Музейная педагогика на уроках биологии и во внеурочной деятельности
статья по биологии по теме

Смирнова Татьяна Николаевна

Статья о роли музейной педагогики в преподавании биологии в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_kursovaya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Музейные уроки в курсе биологии и              во внеклассной работе» 

для учителей биологии

7 класс

2014 год

Музейные уроки проводятся с целью закрепления и углубления знаний  учащихся по темам учебного курса непосредственно на экспозиции музея, которая является не только "иллюстрацией" к рассказу, но и источником для изучения биологических объектов. Особенность таких уроков заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея. Таким  образом  музейные занятия имеют образовательную и просветительскую направленность.

Педагогу, планирующему посещение музея с учениками,  необходимо  прежде всего поставить проблему, личностно значимую для ученика. Желательно, чтобы к формулировке проблемы ученики пришли самостоятельно. Для этого, правда, нужны направляющие задания учителя.

  Однако необходимо отметить, что посещение музея вряд ли сразу даст ответы на все глобальные вопросы, но может стать первым шагом в этом направлении. Педагог должен продумать заранее поиск решения каждой проблемы и выстроить его на основе чёткого алгоритма. Причём алгоритм должен быть доступен для понимания детей. Этот  алгоритм можно составить в виде вопросов  и заданий, построенных по логике "от простого - к  сложному" и "от частного - к общему" или наоборот. Учитывая  современные   требования   к процессу   обучения,  педагогу  надо  стремиться     как   можно   чаще    ставить   школьников   в   положение   первооткрывателей, тем   самым   повышая  мотивацию   к  получению   знаний    самостоятельно.    

Отбор экспонатов   и  материалов   может осуществляться самим учителем, а может осуществляться и детьми. Если его осуществляют школьники, то учитель должен обозначить в задании тему и  очертить   границы   пространства, в котором допустимо делать   отбор.

При отборе материала, во избежание поверхностного экскурса, не следует  рассматривать множество экспонатов. Отобранные объекты должны освещать различные аспекты рассматриваемой проблемы, но не дублировать друг друга.

Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени. В музее есть подлинные экспонаты и копии . Любой  из них  должен  быть  доступен  для  обзора, но  педагог для  концентрации    внимания  и  формирования  у  учащихся  четких представлений об исследуемом материале  заранее  ограничивает  вид  и  количество   изучаемых  объектов.

После постановки проблемы и отбора материала начинается важнейшая часть работы в музее - непосредственное взаимодействие с объектами исследования. В основе этого взаимодействия лежит самостоятельная работа школьников -  индивидуальная   или в  малых группах.

      Во время взаимодействия с экспонатами ребята могут обращаться к вспомогательным источникам информации: этикеткам, пояснительным текстам, информации в маршрутных листах или записям в учебных тетрадях. Задача учителя заключается лишь в подсказке  пути  поиска  недостающих  сведений.

      Завершается работа в музее коллегиальным обсуждением увиденного. Во время обсуждения каждый его участник может высказать свое суждение о поставленной в начале проблеме или представитель от каждой группы. В зависимости от самой проблемы обсуждение может проводиться как  в музее, так и в классе. Роль учителя при этом сводится к организации направления дискуссии в зависимости от высказывания учеников.

      Что следует сделать ученику для изложения своей позиции при обсуждении?

      Во-первых, собрать все свои впечатления.

      Во-вторых, проанализировать их по предложенному учителем алгоритму (чаще всего это вопросник, схема или инструктивная карточка).

      В-третьих, дать аргументированный собственный вариант решения проблемы (который нельзя оценивать как правильный или неправильный).

 Учитель должен поддерживать включённость всех учеников в дискуссию, а  учащиеся - озвучивать   свои   выводы, формулировать вопросы  к   выступающим.

      Большое значение придаётся финальному выступлению учителя, в котором он должен вспомнить все прозвучавшие версии и сделать  общий вывод  по той проблеме, которая была поставлена в самом  начале  занятия.

Выделяют три базовых модели  музейных занятий.

  • Первая модель - занятие, вводящее в тему. Итогом может стать формулировка проблем и вопросов для дальнейшего изучения в школе.
  • Вторая модель- тематическое, проблемное занятие. Спецификой такого занятия является преимущественно исследовательский  характер деятельности школьника. Причём работа в музее - лишь начало исследования, которое ученики затем продолжат вне музея, самостоятельно отыскивая ответы на вопросы с привлечением других источников информации. Этими источниками информации могут быть книги, другие музеи и электронные ресурсы. Музей становится лишь частью исследовательского проекта учащихся.
  • Третья модель - завершающее, обобщающее  занятие. Основными целями такого занятия становится выявление каких-то общих закономерностей.

               Таким  образом,  формируется "полифункциональная   модель" музея  -  научно-методический   и  культурно-просветительский  центр,  с одной  стороны,   и   открытое образовательное  пространство, с  другой  стороны.  "Музей   может  рассматриваться  как   уникальный педагогический  ресурс,   позволяющий  перевести педагогические   идеи,    связанные   с   развитием   естественно - научного   образования,   в   плоскость   педагогической практики".  

     Далее я предлагаю методическую разработку урока «Пищевая специализация птиц».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Направления работы:Формирование биологических представлений об эволюционном развитии жизни на Земле.Изучение регионального компонента.Пропаганда здорового образа жизни.Профилактика вредных привычек...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вот уже несколько лет я работаю над методической темой «Научно-исследовательские проекты в деятельности обучающихся». Она полностью соответствует инновационной педагогической технологии пр...