Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
статья по теме
Я, как учитель, убедилась в том, что в разные годы к преподаванию предметов предъявляются разные требования, планка из года в год повышается. Если раньше я, как все, занималась знаниевым подходом и думала, что этого достаточно, то сегодня для меня приоритетом является деятельностный подход к преподаванию своего предмета. Именно этот подход стал индикатором выявления одаренности, как явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nurullina.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Л.Х. Нуруллина
Учитель татарского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 66», г. Казань
Я, как учитель, убедилась в том, что в разные годы к преподаванию предметов предъявляются разные требования, планка из года в год повышается. Если раньше я, как все, занималась знаниевым подходом и думала, что этого достаточно, то сегодня для меня приоритетом является деятельностный подход к преподаванию своего предмета. Именно этот подход стал индикатором выявления одаренности, как явления.
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным направлением российской педагогики. Данная проблема стала актуальной в связи с изменением приоритетов в системе образования. В XXI веке произошла модернизация российского образования, в основу которого положена концепция личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, предполагающая обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Тем не менее, задачей педагога и в современных условиях остается диагностика личных качеств ребенка, выявление его познавательных интересов и образовательных возможностей. Так, по последним данным социологических исследований, примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т. е. 20% может быть отнесена к способным(одаренным) детям. Но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их талантов. И поэтому всего лишь 2-5 % от общего числа школьников действительно проявляют себя самостоятельно как одаренные дети.
Определение одаренности - трудная задача, т. к. в настоящее время не существует четкого определения одаренности. В психолого-педагогической науке считается, что оценка конкретного ребенка как одаренного является в значительной степени условной, поскольку носит временной субъективный характер.
В научных трудах В. Д. Шадрикова, А. М. Матюшкина, Н.И. Панютиной и других педагогов-исследователей разработана концепция детской одаренности, которая рассматривает одаренность как системное и развивающееся в течение всей жизни человека качество психики, позволяющее достигать отдельному индивиду достаточно высоких жизненных результатов в разнообразных видах деятельности по сравнению с другими людьми. Концепция творческой одаренности позволяет раскрывать одаренность как результат комплексного взаимодействия наследственных и социальных факторов, реализуемых в процессе целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Соответственно, детский возраст является наиболее сензитивным периодом для выявления и развития одаренности. Следовательно, перед каждым педагогом в современных образовательных условиях поставлена задача по активизации познавательной мотивации в процессе индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Я, как педагог, стремясь реализовать современные образовательные задачи, перед собой поставила следующую цель:
Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении школьников родному (татарскому) языку и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.
Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие задачи:
- изучить современные научные подходы к работе с одаренными детьми;
- разработать диагностические критерии оценки уровня одаренности ребенка;
- на основе диагностической и аналитической деятельности сформировать группу наиболее способных детей;
- разработать механизм работы с одаренными детьми с учетом специфики преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- осуществление системной педагогической деятельности и совершенствование системы работы с данной группой через урочную и внеурочную деятельность;
- оказание необходимой консультативной педагогической помощи одаренным учащимся с целью обеспечения жизненного и профессионального самоопределения к определенному виду деятельности.
В целях реализации вышеизложенных задач, мною определены этапы деятельности:
1. Диагностика выявления одаренных детей;
2. Осуществление деятельности с конкретным учеником;
3. Отработка системы работы по развитию одаренности;
4. Выход на результат.
Выявление одаренных детей дело довольно сложное. Для этого нужно отработанная система совместной деятельности не только учителя-предметника, но и классного руководителя и школьного психолога. Иногда при работе с этими детьми возникают педагогические и психологические трудности, которые я преодолеваю благодаря взаимному доверию и взаимопониманию с учеником. Таким образом, работу я начинаю с диагностики для определения одаренности по методике Н.И. Панютиной "Характеристика ученика", где характеристика ученика рассматривается с 4-х позиций:
- "Учебные характеристики"
- "Мотивационные характеристики"
- "Творческие характеристики"
- "Лидерские характеристики"
Данная методика помогает реально систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка.
Нужно охарактеризовать типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки "да" или "нет". Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что сделано, не нужно. Результаты налицо. С помощью этой методики я получаю дополнительную информацию об ученике. Параллельно диагностирую и родителей учащихся по методике Н.И.Панютиной "Родительские исследования".
Далее идет конкретная индивидуальная работа с каждым по различным направлениям развития личности ученика: по методике "Карта одаренности" (по Н.И.Панютиной). В последующем карта одаренности помогает выстроить содержание деятельности с каждым ребенком в отдельности. Для меня, как учителю гуманитарного цикла, важны интеллектуальная, творческая, академическая и литературные виды одаренности.
Урок как основная форма работы с учениками является для меня самым важным элементом в моей деятельности. А начинаю работу с самих же учащихся, исходя из возможностей и способностей. Учитывая желания учащихся, я разделяю их на 3 условные группы: сильные, средние и слабые. Перемещение из одной группы на другую возможно в любое учебное время.
Индивидуальные способности сильных учеников позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками из базовой группы.
Построение уроков на основе внутриклассной дифференциации позволяют решать следующие задачи:
- максимально использовать творческие возможности способных, неординарных ребят, подтягивание средних и слабых;
- путем углубления и путем опережения развивать умственные способности и потребности самостоятельного добывания знаний.
Расширение содержания учебного предмета происходит в следующих направлениях:
- более полное, всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;
- выполнение учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений (сравнение, классификация, определение закономерностей и т. д.), формирование надпредметных умений и навыков (умение планировать свою деятельность, соотнести результат с целью и т. д.);
- включение в процесс обучения творческих заданий;
- расширение кругозора учеников в процессе работы с дополнительной литературой.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, органически сочетаю с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаю определенным своеобразием.
Одаренных учащихся обучаю в классах вместе с другими тоже хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся.
Подготовка к олимпиаде требует от учителя татарского языка и литературы большой отдачи, длительной подготовки, поиска нового, современного.
При подготовке к предметной олимпиаде я выделяю следующее:
- Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого.
- Индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время.
- Самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой.
Ниже приведу разработанный мною пакет тренировочных заданий, которые использую при подготовке к олимпиаде по татарскому языку и литературе.
Татарский язык.
1. Грамматический анализ (фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и т. д.)
2. Лексикология.
3. Вопросы языкознания.
4. Прямая и косвенная речь.
5. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Сложные конструкции.
7. Виды деловых бумаг.
8. Стили речи.
9. Ученые - языковеды.
10. Практическая работа со справочной и научной литературой.
11. Различные тестовые задания и т. д.
Задания по родной литературе я группирую по следующим направлениям:
Задания информационного характера. Знакомство с творчеством татарских писателей, творчество которых не входит в учебную программу. (Репрессированные писатели, писатели-корчагинцы Г. Сагиров, Ф. Яруллин и др., женщины-писатели, писатели-просветители, различные премии, присуждаемые татарским писателям и т. д.).
Творческие работы (анализ художественных произведений, практическая работа по стихосложению, работа по определению в контексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка, различные жанры сочинений и т. д.).
Литературное краеведение (знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края, о творчестве писателей, жизнь которых связана с нашим краем: Г. Тукай, С. Сунчелей, А. Маликов, Р.Ишмурат, Х. Туфан и т.д.).
Новинки литературы (писатели-юбиляры, возвращенные имена, например, творчество Г.Исхаки, И. Салахова и т. д.).
Взаимосвязь татарской и русской литератур(сравнительный анализ творчества Г. Камала и М.Горького, Х. Такташа и В. Маяковского, Г. Тукая и А.Пушкина и т. д.)Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. В организации исследовательской деятельности школьников я вижу следующий системный подход:
Ученик | Учитель |
1. Индивидуально выбирает тему | Мотивирую запрос |
2. Выполняет исследования | Обучаю способам исследовательской деятельности, консультирую |
3. Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу | Анализирую проект, даю рекомендации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...
Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах
Это разработка методического проекта учителя "Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...
"Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"
quot;Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время...
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Результаты работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время . ( 2015-2021гг)
Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо ра...