Музейная педагогика на уроках литературы
план-конспект урока (10 класс) по теме

Опыт использования школьного музея на уроках литературы в старших классах. Урок внеклассного чтения по книге Константина  Воробьёва  "Убиты под Москвой" в школьном музее Боевой славы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorobyov__novyy_office_word.docx54.92 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврищева С.В.

Заслуженный учитель РФ

ГОУ СОШ № 237

Музейная педагогика

Музейная педагогика на уроках литературы

(деятельностный подход в преподавании литературы)

(На основе повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой»)

В современной педагогике обосновывается необходимость эмоционального образования, личностно ориентированный подход к обучаемому во всех сферах педагогического воздействия. Особую тревогу вызывает нравственный облик молодого поколения. И противостоять бездуховности возможно не голым декларированием истин, пусть даже  высоких, а  воздействием на самые сокровенные струны юной души.   Современные средства технического прогресса позволяют школьникам получить громадный объём информации, но вся она направлена, в основном, на расширение представлений об окружающем мире. И только искусство способно воздействовать на эмоциональную сферу, так как, по мнению специалистов, 55% человек усваивает визуально, а 12 % - аудиально, т.е. возможности  позволяют усвоить 67% информации образно.

В современных условиях музей (во всех его разновидностях) остаётся, как и прежде, мощным средством воздействия на  человека, источником самосовершенствования.

Понятия  «народ», Родина имеют общий корень-РОД, родной дом, откуда мы родом.

И если человеку привить уважение к своему роду, Родине, то ион будет иметь гражданскую позицию. Именно поэтому так важно использовать все имеющиеся возможности для формирования этой позиции с самого раннего возраста. Особую роль в становлении гражданской позиции играет школьный музей.

Смутное время разрушило триаду: октябрята-пионеры - комсомол. Н природа не терпит пустоты: пустота стала сразу же заполняться неформальным молодёжным движением: люберы, рокеры, скинхеды. И именно историческая память народа явилась той ниточкой, которая и связала молодёжь с  корнями своего рода.

И именно музей Боевой славы заставляет задуматься о месте человека на Земле, вызывает чувство гордости за своих предков.

        Люди, с уважением относящиеся к истории своей страны, к истории других народов, не могут быть безнравственными. Такие люди не способны на подлость, предательство, жестокость.

Опыт жизни предшествующего поколения, запечатленный в музейных экспозициях, научит молодое поколение понимать, что не хлебом единым жив человек.

Громадную роль в духовном и нравственном становлении школьника играют исторические лица: общеизвестно, что история любой страны - это совокупность судеб людей, живущих в этой стране. И с наибольшей полнотой особенности национального характера проявляются именно в годы тяжёлых национальных испытаний. И именно музей позволяет воспитывать поколение на примере исторических лиц.

В  современном обществе России происходят большие миграционные процессы. Люди разных культур вынуждены вливаться в новые для них условия. Очень часто этот процесс происходит мучительно, вызывает социальные потрясения.

Для того чтобы адаптироваться в обществе, нужно хорошо знать историю народа, среди которого ты будешь жить. В современной школе  много детей разных национальностей, носителей различных культур. И музей поможет всем детям увидеть, что всех людей, независимо от национальности и вероисповедания, объединяет стремление жить в мире.

Современная Москва предлагает широкий спектр культурно-исторического наследия- музеи, выставки, да и каждый камень является историей. Но именно школьный музей позволяет работать с каждым ребёнком в системе. И чем больше знает молодёжь об истории своего народа, тем меньше вандализма, тем больше толерантности.

Методической основой патриотического воспитания школьников средствами музея должны стать новые подходы в понимании патриотизма. Основой патриотизма должно стать не формирование представления о не политическом единстве, осознание  основ Российской государственности,  формирование любви к многонациональному Российскому народу. Очень важно показать школьникам полиэтничность России, помочь избежать смешения понятий «патриотизм» и «национализм», потому что именно многие «патриоты» разжигают межнациональную рознь в России.

Когда школьника узнают о том, что во время Великой Отечественной войны рядом плечом к плечу сражались за Родину люди свыше 100 национальностей, то они  начинают понимать цену политическим экстремистским призывам, прикрываемым национальной идеей.

        К числу  неизмеримых ценностей  относятся ценности, которые несёт в себе школьный музей Боевой славы.

У каждой школы есть своё лицо. У каждой школы есть свои «святыни». И эти – то «святыни » и определяют  не только своеобразие ШКОЛЫ как живого организма,  стиль работы всего коллектива,  создают нравственные ориентиры   во всех сторонах деятельности педагогического коллектива.

В  школе  № 237 не  просто  функционирует один из лучших школьных  музее Боевой славы - он стал именно святыней, определившей и лицо школы, и нравственный облик учащихся, и центром по нравственному воспитанию учащихся.

Музей занимает 1-е место среди музеев страны. В нём собран богатейший материал не только по истории 6-го Гвардейского корпуса 4-й Танковой армии, но и по истории школы, по истории микрорайона.

И сегодня можно с полным правом говорить о системе методической работы  в музее: как материалы музея позволяют организовать работу в урочной деятельности учителя-предметника.

Методическая работа, как показывает наш опыт, может быть организована в различных направлениях:

  1. организации и проведение урочной деятельности;
  2. организации исследовательской деятельности по предмету;
  3. организация творческой деятельности учащихся.

 В нашей школе накоплен опыт по созданию методических рекомендаций в использовании  музея в урочной  деятельности.

     Типы  музейных  исходят из целевой установки учителя, и наш опыт позволяет представить уже разработанные типы музейных уроков:

  1. урок-экскурсия;
  2. урок-лекция;
  3. урок-исследование;
  4. урок-концерт;
  5. урок-презентация;
  6. урок-беседа;
  7. урок внеклассного чтения.

Методы, формы, приемы  работы на уроках музейного типа  исходят из законов дидактики, основаны на современной технологии личностно ориентированного обучения.

         Специфика музейных уроков  состоит в хорошем владении учителем материала, в умении отобрать  его на конкретный урок, не перегрузить урок декларативными лозунгами.

           Цель  музейного урока может быть достигнута только тогда, когда урок организован по своим специфическим законам: в отличие от обычного урока в его традиционной форме музейный урок должен быть организован как совместный поиск, как открытие истины здесь и сейчас, как постижение нравственных законов бытия.         

На уроках музейного типа нет и не может быть привычных критериев в оценке знаний - здесь допустимо только восприятие, самопостижение, самопознание, а это  не подлежит оцениванию вообще.        

    Результативность таких уроков может быть отслежена только путём хорошо продуманных творческих заданий, личностно ориентированных на каждого ученика-индивидуальных, доступных и посильных.        

Например, музейный урок по истории школы нами был организован следующим образом:

Сначала было предложено задание: собрать материал о выпускниках школы.

  1. Проведена экскурсия в школьный музей, изучены экспозиции, рассказывающие об истории школы.
  2. Поставлена задача: постараться заполнить «белые» пятна в истории школы.
  3. Распределены индивидуальные задания, каждое из которых, отличаясь цельностью и смысловой законченностью, в то же время является частью общей коллективной работы, той мозаикой, из которой складывается общая картина: у истоков создания школы, школа-воин (судьба школы в период Великой Отечественной войны), судьбы выпускников, шагнувших в шквал войны,  учёба в школе во время войны.

     Работая по указанным  учителем направлениям, учащиеся открыли для себя высокий уровень нравственности, мужества, гражданственности, который невозможно измерить и оценить - результатом коллективной работы стал творческий проект, основанный на использования современных компьютерных технологий: «Пропуская через сердце».

  Другая группа ребят работала над циклом телевизионных передач, рассказывающих не только о музее, школе, но и о своём восприятии подвига ветеранов Великой Отечественной войны.        

   Музейные уроки по истории школы завершились созданием оригинального проекта - «Письмо потомкам». В этой творческой работе учащиеся трепетно оценили нравственный опыт своих предшественников, взяли на себя нравственные обязательства перед потомками.    

     Каждый музейный урок, и в этом его специфика, должен быть вписан в систему деятельности, иметь  цель, учитель должен представлять смысл своей работы, формы организации деятельности учащихся после музейного урока.

Музейные уроки должны носить цикличный характер: одна и та же тема может быть, и должна быть, представлена много раз, на различных возрастных уровнях,  организована разными методами и формами.

Кроме  музейных уроков, основанных на использовании материалов музея, большой потенциал в нравственном формировании учащегося  представляют уроки, на которых материал музея является «фоном», создающим особую  атмосферу; музейные  экспозиции- живые свидетели происшедшего -  позволяют достичь нравственной высоты.

 Представляется  целесообразным все уроки, связанные с литературой о Великой Отечественной войне, проводить в музее Боевой славы.

 Тематика таких уроков обусловлена программой, индивидуальностью  учителя.

Особый интерес представляют уроки по литературе на военную тему, на которых учитель использует материал и художественного произведения, и материалы школьного музея.

Опыт показывает, что в каждом музее имеется материал, который         можно использовать как иллюстрацию к художественному произведению, и тогда этот материал несёт в себе громадный эмоциональный уровень воздействия. Смешивается «явь», явленная в экспозициях музея, и художественный вымысел становится правдой факта.

Учащиеся забывают, где художественный вымысел, а где – «невероятная явь войны».

Представляет большой интерес опыт по вплетению в канву художественного произведения биографических сведений из жизни ветеранов  Великой Отечественной войны. Та биографическая основа, которая запечатлена в художественных образах, на самом деле опирается на историческую действительность. Не секрет, что авторы произведений о Великой Отечественной войне сами были её участниками, а герои  художественных произведений - это их  вчерашние   боевые товарищи, а их судьба – типичная судьба воина-защитника. И в череде исторически выверенных судеб, представленных в музейных экспозициях, в череде подвигов защитников при всей, казалось бы, повторяемости их жизненного пути, всегда есть нечто неповторимое, что притягивает юные сердца. Добиться  воздействия на души детей, заставить их содрогнуться от жестокости мира, воспитать отвращения ко всякой нетерпимости возможно только на эмоциональном уровне, и именно музей представляет для этого неограниченные, неисчерпаемые возможности.

Музейные уроки по своему эмоциональному накалу должны быть организованы на высоком методическом уровне.  В проведении их не может быть мелочей. Важно, чтобы всё было продумано: кого пригласить, какие современные информационные возможности  использовать, какие конкретно экспозиции школьного музея  задействовать.

Особое внимание нужно уделить продумыванию финала урока. В зависимости  от типа, темы и целей урока завершающий этап  может быть разным. Лучшим финалом можно считать открытый финал - когда возникнет много вопросов, и на них нет однозначного ответа - финал обращен к сердцу каждого ученика.

 

           

Методические рекомендации

для организации уроков музейного типа.

Психологические основы методических рекомендации.

1.  Главной задачей всех музейных уроков, как было уже нами обозначено, является включение каждого школьника в единую цепочку:      Я - народ.

   Необходимо развивать историческую память. Под исторической памятью подразумевается информация, которая накапливается и предаётся из поколения в поколение посредством достижений культуры, приобретением нравственных ценностей, то есть всего опыта человека - материального и нравственного. И мы все участники этого процесса. Музей демонстрирует это с убедительной силой.

     Именно в музее Боевой славы школьники понимают, что с позиций исторической памяти индивидуальная память человека - не только его личное дело. Та информация, которую индивидуум не получил - и не передал, не самого передать своему окружению, те так и не смогут узнать никогда. ТО, что не внесли в копилку исторической памяти человечества, может быть так и не создано никем другим . Историческая память человечества требует от индивидуума активности и деятельности, основанных на интересе.

Интерес, вовлечённость не могут быть всенаправленными. Трудно, невозможно выучить и держать в памяти неинтересное. Бессмысленная информация забывается именно потому, что не пробуждает интерес.

Вывод: развить представление о необходимости для каждого школьника исторической памяти, продумать, на каком интересе воспитывать потребность в развитии исторической памяти.

2.Постоянно развивать и поддерживать интерес и вовлечённость в сохранение исторической памяти человечества.

3.Все методические приёмы на уроках музейного типа должны быть построены на развитии ассоциативной памяти, именно ассоциативная память позволит поддерживать постоянный интерес и обеспечить  достижение цели, поставленной учителем.

Чем с большим количеством фактов, представлений, образов, уже хранящихся в сознании, будет связан новый факт, представление, образ, тем более вероятно, что он будет понят и принят школьником.

Каждая такая связь - своего рода нить: чем больше нитей- тем крепче сеть, удерживающая новую информацию в сознании школьника

  1. В работе с учащимися на музейных уроках  необходимо использовать возможно большее число органов чувств, стараясь подкрепить образ всеми видами осязания.
  2. Невозможно запомнить частного, не имея представления о целом. Необходимо всегда так организовывать  представляемый  материал, чтобы дети имели представление о целом

Необходимо опираться на принцип избирательности в отборе материала: тщательно отбирать, что и сколько на этом занятии должно быть представлено для восприятия.

  1.  Учитель должен организовать работу над пониманием практической значимости  материала для учащихся: только практическая потребность и знание порождает интерес, интерес ведёт к большим знаниям, а те - к большему интересу.
  2.  И одно из важнейших требований к музейным урокам - работать над сопричастностью: эмоциональная окраска знаний позволит прочно сохранить не только информацию, но и впечатления.

Один из самых сложных уроков - урок, на котором объединены приёмы традиционной и музейной педагогики.

Представляем конспект такого урока

«Невероятная явь войны  в повести К. Воробьёва

 «Убиты под Москвой»

Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Родины; формирование  у учащихся нравственной позиции.

Специфика урока: урок проходит в школьном музее Боевой славы.

Оформление урока:

переносная доска, выставка книг о Великой Отечественной войне.

Технические средства обучения, используемые на занятии:

магнитофон, видеомагнитофон (видеоряд - кадры хроники битвы за  Москву)

Карта, отображающая сражение под Москвой.

Экспозиции музея, задействованные на уроке:

стенд о  начале  войны;

стенд, рассказывающий о битве под Москвой;

стенд, рассказывающий о  боевом пути 6-го ГМК 4 –й  ТА;

стенд; рассказывающий о семье Орловых;

стенд; рассказывающий о подвигах танкистов 6-го Гвардейского механизированного корпуса.

Ход урока

1-й этап урока. Вступление.

Слово учителя.

Тема урока: невероятная явь войны…

Звучит (тихо) песня «Вставай, страна огромная…» (только начало песни).

 Учитель. И страна встала на смертный бой...

Прошу поднять руки тех, кто знает в своей семье  о вставших на защиту Родины, кого эта боль обожгла навсегда .

(Поднимают руки все присутствующие на уроке).

 Учитель. Как видим, среди нас нет никого,   кто  не унаследовал бы эту боль... И точно так же и по всей стране нет дома, нет семьи, в который бы не пришла война и осталась там болью навечно…

Эта явь войны, прошедшая через ваши семьи, осталась болью навечно.

А с этих музейных стендов смотрит на нас судьба целого поколения.

В этих музейных экспозициях -  явь, запечатлённая документально.

Сегодня  на уроке по повести К.Воробьёва мы  не только  проанализируем художественную структуру произведения, но и поговорим о нас. Книга написана для нас.

И про нас.

Книга – один из главнейших памятников человечества. По свидетельству поэта Б. Пастернака, это «образ мира, в Слове явленный…».

         Особую, нравственную, ценность имеет для нас Слово свидетеля, участника событий, опалённых войной.

К.Воробьёв - один из тех добровольцев, кто однажды пришёл вот на такой же пункт формирования ополченческой дивизии, как и в нашей школе, и разделил судьбу солдата от первого дня войны до последнего.

Привлекаем материалы музея. Говорим о том, что в нашей школе формировалась дивизия народного ополчения. Прямо из  школьного здания отправлялись на фронт ополченцы - именно  с  такими ополченцами  встретилась рота кремлёвских курсантов в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой».

Задание. Найдите в тексте описание ополченцев.

Сравните это описание с фотографиями на стенде.

Вывод учащихся: правда художественного факта неоспоримо подтверждена документальными свидетельствами

  Учитель. В нашей стране роль печатного слова  всегда была священна.

Е. Евтушенко:

«Поэт в России больше, чем поэт, в ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет».

Важнейшее место в русской литературе всегда занимала тема защитника Родины. Тема защиты Отечества всегда объединяла писателей различных литературных направлений, школ.

Служение Отечеству всегда было для русского народа мерилом ценности человеческого достоинства

Обращаем внимание на выставку  книг,  рассказывающих  о защитниках Родины.

Вот парад «строчечного фронта»- лишь немногие из книг, ставших национальным достоянием.

Это книги не только о войне, но и о главном в нас - о Родине, о человеческом достоинстве, о человеческих ценностях.

2 этап урока. Откроем одну из этих   книг…

Константин Воробьёв. «Убиты под Москвой».

Целевая установка: мы проанализируем повесть К.Воробьёва в нескольких аспектах:

  1. смысл названия повести;
  2. роль эпиграфа в повести;
  3. роль художественного времени для раскрытия идейного содержания повести;
  4. взаимосвязь эпического и лирического сюжета для раскрытия образной структуры произведения.

Анализ повести К. Воробьёва «Убиты од Москвой»

Учитель. Прочитаем эпиграф к повести.  Какую роль он выполняет?

Учитель.         Какую эмоциональную окраску произведению придаёт слово «убиты»? Что в этом - жестокий упрёк, сожаление о безжалостной и бессмысленной смерти? Сочувствие? Сострадание? Боль?

Ответ. Бесспорно: название  неоднозначно и многопланово определяет гамму авторских чувств: боль, вину за судьбу своих героев.

Учитель. Какой период войны изображён в повести»?

Ответ.  Начало ноября 1941 года.

Прочитаем первое предложение. Кажется, что оно отчеканено строевым шагом: «Рота кремлёвских курсантов шла на фронт»…

Учитель.  Какая информация «скрыта» за каждым словом?

Ответы.

  1. «Рота  кремлёвских курсантов»- значит, исчерпаны все резервы Москвы.
  2. Посылают последние силы. В роте не так много человек - но и даже  такое количество солдат может определить исход сражения. (Чтение документа об отправлении на фронт кремлёвских курсантов).
  3. Кроме того, мы понимаем, что  роту составляют  совершенно не обученные для военных действий мальчишки - их задача- парадное сопровождение, праздничный караул.
  4. Фронт так близко от Москвы, что до него можно дойти пешком.

Работа с музейными экспозициями.

Анализируем на стенде карту, где изображена линия фронта под Москвой в октябре- ноябре 1941 года - Москва в огненном кольце.

Говорим о том, что рядом с героями повести К.Воробьёва могли стоять плечом к плечу герои, судьба которых запечатлена на музейных стендах. (Указываем на  эти стенды. Говорим о том, что судьба капитана Рюмина  из повести К. Воробьёва отражена и в судьбе капитана  Василия Фёдоровича Орлова).

 Явь оказалась невероятной, но документально и художественно  запечатлённой.

Учитель. Какие  они, главные герои повести К. Воробьёва, в начале произведения? Какие детали раскрывают их нравственный облик?

Ответы. Гл.1:

  1. «Идут строевым шагом…. Дистанция - по уставу- 6 м.».
  2. В руках у безупречно вышколенного капитана- стек- предмет тайной зависти и гордости за своего командира всех курсантов.
  3. Пейзаж  вызывает ощущение ужаса, конца света: «Будто сроду не было восхода солнца, …оно навсегда застряло…небо сплошь затянуто клубами дыма…лихо-гарь от сгибших деревень…».
  4. «Фронт им казался зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти».

Учитель. А как для них открылась война? Что изменилось в их понимании войны и почему произошли эти изменения?

Ответы.

Первое утро на войне

Гл 2.

  1. Восприятие  утра дано глазами Алексея:
  2. «…радостно печатал снег сапогами…»
  3. «неуемное притаившееся счастье,- радость этому хрупкому утру...
  4. «….радость словам связного…»
  5. «…радость своему гибкому телу…»
  6. «…радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь вдел это издали…»
  7. Самая большая мечта - надеть хромовые сапоги, «Я их ещё ни разу не надевал!»

  1. В сознании Алексея происходит переоценка всех нравственных ценностей - от юноши, восторженно верящего декларативным лозунгам, он приходит (всего за 4 дня!) к воину, готовому сознательно отдать свою жизнь  ради жизни на земле.

И в этом – величайшая заслуга писателя. В этом - величайшая правда факта из жизни целого поколения.

Учитель. Страшно ли было Алексею в первое утро на войне?

Ответ. Нет, не страшно. Он просто не понимал, что явь войны окажется такой невероятной.

  1. «Всё  это…во много походило на полевые тактико-инженерные занятия в училище».

Сознание его нечётко и зыбко смешивает былые представления о жизни с грохотом боя.

  1. «С ещё более нечётким и зыбким сознанием воспринималась им война. Тут он оказывался совершенно беспомощным. Всё его существо противилось тому реальному, что происходило, а он  не то что этого  не хотел, а просто не знал, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось,- пятый месяц немцы безудержно рвались вперёд, к Москве».

Он раньше знал  многие вещи  с абсолютной уверенностью в незыблемости внушённых ему истин.

Знал, что: «… будем бить врага на его территории, что огневой залп любого нашего соединения в несколько раз превосходит чужой,- об этом, и ещё о многом, многом другом Алексей, воспитанник Красной Армии, знал с 10 лет.

И в его душе не находилось места, куда бы улеглась невероятная явь войны».

Учитель. Первая встреча с войной - взрыв - и все упали лицом вниз. Не по уставу! Обидно и стыдно! Им, вчерашним школьникам, кажется, что это нелепая случайность. Сейчас они проявят себя как герои. Но мы знаем, что жизнь их оборвётся - об это заявлено в названии - «УБИТЫ». И наше сознание направлено на художественное исследование мотивов поведения обречённых на гибель людей. Что двигало ими? Чем руководствовались?

 Ответы.

  1. Они слышат уверенный голос капитана Рюмина, его команду- «чёткую, торжественную, как на параде», понимают смысл его «иронической улыбки», а «туго затянутая перчатка» даёт ощущение уверенности, что «всё будет как надо», поэтому лишь от взгляда командира «вытягивались по стойке «смирно».
  2. Наверное, слишком хорошо понимал капитан Рюмин меру безграничной веры мальчишек в его командирские возможности. Понимал, что они доверяли ему не только жизнь- смысл своего бытия. Наверное, в крушении этой веры и кроется разгадка трагического самоубийства капитана Рюмина.

Учитель. К какому жанру тяготеет это произведение?

Ответ. К жанру хроники  документально описаны события 4-х дней, не только отделившие живых и мёртвы,  а  ставших временем взросления, понимания самых важных человеческих устоев. Оказывается, можно ничего не прогнать врагов со своей территории. Можно не разить его наголову и  в то же время совершить подвиг  - подвиг нравственный.  Подвиг в том, что эти юноши, безоружные, незакалённые, не обученные воевать,  выдержали,  не отступили, превзошли фашистов силой  духа.

Учитель. Какая задача была поставлена перед курсантами?

Ответ. Попасть в распоряжение ополченческого полка, подкрепить его состав. Первое лицо, которое они встретили на фронте, оказалось далеко не геройским, не соответствовало представлениям курсантов  о чудо-воине. Это был «маленький измученный подполковник».

  1. Один яз курсантов, лейтенант Гуляев, полон уверенности в скорой победе: «Русская гвардия никогда не отступала». И он имеет право так верить - об этом свидетельствовала вся русская история, наследниками которой и являются Кремлёвские курсанты.

 Учитель.  Найдите в тексте примеры, как наших глазах  под обстрелом рушатся знания, ещё мгновения назад казавшиеся незыблемыми...

Анализ гл 2 (конец главы).

  1. Трогательно, не по уставу, по-детски звучит страх  в словах Алексея: «Заходят на нас, Сашек!».
  2. Первое восприятия войны: Алексей «действует» как положено по уставу: «как на экзамене», «как на параде», «как под знамёнами» - мы видим, что в сознании Алексея мир разделён на две неравные части: по уставу - и невероятная явь войны.

В повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой»  всё «первое» для курсантов если не становится «последним» (по мере того как автор показываем нам, как убивают курсантов), то получает совершенно другие нравственные ориентиры.

Учитель.

Интересно посмотреть, как в повести раскрывается «первое» (немецкий танк, смерть…)

Ответы.

  1. Курсанты не могут  воспринимать войну во всём  её чудовищном виде, поэтому немецкие самолёты для курсантов - «галки»,  а появившиеся на горизонте немецкие танки- «точки».
  2. Первая встреча с танками в сознании Алексея (атака на танки с пистолетом): «Вот врезали.…  Пусть знают…». Он пока  уверен в том, что сейчас фашисты побегут...
  3. Первая встреча с  немцами, первый бой: «Сейчас в меня! В меня! В меня!»- мы видим нормальную человеческую реакцию человека, оказавшегося беззащитным пред огненной лавой
  4. Первый немецкий налёт: «Как удар грома Алексей ощутил мучительное чувство радости, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом, и, стыдясь больно навернувшихся слёз, он крикнул исступлённо, с непонятной обидой и злостью: «Рассредоточиться»!
  1. Первая встреча с немцами: (Гл. 4) «Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах. Ему было известно всё, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих фашистов; он не мог заставить себя думать иначе, как о людях, которых он знал или не знал - безразлично. Но какие же эти? Какие? И что делать? Подать команду стрелять?»

 Учитель. К.Воробьёв художественно объясняет суть фашизма: хороших фашистов не бывает Фашизм- это диагноз. С этим надо бороться всеми доступными, невероятными средствами. И можно остаться человеком, пройдя через нечеловеческие испытания, если эти испытания освящены идеей борьбы с фашизмом.

  1. Первая ступень нового мировосприятия в сознании Алексея: (всего за три часа): «Нет, сначала я сам! Надо всё сперва самому!

«Он уже знал, что и как ему делать с собой в случае нового  обстрела и знал, что прикончит любого, кто, как и он сам. Потеряет себя хоть на секунду», «…загнанный вглубь животный  ненужный слезный крик мешает ему что-нибудь сказать курсантам».

 Учитель.  Какова  же новая, заключительная высота в сознании Алексея?

 Ответ. «Он физически ощутил, как растаяла в нём тень страха перед собственной смертью».

Работа с материалами музея.

Обращаемся к экспозициям, где представлены ГЕРОИ СОВЕТСКОКО СОЮЗА.

Говорим о том, что эти обыкновенные люди встали над своей жизнью. Преодолели страх перед собственной смертью.

Просим назвать их имена. Вспоминаем, кого они могут назвать из тех, кто ради жизни на земле сумел преодолеть страх пред собственной смертью. И в этом преодолении - их величие.

Учитель. Как вы думаете, что же помогло Алексею преодолеть страх? Что помогало реальным людям преодолеть в подобных ситуациях чувство страха?

Ответ. К.Воробьёв показывает, что помогло Алексею  преодолеть  чувство страха: в самые тяжёлые минуты в сознании Алексея всплывают картины детства – с дедом Матвеем. И ради этой малой Родины  можно пожертвовать своей жизнью.

Учитель.  К. Воробьёв показывает, как меняется  облик Лейтенанта.

Сначала перед нами  просто испуганный и растерянный человек. Он бежит с поля боя. И мы не осуждаем его за это, потому что понимаем, какие чувства он испытывает:

«Не хотелось ничего: ни думать, ни разговаривать, ни жить... Он был пуст, ко всему глух и невосприимчив». «И Алексей впервые понял, что смерть многолика».

 Учитель. Как Воробьёв художественно изобразил чудовищную явь войны?

Ответы.

  1. Алексей  очень растерялся оттого, что в одну секунду рухнул все его представления о смысле бытия: «Он бросился по окопу, не зная, куда бежит и что делать».
  2. Изуродованный Анисимов, его оторванная нога, смешанная с кровью, стонущая от боли земля рождают в нём (всего за 3 часа!) уже совершенно нового человека: теперь он точно знал, что  не позволит никому, в том числе и себе, растеряться перед лицом смерти. И если раньше услужливая совесть подсказывала ему лазейки, куда он мог спрятаться от кровавого ужаса войны («я не могу     …. Я не пойду … Пусть будет так … без меня… Ну что я им теперь…»). Лейтенант Ястребов приходит к новому пониманию своей роли в этих обстоятельствах: он не просто один из воинов, а совесть, надежда и маяк для рядовых: «Молчаливый диалог с совестью завершён».
  3. «Он поглядел на курсантов и понял, что должен идти туда и всё видеть», «Всё видеть , что есть и что будет».
  4. «Ему понадобилось не много времени, чтобы построить свои мысли в ряд».

Учитель. И только это новое осознание своей миссии даёт силы идти на это поле, где уже убиты, и ещё будут УБИТЫ, УБИТЫ и УБИТЫ….

Так открылась для Алексея невероятная явь войны.

Война дана глазами двух человек: кадрового офицера и лейтенанта-курсанта

   А кадровый офицер Рюмин просчитывает войну, документально в его восприятии всё расписано по минутам (работа по тексту повести):

8.20- получен приказ об отступлении

8.30-отправлен Клочков за письменным приказом об отступлении;

8.40- появились немецкие броневики;

10.15-миномётный обстрел;

13030- получено известие о гибели политрука Анисимова;

14030- возобновлён артобстрел;

17.00 – обстрел закончен.

 Учитель.  Автор достигает достоверности художественного  факта за счёт предельной концентрации времени.

Учитель. Все мысли курсантов, все их надежды сконцентрированы на капитане Рюмине.

Бесспорно, это самый сложный образ. И автор, несомненно, предполагал, что такой негеройский итог жизни (самоубийство)  не вписывается в наше представление о героическом. Его уход из жизни-  сила или слабость? Поражение или победа?

           Поразмышляем об этом. Ответы.

  1. В его роте 220 курсантов, 220 винтовок, 400 противотанковых и 150 противопехотных гранат. 150 бутылок  с бензином.

Это почти по 2 гранаты каждый мог бросить в танки. И одну гранату против немецкой пехоты.

  А какая военная сила направлено на его солдат?

Самолёты, танки, пушки, миномёты….

И понятно его желание вначале повести: «Мысленно отбил танковую атаку», «снова увидел уничтоженные танки и живых курсантов».

Рюмин понимает, что рота   окружена. Понимает, что ни разу не бывавшие в бою курсанты погибнут бесславной смертью. И капитае принимает мужественное решение: дать бой. Пусть курсанты в последние минуты своей жизни почувствуют радость победы. Даже незначительной. Пусть погибнут, но на поле боя, почувствуют себя героями.

«…броском вперёд: и разгромить, обязательно разгромить! Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении».

И он, как и Алексей Ястребов, меняется у нас на глазах – исчезли внешние признаки- перчатки, стэк, выправка.

Осталась только железная логика боля и чувство ответственности за вверенные ему судьбы:

«….со стороны учиться мести невозможно. Это чувство само растёт из сердца, как первая любовь у познавших её».

Учитель Как можно совместить понятия первая любовь- месть?

Ответ. Любовь к жизни, к родине, к людям, что рядом с тобой - всё , что мы называем малая моя родина, рождает чувство ненависти ко всему, что мешает жить и любить жизнь во всех её проявлениях.

Учитель. Как изменилось сознание Рюмина после боя? Какие детали раскрывают его образ?

Ответы.  Рюмин  уверен в себе.  Он пытается вывести из окружения оставшихся в живых. Автор тяготеет к дневниковой форме повествования. На счету не только каждая граната, но и каждый человек. Каждая минута.

Измученные курсанты идут к Клину- до него 37 километров.

Несут с собой всех раненых и трёх погибших в последнем бою.

Почему несут погибших?

Ответы. Это приказ Рюмина  имеет очень большое значение для живых- все должны знать, что они- воинское подразделение, команда. И каждый в ответе за всех и за всё.

   И вот уже лейтенант Гуляев тоном лейтенанта Рюмина просит позволить сбить бутылкой самолёт.

В сознании читателей измученные курсанты предстают как герои. На своём месте они делают больше, чем могут. Именно такое нелогичное противостояние с бутылками против танков наводило ужас на вышколенные немецкие войска.

Используем материалы музея.

Представляем музейную экспозицию, рассказывающую о том, как повар Поплавских поджёг несколько танков бутылками с зажигательной смесью. Сам сгорел заживо.

 Учитель.  Итак, Рюмин действует как кадровый военный: достал карту, послал разведку, повёл роту.

Почему же он пришёл к трагическому самоубийству?

Ответ. После очередной танковой атаки и налёта немецких бомбардировщиков он подсчитывает, сколько же осталось в живых и приходит к трагическому пониманию, что все УБИТЫ. И он, командир, не смог их защитить, спасти. Он даже не дал им возможность погибнуть со славой- они безжалостно УБИТЫ.

«Удивлённо», «опасливо», « с тупым любопытством», «непонимающе» в десятый раз обращался с надёждой к Ястребову : «ВСЁ? Больше никого?».

 И Рюмин, вызывающий у всех курсантов всего четыре дня назад чувство немого обожания, «опустился на колени и пополз в пахучую тоннель дыры под немым и страдающим взглядом Алексея».

Учитель. 

Отчего страдает Алексей?

Ответ. Ему стыдно за то, что теперь их командир потерял не только командирский, но и человеческий облик.

 Алексей «ждал страшного разговора  с Рюминым», а тот «сухо и громко сглатывал слюну». Он сломался. Не смог вынести   тяжести своей вины.

Это начало конца: «Всё… За это нас нельзя простить… никогда…»

Учитель. Как вы понимаете эти слова?

Варианты ответов. Командование виновато в том, что  люди не погибли- а были просто «убиты».

Но это - законы войны. Не бывает правильных- или неправильных войн.

    Лейтенант Алексей Рюмин взял на себя ответственность по крайней мере за свою жизнь.

И в финале повести он встаёт на небывалую высоту:

«Судьба каждого курсанта- своя тоже- вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может кончиться война для Родины- смертью или победой».

 Учитель. Каковы, на ваш взгляд, отличительные художественные особенности повести?

 Ответы.

 Главная отличительная особенность  повести о самом трагическом моменте в Великой Отечественной войне практически нет никаких геройских поступков (как в повести А. Бека «Волоколамское шоссе»), а в то же время высота нравственного подвига на такой же высоте, как и в повести А.Бека

  А. Бека. Если в повести А.Бека автор исследует динамику геройского, то в повести  В.К. Воробьёва исследуется мотив, как состоится подвиг несмотря на то, что ничего геройского не происходит. Подвиг в повести

К. Воробьёва, по мнению автора, состоит в том, что человек смог преодолеть в себе чувство страха и сумел растворить его, встать над страхом за свою собственную жизнь во имя великого чувства: отдать свою жизнь за родину.

     Автор добивается воздействия на все наши органы чувств: мы видим, слышим, чувствуем- боль, горе, страдание:

  1. «земля стонала,  ворочалась»;
  2. «смерть, пролетевшая мимо»;
  3. «притаившиеся селения»,        «земля, раздетая ноябрём».

  Представим, что мы с вами - режиссёры-постановщики, сценаристы фильма «Убиты под Москвой». Назовите самые характерные детали (предметы, звуки, цвета), которые, на ваш взгляд, наиболее полно могут воссоздать невероятную явь войны и правду факта.

   Ответы.

БЕЛЫЙ СНЕГ- И ЧЁРНАЯ,РАЗВОРОЧЕННАЯ ЗЕМЛЯ.

Скрежет гусениц танков- и вой самолётов.

Сбитая колокольня на церкви.

Обгорелые остовы домов, среди которых особенно выделяются обгоревшие трубы печей.

Изуродованные детские самодельные игрушки,

Полуобгоревшие детские деревянные санки.

 Котёнок, чёрно-белый, пушистый, испуганный.

Стая ворон на снегу, подбирающаяся к разбросанным по полю телам.

Голенище, в котором видна оторванная нога политрука Анисимова.

Курсант, мёртвый, на снегу, с откинутой рукой, на которой продолжают тикать часы.

Курсант с бутылкой зажигательной смеси. Он встаёт (медленно) лицом к наступающему на него танку.

Курсант  медленно очищает грязь с голенищ сапог и встаёт из окопа лицом к наступающему на него танку.

Траншея, в которой сложены убитые курсанты: молодые лица- застывшие в позах, показывающих нелепость, чудовищность происходящего. Должно сложиться впечатление, что  вот-вот произойдёт чудо- и они встанут

Мальчик лет 8 одиноко бродит по пожарищу, в руках у него (бессмыслица происходящего)  зажата гайка

 Анализ финала повести.

Учитель. С каким жизненным опытом приходит оставшийся в живых  А.Ястребов? Что изменилось в восприятии войны у героя?

Почему финал носит открытый характер?

Обобщающее слово учителя.

 Литература о Великой Отечественной войне, несмотря на трагизм, всегда несёт в себе жизнеутверждающую силу: эти произведения рассказывают о подвиге ради жизни на Земле.

И мы, наследники славы, чтим  памятьгероев.  

 Учитель.

Возвращаемся к эпиграфу. Просим подумать, как эпиграф связан с отрывком из поэмы р. Рождественского «Реквием».

Учитель.

(Включаем запись «Реквиема»Р. Рождественского)

Слушайте, это мы говорим, мёртвые, мы….).

Слово учителя.

Я верю, что среди вас, выпускников, есть будущие режиссёры, постановщики.

     И лучшим памятником, оправданием жертвы этим курсантам будет памятник, обращённый к нашим чувствам - в слове, в музыке, в кадре…

Звучит музыка  (для минуты молчания). На фоне музыки  учащиеся подходят к главной колонне музея и возлагают цветы.

Все встают вокруг главной колонны музея, на которой изображён Боевой путь 6 ГМК 4ТА.

Поклонимся великим тем годам, поклонимся боевому пути воинов 6-гл Гвардейского механизированного корпуса 4-й танковой армии.

Поклонимся подвигу народа-победителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Музейная педагогика на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Статья о роли музейной педагогики в преподавании биологии в средней школе....

Доклад. «Музейная педагогика» на уроках изобразительного искусства.

Доклад. Освоение культурно – образовательного пространства обучающимися на уроках изобразительного искусства через использование элементов технологии «музейная педагогика",  дает представление о ...

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Направления работы:Формирование биологических представлений об эволюционном развитии жизни на Земле.Изучение регионального компонента.Пропаганда здорового образа жизни.Профилактика вредных привычек...

Технология музейной педагогики на уроках русского языка и литературы

IX муниципальная НПК "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"...