Методическая разработка занятия «Основы духовно-нравственной культуры северных народов»
план-конспект

Рогалева Оксана Георгиевна

Методическая разработка занятия «Основы духовно-нравственной культуры северных народов»

 

Дошкольное образовательное учреждение: МБДОУ Панаевский детский сад «Красная шапочка»

Ямало-ненецкий автономный округ, Ямальский район.

Ф.И.О. воспитателя: Рогалева Оксана Георгиевна, воспитатель, I квалификационная категория

Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Тип занятия: интегрированное занятие

Тема занятия: «Основы духовно-нравственной культуры северных народов».

Цель: познакомить воспитанников детского сада с православными храмами, церквями и часовнями, расположенными на Ямале.

Задачи занятия

Обучающая: познакомить воспитанников с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивающая: развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к православной культуре

Основные понятия занятия

Храм. Икона. Иконостас. Алтарь.

Планируемый результат

  • находить ответы на вопросы;

 Коммуникативные

 • уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 • уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

• осознавать себя представителем православной культуры, проявлять интерес к своей культуре

  • усвоить уважительное отношение к православной культуре;

Ресурсы

- дополнительные: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, иллюстрации;

 

 

 

 

Этап занятия

Цель,

методы и приемы работы

 

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Организационный этап

(1 минута)

Настроить воспитанников на занятие с помощью физминутки

«Улыбнемся друг другу»

-Ребята давайте поприветствуем друг друга

-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Тихо садитесь.

Приветствуют педагога

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать других

Формулирование темы

(3 минуты)

Организовать

формулирование темы

Создание проблемной ситуации

 

 

 

Педагог формулирует задание

-Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.).

 -Какие первые ассоциации у вас возникли?

-Назовите эти слова.

 Вывод:

- У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом.

 -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

Воспитанники слушают колокольный звон, отвечают на вопросы педагога, формулируют тему.

 

Коммуникативные :

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

 

Актуализация опорных знаний.

Постановка цели занятия

(5 минут)

 

Подвести воспитанников к формулированию цели урока

 

Словесный наглядный метод

 

 

Проблемный диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что такое храм?

-Приходилось ли вам бывать в храме?

-Какие чувства вы испытывали, находясь в нём? 

-Что больше всего запомнилось?

-Что вы знаете о храмах?

 

 

 

- Что бы вы хотели узнать о храме?

 

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон и есть священник,

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

Устройство храма

Формулируют цель занятия.

- познакомиться с внутренним устройством православного храма

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

 

Первичное усвоение новых знаний

(10 минут)

Дать определения новым понятиям

 

 

Словесный, наглядный метод

Педагог организует просмотр презентации  «Святые места Ямала»

- Откуда мы можем узнать информацию о православных храмах?

-Давайте отправимся на заочную экскурсию по храму.(включается презентация)

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

-Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи

-Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

   - Храм по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  По своей архитектуре  храмы бывают разные:

  • В виде  креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   
  • Храм  может быть  виде продолговатого корабля. Это  означает, что храм, подобно кораблю, ведет верующих по морю жизни
  • Храм  иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность
  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, которая сияет в этом мире.

-Здание храма  завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

-Купол заканчивается наверху главою, называемой также маковицей, на которой ставится крест

-Храм может быть однокупольным и многокупольным

-Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

-Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

-Вот мы в самом храме.

-Как же устроен храм внутри?

Православный храм делится на три части:

Притвор, собственно храм (средняя часть), алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются церковные принадлежности и свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. На аналое лежит празд­ничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Рождест­ва Христова) или святого, чью память Цер­ковь празднует в этот день. Эти иконы меня­ются в зависимости от календаря.

Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой стороны стоит панихидный столик,  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

 свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра)

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь символизирует собой  Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток – где восходит солнце.

Алтарь отделяется от храма иконо­стасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются ико­ны, обращенные ликами к молящим­ся верующим.

Возвышение перед иконостасом называется солея.

Середина солеи называется амвоном, т. е. восхождением.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата), потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители.

 Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

    Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Кадило – храмовый предмет, им священник совершает каждение, металлическая чаша. Покадить кому-то – это значит выразить почтение, поэтому священник кадит и перед иконами и перед прихожанами

 

Мы можем посмотреть в словарях, в интернете, а можно совершить экскурсию.

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят презентацию  «Святые места Ямала».

 

 

 

 

У него есть купол, на котором находится крест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитанники слушают и смотрят заочную экскурсию по храму

 

 

 

 

 

Коммуникативные

Уметь слушать и понимать речь других

 

Физкультминутка

(3 минуты)

Снять усталость и напряжение

 

Наглядный метод

 

-А сейчас немножко отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Встаньте. Следите глазками за бабочкой на экране.

-Теперь потянитесь, сделайте поворот вправо, влево, тихо садитесь.

 

Дети следят за бабочкой на экране, повторяют упражнения за учителем.

Снять усталость и напряжение, внести элемент непринужденности и расслабления

Первичная проверка понимания

(10 минут)

 

Закрепить знания, полученные на занятии

 - проверить умение работать с информацией

Вопросы и задания:

-Кому молятся православные христиане?

-Может ли православный христианин молиться без иконы?

-Как вы понимаете слова: «Встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»

-А что значит, когда человек кладет крест не на себя, а на другого человека?

-Что такое иконостас?

-Какие иконы в нем присутствуют всегда?

-Люди часто говорят о Владимирской богоматери, Смоленской, Казанской. Это значит, что в каждом городе своя Богоматерь?

 

  Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

 

 

Подведение итогов. Рефлексия

(5 минут)

Организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности

 

 

 

 

 Подведение итогов

 

педагог организует рефлексию воспитанников, самооценку собственной учебной деятельности.

-Подходит к завершению наше занятие.

-Вспомним, какая была цель нашего занятия?

-Храм всегда был центром жизни русского человека.

-На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви,

-Закончим наш урок фразой, которая вам больше понравилась:

 Мне понравилось….

 Мне запомнилось….

 Я узнал…..

 Мне бы хотелось….

-Вы все хорошо поработали на занятии. Всем спасибо.

 

 

 

 

-В каждом городе есть свои прекрасные храмы, не исключение и наш посёлок.

 

Способность к Уметь оформлять свои мысли в устной форме

 

Список использованной литературы:

1.Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

3. http://www.predanie.ru/muz/kolokola/

5.  http://old-rus.narod.ru/prav.html    

 6.  http://www.rus-sobori.ru/info/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_rogaleva.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия «Основы духовно-нравственной культуры северных народов»

Дошкольное образовательное учреждение: МБДОУ Панаевский детский сад «Красная шапочка»

Ямало-ненецкий автономный округ, Ямальский район.

Ф.И.О. воспитателя: Рогалева Оксана Георгиевна, воспитатель, I квалификационная категория

Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Тип занятия: интегрированное занятие

Тема занятия: «Основы духовно-нравственной культуры северных народов».

Цель: познакомить воспитанников детского сада с православными храмами, церквями и часовнями, расположенными на Ямале.

Задачи занятия

Обучающая: познакомить воспитанников с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивающая: развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к православной культуре

Основные понятия занятия

Храм. Икона. Иконостас. Алтарь.

Планируемый результат

  • находить ответы на вопросы;

 Коммуникативные

 • уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 • уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

• осознавать себя представителем православной культуры, проявлять интерес к своей культуре

  • усвоить уважительное отношение к православной культуре;

Ресурсы

- дополнительные: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, иллюстрации;

Этап занятия

Цель,

методы и приемы работы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Организационный этап

(1 минута)

Настроить воспитанников на занятие с помощью физминутки

«Улыбнемся друг другу»

-Ребята давайте поприветствуем друг друга

-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Тихо садитесь.

Приветствуют педагога

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать других

Формулирование темы

(3 минуты)

Организовать

формулирование темы

Создание проблемной ситуации

Педагог формулирует задание

-Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.).

 -Какие первые ассоциации у вас возникли?

-Назовите эти слова.

 Вывод:

- У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом.

 -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

Воспитанники слушают колокольный звон, отвечают на вопросы педагога, формулируют тему.

Коммуникативные :

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Актуализация опорных знаний.

Постановка цели занятия

(5 минут) 

Подвести воспитанников к формулированию цели урока

Словесный наглядный метод

Проблемный диалог

-Что такое храм?

-Приходилось ли вам бывать в храме?

-Какие чувства вы испытывали, находясь в нём?  

-Что больше всего запомнилось?

-Что вы знаете о храмах?

- Что бы вы хотели узнать о храме?

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон и есть священник,

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

Устройство храма

Формулируют цель занятия.

- познакомиться с внутренним устройством православного храма

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Первичное усвоение новых знаний

(10 минут)

Дать определения новым понятиям

Словесный, наглядный метод

Педагог организует просмотр презентации  «Святые места Ямала»

- Откуда мы можем узнать информацию о православных храмах?

-Давайте отправимся на заочную экскурсию по храму.(включается презентация)

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

-Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи

-Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

   - Храм по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  По своей архитектуре  храмы бывают разные:

  • В виде  креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   
  • Храм  может быть  виде продолговатого корабля. Это  означает, что храм, подобно кораблю, ведет верующих по морю жизни
  • Храм  иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность
  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, которая сияет в этом мире.

-Здание храма  завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

-Купол заканчивается наверху главою, называемой также маковицей, на которой ставится крест

-Храм может быть однокупольным и многокупольным

-Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

-Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

-Вот мы в самом храме.

-Как же устроен храм внутри?

Православный храм делится на три части:

Притвор, собственно храм (средняя часть), алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются церковные принадлежности и свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. На аналое лежит праздничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Рождества Христова) или святого, чью память Церковь празднует в этот день. Эти иконы меняются в зависимости от календаря.

Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой стороны стоит панихидный столик,  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

 свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра)

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь символизирует собой  Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток – где восходит солнце.

Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.

Возвышение перед иконостасом называется солея.

Середина солеи называется амвоном, т. е. восхождением.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата), потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители.

 Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

    Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Кадило – храмовый предмет, им священник совершает каждение, металлическая чаша. Покадить кому-то – это значит выразить почтение, поэтому священник кадит и перед иконами и перед прихожанами

Мы можем посмотреть в словарях, в интернете, а можно совершить экскурсию.

Дети смотрят презентацию  «Святые места Ямала».

У него есть купол, на котором находится крест. 

Воспитанники слушают и смотрят заочную экскурсию по храму

Коммуникативные

Уметь слушать и понимать речь других

Физкультминутка

(3 минуты)

Снять усталость и напряжение

Наглядный метод

-А сейчас немножко отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Встаньте. Следите глазками за бабочкой на экране.

-Теперь потянитесь, сделайте поворот вправо, влево, тихо садитесь.

Дети следят за бабочкой на экране, повторяют упражнения за учителем.

Снять усталость и напряжение, внести элемент непринужденности и расслабления

Первичная проверка понимания

(10 минут)

Закрепить знания, полученные на занятии

 - проверить умение работать с информацией

Вопросы и задания:

-Кому молятся православные христиане?

-Может ли православный христианин молиться без иконы?

-Как вы понимаете слова: «Встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»

-А что значит, когда человек кладет крест не на себя, а на другого человека?

-Что такое иконостас?

-Какие иконы в нем присутствуют всегда?

-Люди часто говорят о Владимирской богоматери, Смоленской, Казанской. Это значит, что в каждом городе своя Богоматерь?

  Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Подведение итогов. Рефлексия

(5 минут)

Организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности

 Подведение итогов

педагог организует рефлексию воспитанников, самооценку собственной учебной деятельности.

-Подходит к завершению наше занятие.

-Вспомним, какая была цель нашего занятия?

-Храм всегда был центром жизни русского человека.

-На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви,

-Закончим наш урок фразой, которая вам больше понравилась:

 Мне понравилось….

 Мне запомнилось….

 Я узнал…..

 Мне бы хотелось….

-Вы все хорошо поработали на занятии. Всем спасибо.

-В каждом городе есть свои прекрасные храмы, не исключение и наш посёлок.

Способность к Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Список использованной литературы:

1.Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

3. http://www.predanie.ru/muz/kolokola/

5.  http://old-rus.narod.ru/prav.html     

 6.  http://www.rus-sobori.ru/info/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Праздник Пасха в традиционной культуре русского народа".

Методическая разработка мероприятия, дающего детям  возможность познакомиться с традициями и обычаями празднования Пасхи на Руси, спообствует развитию творческих способностей, даёт детям навыки о...

Методическая разработка по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников"

Это обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по данной теме. содержит множество подробных разработок классных часов, уроков и внеклассных мероприятий....

Методическая разработка по литературе «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»

 Литературный клуб - одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, ...

Методическая разработка занятия "Две страны - две культуры"

Методическая разработка "Две страны - две культуры" разработаны для учащихся, изучающих английский и французский язык на начальном этапе. Дети знакомятся с особенностями лексики английского ...

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с  анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....

Методическая разработка занятия "Основы смыслового чтения"

Современное общество является информационным, поэтому очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченн...

методическая разработка по системе духовно-нравственного воспитания кадет

методическая разработка по  системе духовно-нравственного воспитания кадет...