"Традиции и обычаи народа ханты"
занимательные факты
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, быту народа ханты. Развивать критическое мышление, внимание, умение ставить цели, анализировать и обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelskiy_chas.docx | 73.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель:
Суровый край, ты Севером зовешься,
Раскинутый на четверть всей земли.
Лесами мудрыми ты эхом отдаешься
Во всем убранстве снежной красоты.
Как богатырь из сказки старой – старой
Ты дышишь силою морозов и снегов,
И льдов, сковавших быстрые потоки,
И злых, холодных, северных ветров.
Да, ты суров, могуч! Да, ты прекрасен!
Я счастлив, видеть каждый день тебя.
Дышать тобой, покуда ум мой ясен,
И узнавать все больше для себя.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Наше занятие связано с праздником, который мы отмечаем 10 декабря. Скажите, как называется этот праздник?...
Воспитатель: Правильно, это «ДЕНЬ ЯМАЛА».(1 слайд) И сегодня мы с вами поговорим о традициях народа ханты.
Воспитатель: Да, суров и могуч сибирский край, но в тоже время прекрасен. (2 слайд) В этом мы можем убедиться, в том числе, обратив внимание на выставку «Наш ЯМАЛ», которая каждый год удивляет нас разнообразием использования новых материалов и техник. Сегодня мы предлагаем вниманию гостей рисунки и поделки, выполненные учениками нашего класса. (рассказ о поделках и о их авторах)
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас отправиться в небольшое путешествие, которое мы начнем с этой притчи.
(звучит национальная музыка)
…Давным-давно это было,(3 слайд) когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. .(4 слайд) Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер.(5 слайд) Только старые, поросшие мхом кедры помнят то время. Пришли в этот старинный край ханты (6 слайд) очень давно, может, с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может и того больше. Суровым был тогда наш край,(7 слайд) но богат очень: кедра видимо-невидимо, много было черемухи и других дикоросов. В те древние времена в нашем краю столько водилось всякой птицы, что только шум да свист стоял от ее полёта.
(8 слайд) И зверья всякого было полным-полно. И людям здесь жилось привольно. Охотились, рыбачили: содок, кямку пользовали.(9 слайд) Шибко верили люди в те времена в духов, что вершит всем хозяин земли и неба Нуми - Торум, что не укрыться от гнева злых духов – менкеров. И шли тогда люди за помощью к шаману-колдуну местному,(10 слайд) думали: только он помочь сможет, и зазвучит бубен шамана, и запляшет в вихре плясок своих шаман.(11 слайд) Так ворожили да духов злых изгоняли шаманы.
Воспитатель: Ребята, скажите, а кто такие шаманы?....:
Шаман (shaman) — человек, оказывающий религиозно-медицинские услуги в примитивных обществах, то есть имеет способность вступать в контакт со сверхъестественными силами и мобилизовать их.
Воспитатель: Ребята, а знает ли кто - нибудь из вас определение слова ханты?...
(12 слайд) Ха́нты (само название — ханти, хандэ, кантэк, устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Само название, ханты означает люди.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю продолжить путешествие.
(13 слайд) В царской России в 17-18 веках, несмотря на обращение в православие, ханты сохранили традиционные верования.
(14 слайд) Для присяги Государю Императору перед старшинами клали топор, шкуру медведя, потом давали каждому с ножа кусок хлеба, при этом старшины произносили: «Если я моему государю до конца жизни моей верен не буду, своевольно отпаду, должного ясака не заплачу, и из земли моей уйду, или другие неверности окажу: то чтоб медведь меня изорвал».
Администрация признавала обычай, клятвы на медвежьей шкуре, потому что знала, что она не может быть нарушена остяком.
Воспитатель:(15 слайд) Ханты сохранили свои обычаи, традиции и связь с природой. Некоторые из обрядовых праздников дошли до наших дней:
(16 слайд)
Какие из них вы знаете?.....
- В преданиях Ворона выступает как вестник обновленной жизни: ежегодно после долгой зимы она прилетает к людям «с мешком калачей». Поэтому во время проведения Ворна хатлъ (Вороний день) на деревья (березы) и нарты развешивали предназначенные для детей свежеиспеченные калачи (символ солнца).
- Особыми ритуалами в прошлом сопровождалась установка больших запоров, приходившаяся на начало июля. Поэтому для ханты-рыболовов стало традицией отмечать, День рыбака – второе воскресенье июля.
- Медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу или стоял перед черепом и говорил: «Если я взял зверя из чужой ловушки, то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями». Лесным человеком медведя называли не случайно. Так появился медвежий праздник.
- Олень занимает особое место в жизни ханта. Ведь благодаря ему, человек получает: жилье (чум); одежду (ягушку, малицу); пищу (мясо) и средство передвижения (упряжку). Для того чтобы показать свое мастерство и просто встретиться, один раз в год оленеводы проводят гонки на оленьих упряжках, различные состязания, а женщины соревнуются в рукоделии и демонстрируют свои наряды. А называется этот праздник «день оленевода».
Воспитатель: В национальных традициях много мудрых правил и запретов во взаимоотношениях с природой.
Вот некоторые из них:
Задание: (прочти и объясни смысл, который они несут)
- «Не мучай священных жителей природы, ибо самому нетрудно попасть в худшую беду»;
- « «Слово упадет в колодец и пьющий воду может проглотить его»;
- «Природа жива, как жив человек»;
- «Радость и печаль живут всегда рядом»;
- «Оставь землю потомкам такой, какой увидел её в детстве».
Воспитатель: Следующее задание «Соедини пословицу».
(каждому из вас предлагается начало пословицы, ваша задача найти ее продолжение)
- Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
- Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
- Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.
- Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
- Много грибов – много белок будет.
- Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.
- Не будь жадным, и не останешься одиноким.
- Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.
Воспитатель: Много прекрасных стихов написано местными поэтами о нашем севере. Послушайте одно из них.
Лиля Салиндер
Нужны мне крылья да ещё дорога,
Которой нет и не было длинней.
Пусть бьётся в сердце радость и тревога.
Пускай звучит, как песня, скрип саней.
Пускай метель шаманит в исступленье,
Пускай заносит мной пробитый путь, -
Стучите в сердце мне копытами, олени,
Дыхание земли, в мою врывайся грудь.
Итог.
Воспитатель: У каждого народа есть своя культура. Скажите, ребята, что входит в понятие «культура»?
Воспитатель: Правильно, культура это обряды, традиции, песни, легенды и сказки, которые мы должны сохранить для наших потомков. А для этого нам необходимо соблюдать законы своего народа и принимать активное участие в национальных праздниках и обрядах. Ведь пока жива культура, жив и народ.
Воспитатель: Закончить наше занятие я хочу традиционным хантыйским обрядом очищения. В старину говорили после очищения уходят все болезни, злые духи покидают наше тело и душу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравы и обычаи народов Ханты и коренных жителей Северной Америки – индейцев.
Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин...
Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)
Цель урока: в ходе работы над проектом научить проводить сопоставительный анализ текстов и выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...
«Югра Древняя». Посвящается 80-летию Ханты-Мансийского автономного округа
Посмотри на мир глазами художника…Цели: Знакомство с творчеством когалымских художниковЗадачи:формирование знаний о многообразии видов изобразительного искусства, в которых работают художники...
внеклассное занятие "Традиции и обычаи народа ханты"
Закрепление пройденного материала и знакомство с чем-то новым. Информация о возникновении традиционных хантыйских праздников....
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Нормативно - правовой документ...
Исследовательский проект "Огонь в традициях, верованиях и обычаях народов ханты и манси"
Проект подготовлен на конкурс "Угорское наследие"....
Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.)
Цель данного пособия помочь учителям и учащимся лучше узнать историю Ханты-Мансийского округа XX в., глубже понять особенности развития края и взаимосвязь разных сторон жизни Ханты-Мансийского о...