Рабочая программа История Ставрополья 5-9 класс
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (далее — программа), разработана на основе требований ФГОС ООО и ПООП ОО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, включающей Историко-культурный стандарт.
«История Ставрополья» (далее — учебники).
УМК включает три учебника, каждый из которых посвящен отдельному периоду истории Ставрополья:
- учебник для 5–6 классов — с древнейших времен до XV в.;
- учебник для 7–9 классов — история Ставрополья с XVI в. до 1914 г.;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_stavropolya_5-9.docx | 93.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Рассмотрено на заседании МО учителей общественно-научных предметов протокол № от г. Рук. ШМО _______ / _____________/ | Согласовано от г. Зам. дир. по УВР /__________/ | Утверждено Приказ № от г. Директор МКОУ СОШ № 8 / ____________ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
Класс: 5,6,7,9
Учитель: Оксимец Н.С.
2024– 2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее — ФГОС ООО);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г.) (далее — ПООП ООО).
Рабочая программа учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (далее — программа), разработана на основе требований ФГОС ООО и ПООП ОО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, включающей Историко-культурный стандарт.
«История Ставрополья» (далее — учебники).
УМК включает три учебника, каждый из которых посвящен отдельному периоду истории Ставрополья:
- учебник для 5–6 классов — с древнейших времен до XV в.;
- учебник для 7–9 классов — история Ставрополья с XVI в. до 1914 г.;
Учебники являются неотъемлемой частью УМК. Они освещают ключевые вопросы истории Ставрополья в органичной связи с историей России с древнейших времен до начала XXI в. Учебники созданы в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта (далее — ИКС), федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования и способствуют системному решению задач изучения истории в школе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
- Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации обучающегося,осмысление им опыта истории Ставропольского края как части российской истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми знаниями по истории Ставропольского края, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умения применять знания по истории Ставропольского края для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном регионе;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной,культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта Ставрополья и России;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа отражает основные идеи Историко-культурного стандарта, в том числе положение о том, что «курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре — как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи»*.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО «учебный план организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные».
Кроме того, в ПООП ООО указывается на необходимость изучения региональной истории, а также на то, что часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет количество часов, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Количество часов, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано в том числе на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
Курс «История Ставрополья» в соответствии с вышеизложенным положением Концепции является продолжением учебного курса «История России». Особенность содержания учебного курса «История Ставрополья» для 5–9 класс заключается в соединении двух его взаимосвязанных частей — истории России и региональной истории. Обращение к материалу по региональной истории, который богат наглядной и яркой информацией, вызывающей большой интерес и имеющей личностную значимость для обучающихся, позволяет увязать исторические представления о прошлом Ставропольского края с историей России соответствующих периодов.
Многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи способствует развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, своего края, осознанию своей
гражданской и социальной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма.
Многоаспектный (многофакторный) характер истории предполагает признание наличия нескольких одинаково важных факторов исторического развития: природно-климатического, политического, экономического, религиозного и т. п.
С учетом этих факторов в программе рассматриваются ключевые явления и процессы истории Ставрополья. Характеристика многообразия и опыта культурного взаимодействия различных народов на территории Ставропольского края способствует формированию у обучающихся гражданской идентичности и умения вести межкультурный диалог, что особенно актуально для современного общества.
Планируемые результаты освоения
учебного курса «История Ставрополья»
Личностные
- Формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, Ставропольскому краю, к прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа);
- осознание этнической принадлежности, знание истории Ставропольского края, основ культурного наследия народов Ставропольского края (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов, находившихся на территории современной России);
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Ставропольского края.
Метапредметные
- Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов);
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- использовать информационно-коммуникационные технологии.
Предметные
- Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век до нашей эры, век нашей эры);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, Древнего мира, Средневековья на территории Ставропольского края; соотносить хронологию истории Ставропольского края и Руси;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних и средневековых обществ; б) основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней и средневековой культуры на территории Ставропольского края: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям истории Ставрополья древнего и средневекового периода;
- локализовать хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы региональной и отечественной истории Нового времени;
- соотносить хронологию истории России и истории Ставропольского края в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и Ставрополья в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп Ставрополья в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по региональной истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Ставрополья в Новое время; б) представлений о мире и общественных ценностях; в) быта и художественной культуры Ставрополья в Новое время;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени;
- сопоставлять развитие Ставрополья и России в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.
5 КЛАСС
Выпускник научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
- использовать историческую карту как источник информации
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Ставропольского края;
- рассказывать о событиях древней истории Ставрополья;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Ставрополья этого периода в российской истории.
6 КЛАСС
Выпускник научится:
- соотносить хронологию истории Ставрополья, Руси и всеобщей истории
- проводить поиск информации в исторических текстах, картах и материальных исторических памятниках Ставрополья
- объяснять причины и следствия ключевых событий региональной и отечественной истории периода Средних веков;
- давать оценку событиям и личностям региональной истории этого периода
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Ставрополья, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
7–9 КЛАССЫ
Выпускник научится:
- использовать историческую карту как источник информации о границах Ставрополья, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших 6событий;
- анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп Ставрополья, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной истории Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Ставрополья в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- применять знания по истории России и Ставропольского края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного курса
«История Ставрополья»
5–6 КЛАССЫ
Введение
Край наш — Ставрополье, или
Что изучает краеведение
Региональная и локальная история, краеведение. Предмет истории Ставропольского края. История Ставрополья как неотъемлемая часть истории России. Факторы самобытности региональной истории. Природный фактор в региональной истории. Источники по истории Ставрополья. Особенности работы с учебником.
Раздел I. Территория Центрального Предкавказья в древности
Территория и природа Центрального Предкавказья
Географические границы Ставропольского края. Ставропольская возвышенность. Рельеф Ставропольской возвышенности. Разнообразие природных и климатических условий Ставропольской возвышенности. Растительность края. Животный мир региона. Северный Кавказ — один из древнейших очагов зарождения земледелия и скотоводства. Роль региона в торговых и культурных связях между Европой и Азией. Складывание основных черт современной этнической картины региона. Основные источники по древней истории народов России и Ставрополья. Начало изучения Северного Кавказа государственными и общественными деятелями во второй половине XVIII — начале XIX вв. Складывание школы историков-краеведов во второй половине XIX в. Деятельность краеведческих обществ по охране памятников истории и культуры края в первой половине XX в. Деятельность краеведов в послевоенный период.
Заселение территории Центрального Предкавказья в каменном веке
Проблема происхождения человека. Продолжительность и периоды каменного века. Основные достижения первобытных людей. Памятники палеолита на Кавказе. Развитие древнего населения Северного Кавказа в эпоху мезолита. Характеристика процесса «неолитической революции» на Северном Кавказе. Особенности материальной культуры и форм хозяйства древних жителей Северного Кавказа в эпоху энеолита.
Древнейшие земледельцы и скотоводы Центрального Предкавказья
Временные рамки и периодизация бронзового века. Значение бронзового века в истории человечества. Складывание майкопской археологической культуры в конце IV — первой половине III тыс. до н. э. Характеристика основных форм хозяйствования майкопцев. Земледелие. Скотоводство. Обработка металлов представителями майкопской культуры. Гончарное ремесло. Ключевые поселения майкопской культуры. Галюгаевское поселение. Ташлянское поселение. Курган майкопской культуры на территории Ставропольского края. Скотоводческие племена ямной культуры. Формирование Северокавказской культуры во II тыс. до н. э. Смена ямной культуры катакомбной. Приход на Северный Кавказ с Поволжья племен срубной культуры.
Древнейшие очаги металлургии на территории Центрального Предкавказья
Начало использования меди в хозяйственной жизни и в военных целях. Переход к использованию металлических орудий как одна из причин роста производительности труда. Кавказ как один из основных центров древней металлургии. Освоение выплавки бронзы жителями горных районов Северного Кавказа. Очаги металлопроизводства на территории Ставрополья. Освоение производства железа. Переход в начале I тыс. до н. э. к изготовлению орудий труда и предметов вооружения из железа в Европе, на Северном Кавказе и в Закавказье. Сдвиги в хозяйстве и общественных отношениях, связанные с освоением железа.
Киммерийцы, скифы и сарматы.
Греческая колонизация
Ухудшение климата и переход населения степных районов края к кочевому образу жизни. Появление первых государственных образований и мощных объединений кочевых племен. Киммерийцы в степных районах Северного Причерноморья и Предкавказья. Вытеснение киммерийцев скифами с территории их обитания. Формирование скифской культуры VII в. до н. э. Основные особенности скифской культуры. Перемещение кочевников-скифов Центрального Предкавказья в причерноморские степи к V в. до н. э. Скифские племена на территории Ставрополья в период V–IV вв. до н. э. Начало эпохи греческой колонизации Причерноморья и прибрежных районов Северо-Западного Кавказа с IV в. до н. э. Основные свидетельства распространения влияния древнегреческой культуры на территории Ставропольского края. Появление племен сарматов в степях Предкавказья. Влияние сарматов на земледельческие народы Северного Кавказа и Предкавказья. Поселения сарматской эпохи на территории Ставрополья. Завершение господства сарматов в южнорусских степях в IV в. Следы пребывания сарматов в других регионах.
Раздел II. Территория Центрального Предкавказья в эпоху Средневековья
Территория Центрального Предкавказья
в эпоху Великого переселения народов
Понятие, хронологические и территориальные рамки Великого переселения народов. Появление в I в. аланов на Северном Кавказе. Походы аланов через Кавказ. Происхождение кочевых племен гуннов. Движение гуннов на запад начиная со второй половины II в. Появление гуннов на Боспоре. Приближение гуннов к границам Римской империи в 376 г. Влияние гуннов на города Боспора. Гунны на Северном Кавказе. Поход гуннов в Закавказье в конце IV в. н. э. Влияние гуннов на этническую картину Северного Кавказа в эпоху раннего Средневековья.
Территория Центрального Предкавказья в эпоху
раннего Средневековья. Великий шелковый путь
Появление Тюркского каганата. Поход тюрок на Волгу и Северный Кавказ в 552 г. Распад Тюркского каганата на Западный и Восточный в 603 г. Северный Кавказ в составе Западного Тюркского каганата. Влияние жителей среднеазиатских городов на территории каганата в этот период. Объединение в V в. оногуров и утигуров в булгарский союз племен. Основные занятия и культура булгар. Создание в 632 г. Великой Булгарии со столицей в Фанагории. Влияние тюрок и булгар на хозяйственную жизнь региона. Складывание к середине VI в. Аланского царства. Географические рамки Аланского царства и его влияние на территории Ставропольского края. Значение Великого шелкового пути для международной торговли периода раннего Средневековья. Роль Северного Кавказа в возобновлении торговли на шелковом пути. Маршруты Великого шелкового пути на территории Ставрополья.
Походы русов на Северный Кавказ.
Тмутараканское княжество
Северный Кавказ и бассейн Каспийского моря — часть сферы интересов государства Русь. Транскавказский торговый путь через Дон, Нижнюю Волгу и Каспийское море. Транскавказский торговый путь — часть территории Хазарского кага-
ната. Проблема определения термина «русы». Действия руссов на транскавказском торговом пути. Походы русов на Каспий в IX–X вв. Восточный поход русского князя Святослава Игоревича в 965 г. Победа Святослава над аланами и адыгами. Роль похода Святослава в судьбах народов Северного Кавказа. Возникновение Тмутараканского княжества и время его существования. Роль Тмутараканского княжества в торговой активности на Северном Кавказе. Расширение территории Тмутараканского княжества. Причины и последствия перехода Тмутаракани под власть Византии в XII в.
Алания в X–XIII вв.
Ослабление влияния хазар на аланов в IX — начале X вв. Принятие христианства в Алании, роль Византии. Становление независимого государства Алания к 965 г. Развитие аланского государства в XI в. Развитие земледелия в Алании, «хлебная страна». Роль и место скотоводства в экономике Алании. Совершенствование ремесла. Влияние транзитной торговли на экономику Алании. Духовная культура в X–XIII вв., роль христианства в регионе. Феодальная раздробленность второй половины XII в. Археологические памятники аланской культуры X–XIII вв. на Ставрополье. Появление половцев в северокавказских степях в конце XI в. Влияние половецкой экспансии на аланов. Роль монголов в упадке Алании.
Хазары и половцы в предкавказских степях
Междоусобная война в Западно-тюркском каганате в середине VII в. Укрепление хазар на восточном побережье Азовского моря и в низовьях р. Кубани. Переселение хазарами части аланов на р. Северский Донец в XI в. Хазарская держава — первое централизованное государство Восточной Европы. Война хазарского государства с Арабским халифатом. Сосредоточение власти в руках узкого круга правящей элиты хазар. Уничтожение Хазарского каганата киевским князем Святославом в 965 г. Влияние хазарской культуры на территории Ставропольской возвышенности. Складывание этнической общности половцев на Южнорусской равнине в IX в. Взаимоотношения половцев с Русью. Половцы на Северном Кавказе. Культурное влияние половцев на территории современного Ставрополья.
Центральное Предкавказье в составе Золотой Орды.
Золотоордынский город Маджар
Вторжение монголов на Северный Кавказ и покорение ими черкесов. Начало завоевания Алании. Взаимоотношения монголов с половецким населением. Возникновение Золотой Орды. Роль Золотой Орды в развитии торговых отношений и
путей сообщения. Культурное влияние Золотой Орды на территории Ставрополья. Территория Северного Кавказа в составе ханских владений. Кочевое население на территории Северного Кавказа в ордынское время. Взаимоотношения кочевни-
ков с ордынскими органами управления. Первые упоминания о г. Маджаре в начале XIV в. Социальный и этнический состав населения и материальная культура г. Маджара. Основные занятия жителей. Другие поселения золотоордынской эпохи
на территории Ставрополья. Упадок Золотой Орды.
7–9 КЛАССЫ
Раздел I. Территория Центрального Предкавказья
в XVI–XVII вв.
Кочевое население предкавказских степей.
Ногайцы. Туркмены
Географическое положение Степного Предкавказья. Миграции племен и народов в районе Степного Предкавказья с древнейших времен до XVII в. Ставропольские ногайцы. Контакты Московского государства с ногайцами. Ногайцы в Моздокской степи, караногайцы. Взаимоотношения караногайцев с правительством Петра I. Караногайское, Ачикулак-Джембойлуковское, Калаус-Саблинское, Калаус-Джембойлуковское приставства. Первоначальный ареал расселения туркменов. Складывание локальной группы туркменского этноса на Ставрополье. Трухменское (Туркменское) приставство. Туркмены на Ставрополье во второй половине XIX в. Основные занятия кочевников Ставрополья.
Россия и народы Северного Кавказа в XVI–XVII вв.
Северный Кавказ в XVI в. Противостояние Османской империи и Ирана. Набеги Крымского ханства на адыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Расширение в XVI в. контактов Русского государства с Осм анской империей, Ираном, Крымским, Казанским, Астраханским ханствами и Ногайской Ордой. Поиск Русским государством союзников в регионе и установление контактов с Северным Кавказом и Закавказьем. Кабардинское посольство в Москву. Посольство Ивана IV на Кавказ. Принятие адыгов в российское подданство. Промосковская политика верховного кабардинского князя Темрюка (Идарова) Идаровича. Турецко-татарский поход 1569 г. Зарождение казачества. Расселение казаков на Тереке, Гребенское казачество. Город Терки и его развитие в XVII в. Влияние Терского города на жизнь народов Северного Кавказа. Место Кавказа в системе приоритетов российской внешней политики. Политическое сближение России с Северо-Западным Кавказом в XVI в. Договоры между адыгскими князьями и Московским государством. Добровольное вхождение Кабарды в состав Русского государства. Установление контактов России с Большой Ногайской Ордой. Причины и последствия военных походов московских воевод против шамхала Тарковского.
Раздел II. Ставрополье в XVIII в.
Северный Кавказ во внешней политике России XVIII в.
Территориальное деление Кавказа. Северный Кавказ и Закавказье. Значение региона для пограничных государств в XVIII в. Защита Россией своих интересов на Северном Кавказе. Начало активной российской политики в северокавказском регионе. «Окно в Азию»: Каспийский поход Петра I. Присоединение к России Дербента и Баку. Кавказ как один из возможных театров военных действий России против Османской империи. Сворачивание военно-политических устремлений России на кавказском направлении после смерти Петра I. Возврат Ирану завоеванных в Каспийском походе провинций. Политика Екатерины II на Кавказе. Черноморское направление политики России. Значение Кючук-Кайнарджийского договора. Переход Грузии под протекторат России.
Освоение северокавказских земель.
Создание Азово-Моздокской линии
История российского присутствия в регионе. Перемещение границы российских владений в Дагестане на юг в XVIII в. Создание Терской оборонительной (кордонной) линии. Создание и заселение Азово-Моздокской линии.
Казачьи поселения на Ставрополье.
Жизнь и быт линейцев.
Возрастание военно-административной роли г. Ставрополя в первой трети XIX в. Ставрополь как столица Кавказского линейного казачьего войска. Казачьи поселения XIX в. в современных границах Ставропольского края. Станицы донских казаков на р. Кубани в конце XVIII — начале XIX вв. Растущая потребность русской армии в кавалерии и изменения в социальном составе казачества. Села Ставропольского и Пятигорского округов, получившие статус станиц. Формирование
Кавказского линейного войска. Жизнь и быт линейцев. Роль линейцев в Крымской войне (1853–1856). Положение линейных казаков. Изменения в количественном и социальном составе казачества в регионе после Кавказской войны. Станицы Кубанского и Терского казачьих войск, вошедшие в состав Ставропольского края.
Крестьянские поселения на Ставрополье
Указ о раздаче земель по Азово-Моздокской линии гражданскому населению. Массовое переселение в Степное Предкавказье государственных крестьян. Переселение государственных крестьян из центральных губерний на Ставрополье в XVIII–XIX вв. Особенности расселения крестьян в Предкавказье. Социальный состав крестьянского населения Предкавказья. Раздача дворянам земельных владений в регионе. Основные занятия крестьянского населения региона. Стихийные бедствия и эпидемии на Ставрополье в XVIII–XIX вв.
Раздел III. Ставропольская губерния
в XIX — начале XX вв.
Ставрополье в период Кавказской войны
Кавказская война и ее причины. Распространение российского военного присутствия в регионе и массовое сопротивление горцев. Основные очаги борьбы против русской императорской армии в XIX в. Роль явления наездничества в противодействии горских народов укреплению позиций России на Кавказе. Кавказская война на территории Ставрополья. Пограничная (кордонная) служба линейного казачества, участие казачьих формирований в походах или экспедициях против горцев. Переселенческая повинность линейного казачества. Итоги Кавказской войны для Ставрополья.
Заселение и хозяйственное освоение Ставрополья
во второй половине XIX в.
Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения переселенцами окраинных территорий страны. Крестьяне как основа переселенческого потока на Ставрополье.Сезонный характер крестьянских миграций. Тавричане и этноконфессиональные группы иммигрантов в переселенческой политике на Северном Кавказе.
Социально-экономическое развитие Ставрополья
в пореформенный период
Особенности модернизации на Северном Кавказе и Ставрополье. Реформы 1863–1874 гг. на Северном Кавказе. Освоение Ставропольского края во второй половине XIX в. Землевладение и землепользование. Развитие торговли и промышленно-
сти. Развитие городов. Изменения в социальной структуре общества. Характер экономического развития Ставрополья под воздействием реформ второй половины XIX в. Особенности земледелия и скотоводства. Основные земледельческие груп-
пы и распределение земельного фонда. Изменения методов земледелия к концу XIX в. Рост использования техники и удобрений в сельском хозяйстве. Влияние почвы и климатических условий края на развитие сельскохозяйственного про-
изводства. Социальное расслоение на селе: «старожилы» и «иногородние». Влияние сельского хозяйства на промышленное развитие в регионе. Развитие инфраструктуры: активное строительство железных дорог.
Старейшие российские города на Северном Кавказе
Влияние строительства Азово-Моздокской оборонительной линии на возникновение городов на Ставрополье. Изменения в территориально-административном делении, появление первых городов (Георгиевск, Кизляр, Моздок, Ставрополь, Алек-
сандров) и развитие городского населения. Превращение Ставрополя в областной центр, приобретение им важного торгового и транзитного значения. Возникновение городов и станиц на Кавказских Минеральных Водах (Пятигорск, Желез-
новодск, Кисловодск, Ессентуки), признание их лечебной территорией государственного значения. Обустройство и развитие Ставрополя и городов Кавказских Минеральных Вод.
Население городов Ставрополья в XIX в.
Эволюция социально-правового положения жителей Ставрополья в XVIII–XIX вв. Особая роль городов и их жителей в реализации политики освоения степного края в годы Кавказской войны. Изменения в облике Ставрополя на протяжении
XIX в. Влияние развития промышленного производства и торговли на численность и сословную структуру городского населения. Ускоренная урбанизация на Ставрополье в последней четверти XIX в. Факторы, определявшие консервирование об-
раза жизни населения ставропольских городов. Социально-сословный состав городского населения. Население городов Кавказских Минеральных Вод, особенности его жизнедеятельности.
Народы Ставрополья. Многообразие культур
Особенности национальной политики российских властей на Ставрополье в XVIII–XIX вв. Восточнославянские народы Ставрополья. Казачество, русское и украинское крестьянство. Развитие российской духовной культуры на Ставрополье как
тенденции к равноправному историческому партнерству всех народов, населявших территории Степного Предкавказья. Армяне, греки и немцы в «плавильном котле» Ставрополья.
Религиозная жизнь Ставрополья
в XIX — начале XX вв.
Положение разных конфессий на Ставрополье в XIX в. Активное распространение православия. Роль Игнатия (Брянчанинова) в упрочении Русской Православной Церкви на Ставрополье. Приходская община как низшая ступень церковной
организации. Связь православного прихода с формированием школьной системы на Ставрополье. Миссионерско-просветительная деятельность РПЦ. Инославные конфессии на Ставрополье. Протестантизм (лютеранство, реформаторство, мен-
нонитство, Движение Исхода и другие направления). Католицизм. Деятельность Армянской апостольской церкви. Распространение ислама на Ставрополье. Иудаизм. Процесс регламентации религиозной жизни региона.
Ставропольское общество в начале XX в.:
демография, сословный состав населения
Изменения положения основных сословий ставропольского общества в начале XX в. Характер прироста населения Ставропольской губернии. Национальный состав основной массы населения и особенности национальной политики российского самодержавия. Изменения в сословной структуре населения. Положение «иногородних». Тенденции развития народного просвещения. Распространение знаний, культуры, просветительной деятельности среди населения Ставрополья.
Социально-экономическое развитие
Ставропольской губернии в начале XX в.
Характерные черты социально-экономического развития Ставрополья в условиях утверждения капиталистического способа производства. Особенности промышленного развития. Роль кустарных промыслов. Преобладание сельского хозяй-
ства в общем объеме занятости населения Ставропольской губернии. Влияние железнодорожного строительства на социально-экономическое развитие Ставрополья. Изменения в социальной структуре общества. Социальные противоречия и
социальные движения. Расслоение крестьянства. Влияние аграрной реформы П. А. Столыпина на характер общественно-экономических отношений в Ставропольской губернии.
Общественно-политическое развитие
Ставропольской губернии в начале XX в.
Административное устройство губернии в конце XIX — начале XX вв. Нарастание революционных настроений на Ставрополье в начале XX в. Общественные движения Ставрополья в начале XX в. Влияние Русско-японской войны на общественно-политическое развитие Ставропольской губернии.
Революционное движение 1905–1907 гг. на Ставрополье
Отражение революции на Ставрополье. «Кровавый день Ставрополя». Нарастание революционных событий в Ставропольской губернии. Политические партии на Ставрополье в 1905–1907 гг. Развитие крестьянского движения. Итоги и последствия Первой русской революции на Ставрополье.
Культура Ставрополья в конце XVIII —
первой половине XIX вв.
Развитие литературы на Ставрополье в конце XVIII — первой половине XIX вв. Посещение края выдающимися просветителями, общественными деятелями, поэтами, писателями.Музыкальная жизнь на Ставрополье в первой половине XIX в.
Развитие просвещения на Ставрополье в первой половине XIX в. Театральная жизнь. Архитектура и градостроительство в первой половине XIX в.
Культура Ставрополья во второй половине XIX —
начале XX вв.
Литературный процесс на Ставрополье во второй половине XIX — начале XX вв. Развитие просвещения, музейного дела, библиотек, издательств во второй половине XIX — начале XX вв. Развитие изобразительного искусства. Музыка и театр.
Архитектура и градостроительство во второй половине XIX —начале XX вв. Появление кинематографа.
Тематическое поурочное планирование
Тематическое планирование по истории Ставрополья для 5,6,7,9 класса разработано с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Тематическое поурочное планирование
5–6 КЛАССЫ
№ | Тема | часы | Материалы учебника для 5–6 классов | Дата | ||
план | факт | |||||
5 класс | ||||||
Раздел I. Территория Центрального Предкавказья в древности. | ||||||
1-4 | Введение. §1. Территория и природа Центрального Предкавказья. | 1.Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение. Ставропольский край на карте Северного Кавказа. 2.Природно-климатические условия Центрального Предкавказья 3. Культурно-исторические особенности Предкавказья. 4.История изучения Центрального Предкавказья. Повторение главы 1 «Территория и природа Центрального Предкавказья.» Практикум по главе 1. | 4 | С.3 § 1 Стр.4-15, работа со словарем, работа с документом | ||
5-6 | §2. Заселение территории Центрального Предкавказья в Аменном веке. | 1.Каменный век. Древние охотники и собиратели Предкавказья. 2. Земледельцы и скотоводы. Повторение главы 2 «Заселение территории Центрального Предкавказья в Каменном веке.»Практикум по главе 2. | 2 | § 2, стр.16-25 работа со словарем, работа с документом | ||
7-9 | §3 Древнейшие земледельцы и скотоводы Центрального Предкавказья. | 1.Начало бронзового века на Северном Кавказе. Майкопская культура. 2.Ямная культура. Северо-Кавказская культура Катакомбная культура. 3. Срубная культура. Повторение главы 3 «Древнейшие земледельцы и скотоводы Центрального Предкавказья.»Практикум по главе | 3 | § 3,стр. 25-35 работа со словарем, работа с документом | ||
10-11 | § 4.Древнейшие очаги металлургии на территории Центрального Предкавказья. | 1.Складывание северокавказского очага металлургии. Племена кобанской культуры. Особенности северокавказского очага металлургии. 2. Начало обработки железа.Памятники кобанской культуры на Ставрополье. Повторение главы 4 «Древнейшие очаги металлургии на территории Центрального Предкавказья.»Практикум по главе 4 | 2 | § 4, стр. 35-45 работа со словарем, работа с документом | ||
12-13 | § 5.Киммерийцы, скифы и сарматы. Греческая колонизация. | 1.Киммерийцы.Скифы. Греческая колонизация. 2. Сарматы. Повторение главы 5 «Киммерийцы, скифы и сарматы. Греческая колонизация». Практикум по главе 5 | 2 | §5 Стр. 45-55 работа со словарем, работа с документом | ||
14-15 | § 6.Территория Центрального Предкавказья в эпоху Великого переселения народов. | 1. Ранние аланы. Гунны. Аланы в странах Западной Европы. 2. Гунны на Северном Кавказе. Повторение главы 6 «Территория Центрального Предкавказья в эпоху Великого переселения народов.». Практикум по главе 6 | 2 | §6 Стр.55-63 работа со словарем, работа с документом | ||
16 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | ||||
17 | Итоговое повторение. | 1 | ||||
Итого: | 17 | |||||
№ | Тема | часы | Материалы учебника для 5–6 классов | Дата | ||
план | факт | |||||
6 класс | ||||||
Раздел II. Территория Центрального Предкавказья в эпоху Средневековья. | ||||||
1-3 | §7. Территория Центрального Предкавказья в эпоху раннего Средневековья. Великий шелковый путь. | 1. Северный Кавказ под властью Тюрского каганата. Булгарские племена на Северном Каказе. 2.Возвышение Хазар.Аланы в 4-6 веках. 3.Великий шелковый путь.7.Повторение главы 7 «Территория Центрального Предкавказья в эпоху раннего Средневековья. Великий шелковый путь.». Практикум | 3 | § 7 Стр.64-70, работа со словарём, работа с документом | ||
4-6 | §8.Походы русов на Северный Кавказ. Тмутараканское княжество. | 1.Государство Русь и Кавказ.Походы Русов на Каспий. 2. Поход Святослава Игоревича против Хазарии. Образование Тмутараканского княжества. 3.Тмутараканское княжество в 9-12 вв. Повторение главы 8 «Походы русов на Северный Кавказ. Тмутараканское княжество..». Практикум | 3 | § 8 Стр. 70-78 работа со словарём, работа с документом | ||
7-9 | §9.Алания в X–XIII вв. | 1.Возвышение Алании. Развитие Хозяйства и ремесел .Духовная культура. Упадок Алании. 2.Аланские памятники 10-13 веков на Ставрополье. Взаимоотношения аланов с половцами в 11-13 веках. 3.Гибель алании. Повторение главы 9 «Алания в X–XIII вв.». Практикум | 3 | § 9 Стр.78-86 работа со словарём, работа с документом | ||
10-12 | §10.Хазары и половцы в предкавказских степях. | 1.Хазария в 8-10 веках. Гибель Хазарии. 2. Памятники хазарской эпохи на Ставрополье. Приход половцев в южнорусские степи. 3. Половцы на северном Кавказе. Повторение главы 10 «Хазары и половцы в предкавказских степях». Практикум | 3 | §10 Стр.86-92 работа со словарём, работа с документом | ||
13-15 | §11.Центральное Предкавказье в составе Золотой Орды. Золотоордынский город Маджар. | 1.Монгольское завоевание Северного Кавказа. Северный Кавказ в составе Золотой Орды. 2. Кочевое население на территории Северного Кавказа. Золотоордынский город Маджар. 3. Поселения золоордынской эпохи на территории Ставрополья. Упадок Золотой Орды. Повторение главы 10 «Центральное Предкавказье в составе Золотой Орды. Золотоордынский город Маджар.». Практикум. | 3 | §11 Стр. 92-102 работа со словарём, работа с документом | ||
16 | Промежуточная аттестация | 1 | ||||
17 | Итоговое повторение. | 1 | ||||
Итого: | 17 |
№ | Тема | часы | Материалы учебника для 7-9 классов | Дата | ||
план | факт | |||||
7 класс | ||||||
Раздел I. Территория Центрального Предкавказья в XVI–XVII вв. | ||||||
№ | Тема | часы | Материалы учебника для 7-9 классов | Дата | ||
план | факт | |||||
1-2 | § 1.Кочевое население предкавказских степей. Ногайцы. Туркмены | 1.Тюркские народы Степного Предкавказья. Ставропольские ногайцы. Ставропольские туркмены. 2. Занятия кочевников Ставрополья. Повторение главы 1 «Кочевое население предкавказских степей. Ногайцы. Туркмены». Практикум. | 2 | § 1 Стр.3-12, работа со словарем, работа с документом | ||
3-4 | §2. Россия и народы Северного Кавказа в 16-17 вв. | 1.Первые посольства. Начало добровольного вхождения народов Северного Кавказа в состав России. 2. Терский городок-первый русский опорный пункт. Походы на Каспий на рубеже 16-17 вв. .Повторение главы 2 «Россия и народы Северного Кавказа в 16-17 вв.». Практикум. | 2 | § 2, стр.12-22 работа со словарем, работа с документом | ||
Раздел II. Ставрополье в XVIII в. | ||||||
5-7 | §3. Северный Кавказ во внешней политике России XVIII в | 1.Кавказ во внешней политике государств 18 в. «Окно в Азия»:Каспийский поход (1722-1723) Петра 1 2.Внешняя политика России на северокавказском направлении в послепетровский период. 3.Значение Кючук-Кайнарджийского договора. Повторение главы 3 «Северный Кавказ во внешней политике России XVIII в.». Практикум.
| 3 | § 3,стр. 22-31 работа со словарем, работа с документом | ||
8-9 | §4. Освоение северокавказских земель. Создание Азово-Моздокской линии | 1.Освоение северокавказских земель. Создание Азово-Моздокской линии. 2. Повторение главы 4 «Освоение северокавказских земель. Создание Азово-Моздокской линии». Практикум. | 2 | § 4, стр. 31-41 работа со словарем, работа с документом | ||
10-11 | §5. Казачьи поселения на Ставрополье. Жизнь и быт линейцев | 1.Казачьи поселения на Ставрополье. 2.Жизнь и быт линейцев. Повторение главы 5 «Казачьи поселения на Ставрополье. Жизнь и быт линейцев». Практикум. | 2 | §5 Стр. 41-49 работа со словарем, работа с документом | ||
12-13 | §6. Крестьянские поселения на Ставрополье | 1.Первые поселения.3.Жизнь и быт переселенцев. 2. Повторение главы 6 «Крестьянские поселения на Ставрополье». Практикум. | 2 | §6 Стр.50-56 работа со словарем, работа с документом | ||
Раздел III. Ставропольская губерния в XIX — начале XX вв | ||||||
14-15 | §7 Ставрополье в период Кавказской войны. | 1.Понятие «Кавказская война», причины войны. Кавказская война на территории Ставрополья. Участие линейных казаков Ставрополья в событиях Кавказской войны. 2.Итоги Кавказской войны для Ставрополья. Повторение главы 7 «Ставрополье в период Кавказской войны.». Практикум. | 2 | §7 Стр.57-66 работа со словарем, работа с документом | ||
16 | Промежуточная аттестация | 1 | ||||
17 | Итоговое повторение | 1 | ||||
Всего: | 17 | |||||
8 класс | ||||||
№ | Тема | часы | Материалы учебника для 7-9 классов | Дата | ||
1-2 | §8. Заселение и хозяйственное освоение Ставрополья во второй половине XIX в | 1.Переселение во второй половине 19 в. Крестьяне. 2. Тавричане. Иммигранты. Повторение главы 8 «Заселение и хозяйственное освоение Ставрополья во второй половине XIX в.». Практикум | 2 | § 8 Стр.66-76, работа со словарём, работа с документом | ||
3-5 | §9. Социально-экономическое развитие Ставрополья в пореформенный период | 1.Земли Ставрополья в пореформенный период. Сельское хозяйство. Скотоводство 2.. «Иногородние» крестьяне. Промышленность и транспорт. 3. Повторение главы 9 «Социально-экономическое развитие Ставрополья в пореформенный период.». Практикум. | 3 | § 9 Стр. 76-84 работа со словарём, работа с документом | ||
6-8 | §10. Старейшие российские города на Северном Кавказе. | 1. Административно-территориальные преобразования на Северном Кавказе. Моздок. Георгиевск, 2. Александров, Ставрополь. Святой Крест. Города Кавказских Минеральных Вод. 3. Повторение главы 10 «Старейшие российские города на Северном Кавказе». Практикум. | 3 | § 10 Стр.84-96 работа со словарём, работа с документом | ||
9-10 | §11. Население городов Ставрополья в XIX в | 1.Социально-экономическое развитие городов Ставропольской губернии. 2.Развитие городов Кавказских Минеральных Вод. Повторение главы 11 «Население городов Ставрополья в XIX в». Практикум. | 2 | §11 Стр.96-101 работа со словарём, работа с документом | ||
11-13 | §12-13. Народы Ставрополья. Многообразие культур. | 1. «Степной Вавилон». Восточнославянские народы Ставрополья. 2. Армяне. Немцы. Греки. 3. Взаимодействие культур народов Ставрополья. Повторение главы 12-13 «Народы Ставрополья. Многообразие культур». Практикум. | 3 | §12-13 Стр. 101-117 работа со словарём, работа с документом | ||
14-15 | §14-15. Религиозная жизнь Ставрополья в XIX — начале XX вв | 1.Релгия и общество. Православие. 2. Инославные конфессии на Ставрополье. Ислам. Иудаизм. Повторение главы 14-15 «Религиозная жизнь Ставрополья в XIX — начале XX вв». Практикум. | 2 | §14-15 Стр. 117-131 работа со словарём, работа с документом | ||
16 | Промежуточная аттестация | 1 | ||||
17 | Итоговое повторение. | 1 | ||||
Итого: | 17 | |||||
9 класс | ||||||
1-3 | §16. Ставропольское общество в начале XX в.: демография, сословный состав населения | 1Административное деление Ставропольской губернии. Социальная структура населения. 2.Занятия жителей губернии. 3. Народное просвещение. Повторение главы 16 «Ставропольское общество в начале XX в.: демография, сословный состав населения». Практикум. | 3 | §16 Стр. 131-138 работа со словарём, работа с документом | ||
4-6 | §17. Социально-экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX в | 1.Развитие промышленности. Транспорт и торговля. 2. Развитие сельского хозяйства. Столыпинская аграрная реформа. 3. Повторение главы 17 «Социально-экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX в». Практикум. | 3 | §17 Стр. 138-146 работа со словарём, работа с документом | ||
7-9 | §18. Общественно-политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX в | 1.Формирование общественно-политеских организаций. 2.Общественно-политическое движение в период революции. Борьба крестьян с земствами в Ставропольской губернии. 3. Повторение главы 18 «Общественно-политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX в». Практикум. | 3 | §18 Стр. 146-151 работа со словарём, работа с документом | ||
10-11 | §19. Революционное движение 1905–1907 гг. на Ставрополье. | 1. Предпосылки революции.Ход революции. 2.Итоги и последствия революционных событий. Повторение главы 19 «Революционное движение 1905–1907 гг. на Ставрополье». Практикум. | 2 | §19 Стр. 151-158 работа со словарём, работа с документом | ||
12-13 | §20. Культура Ставрополья в конце XVIII — первой половине XIX вв | 1.Литература. Просвещение. 2. Театр Градостроительство и архитектура. Повторение главы 20 «Культура Ставрополья в конце XVIII — первой половине XIX вв». Практикум. | 2 | §20 Стр. 158-167 работа со словарём, работа с документом | ||
14-15 | §21. Культура Ставрополья во второй половине XIX — начале XX вв | 1. Просвещение. Литература. Музеи. Библиотеки и издательская деятельность. Изобразительное искусство. Музыка. Театр. 2. Градостроительство и архитектура. Фотография и кино. Повторение главы 21 «Культура Ставрополья во второй половине XIX — начале XX вв». Практикум | 2 | §21 Стр. 167-179 работа со словарём, работа с документом | ||
16 | Промежуточная аттестация | 1 | ||||
17 | Итоговое повторение. | 1 | ||||
Итого: | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа История Красноярского края 8 класс
Рабочая программа по учебному предмету «История Красноярского края» в 8 классе составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента гос...
рабочая программа "История древнего мира" 5 класс
рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....
Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освое...
Рабочая программа. История средних веков. 6 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Средняя общеобразовательная школа № 2» «Согласовано»Заместитель директором поУВР______________ /Мельникова Е. В./«__...
Рабочая программа. История Нового времени. 8 класс
Данная программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание по истории Нового времени, учебно - тематический план, требования к уровню подготовки учеников 8 класса, список литературы и...
Рабочая программа "История Ставрополья" 5-10 класс
Рабочая программа по курсу...
Рабочая программа История Ставрополья 10-11 класс
РП_История Ставрополья...