 

1 раз в неделю

 

 

1 раз в неделю

 

1 раз в неделю

 

1 раз в неделю

 

1 раз в неделю

 

1 раз  в  год

26%

 

39%

 

 

4%

 

-

 

42%

 

-

 

61%

30%

 

42%

 

 

9%

 

42%

 

-

 

-

 

69%

30%

 

42%

 

 

12%

 

-

-

42%

75%

 

   Занятия привлекают большое количество ребят, так как позволяют выпускникам лучше подготовиться к поступлению в ВУЗы и углубить свои знания по русскому языку и литературе. Это подтверждают результаты на выпускных экзаменах в форме ЕГЭ.

   Ежегодно в школе проходит предметная неделя русского языка и литературы. В это время мы организуем конкурс газет по русскому языку, литературных газет, иллюстраций к художественным  произведениям, конкурс чтецов, различные интеллектуально-познавательные игры, викторины. В таких мероприятиях принимают участие  учащиеся, интересующиеся русским языком и литературой.

Основные  формы организации работы с детьми, обладающими повышенными интеллектуальными способностями.

 

   Особое место во внеклассной работе по русскому языку и литературе в период формирования и развития предметной направленности занимают районные и областные предметные олимпиады.

  Кроме ежеурочной подготовки к участию в предметных состязаниях, реализации дифференцированного обучения на уроках, в течение пяти  последних лет к началу каждого учебного года корректирую и составляю  план подготовки способных учеников  к участию в предметной олимпиаде по русскому языку или литературе на основе содержания образования, материалов олимпиад разного уровня, олимпиадных заданий  прошлых лет.  Проводится данная подготовка на консультациях, которые могут посещать не только ученики моих классов, но и ребятами из разных параллелей.

   Работа со способными детьми целенаправленно начинается с 8 класса.  В 9-11 классах эту работу осуществляю  систематически, в соответствии с планом работы со способными детьми. (см. приложение )

 

   Конечно, такие планы – это еще не гарантия призовых мест на предметных олимпиадах, в первую очередь – это еще одна возможность приблизить учеников к предметам, пополнить их знания по русскому языку и литературе, нацелить на работу. Занятия по подготовке к олимпиадам позволяют школьникам почувствовать собственную значимость, ощутить свою роль в жизни школы.

    Одной из эффективных форм внеурочной деятельности, основным помощником в организации работы с детьми, обладающими повышенными интеллектуальными способностямиможно назвать элективные курсы по выбору, так как вести каждый год кружки в силу техили иных обстоятельств не получается.   

    Не все способные ученики к 11 классу  сохраняют  стойкий интерес к активному участию в конкурсах, олимпиадах, во время обучения в школе у них появились интересы к другим предметам. Учащиеся старших классов серьезно относятся к посещению  элективных курсов по русскому языку.

  Однако о  некоторых  результатах можно все-таки говорить.

     Вот наиболее интересные и значимые результаты как для детей, так и для меня, учителя:

  • Ученики вынесли из школы неплохой запас знаний по русскому языку и литературе, сохранили до окончания школы стойкую успеваемость, стабильность результатов  по русскому языку и литературе.
  • Выпускники два года подряд  неплохо справляются  с единым государственным экзаменом  по русскому языку.
  • В течение трех лет ученики  становились призерами районных предметных олимпиад: два раза – по литературе. (см. приложение)
  • За 3 года обучения в старшем звене способные ученики моих классов  приняли участие в 3  творческих кон­курсах: одном  рай­онном, одном  – областном, одном – всерос­сийском. Были награждены грамотами и призами.

   Конечно, не всегда обсто­ятельства складываются так, что вся система работы со способными детьми может быть реализована в полном объеме, начиная с 5 класса: меняется нагрузка, мне приходится начинать обучение некоторых детей  с 9 или 10 класса. Однако определенную часть этой работы можно включить на любом этапе обучения, в любом классе. Нынешние  мои  ученики (а это 5 -классники и 6-классники) достаточно работоспособны, как и их предшественники, и уже имеют успехи: ребята участвуют в школьных предметных олимпиадах, Всероссийской заочной олимпиаде «Русский медвежонок», участвуют в предметных неделях, разрабатывают свои первые проекты. Все-таки главное, наверное, увидеть, «не проглядеть ни одного способного человека».

                    Результаты выступления обучающихся в различных конкурсах

 

Год

Уровень

Название

конкурса

ФИО

обучающегося

Результат

выступления

2008

 

 

 

 

2010

 

 

2010

Районный

 

 

 

 

Областной

 

 

Всероссийский

«Моя классная – самая классная!»

 

 

 

Пусть поколения знают…

 

 Святые заступники Руси

Юлия Авдеева, Клячко Павел,

Елена Шелковая

 

 

Чащина Елена

Дубровина Юлия

 

Абышева Елена

 

 

Веселухина Ксения

 

Обласова Елена

Лучшие работы напечатаны на страницах газеты «Голос целинника» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ  )

 

Почетная грамота участника (ПРИЛОЖЕНИЕ )

 

Грамота участника  (ПРИЛОЖЕНИЕ)

 

 Грамота участника (ПРИЛОЖЕНИЕ  )

 Грамота  участника (ПРИЛОЖЕНИЕ  )

 

Критерий 3. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

 

На протяжении 17 лет   выполняю обязанности  классного  руководителя. В  2011 году выпустила 11Б класс, в настоящее время являюсь классным руководителем учащихся 5А класса. В классе 20 учащихся, проживающих в селе Целинное.

   Систему воспитательной работы с классом всегда  начинаю   с составления социального паспорта класса и учетом сельского социума. По  данным социального паспорта я выстраиваю   воспитательную работу в классе, целью которой является создание условий для благополучного развития нравственной, творческой, физически здоровой личности, достойной Человека.

 Для реализации этой цели мною проводится работа по формированию подросткового коллектива через организацию  работы  по единению  и сотрудничеству  между  учащимися, классным руководителем  и родителями. Работа ведется по разработанной мною  программе формирования ученического коллектива, которая помогает решать следующие задачи:

  • формирование и сплочение классного коллектива
  • утверждение в сознании и чувствах детей патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • развитие познавательных интересов , развитие творческой активности;
  • воспитание лидерства, уверенности в собственных силах;
  • развитие творчества и инициативы;
  • воспитание информационной культуры, культуры делового общения;
  • организация системы психолого-педагогической поддержки семьи;
  • оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, в подготовке старшеклассников к семейной жизни;
  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • профилактика негативных зависимостей и асоциального поведения учащихся;
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

  Результаты анкетирования  родителей и учащихся свидетельствуют о благоприятном психологическом климате в  детском коллективе, с которым я работаю. 

Оценки учащихся и родителей

Оценили психологический климат в классе как

2008-09 уч. год

9В класс

2009-10 уч.год

10Б класс

2010-11 уч.год

11Б класс

учащиеся

родители

учащиеся

родители

учащиеся

родители

благоприятный

15 из 21

16

7 из 12

8

8 из 11

8

хороший

5

4

3

4

3

3

удовлетворительный

1

1

     1

0

0

0

 

 

    Все годы я работаю по своим выработанным принципам: «Быть с ребятами рядом и чуть впереди», «Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети», «Быть честным со своими учениками».

   Воспитательная система в классе построена  на принципе гуманизма, с использованием технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Одним из важных элементов в работе классного руководителя я считаю оказание помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. Для эффективной работы постоянно знакомлюсь с идеями гуманистической психологии и педагогики, положениями концепций педагогической поддержки О.С. Газмана, С.Д. Полякова,Т.В. Анохина, Н.Б. Крылова,  Р.С. Немова. Теоретические представления об условиях и принципах педагогической поддержки помогли мне более обоснованно, точно и корректно осуществлять свои практические действия. Использую метод тестирования для получения информации вербального и невербального характера,  о психологическом состоянии школьника. Затем уже начинаю работать  над выяснением причин и сути проблемы и её разрешением. Я  рада, если  смогла помочь  своему воспитаннику.

Школа работает над проблемой здоровьесбережения, поэтому  одним из главных направлений в воспитательной работе является формирование осознанного отношения к своему здоровью, сохранение его, воспитание здорового образа жизни. С этой целью я использую здоровье сберегающие технологии не только на уроках, но  во внеурочной деятельности. Каждый год разрабатываю план по сохранению и укреплению здоровья, куда включаю  различные мероприятия по данному направлению. Провожу  классные часы о разумном питании, организации режима дня выпускника, акции «Мы выбираем здоровый образ жизни», беседы по темам «Правила личной гигиены», «Профилактика простудных заболеваний», «Учись управлять собой» и др. Все учащиеся класса ежегодно принимают участие в традиционных школьных Днях Здоровья, месячнике по оборонно-массовой работе, спортивных мероприятиях.

Технология педагогики сотрудничества положена мною в работе по становлению ученического самоуправления. При построении воспитательной системы большое внимание уделяю созданию условий для самореализации и самоутверждения личности своих воспитанников. Вся работа по развитию самоуправления в классе нацелена на формирование активной жизненной позиции. Взаимодействие с учащимися строю на принципах сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения, доброжелательности, практичности, объективности.

Мы с детьми – партнеры во всех делах. На этом принципе построено самоуправление в нашем коллективе. Применяю я и поэтапное делегирование ребятами полномочий по решению управленческих задач в деятельности класса, учитывая при этом интересы, склонности детей. В классе есть постоянные органы самоуправления, но в практике работы применяю и создание временных органов самоуправления. Это часто бывает при подготовке общешкольных дел. На равных с учащимися обсуждаю общие проблемы. Не допускаю дискриминации в классе по национальному, религиозному признакам, не допускаю унижения ребятами друг друга; социальному и материальному положению родителей учащихся; физическому состоянию и интеллектуальным способностям школьников. Всю  внеурочную деятельность класса планирую совместно с  активом класса.

   Большое внимание уделяю подготовке классных часов, привлекая к ней актив класса. Вырабатываем  свои правила – каждый должен быть активным участником мероприятия. Учащиеся  с удовольствием выполняют поручения, связанные с темой классного часа: собирают материал, создают проекты, оформляют стенды, альбомы, делают звукозаписи, подбирают конкурсы, игры и т.д. Родители являются основными помощниками в проведении классных вечеров, они  создают настоящий праздник  для ребят.

Тематика классных часов, форма  проведения мероприятий разрабатывается мною отдельно  на каждую четверть, учитываю пожелания детей, родителей, поэтому классные часы носят разнообразную тематику. Когда-то я прочитала у  великого педагога В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В своей работе я стремлюсь к этому.

   В классе наблюдается рост показателей. Дети, участвуя в школьном самоуправлении, развивают свои организаторские и лидерские навыки, имеют возможность реализовать свои способности, таланты.

   Актив класса пользуется авторитетом, признанием одноклассников. Достижения в работе по развитию самоуправления можно объяснить продуманной, целенаправленной работой с активом класса. Ребята являются участниками многих интересных дел в классе, школе, о чем свидетельствуют почетные грамоты и дипломы, которые с удовольствием мы оформляем в своем классном уголке. (см. приложение)

За три года работы с данным классным коллективом у меня сложились очень добрые, доверительные отношения с родителями класса. На протяжении  учебного года  неоднократно  посещаю  семьи с различными целями. Это и ознакомление с социальными условиями проживания учащихся, и  индивидуальные беседы с родителями о корректировке межличностных отношений в семье.   В  2010 году в практику своей деятельности ввела индивидуальные беседы с родителями по телефону, так как  я живу в 12 километрах от школы, и часто у меня нет возможности съездить вечером домой к ученику, чтобы решить проблему.

Кроме этого, чтобы глубже узнать родителей,  исследую  внутрисемейные межличностные отношения родителей, их влияние на успеваемость, так как семья обеспечивает человеку и поддержку, и защиту, и отдых, а детям - воспитание и развитие. За годы работы классным руководителем у  меня сложилась система работы с родителями: раз в четверть проходят классные родительские собрания,  традиционным стало проведение тематических консультаций для родителей, индивидуальные встречи, беседы по телефону. В работе с родителями важную роль играют родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации. Я стараюсь разнообразить их проведение: совместно с детьми, одни родители, только с папами, отдельно для матерей. Большое внимание уделяю и форме проведения собрания. Провожу собрания в форме «За круглым столом», КВН, чаепитие, «Умейте на вопросы ответы находить» и многие другие. На собраниях  обязательно подчеркиваю достижения детей, их успехи. У меня с родителями есть согласие в достижение цели. Таким образом, родители принимают активное участие в учебно-воспитательном процессе своих детей, активны на классных родительских собраниях.

План работы с родителями на 2010-2011 уч. год

 

Вид

деят-ти

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Май

 

Изучение семей учащихся. Составление банка данных.

Анкетирование родителей

Составление социального паспорта класса.

Посещение  семей  учащихся  класса, знакомство родителей с планом ВР.

 

Диагностика «Типовое семейное состояние»

 

 

Определение уровня развития детей за год

Диагностика «Модель выпускника»

Педагогическое просвещение родителей

Организационное родительское собрание «Гармоничное развитие личности-необходимое условие жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников»

 

Встреча с работниками РОВД

Тематическое собрание «Организация рабочего дня выпускника»

 

Тематическое собрание «Семейное счастье… В чем оно?»

Тематическое собрание «Роль традиций в семье»

Участие родителей в КТД

Совместный поход в лес

 

День матери

Подготовка к Новогодним праздникам

Урок мужества

Подготовка к выпускному вечеру

Подготовка к выпускному вечеру

Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями, консультации, посещение квартир

 

Сбор документов на бесплатное питание.

 

Встреча родителей с психологом

Консультация для родителей «Как повысить успеваемость»

Встреча родителей с соц. Педагогом

Сбор документов на бесплатное питание.

 

Встреча родителей с психологом

 

Родительское собрание «Как подготовиться к  ЕГЭ»

Родительский актив.

Выборы в родительский комитет. Составление плана работы.

 

Заседание род. комитета «Подготовка кабинета к зиме»

 

Заседание род. комитета Организация классных вечеров

 

Заседание род. комитета. Итоги года

                 

 

 

Анализируя посещения родителями классных собраний за последние три года можно наблюдать рост их участия. Так, если в 2008-2009 учебном году в среднем на родительских собраниях присутствовало 11-12 человек (из 20 родителей), в 2009-2010 – 5-8- человек (из 12 родителей), то в 2010-2011 учебном году – 6-8  (из 11) человек.

За годы  работы в коллективе сложился благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки. Результаты анкетирования, отзывы  учащихся и их родителей показали, что и дети и родители удовлетворены работой классного руководителя (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). В классе классный руководитель, по мнению ребят, выполняет роль  помощника ребят в трудных делах, старшего товарища. В своей работе классный руководитель использует подбадривание ребят, умело делает замечания, дает добрые советы, заботится о психологическом здоровье воспитанников. По результатам анкетирования можно судить о том, что класс дружен и сплочен.

В 2009 -2010  учебном году психологом школы  была проведена диагностика, направленная на изучение уровня  воспитанности  обучающихся 10Б  класса.(см. приложение )

Анкета по определению  психологического комфорта  в классном коллективе

 

1. Класс, в котором учится ваш ребёнок, можно назвать дружным. ≈3,8

2.    В среде своих одноклассников ваш ребёнок чувствует себя комфортно. ≈3,5

3.   Классный руководитель проявляет доброжелательное отношение к вашему ребёнку. ≈3,9

4.   Мы испытываем чувство взаимопонимание в контактах с классным руководителем. ≈4

5.   Классный руководитель справедливо оценивает достижения вашего ребёнка. ≈3,9

6.   Классный руководитель учитывает индивидуальные способности вашего ребёнка. ≈3,8

7.   В классе проводятся дела, которые интересны и полезны вашему ребёнку. ≈3,9

8.   Классный руководитель заботиться о физическом развитии и здоровье вашего ребёнка. ≈3,9

9.   Классный руководитель способствует формированию достойного поведения вашего

ребёнка. ≈4

10.   Классный руководитель способствует созданию условий для проявления и развития способностей вашего ребёнка. ≈4

 

  Результаты анкетирования показали высокий уровень удовлетворённости родителей работой классного руководителя.

  За 3 последних года в моих классах отсутствуют правонарушения  у обучающихся. (см. приложение) Большое внимание уделяю  профилактике правонарушений и формированию здорового  образа жизни учащихся: провожу классные часы о разумном питании, организации режима дня, борьбе с вредными привычками и воспитании полезных.

  В  школе  и районе обобщен мой опыт работы в качестве классного руководителя по теме: «Дискуссия как один из эффективных методов воспитания старшеклассников».  Проведены открытые классные часы по темам «Есть или не есть? Вот в чем вопрос!» (2008-2009 уч.год), «Патриотизм: знак вопроса» (2009-2010 уч.год), мастер-класс по теме «Толерантность: что это такое?» (2009-2010 уч.год).

Являюсь победителем районного конкурса педагогического мастерства в номинации «Сердце отдаю детям» (март 2010 года), участник областного конкурса педагогического мастерства в номинации «Воспитать человека».

   Класс, который набрала в 2011 году, отличает хорошая успеваемость (качество знаний  составляет 70%, успеваемость -100%), активность, спортивная закалка отдельных учащихся, артистизм (14 ребят из класса посещают музыкальную школу, спортивную школу, школу искусств, Дом творчества – 70% обучающихся). Ребята не останавливаются на достигнутом, они  стремятся стать лучше (несколько ребят имеют  одну «4» по предметам).  Учащимся этого класса присущи такие качества, как трудолюбие, коммуникабельность, интерес к школе. Ребята с уважением относятся к старшим, поэтому не возникает проблемы в организации помощи пожилым людям (класс оказывает помощь труженику тыла Айткуловой Валентине Ивановне и  ветерану труда Бремзе Вере Яновне). Учащиеся отзывчивы к проблемам сверстников, одноклассников (участвуют в акциях «милосердия», помогают друг другу подтянуть отдельные предметы). Класс является   сплоченным  коллективом.  Дети  адекватно реагируют  на замечания со стороны старших, учителей, классного руководителя. Также они способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного. Способны проявить настойчивость, преодолевать трудности, что необходимо для развития личности в целом. Проявляется умение учеников взаимодействовать и сотрудничать с педагогами. Мои ученики   принимают активное участие во всех школьных делах и мероприятиях. В течение года неоднократно становились победителями и призерами в различных олимпиадах,конкурсах.(см. приложения)

   Для успешной социальной адаптации учащихся я стараюсь привлекать ребят к решению проблем местного социума. Наш класс всегда является активным участником во всех социальных акциях, проводимых в школе: благотворительных концертах, субботниках, «Неделе добра» и других мероприятиях. В данный момент классный коллектив участвует в трех образовательных проектах «Моя малая Родина» (проведен классный час по теме «Мое село на карте Родины», участвовали в викторине «Знаешь ли ты свое село?»), «Пришкольный сад моей мечты» (проект направлен на благоустройство территории школы), в областном  проекте «Мы вместе» (нами разрабатывается программа литературного маршрута «Пою тебе, Целинное!») (см. приложение)

  Все вышеперечисленные направления (работа по формированию классного коллектива, работа с родителями, развитие самоуправления, участие в жизни школы и в решении проблем местного социума) составляют основные аспекты моего воспитательного плана работы с классом. (см. приложение)

Информационная справка

о проведенных мероприятий социальной направленности

за   последние три года

 

Название

Мероприятия

Класс

Благотворительная деятельность

Поздравление с днем пожилого человек ветеранов педагогического труда Казыеву Фариду Разеевну и Газизову Райсу Набеевну, Омельченко Галины Никандровны, Печенкиной Нины Ивановны, Тюрменко Аллы Степановны

10б

Шефская работа

Работа в качестве вожатых в 4А классе

Художественно-эстетическая деятельность

Участие в концертах для населения

 

Краеведческая деятельность

Работа над проектом «Моя малая Родина»,

«Пришкольный сад моей мечты»

Работа над проектом «Война в судьбе моей семьи» (Сбор краеведческого материала о людях  Целинного района)

Собран материал по темам «Бабушкино детство», «Что я знаю о своем деде»

 

11Б

Трудовая деятельность

Уход за памятником Д.Н.Томину

 

10Б,11Б

Экологическая деятельность

Экологический десант на территории школы

Экологический десант на территории села Целинное

Благоустройство территории школы

10Б,11Б

Благотворительная деятельность

Участие в акции «Милосердие»

 

Участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды

(с 2010 по 2014 год)

 

Название проекта

Учебные годы

Класс

«Моя малая Родина»

2010-2012

общешкольный

«Пришкольный сад моей мечты»

2010-2012

общешкольный

«Мы вместе»

2011-2014

общешкольный

                                   

 

Критерий 4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

 

Использование образовательных технологий в образовательном процессе

    Перед современной школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.

        Современные школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и педагоги повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями.

 В связи с этим в 2008 году прошла курсовую подготовку при ИПКи ПРО по теме «Пользователь ПК» (см .приложение)

    Это позволило мне использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы. На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает мотивацию учения у школьников.

 Сам факт проведения урока русского языка или литературы в кабинете, оснащенном компьютерной техникой ( у меня есть такая возможность), интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из  внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка и литературы. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень  компетенций, навыки профессионального общения.

            Я считаю, что задача  учителя русского языка и литературы -  сделать каждый урок привлекательным, содержательным и по-настоящему современным.

            В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку и литературе  активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.

             

Я по-разному применяю компьютер в работе:

  • на уроках,
  • во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
  • в исследовательской работе,
  • на  занятиях элективного курса «Подготовка к ГИА», «Говорим и пишем правильно»,
  • при проведении мероприятий, классных часов и родительских собраний.

 

   Компьютер  в урочной деятельности и на занятиях элективного курса я  использую на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала (н-р, Урок литературы в  6 классе по теме «Есть ли чудо в рассказу  А.И. Куприна «Чудесный доктор»?)  см. приложение)
  • закреплении;
  • повторении;
  • контроле знаний, умений и навыков (тестирование использую,  начиная с 5 класса) ( см. приложение)

   Современный ученик все чаще обращается за необходимой информацией в Интернет-ресурсы, поэтому учебно-справочные материалы – неотъемлемая часть цифровых образовательных ресурсов. Электронные пособия могут быть использованы как справочные материалы при выполнении самостоятельной работы, как учебные материалы для заданий поискового характера, для организации коллективной работы в классе. Это Большой энциклопедический и исторический словари онлайн, энциклопедия портала «Кирилл и Мефодий», Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля и др.

     В своей работе использую инновационные методы оценки результатов. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Уверенные  в своих знаниях ученики,  быстро справляясь с основным заданием на уроке, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично».

«Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться  помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по  уровню подготовки ученики получают разные задания.

     Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную  проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и  комфортно.

  Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне, как учителю литературы, важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Использование компьютерных технологий в учебном процессе способствуют повышению мотивации учащихся.

        На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации и т.д. По отзывам старшеклассников, им нравится работать с программой PowerPoint.

       Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта.  (см. приложение )

Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы.

    В своей педагогической деятельности использую творческие проекты. На уроках, где организую проектную деятельность, очерчиваю общую учебную проблему, затем учащиеся разбиваются на несколько групп (5-6  человек), на начальном этапе, когда дети не владеют технологией проектной деятельности, даю определенный алгоритм:

  1. Определите тему проекта.
  2. Определите участников своего проекта.
  3. Определите проблему проекта.
  4. Найдите, предложите и обсудите пути решения данной проблемы.
  5. Определите и оформите конечный результат работы.
  6. Защитите проект перед другими группами.
  7. Примите участие в обсуждении проектов других групп.

    На первом этапе освоения технологии проект выполняем под моим руководством от начала до конца. Моя цель на этом этапе проектной деятельности – не только научить детей получать, обрабатывать и оформлять собранную информацию, но, прежде всего, научить самостоятельно планировать свою деятельность и следовать строго составленному плану.

   Моя роль  как учителя со временем меняется – это позиция организатора проектной деятельности обучающихся и консультанта.  Проектная деятельность в рамках урока забирает значительное количество времени, что приводит учителя к осознанию необходимости сдваивания уроков. Даже небольшие проекты, связанные с решением учебной проблемы по одному из разделов русского языка, например, «Фразеология», где необходимо группе работать со словарем, затратные по времени, и 40 минут явно недостаточно.

В 5-6 классах предпочтение отдаю  групповым проектам: «История одной песни» «Мой школьный фразеологический словарик», «Война в судьбе моей семьи»», «Что в имени тебе моем», «Мое родословие»  и др.(см .приложение) При изучении темы «Фразеология» каждый учащийся выполнял  страницу мини-проекта по изучению одного фразеологического оборота, к проекту прилагался рисунок.  Данный  проект был представлен в 2011 году  во время предметной недели русского языка и литературы, учащиеся школы с удовольствием читали представленный материал.

Как учитель–практик вижу трудности на этапе описания проблемы, целеполагания, планирования, представления результатов.  Разработала  памятки, помогающие учащимся в работе над проектами разных моделей. На основе пособия Сергеева И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» разработала  «Путеводитель по Стране проектирования», где в доступной форме изложила  подходы ко всем основным вопросам организации проектной деятельности учащихся.(см. приложение) Материалы переработала с учетом возрастных особенностей школьников. Например, для учащихся 5-6 классов план паспорта проектной работы  выглядит так:

1. Название проекта.

2. Руководитель проекта.

3. Учебный предмет.

4. Состав проектной группы.

5. Цель проекта.

6. Задачи проекта.

7. Проблема проекта.

8. Этапы работы над проектом.

9. Форма презентации.

В этом году по решению МО учителей русского языка завели папки достижений учащихся (портфолио). Детям эта идея понравилась. (см. приложение )

 

Стараюсь, чтобы каждый ученик в течение года получил возможность  быть руководителем проекта и поучаствовать в создании группового проекта.

 

Чтобы ребята могли сами объективно оценить свои реальные достижения, в 5А классе ввели «портфолио». Заранее обсудили с детьми на классном часе, зачем это нужно, а также определили структуру «портфеля достижений»:

Раздел I«Портфель документов»:

дипломы победителя или участника предметных олимпиад;

 грамоты за   участие в конкурсах, выставках;

сертификаты участия.

Раздел II, где помещаются творческие работы («Портфель работ»).

Раздел III«Отзывы, рекомендации, самоотчеты», где будут представлены:

отзывы учителей о выступлении ученика на конференции; 

благодарственные письма;

заключения учителя, эксперта о качестве выполненных проектов

    Считаю, что портфолио способствует осмыслению ребенка своего интереса, личностной значимости, оценки качества работы, следовательно, своих способностей к определенным видам деятельности. Как учитель, стараюсь создать условия для получения учеником социального одобрения своих достижений: демонстрирую работы на уроке перед классом, на родительских собраниях. Это значительно усиливает мотивационную функцию портфолио. Надо отметить еще и то, что дети среднего звена с интересом ведут свое портфолио. Для ребят  на данном этапе очень важен первый раздел портфолио. Предъявление «солидного» портфеля достижений – возможность повышения интеллектуального престижа в коллективе.

Для меня портфолио ценно тем, что оно стимулирует детей на достижение высоких результатов, развитие познавательных и творческих способностей, включение в проектную деятельность, а также демонстрирует усилия, прогресс, достижения ребенка.

Убеждена в том, что проектная деятельность – это то, что сегодня интересно и нужно как детям, так и учителю.

В процессе работы над проектом развиваются личностные характеристики учащихся: ответственность, инициативность, толерантность, способность переживать за общее дело, доброжелательность, уважение. 

Повышение мотивации обучающихся к учебному процессу показывает позитивная динамика количества проектных и исследовательских работ:

 

 

Учебный год

Количество

проектов

Количество детей

Вид проекта

Уровень представления

2008-2009

3

8

Учебный

Школьный

2009-2010

9

1

28

2

Учебный

Школьный

Региональный

 

2010-2011

18

39

 

3

Учебный

Школьный

 

Региональный

 

Выводы: увеличение числа учащихся, выполняющих проекты, связано с тем, что растет познавательный интерес детей, желание удовлетворить собственный интерес в предметной сфере.

 

        Использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе дает хорошие результаты. Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры школьников .(см. приложение) Проектная деятельность активно развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе. И в этом особая социальная значимость цифровых материалов.

     Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю – новатору становится самому интересно овладевать Интернет-технологиями и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.

      Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

   Наша школа является пилотной площадкой по применению здоровье сберегающих технологий, поэтому каждый учитель школы имеет  апробированный опыт по использованию здоровье сберегающих технологий. Мною  был разработан и выпущен буклет «Здоровье  в порядке? Спасибо зарядке!», который был представлен на областном конкурсе инновационных социально-педагогических проектов в рамках года Учителя. Проект школы «Проектирование и содержание здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения» удостоен Диплома победителя. ( см. приложение)

В  образовательном процессе  использую следующие здоровьесберегающие технологии, методики  и приемы оздоровления детей:

  1.Технология деятельности на уроке. Провожу  физкультминутки, эмоциональные разрядки.

2.  Тематика, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. На уроках русского языка используются тексты (для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ), пропагандирующие  разные виды спорта, олимпийское движение, здоровый образ жизни и т.п. 

3. Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, игра, воздействие цветовых гамм, использование музыки, ситуации «новизны, удивления, успеха»).

    Как  показывает практика,  применение  в процессе обучения здоровьесберегающих технологий привело  к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классных коллективах (см. приложение)

Основной метод работы на уроке – деятельностный,  что позволяет знания не получать в готовом  виде, а «добывать» в процессе работы над проблемой. Поэтому на уроках я применяю частично-поисковые, проблемные методы работы, элементы развивающего обучения, проектную методику, опорные конспекты.

Положительные результаты использования современных образовательных технологий:

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • достижение уровневой дифференциации обучения;
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Начиная с прошлого года, соотношение роли учителя по отношению к самостоятельной деятельности учащихся значительно изменилось благодаря использованию ИКТ.

 

Соотношение объёма деятельности учителя на уроке и деятельности учащихся

 

9 класс

2008-09уч.г.

10 класс

2009-10уч.г.

11 класс

2010-11уч.г.

Деятельность учителя

91%

60%

30%

Самостоятельная работа учащихся

9%

40%

70%

 

 

 

Критерий 5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

 

Описание методической системы учителя

     В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразования, навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать и делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Информационно-компьютерное обучение – большая и трудная работа. Она требует от учителя не только хороших знаний, но и высокого методического уровня.

   Выбирая и применяя методы и приемы воспитания, как учитель русского языка и литературы,  ставлю перед собой цель : найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учащихся.

В соответствии с данной целью разработала собственную методическую систему, для достижения которой решаю следующие задачи:

  • Формирование у школьников умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • Активное вовлечение учащихся в учебный процесс;
  • Предложение ребенку максимально возможного для него объема материала;
  • Создание успеха для повышения внутренней мотивации к обучению;
  • Развитие у учащихся творческих способностей, навыков исследовательской и проектной деятельности, умение принимать оптимальные решения.

    Долгое время я была противником  использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, считая, что они умаляют мою  роль как учителя в образовательном процессе. Но, делая  первые шаги в освоении ПК, поняла,  как глубоко заблуждалась. Теперь не один, а два  компьютера – мои первые помощники и советчики в различных начинаниях.  

  За 3  года  применения компьютерных технологий на уроках  научилась более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, научилась видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.  Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин.  Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.  Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем - словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

   Имея в своем кабинете компьютер, мультимедийную установку, у меня есть возможность в изготовлении материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки — задания, опросники, проверочные работы.   Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.

   Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий. И хотя, на мой взгляд, еще не создано учебное пособие, отвечающее всем требованиям (сочетание большого количества информации, грамотно отобранной и представленной в различных видах, с обилием иллюстративного материала, справочным аппаратом, наличием качественной мультипликации, видео, компьютерных моделей, возможности проведения контроля знаний), можно получить необходимый результат, сочетая имеющиеся программы.

   При обучении русскому языку и литературе  использую ИКТ при объяснении нового материала для максимального его усвоения,на уроках закрепления ЗУН (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий, как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ, начиная с 5 класса),  для организации эффективной  самостоятельной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской деятельности. Применение  ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя.

   Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. При объяснении нового материала на уроке  я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.    В процессе такой организационной работы компьютер из средства обучения превращается в способ обучения, потому что достижение любого результата (проект, тест, презентация и т.д.) развивает навыки детей, формирует умения работать как с компьютером , так и с информацией. Ребятам доставляет удовольствие не только смотреть и слушать, но и творить самим, моделировать, создавать результат, единственный и неповторимый,

Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание буклета, презентаций). Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей: презентацию, буклет, и т.д. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку, находить положительные стороны, научиться видеть отрицательные стороны презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК , воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

   Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

  Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить  каждому ребенку. Уверенные  в своих знаниях ученики,  быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично».

   «Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться  помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по  уровню подготовки ученики получают разные задания

   Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную  проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и  комфортно.

   Современные  ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития языковой и информационной компетенций ученика. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых умений и навыков, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности. ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании русского языка и литературы, так как способствуют активизации мышления учащихся, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь ученика и преподавателя.

      Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы позволяет достичь хороших результатов: разнообразить формы работы, деятельность учеников, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.  Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к предмету; делают процесс усвоения эффективным.

  Систематическая  работа по подготовке занятий с использованием ИКТ открывает для меня новые возможности для творческого роста и профессионального развития. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения  эффективности  и интенсификации обучения и самообучения,  повышения качества образован.  При проведении занятий с использованием ИКТ, на которых излагаю учебный материал (лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала), активность учащихся достигается за счет введения в содержание занятия различного рода иллюстративного материала, приемов проблемного обучения.

        Мультимедиа средства значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств мультимедиа позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность учащихся в образовательной деятельности. ИКТ позволяют существенно повысить мотивацию обучающихся к включению в исследовательскую работу по предмету. Индивидуальные и совместные проекты учащихся с использованием ИКТ вовлекают участников в учебный процесс уже на стадии подготовки, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. Разнообразные цифровые образовательные ресурсы позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Наглядность и активность ИКТ способствуют формированию у учащихся навыков рефлексии, а обучающие программы дают возможность наглядно представить результат своих действий.Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникаци­онные технологии не оптимизируют обуче­ние, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Использо­вание ИКТ, как, впрочем, и любого другого метода, не может быть самоцелью. Новые информационные технологии лишь позволя­ют приблизить школьную методику к требо­ваниям сегодняшнего дня.

    Свой педагогический и методический опыт опубликовала на сайте школы, на своем личном сайте: http://www52.jimdo.com/app/sd8c9705babe512ca/p16c4b19a675d03f1/:

 

  • Исследование «Христианские духовные традиции и ценности в святочной литературе»

 

  • Обобщение опыта работы «Дискуссия как один из эффективных методов воспитания старшеклассников»

 

  • Обобщение опыта работы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

 

Опыт моей педагогической  деятельности опубликован в  следующих   изданиях:

  •   Методическое пособие «Дидактический материал по русскому языку по развитию речи по теме «Цветы» (Целинное 2010 год) – решение МО учителей русского языка и литературы. Данным  дидактическим материалом пользуются все педагоги школы. (см. приложение)

С 2007 годаявляюсь членом жюри районных олимпиад по русскому языку и литературе.

 

   

Информация об участии в сетевых профессиональных сообществах, инновационных образовательных программах и проектах.

 

Наименование профессионального сообщества, инновационного проекта, программы

Статус

(роль, уровень участия)

Выполняемая (выполненная) работа

Областной социально-педагогический проект «Проектирование и содержание здоровье сберегающей деятельности ОУ»

Областной инновационный проект «Мы вместе»

Участник проекта

 

 

 

 

 

Руководитель подпроекта

Создатель буклета по здоровье сбережению (из опыта работы) (см. приложение)

 

 

Руководитель литературного проекта «Пою тебе, Целинное»

 

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы).

    Постоянно обобщаю собственный педагогический опыт. Являюсь активным участником МО учителей русского языка и литературы, консультирую по теоретическим вопросам, являюсь  ответственным организатором ГИА в 9 классе, членом жюри районных олимпиад по русскому языку и литературе. Провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия на муниципальном и областном уровнях.

На муниципальном уровне:

    2008-2009 уч.год -  открытый классный час в 9В классе по теме «Есть или не есть? Вот  в чем вопрос…» для директоров школ района, в рамках     использования современных технологий на уроке;

   2008-2009 уч.год - Открытый урок литературы в 9 В классе по теме «Мертвые души – поэма о небокоптителях» для директоров школ Сафакульевского, Альменевского и Целинного района, в рамках использования здоровье сберегающих технологий  на уроках;

2009-2010 уч.год.- открытый урок литературы в 10 классе по теме «Любовная лирика Ф.И.Тютчева» ,  мастер –класс для молодых специалистов;

  2009-2010 уч.год -  открытый классный  час по теме «Патриотизм: знак вопроса.» для администрации отдела образования , зам. директоров по воспитательной работе в рамках конкурса «Учитель года»;

 Март 2009-2010 уч.год – мастер- класс для  учителей района, зам. директоров по учебно-воспитательной работе в рамках конкурса «Учитель года»;

       Май 2010-2011 уч. год  - открытый урок русского языка в 5Б классе по теме «Имена существительные собственные и нарицательные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные» для куратора  ИПКи ПРО, администрации школы;

   2010-2011 уч.год – участие в методической выставке в номинации «Актуальные новинки» ( 2 место) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ  );

Февраль 2012 года – открытый урок литературы в 6Б классе  по теме «Есть ли чудо в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»?, в рамках МО учителей русского языка и литературы;

Апрель 2011-2012 уч. года – открытый классный час  в 5А классе для заместителей директоров по воспитательной работе по теме « Питание и здоровье», в рамках использования здоровьесберегающих технологий  во внеклассной деятельности .

 

На областном уровне:

  •  Апрель 2009-2010 уч.год – открытый классный час по теме «Патриотизм: знак вопроса»- в рамках конкурса «Учитель года» (номинация  «Воспитать человека»
  • Декабрь 2010-2011 уч.год – участие в областном конкурсе инновационных социально- педагогических проектов в рамках года Учителя (создание буклета по здоровье сбережению) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ )
  • Март 2012 года – на  данных курсах мною был разработан урок по технологии Альбетковой  (технология ИПРО), который  провела на одном из занятий на курсах повышения квалификации (см. приложение)

 

 

 

 

 

 

 


 

                   Критерий 6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования

 

Разнообразие форм повышения квалификации, направленных на профессиональное саморазвитие

 

Сведения о повышении квалификации

 

 

Наименование

учреждения

Форма повышения квалификации (курсы, стажировка, тренинг, тематическая школа, обучающие семинары, научно-практические конференции и др.)

Наименование образовательной программы (проблемы)

Дата повышения квалификации

Наименование и реквизиты документа

Результаты внедрения полученных ЗУН в педагогическую практику

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»

 

Областная библиотека имени  А.К.Югова

 

 

 

 

 

ГАОУ ДПО ИРОСТ

 

Курсы повышения квалификации

 

 

 

Курсы повышения квалификации

 

 

 

Профессиональная переподготовка

 

 

 

Курсы повышения квалификации

 

 

 

Участие в межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения А.К.Югова

 

вебинар

«Региональный компонент в преподавании литературы»

 

 

 

«Реализация деятельностного подхода в воспитательной работе классного руководителя»

 

 

«Менеджмент в образовании»

 

 

 

 

«Стилистика и культур речи»

 

 

 

 

Юговские чтения

 

 

 

 

 

 

 

«Подготовка к олимпиаде по предмету»

«Особенности преподавания русского языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

«Организация ГИА в выпускном классе»

Октябрь 2007 года Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (регистрационный номер 005239)

 

Декабрь 2007 года Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (регистрационный номер 001456)

 

2007- 2009 год

Диплом о профессиональной переподготовке (регистрационный номер 1627)

 

2012 год

Удостоверение  о краткосрочном повышении квалификации(регистрационный номер 982)

Март 2012 года

 Справка   об участии в научно-методическом мероприятии

 

 

 

 

 

Участие в областных методических мероприятиях с использованием видеоконференцсвязи

Приложение

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

  1. Для повышения своего педагогического мастерства я постоянно посещаю семинары, консультации и другие мероприятия, проводимые ИРОСТ г. Кургана. В целях самообразования изучаю методическую литературу, в том числе периодическую («Русский язык в школе», «Литература в школе», приложение к газете «1 сентября» и др.); изучаю и использую методическую информацию на Интернет-сайтах (http://www.school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал, http://www.ict.edu.ru/- портал «ИКТ в образовании»,http://school-collection.edu.ru, http://rus.1september.ru; http://www.gramota.ru; http://language.edu.ruи др.).

С целью своего повышения профессионального уровня на ближайшие 3 года мною запланировано:

1. Разработать систему заданий и упражнений для самостоятельной работы учащихся с использованием ИКТ.

2. Разработать компьютерные уроки-презентации по курсу орфографии и пунктуации.

3. Собрать  копилку внеклассных мероприятий и родительских собраний  с использованием  информационно-коммуникационных технологий.

Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства, экспертной деятельности

Информация об участии в конкурсах профессионального мастерства

 

 

Год

Название конкурса

Уровень

Реквизиты документа, подтверждающего результат участия в конкурсе

2010 год

 

 

 

2010 год

 

 

20011 год

 

 

 

2012 год

 

 

Фестиваль педагогического мастерства «Учитель года-2010» (номинация «Сердце отдаю детям»)- победитель

 

 

Участник 5 областного Фестиваля педагогического мастерства-2010 в номинации «Воспитать человека»

 

Участие во Всероссийском  конкурсе «За нравственный подвиг учителя» - лауреат

 

 

Победитель районного Фестиваля педагогического мастерства «Учитель года-2012» (номинация «Учитель-мастер»)

 

Районный

 

 

 

Областной

 

 

Областной

 

 

 

Районный

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

Приложение

 

 

Приложение

 

 

 

Приложение 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка по промежуточной аттестации

Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....

Аналитическая справка (критерия №2)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №1)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №3)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №4)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка по итогам школьного тура предметных олимпиад

содержит основные моменты проведения школьных олимпиад, формирование команды на городской тур...