Игра по литературе
классный час (5 класс) по теме
В файле содержится материал к игре по мифам Древней Греции, по фольклору, а также по сказам П.Бажова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_literature.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Герои мифов с нами
1. Опровергните или подтвердите данные утверждения.
1) Мифы и сказки – одно и то же, потому что в них есть правда и вымысел.
2) Боги похожи на людей: они ссорятся, завидуют друг другу, испытывают ненависть, живут так же, как люди, едят то же, что и люди.
3) Боги подчинялись главному из богов – Зевсу, он разъезжал на колеснице по небу, поэтому его называли Зевс –громовержец.
4) Мифы являлись важной частью религии. Во многих мифах рассказывалось о жизни богов. В других объяснялись природные явления – например, почему день сменяется ночью или как возник мир.
5) Боги часто навещали землю. Иногда они даже влюблялись в людей и имели от них детей, дети богов были могущественны и сильны.
2.Узнайте бога или богиню по деталям.
1) Она была необыкновенной красоты, в неё влюблялось множество поклонников. Её символы – розы, голуби, стрелы, дельфины и бараны.
2) Его символ – лавр. Он был красив, любил красивую музыку, обычно изображался с музыкальным инструментом, на золочёной колеснице.
3) У него был жестокий характер, и он постоянно участвовал в войнах. Его символы- горящий факел, копьё, собаки и грифы.
4) её символы – цветы, гранаты и павлин. Она была женой могущественного бога, но очень ревновала его.
5)Её символы – кипарис, лани и собаки, а изображалась она обычно с луком и стрелами.
6) Он был добрым и трудолюбивым, но жизнь не была добра к нему. Он был хромой, потому что в детстве его сбросили с горы, по доброте он помог людям, за это его тоже наказали.
7) Его символы трезубец, дельфины, кони, а жил он в подводном дворце.
8) Он носил шляпу с крылышками, потому что всегда спешил, в руках его был жезл. Он был энергичным и озорным, как ребёнок.
9) Её имя – это и имя столицы Греции. Она мудра, воинственна. Её символы – сова и оливковое дерево.
3. Конкурс «Узнай героя»
А) Послушайте отрывок из греческого мифа. Кто участвует в диалоге?
О каком герое или героях идёт речь?
-Выслушайте меня, богини и боги! В первый день полнолуния, когда луна станет совсем круглой, родится на свет мальчик. Он будет царствовать в Аргосе. Не подумайте сделать ему что-нибудь дурное!
Его жена спросила с хитрой улыбкой:
- А если в этот день родятся сразу два мальчика, кто тогда будет царём?
- Тот, кто родится первым, - ответил … .
Б) (Он) был самым богатым царём на земле, потому что отец подарил ему три тысячи быков белых, как снег, две тысячи быков красных, как кровь, и ещё одного, особенного, который ночью блестел, словно звезда.
Все быки были так велики и свирепы, что ни один человек не мог войти в их стойла. От этого животные обросли навозом и грязью до самых хребтов…
В) На голове её росли не волосы, а змеи, тяжёлый взор обращал в каменный столб каждого, кто случайно заглядывал ей в глаза…
Г) – Довольно, довольно! – кричал он. – Я не смею держать у себя на службе того, кто победил саму смерть. Сведи это чудовище обратно в тёмный Тартар и потом ступай куда хочешь.
Д) - Кто обидел тебя?
- Никто!
Е) Там на гладко обточенном камне, над самой водой, вполоборота к пловцам сидели три девицы- певицы. Наполовину скрытые камнем, они манили к себе путников и пели волшебную песнь. Их волосы отливали на солнце то медью, то зеленью. Руки тянулись навстречу героям. Большие глаза, холодные, как глаза змей, не отрываясь, следили за гребцами, которые плыли, как заворожённые, прямо на рифы.
4. Объясните значение выражений.
Танталовы муки.
Авгиевы конюшни.
Сизифов труд.
Ахиллесова пята.
Царство Аида.
Яблоко раздора.
5. Восстановите словосочетание, добавив слово, важное для характеристики героя. Как называется этот литературный приём?
________________________ Пенелопа
_______________________ хохот
______________________ Одиссей
________________________ Артемида
Игра «Путешествие в мир сказок Андерсена»
Оле – Лукойе:
Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю я.
Я появляюсь вечером, когда дети сидят за столом или на скамеечках. Я неслышно поднимаюсь по лестнице, потом осторожно приоткрываю дверь и брызгаю детям в глаза сладким молоком. Тогда веки у всех начинают слипаться, и дети уж не могут разглядеть меня, а я подкрадываюсь к ним сзади и начинаю дуть в затылок. Я ничего плохого не замышляю, я только хочу, чтобы дети угомонились, ведь я пришёл рассказывать сказки.
Итак, вы узнали меня?
Да, я Оле – Лукойе. У меня в руках 2 зонтика: один цветной, с картинками, я раскрываю над хорошими детьми; и им тогда всю ночь снятся увлекательные сказки. Другой зонтик – совсем простой, я раскрываю его над нехорошими детьми; ну, они и спят, как чурбаны, всю ночь, а утром оказывается, что они ровно ничего не видели во сне!
Я вижу, что этот зонтик не пригодится мне сегодня? Да, ребята?
Итак, сказка начинается. Мы заглянем в несколько королевств, а вы должны будете угадать героев сказок.
Эпизод первый
О-Л.: О, принцесса, как вы почивали?
1 принцесса (потягивается). Ах, очень плохо! Я почти всю ночь напролёт глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало мне в постель. Я лежала на чём-то твёрдом, и теперь у меня всё тело в синяках. Это просто ужасно!
О-Л. О, дорогая принцесса, вас, конечно, узнали все ребята. Кто это, из какой сказки?
Эпизод второй
Маленькая девочка сидит на большом зелёном листе кувшинки. Голоса птиц: Ах, какая прелестная маленькая девочка.
О-Л. Да, это самая очаровательная девочка, какую только можно себе представить: нежная и ясная, как прекрасный розовый лепесток. Однако и она подверглась острой критике, вот что говорили про неё из зависти:
Жуки, шевеля усами:
- У неё только две ножки! Какое убожество!
- У неё даже нет усиков!
- Какая у неё тонкая талия! Фи, она похожа на человека! Как она некрасива! – твердили дамы.
О-Л. Стойте, она действительно прекрасна, ребята давно уже узнали героиню. Кто это?
Да, это Дюймовочка, добрая девочка, спасшая ласточку и улетевшая с ней в тёплые края.
Но что с ней произошло там?
Эпизод третий
Девочка играет зелёным листком. Она проткнула в нём дырочку и смотрит на солнце.
Э. Мне кажется, я вижу своих братьев.
О-Л (держит розу). Что может быть красивее вас? – (шёпот ветра)- Элиза красивее.
Старушка читает молитвенник.
О-Л. Кто может быть благочестивее тебя?
Старушка. Элиза благочестивее.
О- Л.Ребята, кто такая Элиза, из какой она сказки, какой подвиг совершила девочка?
Эпизод четвёртый
Свинопас держит горшок с бубенчиками.
Звучит музыка.
Ах, мой милый Августин.
Августин, Августин,
Ах, мой милый Августин,
Всё прошло, всё!
Принцесса с подружками шла мимо и остановилась, она вся просияла:
Пр. Ах, и я тоже это играю! Вот как! Значит, свинопас у нас образованный! Слушайте, подите кто-нибудь и спросите у него, сколько стоит этот инструмент.
Фрейлина: Что возьмёшь за горшочек?
Св.: Десять поцелуев принцессы!
Фр.: Как можно!
Св.: Дешевле нельзя!
Принцесса: Ну, что он сказал?
Фр.: Право, и повторить нельзя! Ужас что сказал!
Пр.: Так шепни мне на ухо.
Фр.: (шепчет)
Пр.: Вот нахал! (уходит прочь)
Звучит музыка
Ах, мой милый Августин,
Всё прошло, всё!
Пр.(останавливается): Послушай. Пойди спроси. Не возьмёт ли он десяток поцелуев моих фрейлин?
Св.: Нет, спасибо. Десять поцелуев принцессы, а иначе горшочек останется у меня.
Пр.: Как это неприятно! Ну, что ж, делать нечего! Придётся вам окружить нас, чтобы никто не подсмотрел.
Принцесса поцеловала 10 раз Свинопаса, получила горшочек.
Пр. и фрейлины поставили горшок на огонь. Размешивали там ложкой и хлопали в ладоши.
- Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики!
- Мы знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!
- Чрезвычайно интересно!
Пр.: Да, но держите язык за зубами. Я ведь дочь императора!
- Конечно, как же иначе!
Они снова отправились погулять.
Св. смастерил трещотку, как только ею махнёшь, она начинала играть все вальсы и польки, какие только существуют на свете.
Пр.: Какая прелесть! Вот так попурри! В жизни я не слыхала ничего лучше1Подите спросите, за сколько он отдаст этот инструмент. Но целоваться я больше не стану!
Фр.: Сколько вы хотите за этот инструмент?
Св. Сто поцелуев принцессы!
Фр.: Он требует сто поцелуев принцессы!
Пр.: Да что он, с ума сошёл? (пошла своей дорогой, но остановилась). Надо поощрять искусство! Ведь я дочь императора! Скажите свинопасу, что я по-вчерашнему дам ему десять поцелуев, а остальные пусть дополучает с моих фрейлин.
Фр.: Да, но нам бы не хотелось…
Пр.: Вздор! Уж если я согласилась поцеловать его, то вы и подавно должны согласиться! Не забывайте, что я вас кормлю и плачу жалованье.
Фр.: Принцесса согласна на десять поцелуев, а остальные…, а остальные вы получите с нас…
Св.: Сто поцелуев принцессы! А нет – останемся каждый при своём.
Пр.: Станьте в круг! (Свинопас начал её целовать).
На балкон вышел император: Что это за сборище у свиных закут? Э, да это фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть!
-Восемьдесят пять, восемьдесят шесть…
Император: Это ещё что за шутки! Вон отсюда!
Пр.: Ах я несчастная! Отчего я не вышла замуж за красавца принца! Ах, до чего же мне не повезло!
Свинопас вытер лицо, скинул старые одежды: Я здесь!
Принцесса сделала ему реверанс.
Принц (бывший свинопас): Теперь я тебя презираю! Ты не захотела выйти за принца! Ни соловья, ни розы ты не оценила, а согласилась целовать свинопаса за безделушки! Поделом же тебе!
Принцесса:
Ах, мой милый Августин,
Всё прошло, всё!
Разминка: Вызываются 4 команды по два - три человека, им даётся конверт, дети должны сложить из букв конверта слово – название сказки Андерсена.
1) «Русалочка»
2) «Дюймовочка»
3) «Свинопас»
4) «Соловей»
Задание 1.
Угадай, из какой сказки Андерсена этот отрывок.
1) Боже! Сколько тут было золота! Он мог бы купить на него весь Копенгаген, всех сахарных поросят у торговок сластями, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все кнутикина свете! Денег была уйма! Солдат выбросил серебряные деньги и так набил свои карманы, ранец, шапку и сапоги золотом, что едва мог двигаться. НУ, наконец –то он был при деньгах!
( «Огниво»)
2) Пришлось ей то нырять вглубь, то высоко взлетать вместе с волнами, но вот, наконец, она догнала принца, который уже почти выбился из сил и не мог больше плыть по бурному морю. Руки и ноги отказались ему служить, глаза закрылись, и он бы погиб, если не явись на помощь она.
(«Русалочка»)
3) И вот король шествовал под роскошным балдахином, а все люди, стоявшие на улицах и смотревшие из окон, говорили:
- Боже, как оно красиво, это новое платье короля! Как оно хорошо сидит! Какой чудесный шлейф у мантии!
(«Новое платье короля»)
4) Прыгни Элизе на голову, когда она войдёт сюда, в купальню: пусть она станет такой же тупой, как ты! А ты прыгни Элизе на лоб, - проказала она другой жабе, - пусть она станет такой же безобразной, как ты; тогда и отец родной её не узнает!
( «Дикие лебеди»)
2. Конкурс капитанов. (1 мин. на обдумывание)
Быстро, серьёзно и с юмором. В какой сказке говорится…
1) - о совершенно неизвестном современной медицине способе появления на свет – из ячменного зерна?
(«Дюймовочка»)
2) – о чудесном превращении без всякого волшебства гадкого и уродливого птенца в
чудесного красавца?
(«Гадкий утёнок»)
3) – о чудесном певце, лучшей наградой для которого были слёзы императора?
(«Соловей»)
4) – о замечательном сказочнике, знающем эти сказки Андерсена и приходящем к ребятам по вечерам?
(«Оле- Лукойе»)
Задание 3.
На столике разложены конверты с вопросами. Представители команд по очереди берут конверты. Немного посовещавшись, ребята дают ответы на вопросы. За каждый правильный ответ получают баллы
Задание 4.
Четвёртый – лишний
Командам вручаются комплекты из 4 иллюстраций. На рисунках изображены сказочные персонажи или предметы, играющие значительную роль в сюжете сказок. Ребята должны, во-первых, назвать проиллюстрированную сказку и её автора, а во- вторых, определить, какой рисунок является лишним, потому что попал из другой сказки.
Задание 1: оловянный солдатик, крот, жаба, ласточка
( «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, лишний персонаж – оловянный солдатик).
Задание 2: русалочка, принц, соловей, морская ведьма.
(«Русалочка», лишний персонаж – соловей).
Задание 3: снежная королева, ворон, лебедь, олень.
(«Снежная королева», лишний персонаж – лебедь).
Задание четвёртое: горшочек, вертушка, король, сундук.
( « Свинопас», лишний персонаж –сундук)
Урок- игра по сказам П.П. Бажова
Конкурс по сказу «Каменный цветок»
1. Готовили мы игру, но растеряли концы фраз. Все фразы из сказа «Каменный цветок», помогите их закончить. (команде раздают 2 конверта: в одной начало фраз, в другой – окончания фраз)
1) На заводскую работу либо в гору всё-таки не отдали –
шибко жидко место, на неделю не хватит.
2) Не то лес шумит, не то ручей журчит,
пташки на всякие голоса перекликаются, а хорошо выходит.
3) Про кусок и разговору нет, -
каждая норовит дать побольше да послаще.
4) А этот Данилко забьётся куда в угол,
уставится глазами на картину какую, а то на украшения, да и стоит
5) Сама сизенька, а из-под крылышек у ней жёлтенько выглядывает, а листок широконький…
По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты.
6) Несчастный тот человек,
который каменный цветок увидит.
7) А того бы лучше – пустить досочку поуже,
но по чистому полю кромку отбить, только бы сверху плетешок малый оставить.
8)У Прокопьича даже слёзы закапали,
- до того ему это по сердцу пришлось.
9) Гладко да ровно, узор чистый,
резьба по чертежу, а красота где?
О чём говорят эти фразы?
А теперь конкурсы на знание других сказов писателя.
2. Какие сказы Бажова вы ещё знаете?
Пришёл однажды Вова в класс и стал хвастаться, будто он все почти сказы Бажова прочитал. И назвал их.
1. Каменный мастер
2. Горный цветок
3. Малахитовая веточка
4. Хрупкая шкатулка
5. Медной горы огневушка
6. Синюшкино копытце
7. Хозяйка - поскакушка
8. Серебряный колодец
Ребята, вы слышали такие сказы? Исправьте его, напишите правильно рядом названия сказов, используя эти слова ( род, число, падеж прилагательных можно менять)
3. Из какой сказки отрывок, о каких героях говорится?
1)
- Данило, отзовись!
По лесу голк пошёл, сучья запостукивали: «Нет его! Нет его! Нет его!» Только Катя не унялась:
- Данилко, отзовись!
2) – Ну, как быть? С ней пойдёшь – всё моё забудешь, здесь останешься – её и людей забыть надо.
- Не могу, - отвечает, - людей забыть, а её каждую минуту помню.
3) Живая ягодка – то вышла. Листочки тоже из змеевки выточил, а на корешок ухитрился колючки тонёхонькие пристроить.
4) Испугалась Танюшка, сидит, как замерла, а мужик сойкнул, топор выронил, и обеими руками глаза захватил, как обожгло их.
Стонет – кричит: ой, батюшки, ослеп я! Ой, ой, - а сам глаза трёт.
5) Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать…
6) Хозяйка… рада – радёшенька , что он (Кокованя) сиротку к себе зовёт. Стала скорей Дарёнкины пожитки собирать. Боится, как бы не передумал.
7) Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
4. В сказах П. Бажова используются местные словечки, выражения, подберите к ним литературные синонимы, «расшифруйте» их.
Патрет - ______________________ шибко - _________________________
шкап - ________________________ одежа - _________________________
бухнула - ______________________ пимёшки - _______________________
пожитки - _____________________ глаза пялишь - ___________________
5. Блиц – вопросы.
1) Из чего был сделан каменный цветок, который хотел увидеть Данила?
2) Во что превращались слёзы Хозяйки Медной горы?
3) Что хранилось в малахитовой шкатулке?
4) Что стало с Танюшкой из сказа «Малахитовая шкатулка»?
5) Что завещала бабка Лукерья, говоря про «худые думы» в сказке «Синюшкин колодец»
5) Соревнуются художники.
1. 3 веточки : вишни, смородины, крыжовника. Из какого это сказа? Раскрасить их, какую веточку выбрал Митя в сказе?
2. Огневушка –поскакушка. Из какого она сказа? как она выглядела?
3. Девчоночка, кошка худая, копытце. Из какого это сказа? как выглядела девочка и кошка?
4.Филин, лопата. Из какого сказа? Что делал Филин?
5. Хозяйка Медной горы, ящерица. Из какого сказа? Почему ящерицы?
Ответы
Ответы к 1 заданию:
1) На заводскую работу либо в гору всё-таки не отдали –
шибко жидко место, на неделю не хватит.
2) Не то лес шумит, не то ручей журчит,
пташки на всякие голоса перекликаются, а хорошо выходит.
3) Про кусок и разговору нет, -
каждая норовит дать побольше да послаще.
4) А этот Данилко забьётся куда в уголок,
уставится глазами на картину какую, а то на украшения, да и стоит
5) Сама сизенька, а из-под крылышек у ней жёлтенько выглядывает, а листок широконький…
По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты.
6) Несчастный тот человек,
который каменный цветок увидит.
7) А того бы лучше –
пустить досочку поуже, но по чистому полю кромку отбить, только бы сверху плетешок малый оставить.
8)У Прокопьича даже слёзы закапали,
- до того ему это по сердцу пришлось.
9) Гладко да ровно, узор чистый,
резьба по чертежу, а красота где?
О чём говорят эти фразы?
( О поэтической душе Данилы, об отношении людей к нему)
Ответы к заданию 2:
1. Каменный мастер Каменный цветок
2. Горный цветок Горный мастер
3. Малахитовая веточка Малахитовая щкатулка
4. Хрупкая шкатулка Хрупкая веточка
5. Медной горы огневушка Хозяйка Медной горы
6. Синюшкино копытце Синюшкин колодец
7. Хозяйка - поскакушка Хозяйка Медной горы
8. Серебряный колодец Серебряное копытце
Ответы к заданию 3.
1) Горный мастер
2) Горный мастер
3) Хрупкая веточка
4) Малахитовая шкатулка
5) Огневушка – поскакушка
6) Серебряное копытце
7) Хозяйка Медной горы
Ответы задания 4
Патрет - портрет шибко - очень
шкап – шкаф одежа - одежда
бухнула – высказала пимёшки - валенки (пимы)
пожитки – вещи, одежда глаза пялишь - смотришь
Ответы задания 5
1) из малахита, 2) медный изумруд, 3) женские украшения,
4) она в малахитовой колонне растворилась,
5) мысли о золоте и богатстве – «хуже их нету», они делают человека жадным.
Ответы к заданию 6 : 1) «Хрупкая веточка», ветку крыжовника.
2) «Огневушка – поскакушка». Сама рыжая, сарафан голубой и платочек тоже.
3) «Серебряное копытце». Бедно одета, кошка худая, бурая.
4) «Огневушка- поскакушка». Филин то огневушке не давал клад указать, то
покачивал головой.
5) «Хозяйка Медной горы» Ящерицы камни скрывали и хозяйка в ящерку
превращалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».
Задачи урока:1.образовательные: - знакомство с памятником средневековой нра...
Интеллектуально-развлекательная игра по литературе.
Вненклассное мероприятие для средних школьников. командная игра....
Итоговая игра по литературе 7 класс "Что? Где? Когда?"
Итоговая игра по литературе "Что? Где? Когда?". Презентация....
Игра по литературе "Десять пятёрок"
Игра для учащихся 11 класса по поэзии Серебряного века....
ГЛАГОЛ В РЕЧИ. игра по литературе. Открытое мероприятие по литературе.
Эта презентация поможет учителю при изучении темы " Роль глагола в речи". Также прилагаются: игра по станциям по литературе, конспект, приложение к конспекту и презентация открытого мероприятия по лит...
Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»
Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...
Интеллектуальная игра по литературе "Своя игра"
Интеллектуальная игра "Своя игра" для обучающихся 6 класса по повести А.С.Пушкина "Дубровский"...