разработка урока "Казак без веры не казак"
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему
данная разработка урока по кубановедению для 7 класса может быть использована в разделе "Духовные истоки Кубани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazak_bez_very_ne_kazak.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
ПОСЁЛКА ЗАРЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
Интегрированное мероприятие по кубановедению
и ОПК для учащихся начальной школы
«Казак без веры не казак»
Учитель кубановедения и ОПК Машкова Лариса Андреевна
Белореченск 2016
Цель: создавая условия для становления социальных и личностных компетенций в процессе воспитания духовно-нравственных качеств личности, способствовать развитию познавательных универсальных действий и формированию знаний о православных традициях жителей Кубани.
Задачи:
1.Образовательная: рассказать учащимся, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети и какие духовные ценности отличали казаков от представителей других сословий.
2.Развивающая: развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения информации, творческие способности, навыки работы в группах.
3.Воспитывающая: воспитывать интерес к далекому прошлому своей малой родины, нравственные и патриотические качества, приобщать к этнокультурным традициям казачества.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, атрибутика для сценки.
Ход мероприятия
Мероприятие начинается с песни в исполнении Кубанского казачьего хора «Казак без веры не казак»
Ученик: Россия со слезой на светлом лике
Всё молит Бога, глядя на Кубань,
- Приди, казак, из мёртвого восстань!
Не мстил обидчикам, не обижал убогих,
Но только Русь святую охранял,
За волю вольную, за веру свою в Бога
Он шёл на пушку, саблю и кинжал.
Так и теперь, явись, Россия просит,
Прекрасный витязь воли и Христа.
С Кубани ветер стук колёс доносит,
Да песня льется, вольна и чиста!
Учитель: В далеком прошлом в нашем Отечестве зародилось уникальное, присущее только ему явление – казачество. «Живой изгородью» селились казаки на окраинах Руси, обороняя ее от врагов и осваивая новые территории. Казачий уклад жизни выработал особый образ война - земледельца, лихого наездника и труженика. (Слайд 1)
Само слово «казак» появляется в Х1 веке у тюрских народов. Один из корней кубанского казачества тянется с Запорожской Сечи. Невозможно понять историю Родины, изучая ее в отрыве от православия. Со времени принятия Русью Христианства, православие играло исключительную роль в судьбе народа.
Учащийся: С давних пор и все время запорожцы нерушимо пребывали в православной вере. Принадлежность к православной вере была единственным правом, по которому человек мог вступить в Сечь. Национальность в этом вопросе являлась второстепенной. Если человек имел православную веру, это было равносильно тому, что он имел свободу, а значит мог быть правноправным казаком.
Сам прием в Запорожскую Сечь, этот древний казачий рыцарский орден, был обставлен упрощенной религиозной обрядностью: каждого желавшего поступить туда и явившегося к кошевому, последний спрашивал:
Мини – сценка
Кошевой:
-В Бога веруешь?
Юноша:
-Верую.
Кошевой:
-И в Троицу Святую? И в церковь ходишь?
Юноша:
- Верую. Хожу.
Кошевой предлагает перекреститься и креститься сам.
Учитель. Прежде всего, казаки были воинами - защитниками, хранителями земли Русской, рыцарями православия. Как же православное религиозное сознание казаков выражалось в их общественной и личной жизни? (Слайд 2)
Мы говорим: казаки - рыцари православия. Почему? Что это значит?
Запорожцы были защитниками Веры, Отечества и своего Народа, но ради всего этого они отрекались от спокойной мирской жизни, семейного счастья и уюта и во время пребывания в Сечи строго соблюдали обет безбрачия. Высшими добродетелями казачьего ордена были храбрость и целомудрие. Ради этого они были готовы пожертвовать и своей жизнью.
Жизнь внутри Сечи строилась по заповедям Господним. И всякое малое их нарушение каралось смертной казнью. Во внутренних качествах казака замечалась смесь добродетелей и пороков, всегда свойственная людям, считающим войну главным занятием: жестокие, дикие и беспощадные к своим врагам, они были добрыми друзьями, верными товарищами, мирными соседями. Светлыми сторонами их характера были благодушие, щедрость, нестяжательность, бескорыстие, постоянство в дружбе. Запорожцы отличались глубокой религиозностью и набожностью, вера их была искренней.
В Запорожской Сечи всегда стояла церковь. (Слайд 3). Для ее строительства выбирали самое красивое и самое открытое место и на нем прежде всего возводили церковь (чаще во имя Покрова Пресвятой Богородицы), а потом строили остальные жилища.
«Пусть красуется храм Божий небесной высоте и пусть святые молитвы несутся об нас прямо от земли до престола Господа Бога», - говорили они. Забота о церкви всегда была наипервейшим делом даже в самые тяжелые моменты жизни. Все церкви казаки строили и содержали за свой счет. Походные церкви делались из грубого полотна и брезента и напоминали палатки, постоянные церкви всегда были деревянными, небольшими и снаружи очень простыми по убранству. Церкви строились без единого железного гвоздя, - считалось, что «не годиться в храме Спасителя, распятого на кресте и прибитого к нему железными гвоздями, вбивать в дерево железные гвозди».
Ученик: Важные войсковые казачьи мероприятия приурочивались к тому или иному религиозному празднику, как, например Покрову или Пасхе. (Слайд 5.) Некоторые праздники пользовались особым успехом, уважением. Таковы 6ыли Покров Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. Особенно почитался Покров Божией Матери – символ ее помощи и заступничества. И казаки, как защитники православия, в своей многотрудной жизни рассчитывали на заступничество и Покров Богородицы. Под Покровом Богоматери казаки не боялись ни вражьего огня, ни грозной стихии. В большом почете у казачества были и воины-святые, известные им по житиям, такие, как Димитрий Солунский, Иоанн Воин, Георгий Победоносец, Александр Невский. Молились казаки также целителю Пентелеймону и Анастасии Узоразрешительнице, почитали грозного пророка Илию.
Православие настолько прочно вошло в жизнь казаков, что даже находило свое отражение в пословицах. Об этом свидетельствует частое употребление кратких формул, типа “Не дай Бог”, “Господи Благослови”, “Ради Христа”, “Слава Тебе, Господи”, “Господи помилуй”. Приветствуя работающих на Кубани говорили: “Бог в помощь”. На такой привет у казаков был ответ: “Казалы бог ы шоб и вы помоглы”.
Практическое задание: ребята, у казаков было много пословиц на православную тематику. Ваша задача – объяснить смысл пословиц и поговорок.
-.“Кто рано встает, тому Бог дает”.
- “До Бога без молитв - будешь чертом бит”.
- “Хто правду шукае, того и Бог найдэ”.
- “Закрыйчужыйгрих, Бог два простыть”.
- “Хто людям помогае, той горя нэзнае”.
- “Як батько сказав, так и будэ”.
- “Бога бийся, а на сэбэнадийся”.
- “На тэ казак народывся, шоб Богу и царю сгодывся”.
Учитель: В 1792 году Черноморское казачье войско, поселившееся на левом берегу Днестра, получило от Екатерины 2 разрешение переселиться на Кубань. (Слайд 6). Пожалованная черноморцам земля стала называться Черноморией, а город – Екатеринодар. По примеру Запорожского войска в Екатеринодарской крепости построены были курени – казармы вокруг церкви. Не забыли казаки на новых землях своих религиозных традиций и делами подтвердили верность православию и крепость своей веры.
Первым храмом, появившимся в городе, была подаренная казачьему войску князем Потемкиным Свято-Троицкая церковь: палатка, натянутая на каркас, покрытая Камышевой крышей. Иконостас был выполнен на полотне. (Слайд 7). Колокола, отдельно стоявшей звонницы, изготовили из трофейных пушек
Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникли в конце 18 – 19-м веках при освоении новых земель. Черноморские станицы заселялись украинским населением, а линейцы–русским. Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались широкими улицами с центральной площадью и церковью посередине. Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом и говорили: «Пусть красуется храм Божий в небесной высоте, и пусть святые молитвы несутся прямо от земли до престола Господа Бога». Возвращаясь из походов, все ценное из военной добычи несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение, за то, что остались живы.
Селения окружались рвом и земляным валом. С1809 года курени стали называться куренными селениями, а с 1942 года - станицами.
Линейцы станицы не отличались строгой планировкой
В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего деревянные. (Слайд 8)
-А теперь давайте зайдем в дом казака. Что же в нем имелось? (Слайд 9)
Сообщения учащихся:
1.В каждой хате казака имелись русская печь и «красный угол». Красный угол –это место, где висели иконы: Иисуса Христа, Богоматери, Св. Николая чудотворца, а также икона, покровительствующая местному храму.
2.В доме казака красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, -так, чтобы иконы были первым, что видел входящий.
3.Войдя в комнату, гость прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.
1. «Красный» угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали красивыми окладами, цветами, возжигали перед образами лампады.
3. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.
2.Также на стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы в армию, свадьбы, праздники
Учитель:
- Ребята, какое же место в доме казака было главное? О чем это свидетельствует? (казаки были верующими людьми).
Вывод: Православная вера определяла жизненный путь казака с первого дня его жизни.
Семейный и общественный быт
Семьи казака были большими, так как дети – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей». (Слайд 10)
-Ребята, а что было главной обязанностью казака? (военная служба)
-Верно, каждый казак, достигший 18 лет, принимал присягу и посещал строевые занятия в станице. (Слайд 11)
Вывод 2: Оказывается, принадлежность к православной вере давала возможность вступить в казачество.
-А когда юноше исполнялся 21 год, он поступал на 4-х летнюю срочную службу. Везде, куда бы ни забрасывала военная служба казаков, они с честью и мужеством выполняли свой долг
Конечно, особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники, главными из которых был праздник Покрова Божьей Матери. Все это ещё раз говорит нам о глубокой вере этих людей. После церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки и другие развлечения.(Слайд 12)
Учитель: Ребята, посмотрите, у меня в руках горшок с красивыми цветами. Его листочки повернуты в одну сторону. Куда? (К солнцу.) Почему солнце поворачивает, притягивает к себе все живое? (Солнце дает жизнь). Что станет с цветком без солнца? (Погибнет, исчезнет).
Вот так и казаки не могли существовать без веры, без любви к Богу. И жили они, следуя заповеди Христа-Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»
Проверка первичного усвоения материала
А теперь посмотрим, как хорошо вы запомнили материал.
- Как называется главное место в доме казака?(Красный угол)
- Главное достояние казачьей станицы.(Церковь)
- Главный церковный праздник казаков (Покров)
- Во сколько лет принимали в казаки (18)
А теперь обменяйтесь тетрадками в парах и проверьте ответы (Ответы на слайде)
Итог, рефлексия
- Что нового узнали?
- Кто же такой казак? Почему казак без веры не казак.
(Казак – это защитник Веры, Царя, Отечества.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вера казаков. Святой уголок.
Казаки всегда были свободным народом.Но всегда верли и служили Богу и церкви.План урока: 1. Под сенью храма.2. Святой уголок.3. Творческая часть . для учащихся 5-7 классов....
Методическая разработка внеклассного занятия "Вера в народной жизни"
В данной разработке рассматривается вопрос веры в народной жизни, влиянии православия на быт и традиции кубанских казачьих семей....
разработка классного часа "Вера, опалённая войной"
данная разработка может применяться к знаменательным датам, посвящённым защитникам Отечества...
разработка урока "Казак без веры не казак"
данная разработка урока по кубановедению для 7 класса может быть использована в разделе "Духовные истоки Кубани"...
«Православная вера Кубанских казаков» Викторина о храмах и церквях Кубани.
laquo;Православная вера Кубанских казаков»Викторина о храмах и церквях Кубани.Участники викторины отвечают на вопросы педагога, за правильные ответы начисляются баллы....
Методическая разработка урока по кубановедению "Казак без веры-не казак!"
Методическая разработка урока кубановедения«Казак без веры – не казак!» учитель истории и обществознания Айрапетян Айкуи КароевнаТип занятия: урок новых знаний.Задачи и цел...
Презентация к уроку "Казак без веры-не казак"
Презентация к уроку...