Проект "Оружие казака и основы фланкировки".
проект (6, 7, 8, 9 класс)

Голданова Ирина Витальевна

За время реализации проекта, учащиеся узнают историю казачества, познакомятся с видами оружия, научатся владеть фланкировкой с помощью казачьей шашки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._goldanova_i.v.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТА ПРОЕКТА «Оружие казака и основы фланкировки». Номинация Конкурса Творческий проект художественной направленности «Оружие казака и основы фланкировки». Ф.И.О. руководителя проекта (участника Конкурса) Руководитель: Голданова Ирина Витальевна. Автор: Голданова Ирина Витальевна Название проекта География проекта Творческий проект «Оружие казака и основы фланкировки». Белокалитвинский район Ростовской области. Срок реализации проекта продолжительность проекта 2 месяца начало реализации проекта 01.08. 2024 года окончание реализации проекта 30.09. 2024 года

Слайд 2

1. Краткая аннотация Творческий художественно-практический проект «Оружие казака и основы фланкировки» реализуется учащимися д /о «Островок» 12-16 лет в 2024г. За время реализации проекта, учащиеся узнают историю казачества, знакомятся с видами оружия, учатся владеть и применять казачью шашку. Приобщение детей к русской культуре и воспитание подрастающего поколения на основе национальных культурных традиций Донского края одно из основных направлений данного проекта. Так как в группе только девочки, которые занимаются танцами и часто исполняют народные, казачьи танцы, то было решено в своих номерах использовать что-то новое. Современным девочкам захотелось приобрести навыки фланкировки шашкой, узнать и изучить историю фланкировки и виды шашек. Фланкировка — это казачий “танец”, а именно упражнение с клинковым оружием. Это очень красивые упражнения, требующие от казака больших умений. Многие, кто наблюдал, как профессионалы виртуозно используют казачью шашку, испытывали восторг и восхищение. Для выступления на казачьих мероприятиях надо было приготовить номер с использованием элементов фланкировки. Мы выбрали Донскую казачью пляску для постановки. Основной проблемой для нас стало наличие самих шашек и отсутствие навыков и знаний фланкировки: Что такое фланкировка, какие виды оружия можно использовать для фланкировки. Так как мы проживаем в Ростовской области, выбор пал на оружие Донских казаков. Для этого нам нужно было изучить историю Донского казачества, виды оружия казаков и историю возникновения самой фланкировки. Казаки используют фланкировку шашкой , чтобы показать свою удаль и отвагу перед боем и в бою. Кроме шашки можно фланкировать: нагайкой, саблями, мечами и кинжалами. Нам предстояло рассмотреть, как формировалось, изменялось искусство фланкировки со временем, что влияло на это. И в итоге освоить элементы фланкировки. В ходе реализации проекта был разработан эскиз и изготовлены шашки для тренировок. Сделана презентация по истории «Оружие казака и основы фланкировки» для наглядного показа обучающимся д /о «Островок». Изучены и проанализированы различные источники информации о характерных особенностях традиционного казачьего пляса, костюма и элементов фланкировки. В процессе были использованы: исследовательский, информационный и практический методы реализации проекта.

Слайд 3

2. Актуальность проекта (не более 1 страницы) Каждый народ имеет свою историю, традиции и обычаи, что выделяет их от остальных. Сегодня без "крутки" шашкой или даже двумя шашками не обходится ни одно развлекательное мероприятие, в котором в том или ином виде принимают участие разного рода казачьи объединения, что позитивно влияет на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время идёт процесс возрождения казачества в нашем районе, а также в других регионах России. Богатое культурное наследие российского казачества для нас, учащихся, представляет огромный интерес. Для того, что бы привлечь своих сверстников к изучению истории казачества, на основе проекта была разработана презентация об «Оружии казака и основах фланкировки» . 3. Основные целевые группы, на которые направлен проект - обучающиеся объединения «Островок»; - 2 педагога; - родители. 4. Цель проекта Научиться элементам фланкировки для постановки женской казачьей пляски. 5. Задачи проекта - изучить и проанализировать различные источники информации о характерных особенностях традиционной казачьей фланкировки ; - познакомиться с видами оружия Донских казаков; - разработать эскиз и изготовить тренировочные шашки; - овладеть навыками фланкировки; - разработать презентацию для наглядного показа обучающимся д /о «Островок».

Слайд 4

8. Ожидаемые результаты (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе) Количественные показатели (указать подробно количественные результаты, включая численность вовлечения обучающихся в мероприятия проекта) В ходе реализации проекта: - вовлечено 20 обучающихся (девочки); - 2 педагога; родители. -создана презентация по истории «Оружие казака и основы фланкировки» ; - изготовлено 8 тренировочных шашек (Педагог дополнительного образования «Резьба по дереву») Качественные показатели (указать подробно качественные изменения) Повысился уровень осведомлённости учащихся д\о «Островок» по истории донских казаков. Так же познакомились с элементами казачьей пляски и элементами фланкировки, появился интерес к казачьей культуре, чувство гордости за собственную принадлежность к Донским казакам. Вырос интерес к изучению фланкировки казачьей шашкой. 9. Смета расходов Полная стоимость проекта 8 000 тысяч рублей. 1 шашка – стоимость 1000р 10. Партнёрство (партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями в реализации проекта) Школьная библиотека. Родители д /о « Островок » Педагог д /о «Резьба по дереву»

Слайд 5

№ Мероприятие Сроки ( дд.мм.гггг ) Количественные показатели реализации 1. Определение темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. Беседа. 01.08.202 4 г. Проведена беседа, составлен план работы. 2. Подготовка информационного материала. 02.08-04.08.2024г. Посещение библиотеки, поиск информации в интернете. 3. Закупка материала для изготовления шашек (посещение строительных магазинов) и изготовление шашек. 05 .0 8. 20 2 4г. Педагог д/о, родительский комитет. 4. Изготовление тренировочной шашки. 06 .0 8 - 09 .0 8 . 20 2 4г. Педагог дополнительного образования «Резьба по дереву» 5. Изучение видео уроков по фланкировке шашкой. 10.08-12.08.2024г Интернет ресурсы 6. Создание презентации и проведение беседы по истории «Оружие казака и основы фланкировки» с учащимися д/о «Островок». 12 .0 9 - 14 .0 9 . 20 2 4г. 20 учащихся, педагог Голданова И.В 7 . Разучивание фланкировки шашкой для постановки женской казачьей пляски. 15 .0 9 .-30.0 9 . 20 2 4г. Педагог д /о «Островок», учащиеся

Слайд 6

11 . Дальнейшая реализация проекта (развитие проекта после достижения цели, долгосрочный эффект проекта) Использование шашек для создания хореографических номеров коллектива «Островок». 12. Приложения (список приложений: фотографии, видео, статьи в СМИ, ссылки на сообщения о проекте и т.д.) Методическая разработка мастер-класса «Разучивание базовых движений фланкировки шашкой ». Технологическая карта изготовления тренировочной шашки. Фотографии и видео процесса изучения элементов фланкировки. Презентация на тему: «Оружие казака и основы фланкировки». Информация о проекте на сайте ДДТ, VK , Одноклассники. Руководитель проекта Голданова И.В. педагог д /о «Островок»

Слайд 7

Приложение 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Разучивание базовых движений фланкировки шашкой». Разработала: Голданова Ирина Витальевна, Педагог дополнительного образования г. Белая Калитва 2024

Слайд 8

Конспект мастер-класса Педагог: Голданова Ирина Витальевна. МБУ ДО Дом детского творчества г. Белая Калитва Тема : «Разучивание базовых движений фланкировки шашкой» Дата проведения: 24.09.2024 Место проведения: Зал хореографии МБОУ СОШ № 8 Мастер класс проводится для старшей группы хореографического ансамбля «Островок» для овладения мастерством фланкировки шашкой и дальнейшей постановки казачьей лезгинки. Цель : Создание условий для разучивания базовых движений фланкировки шашкой. Задачи : Воспитательная : Воспитывать любовь к малой родине и России; Воспитывать патриотизм; Воспитывать готовность к защите Отечества. Образовательные : Расширять знания об истории, культуре, традициях нашей малой родины. Оздоровительные : Развивать выносливость, координацию движений, двигательные качества; Формировать потребности в здоровом образе жизни. Методы и приемы: словесный, наглядный (практический показ), метод разучивания по частям, целостный метод разучивания, самоконтроль, самоанализ. Оборудование : технические средства обучения (диск, музыкальный центр, шашки). Форма обучения : групповая. Музыкальное сопровождение: песня « Ойся , ты ойся ».

Слайд 9

План занятия Первый этап : Организационный момент (5 минут) Второй этап : Основная часть (40 минут) Разминка, прослушивание музыкального материала, разучивание базовых движений с шашкой, Практическая часть (40 минут) соединение разученных движений фланкировки в комбинацию. Разучивание танцевальной комбинации фланкировки под музыкальное сопровождение. Третий этап: Подведение итогов, рефлексия (5 минут) Ход занятия. Первый этап. Организационный момент. (5 минут) Педагог входит в хореографический класс и предлагает зайти всем участникам. Педагог озвучивает тему мастер-класса. Мотивационная часть. Педагог рассказывает о цели и поставленных задачах на данном мастер-классе, проговаривает используемые названия движений, дает возможность прослушать музыкальный материал. Говорит, что на окончательном этапе данного мастер класса, на основе базовых движений фланкировки будет составлена танцевальная связка и отработана под музыку. Педагог дает краткую справку о фланкировке шашкой. Фланкировка казачьей шашкой - настоящее искусство казаков. Искусство мастерского обращения с холодным оружием всегда привлекало внимание и вызывало восхищение среди зрителей. Наблюдать, как перед твоими глазами лезвие шашки, рисует в воздухе витиеватые узоры и выполняет элегантные пируэты – истинное наслаждение. Именно так можно описать фланкировку. Казачий танец с элементами фланкировки удивляет и завораживает своей красотой и сложностью. Фланкировка - этот термин знаком преимущественно тем, кто имеет дело с казачьим оружием, но открыть для себя это прекрасное искусство будет интересно каждому.

Слайд 10

Обучение мастерскому владению холодным оружием, включая казачью шашку или нагайку, представляет собой зрелищное занятие. Однако, первоначальное понимание этого термина отличалось и связано было с пикой, когда кавалерия использовала ее в рукопашной схватке, что и носило название "фланкирование". Со временем из-за ошибки в терминологии этот термин закрепился за упражнениями с клинковым оружием. Второй этап. Основная часть. (40 минут) 1. Разминка (разогрев опорно-двигательного аппарата, различных групп мышц и связок) - (10 минут). Разогрев у станка. 2. Разучивание базовых движений фланкировки (30 мин) - положение корпуса - боевые положения: верхнее и нижнее - прокрут вперед - прокрут назад - боковая восьмерка - восьмерка спереди - перехват шашки спереди - перехват шашки сзади Практическая часть: (40 минут) Обучающиеся становятся в несколько рядов. 1. Разучивание танцевальной связки. Педагог показывает связку движений в медленном темпе без музыкального сопровождения. Все вместе разучивают под счет. 2. Отработка разученной связки фланкировки под счет. 3. Отработка разученной связки фланкировки под музыку. 4. Делаем фотографии и снимаем видео разученной связки фланкировки под музыку.

Слайд 11

Дыхательная гимнастика. Снимаем мышечное напряжение и восстанавливаем дыхание. Просмотр видео О рганизованный просмотр видео в исполнении всех участников мастер-класса. Третий этап. Подведение итогов (рефлексия).(5 минут) – А сейчас я предлагаю провести рефлексию нашей деятельности. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: Какой новый опыт вы обрели как участник мастер-класса? Получилось ли у вас освоить движения фланкировки? Что оказалось для вас сложным, а с чем вы легко справились? Можно ли сказать о том, что вы научились фланкировать? Возникла ли у вас какая-либо новая идея навеянная данным мастер-классом? Что бы вы хотели разучить в следующих мастер-классах? Какая тематика вам интересна? - Педагог подводит итоги занятия и сообщает о его окончании. - Надеюсь, что данный мастер-класс был вам интересен и полезен. - Спасибо всем за участие. - Звучат аплодисменты.

Слайд 12

Используемые источники Бобиков П.Д. Справочник домашнего мастера/ П.Д. Бобиков.- Издательство: Эксмо , 2006.- 368с. Загладин Н.В. Учебник «История отечества», 11 класс. - М.: «Русское слово», 2005. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву.- М.: Народное творчество, 2005. Нуча В.П. Деревообработка: справочное пособие по деревообработке и сопутствующим технологиям/ В.П. Нуча .- Техносфера , 2007.- 848 с. Патлах В.В. Энциклопедия технологий и методик. - М.: 2007. Рыкунин С. Н. Технология деревообработки/ С. Н. Рыкунин.-Издательство : Академия, 2011.- 352 с. Самородский П.С. Технический труд: учебник для учащихся общ. учреждений, 8 класс/ П.С. Самородский , А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.- М.: « Вентана-граф », 2010.-157с. Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся общ. учреждений, 10- 11 класс/ В.Д. Симоненко, О.П. Очишин .- М.: « Вентана-граф », 2013.-225с. Что такое шашка - оружие? [Электронный ресурс] // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/40760 Чертежи и описание холодного оружия. [Электронный ресурс] // http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=78219 Казачья шашка мой опыт. [Электронный ресурс] // http://guns.allzip.org/topic/244/1788858.html

Слайд 13

Приложение 2 Изготовление шашек Мастерская детских ремёсел Сафронов Василий Павлович – педагог д /о «Резьба по дереву»

Слайд 14

Фланкировка шашкой

Слайд 15

Приложение 1 История и значение казачьей шашки . Первые упоминания о казачьей шашке можно найти в документах XVI века. Она была важным оружием для казаков, которые использовали ее как военный клинок и инструмент для выполнения повседневных задач. Казачья шашка имеет характерный дизайн, отличающийся от обычных ножей. Она обладает кривым клинком с односторонней заточкой и рукоятью в виде рожка. Такая форма клинка позволяла казакам наносить удары с большей силой и точностью. Казачья шашка имеет не только боевую ценность, но и символическое значение. Она является своего рода гербом казачества, символизирующим богатую историю и традиции этого народа. Хореографические коллективы используют шашки в танце. Сегодня казачья шашка пользуется популярностью среди коллекционеров и любителей истории. Ее уникальный дизайн и историческая ценность делают ее привлекательным объектом для изучения и изготовления собственными руками. Инструкция для новичков: как пользоваться шашкой. Шашку по незнанию легко спутать с саблей: тот же однолезвийный клинок, та же изогнутость. На самом деле различия есть. Самое главное отличие — отсутствие гарды, что в корне меняет баланс и применение оружия. Если сабля — оружие фехтовальное, предназначенное как для атаки, так и для защиты, то шашкой полагалось лишь рубить. Защищаться шашкой, проводить ей сложные фехтовальные финты или колоть противника не позволяли смещенный баланс, а иногда и отсутствие заточки острия. Зато добрый удар с ускорением мог разрубить противника «до седла», от него было крайне сложно уклониться или парировать. Теперь вы понимаете, почему шашку так любила кавалерия. Необычным способом применения шашки определялось и крепление ножен: они крепились на одном-двух кольцах к портупее лезвием вверх. Именно такое положение способствовало удобному и своевременному использованию шашки в бою. Обучение владению шашкой достаточно простое. В строевом уставе красноармейской кавалерии для шашки имелось лишь три вида ударов: направо, вниз налево и вниз направо. Таким образом, базовая подготовка новобранцев к ведению контактного боя занимала очень мало времени.

Слайд 16

Способы держания шашки Итак, техника боя шашкой не сложная, но ее основа — это хват шашки. Если вы не будете правильно держать оружие, но не сможете его правильно использовать. Существует несколько способов боевого хвата шашки, мы рассмотрим их ниже. Первый хват шашки – обычный обхват рукояти, всеми пальцами. В этом случае положение шашки выгодное для производства режущего удара, так как направление руки от локтя до кисти составит с направлением оружия тупой, приближающийся к прямому, угол, вследствие чего при круговом движении выпрямленной на ударе руки клинок придется к точке цели под углом меньше прямого, механически производя режущее движение. Но при этом оружие не готово ни к производству уколов, ни отбивов. Этот способ используется также в том случае, если оружие имеет значительный вес. Второй хват (черкесский) – ладонь смещена к нижней части рукояти. При таком хвате удобна крутка. Рубить не получится. При этом хвате ладонь руки смещается к центру тяжести, что облегчает управление оружием. Казачий хват «за гусёк» – ладонь смещается к гуську. Шашка при таком хвате напоминает шарнир, работать удобно при рубке с потягом. Гусёк располагается плотно в ладони. Четвертый хват «европейский» – большой палец вытягивается по спинке рукояти, а остальными охватывая брюшко, этот хват позволяет наносить как рубящие, так и колющие удары. Вариант хвата следует выбирать исходя из способа применения. Вы наверняка заметили, что не каждый хват позволяет рубить или обороняться.

Слайд 17

Боевая стойка Боевая стойка — это вторая основа для правильного боя шашкой. Мы расскажем, как становились в боевую стойку казаки, потому что именно они являются мастерами по владению этого оружия. Сначала казак берется правой рукой за рукоять шашки в обхват всеми пальцами, придерживая левой рукой ножны под рукоятью. После этого казак вынимает клинок из ножен и поднимает его острием кверху, а лезвием влево так, чтобы рукоять была выше головы. Следующим шагом казак быстро выставляет правую ногу на шаг вперёд так, чтобы каблуки были на одной линии, а носки имели направление, указанное в предыдущем параграфе, и сгибает ноги настолько, чтобы колени приходились над половиною ступни; при этом казак передаёт всю тяжесть тела на левую ногу, сохраняя отвесное положение корпуса. В это же время он уклоняет клинком вперёд, лезвием вправо, наблюдая, чтобы остриё было против левого глаза и на высоте воротника; правую руку сгибает в локте, который подаёт несколько вправо. Кисть правой руки, обращённая пальцами вниз и имеющая большой палец вытянутым по рукояти, должна быть ниже плеча и не должна выходить на линию бедра; левую руку следует держать за серединою поясницы, согнув в локте и сжав кулак. Боевая стойка должна быть свободна и не натянута. Для проверки правильности передачи тяжести тела на левую ногу при боевой стойке, попробуйте поднять правую ногу и постучать. Необходимо с первых уроков крепко держать в руке шашку. Левое плечо не выставлять вперед, а держать больше назад, чтобы противник не мог нанести удара. Носок правой ноги имеет по направлению противника, отнюдь не поворачивая внутрь, скорее можно допустить поворот вправо .

Слайд 18

Чертежи и материалы для изготовления. Вам понадобятся следующие материалы: Стальная полоса или лента – основной материал для изготовления клинка шашки. Деревянная заготовка – будет использоваться для изготовления рукоятки шашки. Накладки из кожи – необходимы для обтяжки рукояти шашки и придания ей дополнительной амортизации. Прокладки из резины – помогут сделать рукоять шашки более комфортной и удобной при длительном использовании. Болты, шайбы и гайки – используются для крепления накладок и прокладок к рукояти шашки. Длина клинка – обычно составляет около 70-75 сантиметров. Ширина клинка – примерно 3-4 сантиметра в самом широком месте. Толщина клинка – зависит от предпочтений изготовителя, но обычно составляет около 5 миллиметров. Форма клинка – может быть прямой или слегка изогнутой. Рукоять шашки – должна быть удобной для хвата и иметь достаточный диаметр. Казачья шашка и ее элементы Шашка делится на две части. Хвостовик, где располагалась рукоять, и лезвие. Рукоять состоит из спинки, брюшка, боков, гуська. Гусёк оканчивается головкой. В донской шашке в головке имеется отверстие для темляка. Источник: https://rognar.ru/blog/instruktsiya-dlya-novichkov-kak-polzovatsya-shashkoy/ 1. Выпилите заготовку для шаблона А из 6-миллиметровой плиты МДФ. (Мы выбрали этот материал по-тому , что его толщина соответствует длине копировальной втулки, с помощью которой в дальнейшем будут фрезероваться лунки-углубления для шариков.) На одной из длинных сторон заготовки отметьте ее середину. 2. Сделайте бумажную копию шаблона и обрежьте ее по пунктирной линии. Аккуратно прикрепите шаблон к заготовке из МДФ аэрозольным клеем, выровняв пунктирную линию с длинным краем и совместив центральные метки шаблона и заготовки. С помощью упора выровняйте первый ряд отверстий на шаблоне А, затем просверлите все отверстия этого ряда, прежде чем перейти к следующему. 3. Используя сверло Форстнера диаметром 16 мм и накладной столик с упором для сверлильного станка, выровняйте шаблон так, чтобы сверло находилось точно над первым рядом отверстий. Придвиньте упор к шаблону и зафиксируйте струбцинами. Прижимая шаблон к упору, сделайте сквозные отверстия первого ряда, а затем, переставляя упор, просверлите остальные ряды. 4. Удалите бумажный шаблон, смочив его уайт-спиритом , чтобы размягчить клей. Пометьте обе стороны шаблона цифрами 1 и 2, чтобы фрезерованные лунки-углубления для шариков располагались симметрично.

Слайд 20

Ссылки на сообщения о проекте: «Оружие казака и основы фланкировки». ddt.bkobr.ru от 24.09.2024г. Мастер-клатсс «Оружие казака и основы фланкировки». 02.10.2024г. Проект «Оружие казака и основы фланкировки». https://ok.ru/profile/521166726138?utm_campaign=android_share&utm_content=profile от 04.10.2024г. https://vk.com/id72349340 от 04.10.2024г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Конспект урока по истории Донского края: "Казак без верны не казак".

Конспект открытого урока по истории Донского края: "Казак без веры не казак"Цели урока: - развитие у обучающихся интереса к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на ...

разработка урока "Казак без веры не казак"

данная разработка урока по кубановедению для 7 класса может быть использована в разделе "Духовные истоки Кубани"...

разработка урока "Казак без веры не казак"

данная разработка урока по кубановедению для 7 класса может быть использована в разделе "Духовные истоки Кубани"...

План-конспект Титова Фланкировка

Цель занятия: Сформировать знания, умение и навыки в области традиций казачества.Задачи занятия: I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: • Изучение различных аспектов культуры казачества. • Обучение общему согл...