Презентация "Искусство театра в Забайкалье"
презентация к уроку
Материал для курса "Художественная культура Забайкалья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_teatra_v_zabaykale.pdf | 1.5 МБ |
chitinskiy_oblastnoy_dramaticheskiy_teatr_svoimi_kornyami_uhodit_v_20.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Читинский областной драматический театр своими корнями уходит в 20-е годы прошлого века - к Самарскому Театру Рабочей молодежи (ТРАМ). Сменив название на Куйбышевский театр им. ХХ-летия ВЛКСМ, он в 1939 году приехал на гастроли в Читу и остался работать в нашем городе.
Труппа – 15 артистов, зал на 1100 мест, партер, ложи, балкон с отдельным гардеробом и буфетом. Да и сцена была неплохой – площадью 400м2, с поворотным кругом и оркестровой ямой. За 10 лет поставил 35 пьес. В 1935 и 1936гг. театр в полном составе гастролировал в Москве.
В феврале 1940 года состоялась первая «настоящая» премьера театра – спектакль, полностью подготовленный в Чите: «Интервенция» по пьесе Л.И.Славина. В первом сезоне также поставили «Сады цветут» - этот спектакль по итогам сезона в прессе назвали любимым у читинских зрителей, «яркий, жизнерадостный, полный жизненной правды и непосредственности». Еще об одной постановке писали: «”Сказка”
Гастроли вообще заслуживают особого внимания. Читинская драма посетила более 40 городов России и ближнего зарубежья. Помимо мастерства и обаяния читинских актеров, зрителей всегда привлекал хороший репертуар и оригинальные (порой даже эксклюзивные) постановки. На подмостках читинского драматического театра ставили спектакли талантливые режиссеры, многие из которых оказали впоследствии значительное влияние на театральное искусство России, играли талантливые актеры. На спектаклях читинского театра воспитывались и приобретали любовь к этому прекрасному искусству забайкальцы, звезды российского театра и кино Юрий и Виталий Соломины, Александр Михайлов.
С приходом нового главного режиссера Марка Маламуда театр сблизился со зрителем, стал с ним советоваться. Творческий подъем ощутили и молодые режиссеры. В это время на сцене появились успешные постановки - «Отелло» Шекспира, «Порт-Артур» А.Степанова и И.Попова, «Бесприданница» А.Островского, «Зыковы» и «Дети солнца» М.Горького.
Одной из самых ярких страниц в истории читинской драмы стали годы Великой Отечественной войны. Театр поддерживал дух горожан, помогал бойцам и финансово и теплыми вещами. И, конечно, ставил спектакли. Каждодневный труд без выходных, выезды в госпитали, выступления в воинских частях - и 30 декабря 1944 года пришла телеграмма: «Прошу передать сотрудникам Читинского областного театра, собравшим 75000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков и 2500 рублей в Фонд обороны Союза ССР, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».
С самого основания театра больше 4-5 сезонов не продержался ни один главный режиссер. А в середине 60-х вместе с очередным главным ушли и многие артисты – «костяк» труппы распался.
Резко изменил направление читинской драмы возглавивший театр в 1968 году режиссер В.Бухарин. Сделав акцент, прежде всего, на тонких психологических отношениях, он начал диалог на острые злободневные темы. А после постановки спектакля по роману местного писателя В.Балябина «Забайкальцы» о читинском театре заговорили на страницах столичных газет, высоко оценивая его работу.
К большому сожалению читинцев, в 1971 году, после капитального ремонта, сгорело театральное здание. Театр перебрался в новое здание архитектора Э.Рейха со стеклянным фасадом-«занавесом», в котором располагается до сих пор.
Расцвет театра в 80-е годы прошлого века связан с именами режиссеров вахтанговского направления - А. Я. Славутский,Е. Ю. Золотарев,с работами яркого театрального художника А. М. Патракова.
Режиссерский период с 1987 по 1990 гг. принадлежит Е.Золотареву. Это период комедий и спектаклей для детей. Только вот на запланированные заранее гастроли в Кемерово летом 1990 пришлось ехать уже без лидера – в марте главный режиссер погиб. Репертуар и подавленное настроение актеров сыграли свою роль – театр «провалился», после чего его ждал еще один удар – труппу покинули 10 артистов.
И в этот печальный момент в Читу приезжает Николай Березин, выпускник ВТУ им. Щукина. Приезжает всего на «пару лет», а остается на 21 год. 3 октября 1990 года Николай Березин становится главным режиссером театра, 15 декабря 1991 берет на себя художественное руководство. При выборе репертуара старается следовать известной триаде Вахтангова «время – автор – коллектив». Из-за бедственного положения театра свой первый сезон Н.Березин закрывает через три месяца после открытия: надо было наработать репертуар, как-то приспособиться к плачевному состоянию техники. Уже в следующем сезоне режиссеру удается сплотить коллектив и выбрать верное направление: четко выявленная гражданская позиция и вместе с тем романтическое мироощущение. Народный артист РФ Николай Березин заботится о новых кадрах: в конце прошлого века с разницей в четыре года актеров выпустила студия при театре, они пополнили труппу, позже получили и высшее театральное образование. В 2009 году закончили учебу студенты студии ВТУ им.Щепкина при Читинском драматическом.
«Визитная карточка» театра при Николае Березине - образцы высокого романтизма, наполненные любовью, памятью, долгом.
Театр под его руководством принимает участие в международных и межрегиональных фестивалях в Благовещенске, Иркутске, Томске. В эти годы спектакль Читинского областного драматического театра «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. Лескову был показан в Москве по приглашению Театра Наций в рамках программы «Лучшие спектакли России» и высоко оценен ведущими театральными критиками столицы. В 1995 году спектакль «Вечер» А. Дударева, проживший в репертуаре более 15 лет, выдвигался на соискание Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Театр неоднократно становился лауреатом и дипломантом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, стал обладателем приза «Золотая пальма» Международной ассоциации «Партнерство ради прогресса» (Париж).
В это время театре активно работают приглашенные режиссеры из разных городов. Под крышей театра объединились актеры разных театральных школ: здесь выпускники театральных училищ городов Иркутска, Новосибирска, Свердловска, вузов Владивостока, Улан-Удэ, Москвы. Сложилась единая, крепкая, стабильная, творческая команда.
Ядро театра – его мастера сцены: заслуженные артисты России Алексей Заинчковский, Екатерина Рябова, Любовь Гамова, Сергей Юлин, заслуженные деятели искусств Читинской области Светлана Алферова, Юрий Волков, Наталья Нижегородцева. Проводятся творческие вечера, концерты, бенефисы, создаются интересные, запоминающиеся сценарии, актеры участвуют в Российском фестивале театральных капустников.
Спектакли по их сценариям с успехом идут на сценах театров других городов.
Наряду с вечерним репертуаром на сцене театра идут спектакли для юных зрителей.
В 2011 году ушел из жизни режиссер, художественный руководитель театра, народный артист России Николай Березин. Художественное руководство взял на себя артист театра, заслуженный артист РФ Сергей Юлин.
2016-й год завершился для театра сменой руководства - вернулся в Читу и возглавил театр заслуженный работник культуры РФ Юрий Пояркин, Пришел новый художественный руководитель, выпускник ГИТИСа - Николай Гадомский. (театр выиграл грант Министерства культуры России на постановку в программе "Современная драматургия")
Театр кукол
Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство» — один из старейших театров не только в крае, но и в России. В 2024г. он отметил свое 89-летие.
11 февраля 1935 года в Забайкалье появился Читинский краевой передвижной театр. Отсюда и началась история театра кукол в Чите.
16 января 1941 он переименован в Читинский областной театр кукол. Во время Великой Отечественной войны читинский театр кукол преданно служил Родине – артисты в составе агитбригады показывали представления и спектакли раненым бойцам.
В 2008 году по итогам конкурса «У театра появится имя» читинский театр кукол получил название Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство».
Примерно в это же время здание театра признается аварийным и закрывается на ремонт, продлится который около 8 лет. Все это время театр ни на один день не прерывал свою работу – все спектакли и представления проходят в репетиционном зале, который впоследствии получил название «малый зал театра».
В ноябре 2015 года после длительного ремонта театр, наконец, распахивает центральные двери. 80-й театральный сезон открывается долгожданным представлением на большой сцене и в основном зале. С этого момента начинается своеобразная «вторая» жизнь театра. Новое оборудование, зал, обустроенный по последнему слову техники — все это открывает новые горизонты в развитии театрального искусства в крае.
На сегодняшний день театр «Тридевятое царство» активно живет жизнью края, принимает участие в различных программах и проектах. Сегодня в его репертуаре множество спектаклей для разных возрастных категорий зрителей. Используются различные системы кукол: перчаточные, тростевые, марионетки, планшетные.
Помимо классических кукольных спектаклей в репертуаре появились новые виды – театр пестрых китайских теней и «картонный театр». Но приверженность традициям – одно из главных достоинств забайкальских кукольников – вот уже два года в театре активно развивается проект «Бабушкины сказки», представляющий собой серию спектаклей в виде настольного кукольного театра.
«Тридевятое царство» — это заслуженные артисты РФ, заслуженные деятели искусств Читинской области и Забайкальского края, заслуженные работники культуры России – очень творческие, позитивные и талантливые люди.
В последние годы театр ведет активную грантовую и проектную деятельность. В конце 2019 года забайкальские кукольники получили грант на постановку иммерсивного спектакля «Волшебник страны Оз», который читинские зрители увидели уже в 2020 году.
Основной целью и задачей театра является предоставление театральных услуг населению и приобщение населения Забайкальского края, других регионов к театральному искусству, как средству гуманизации личности, обеспечение социальной стабильности; удовлетворение и формирование эстетических потребностей; сохранение самобытности Российской культуры, национального самосознания и языка.
В марте 2022 года Забайкальский театр кукол отправился на реконструкцию, 1 апреля здание по адресу ул. Верхоленская, 2, служившее домом забайкальским кукольникам с 1982 года, было снесено, к концу 2024 года планируется построить новый современный театр. В настоящий момент спектакли репертуара проходят на сцене органного зала Забайкальской краевой филармонии по адресу ул. Бутина, 51, в КЗ «Родина» (ул. Чайковского, 14), а также в малом зале Забайкальского краевого драматического театра им. Н.А. Березина.
Агинский театр «ДалиТЭ»
В качестве инициаторов создания театра современной драмы выступили режиссер В. М. Монтоев и художник С. В. Шухэртуева. История «Далитэ» началась с гастрольного тура и выставок в Чите и Агинском Бурятском округе в 2002 году. Собственное помещение у театра появилось в 2006 году.
Агинский окружной театр современной драмы и синтеза «ДалиТэ» создан постановлением главы администрации округа с целью развития духовной культуры, повышения уровня современного этнического искусства в округе, развития современного театрального, а также изобразительного, декоративно-прикладного искусства в округе.
В 2015 году театр переименован в Агинский театр. В его творческой работе сочетаются традиции национальной культуры и самобытность самого коллектива, что находит отражение в спектаклях. В постановках объединяются различные формы и жанры сценического искусства: драма, работа с масками, куклами, музыка и пластика.
В нем работают заслуженные работники культуры Забайкальского края: Доржи Болотов и Бальжима Цыбенова, заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа Баирма Ринчинова, а также артисты театра: Цыбенжабон Батомунко, Дина Черникова, Солбон Элбэгтуев, Доржи Доржиев, Батор Чернинов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по фольклору Забайкалья
Рабочая программа по фольклору Забайкалья...
Детский фольклор Забайкалья
Исследовательская работа по детскому фольклору Забайкальская...
Презентация к уроку литературного краеведения Забайкалья в 7 классе по теме "Георгий Граубин о родном Забайкалье"
Данная презентация предназначена для урока литературного краеведения Забайкалья в 7 классе....
Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"
Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...
Час общения на тему "Театр, театр, театр"
2019 год объявлен годом Театра. Но сельские жители и, в том числе, дети имеют узкое представление о театре. Для того , чтобы расширить представление о театре, как об удивительном и древнем...
Диалектные слова Забайкалья. Презентация к уроку литературного краеведения Забайкаля в 5 - 7 классах.
Презентация разработана по материалам проекта "Диалектные слова Забайкалья", реализованного учащимися 7 класса МБОУ "Гаванская ООШ"....
Театр, театр, театр...
Этот материал может быть полезен для проведения часов общения и внеклассных мероприятий не только в 5 классе, но и в начальной школе. В конспекте можно увидеть игровую, исследовательскую деятельность ...