Методическая разработка занятия «Основы духовно-нравственной культуры северных народов»
план-конспект
Методическая разработка занятия «Основы духовно-нравственной культуры северных народов»
Дошкольное образовательное учреждение: МБДОУ Панаевский детский сад «Красная шапочка»
Ямало-ненецкий автономный округ, Ямальский район.
Ф.И.О. воспитателя: Рогалева Оксана Георгиевна, воспитатель, I квалификационная категория
Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Тип занятия: интегрированное занятие
Тема занятия: «Основы духовно-нравственной культуры северных народов».
Цель: познакомить воспитанников детского сада с православными храмами, церквями и часовнями, расположенными на Ямале.
Задачи занятия | Обучающая: познакомить воспитанников с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивающая: развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры. Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к православной культуре |
Основные понятия занятия | Храм. Икона. Иконостас. Алтарь. |
Планируемый результат |
Коммуникативные • уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; • уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме; • осознавать себя представителем православной культуры, проявлять интерес к своей культуре
|
Ресурсы | - дополнительные: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, иллюстрации; |
Этап занятия | Цель, методы и приемы работы
| Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Планируемые результаты |
Организационный этап (1 минута) | Настроить воспитанников на занятие с помощью физминутки «Улыбнемся друг другу» | -Ребята давайте поприветствуем друг друга -А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Тихо садитесь. | Приветствуют педагога | Коммуникативные: Уметь слушать и понимать других |
Формулирование темы (3 минуты) | Организовать формулирование темы Создание проблемной ситуации
| Педагог формулирует задание -Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.). -Какие первые ассоциации у вас возникли? -Назовите эти слова. Вывод: - У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом. -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? | Воспитанники слушают колокольный звон, отвечают на вопросы педагога, формулируют тему.
| Коммуникативные : Уметь оформлять свои мысли в устной форме
|
Актуализация опорных знаний. Постановка цели занятия (5 минут)
| Подвести воспитанников к формулированию цели урока
Словесный наглядный метод
Проблемный диалог
| -Что такое храм? -Приходилось ли вам бывать в храме? -Какие чувства вы испытывали, находясь в нём? -Что больше всего запомнилось? -Что вы знаете о храмах?
- Что бы вы хотели узнать о храме?
| - Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. - В храме много икон и есть священник, - В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то. Устройство храма Формулируют цель занятия. - познакомиться с внутренним устройством православного храма | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
|
Первичное усвоение новых знаний (10 минут) | Дать определения новым понятиям
Словесный, наглядный метод | Педагог организует просмотр презентации «Святые места Ямала» - Откуда мы можем узнать информацию о православных храмах? -Давайте отправимся на заочную экскурсию по храму.(включается презентация) Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. -Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи -Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? - Храм по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. По своей архитектуре храмы бывают разные:
-Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. -Купол заканчивается наверху главою, называемой также маковицей, на которой ставится крест -Храм может быть однокупольным и многокупольным -Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. - Как вы думаете, зачем нужны колокола? -Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. -Вот мы в самом храме. -Как же устроен храм внутри? Православный храм делится на три части: Притвор, собственно храм (средняя часть), алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются церковные принадлежности и свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. На аналое лежит праздничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Рождества Христова) или святого, чью память Церковь празднует в этот день. Эти иконы меняются в зависимости от календаря. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой стороны стоит панихидный столик, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра) Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток – где восходит солнце. Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. Возвышение перед иконостасом называется солея. Середина солеи называется амвоном, т. е. восхождением. В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата), потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Кадило – храмовый предмет, им священник совершает каждение, металлическая чаша. Покадить кому-то – это значит выразить почтение, поэтому священник кадит и перед иконами и перед прихожанами |
Мы можем посмотреть в словарях, в интернете, а можно совершить экскурсию.
Дети смотрят презентацию «Святые места Ямала».
У него есть купол, на котором находится крест.
Воспитанники слушают и смотрят заочную экскурсию по храму
| Коммуникативные Уметь слушать и понимать речь других
|
Физкультминутка (3 минуты) | Снять усталость и напряжение
Наглядный метод
| -А сейчас немножко отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Встаньте. Следите глазками за бабочкой на экране. -Теперь потянитесь, сделайте поворот вправо, влево, тихо садитесь.
| Дети следят за бабочкой на экране, повторяют упражнения за учителем. | Снять усталость и напряжение, внести элемент непринужденности и расслабления |
Первичная проверка понимания (10 минут)
| Закрепить знания, полученные на занятии - проверить умение работать с информацией | Вопросы и задания: -Кому молятся православные христиане? -Может ли православный христианин молиться без иконы? -Как вы понимаете слова: «Встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь» -А что значит, когда человек кладет крест не на себя, а на другого человека? -Что такое иконостас? -Какие иконы в нем присутствуют всегда? -Люди часто говорят о Владимирской богоматери, Смоленской, Казанской. Это значит, что в каждом городе своя Богоматерь? |
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
|
Подведение итогов. Рефлексия (5 минут) | Организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности
Подведение итогов
| педагог организует рефлексию воспитанников, самооценку собственной учебной деятельности. -Подходит к завершению наше занятие. -Вспомним, какая была цель нашего занятия? -Храм всегда был центром жизни русского человека. -На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, -Закончим наш урок фразой, которая вам больше понравилась: Мне понравилось…. Мне запомнилось…. Я узнал….. Мне бы хотелось…. -Вы все хорошо поработали на занятии. Всем спасибо. |
-В каждом городе есть свои прекрасные храмы, не исключение и наш посёлок.
| Способность к Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Список использованной литературы:
1.Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
3. http://www.predanie.ru/muz/kolokola/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_rogaleva.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия «Основы духовно-нравственной культуры северных народов»
Дошкольное образовательное учреждение: МБДОУ Панаевский детский сад «Красная шапочка»
Ямало-ненецкий автономный округ, Ямальский район.
Ф.И.О. воспитателя: Рогалева Оксана Георгиевна, воспитатель, I квалификационная категория
Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Тип занятия: интегрированное занятие
Тема занятия: «Основы духовно-нравственной культуры северных народов».
Цель: познакомить воспитанников детского сада с православными храмами, церквями и часовнями, расположенными на Ямале.
Задачи занятия | Обучающая: познакомить воспитанников с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивающая: развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры. Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к православной культуре |
Основные понятия занятия | Храм. Икона. Иконостас. Алтарь. |
Планируемый результат |
Коммуникативные • уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; • уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме; • осознавать себя представителем православной культуры, проявлять интерес к своей культуре
|
Ресурсы | - дополнительные: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, иллюстрации; |
Этап занятия | Цель, методы и приемы работы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Планируемые результаты |
Организационный этап (1 минута) | Настроить воспитанников на занятие с помощью физминутки «Улыбнемся друг другу» | -Ребята давайте поприветствуем друг друга -А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Тихо садитесь. | Приветствуют педагога | Коммуникативные: Уметь слушать и понимать других |
Формулирование темы (3 минуты) | Организовать формулирование темы Создание проблемной ситуации | Педагог формулирует задание -Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.). -Какие первые ассоциации у вас возникли? -Назовите эти слова. Вывод: - У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом. -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? | Воспитанники слушают колокольный звон, отвечают на вопросы педагога, формулируют тему. | Коммуникативные : Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Актуализация опорных знаний. Постановка цели занятия (5 минут) | Подвести воспитанников к формулированию цели урока Словесный наглядный метод Проблемный диалог | -Что такое храм? -Приходилось ли вам бывать в храме? -Какие чувства вы испытывали, находясь в нём? -Что больше всего запомнилось? -Что вы знаете о храмах? - Что бы вы хотели узнать о храме? | - Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. - В храме много икон и есть священник, - В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то. Устройство храма Формулируют цель занятия. - познакомиться с внутренним устройством православного храма | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
Первичное усвоение новых знаний (10 минут) | Дать определения новым понятиям Словесный, наглядный метод | Педагог организует просмотр презентации «Святые места Ямала» - Откуда мы можем узнать информацию о православных храмах? -Давайте отправимся на заочную экскурсию по храму.(включается презентация) Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. -Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи -Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? - Храм по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. По своей архитектуре храмы бывают разные:
-Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. -Купол заканчивается наверху главою, называемой также маковицей, на которой ставится крест -Храм может быть однокупольным и многокупольным -Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. - Как вы думаете, зачем нужны колокола? -Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. -Вот мы в самом храме. -Как же устроен храм внутри? Православный храм делится на три части: Притвор, собственно храм (средняя часть), алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются церковные принадлежности и свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. На аналое лежит праздничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Рождества Христова) или святого, чью память Церковь празднует в этот день. Эти иконы меняются в зависимости от календаря. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой стороны стоит панихидный столик, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра) Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток – где восходит солнце. Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. Возвышение перед иконостасом называется солея. Середина солеи называется амвоном, т. е. восхождением. В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата), потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Кадило – храмовый предмет, им священник совершает каждение, металлическая чаша. Покадить кому-то – это значит выразить почтение, поэтому священник кадит и перед иконами и перед прихожанами | Мы можем посмотреть в словарях, в интернете, а можно совершить экскурсию. Дети смотрят презентацию «Святые места Ямала». У него есть купол, на котором находится крест. Воспитанники слушают и смотрят заочную экскурсию по храму | Коммуникативные Уметь слушать и понимать речь других |
Физкультминутка (3 минуты) | Снять усталость и напряжение Наглядный метод | -А сейчас немножко отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Встаньте. Следите глазками за бабочкой на экране. -Теперь потянитесь, сделайте поворот вправо, влево, тихо садитесь. | Дети следят за бабочкой на экране, повторяют упражнения за учителем. | Снять усталость и напряжение, внести элемент непринужденности и расслабления |
Первичная проверка понимания (10 минут) | Закрепить знания, полученные на занятии - проверить умение работать с информацией | Вопросы и задания: -Кому молятся православные христиане? -Может ли православный христианин молиться без иконы? -Как вы понимаете слова: «Встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь» -А что значит, когда человек кладет крест не на себя, а на другого человека? -Что такое иконостас? -Какие иконы в нем присутствуют всегда? -Люди часто говорят о Владимирской богоматери, Смоленской, Казанской. Это значит, что в каждом городе своя Богоматерь? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | |
Подведение итогов. Рефлексия (5 минут) | Организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности Подведение итогов | педагог организует рефлексию воспитанников, самооценку собственной учебной деятельности. -Подходит к завершению наше занятие. -Вспомним, какая была цель нашего занятия? -Храм всегда был центром жизни русского человека. -На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, -Закончим наш урок фразой, которая вам больше понравилась: Мне понравилось…. Мне запомнилось…. Я узнал….. Мне бы хотелось…. -Вы все хорошо поработали на занятии. Всем спасибо. | -В каждом городе есть свои прекрасные храмы, не исключение и наш посёлок. | Способность к Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Список использованной литературы:
1.Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
3. http://www.predanie.ru/muz/kolokola/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Праздник Пасха в традиционной культуре русского народа".
Методическая разработка мероприятия, дающего детям возможность познакомиться с традициями и обычаями празднования Пасхи на Руси, спообствует развитию творческих способностей, даёт детям навыки о...
Методическая разработка по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Это обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по данной теме. содержит множество подробных разработок классных часов, уроков и внеклассных мероприятий....
Методическая разработка по литературе «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»
Литературный клуб - одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, ...
Методическая разработка занятия "Две страны - две культуры"
Методическая разработка "Две страны - две культуры" разработаны для учащихся, изучающих английский и французский язык на начальном этапе. Дети знакомятся с особенностями лексики английского ...
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....
Методическая разработка занятия "Основы смыслового чтения"
Современное общество является информационным, поэтому очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченн...
методическая разработка по системе духовно-нравственного воспитания кадет
методическая разработка по системе духовно-нравственного воспитания кадет...