"Традиции и обычаи народа ханты"
занимательные факты

Щупакова Оксана Владимировна

Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, быту народа ханты. Развивать критическое мышление, внимание, умение ставить цели, анализировать и обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskiy_chas.docx73.79 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ЛЁХА\Pictures\2013-03-31 ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ\1293136982_6-etnografiya.jpg


Воспитатель:

Суровый край, ты Севером зовешься,

Раскинутый на четверть всей земли.

Лесами мудрыми ты эхом отдаешься

Во всем убранстве снежной красоты.

Как богатырь из сказки старой – старой

Ты дышишь силою морозов и снегов,

И льдов, сковавших быстрые потоки,

И злых, холодных, северных ветров.

Да, ты суров, могуч! Да, ты прекрасен!

Я счастлив, видеть каждый день тебя.

Дышать тобой, покуда ум мой ясен,

И узнавать все больше для себя.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Наше занятие связано с праздником, который мы отмечаем 10 декабря. Скажите, как называется этот праздник?...

Воспитатель: Правильно, это «ДЕНЬ ЯМАЛА».(1 слайд) И сегодня мы с вами поговорим о традициях народа ханты.  

Воспитатель:  Да, суров и могуч сибирский край, но в тоже время прекрасен. (2 слайд) В этом мы можем убедиться, в том числе, обратив внимание на выставку  «Наш ЯМАЛ», которая каждый год удивляет нас разнообразием использования новых материалов и техник. Сегодня мы  предлагаем вниманию гостей рисунки и поделки, выполненные учениками нашего класса. (рассказ о поделках и о их авторах)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас отправиться в небольшое путешествие, которое мы начнем с этой притчи.

(звучит национальная музыка)

 …Давным-давно это было,(3 слайд) когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. .(4 слайд) Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер.(5 слайд) Только старые, поросшие мхом кедры помнят то время. Пришли в этот старинный край ханты (6 слайд) очень давно, может, с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может и того больше. Суровым был тогда наш край,(7 слайд) но богат очень: кедра видимо-невидимо, много было черемухи и других дикоросов. В те древние времена в нашем краю столько водилось всякой птицы, что только шум да свист стоял от ее полёта.

(8 слайд) И зверья всякого было полным-полно. И людям здесь жилось привольно. Охотились, рыбачили: содок, кямку пользовали.(9 слайд) Шибко верили люди в те времена в духов, что вершит всем хозяин земли и неба Нуми - Торум, что не укрыться от гнева злых духов – менкеров. И шли тогда люди за помощью к шаману-колдуну местному,(10 слайд) думали: только он помочь сможет, и зазвучит бубен шамана, и запляшет в вихре плясок своих шаман.(11 слайд) Так ворожили да духов злых изгоняли шаманы.  

Воспитатель: Ребята, скажите, а кто такие шаманы?....:  

     Шаман (shaman) — человек, оказывающий религиозно-медицинские услуги в примитивных обществах, то есть имеет способность вступать в контакт со сверхъестественными силами и мобилизовать их.

Воспитатель:  Ребята, а знает ли кто - нибудь из вас определение слова           ханты?...

   (12 слайд)  Ха́нты (само название — ханти, хандэ, кантэк, устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Само название, ханты означает люди.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю продолжить путешествие.

(13 слайд) В царской России в 17-18 веках, несмотря на обращение в православие, ханты сохранили традиционные верования.

(14 слайд) Для присяги Государю Императору перед старшинами клали топор, шкуру медведя, потом давали каждому с ножа кусок хлеба, при этом старшины произносили: «Если я моему государю до конца жизни моей верен не буду, своевольно отпаду, должного ясака не заплачу, и из земли моей уйду, или другие неверности окажу: то чтоб медведь меня изорвал».

 Администрация признавала обычай, клятвы на медвежьей шкуре, потому что знала, что она не может быть нарушена остяком.

Воспитатель:(15 слайд) Ханты сохранили свои обычаи, традиции и связь с природой. Некоторые  из обрядовых праздников дошли до наших дней:

(16 слайд)

 Какие из них вы знаете?.....

  • В преданиях Ворона выступает как вестник обновленной жизни: ежегодно после долгой зимы она прилетает к людям «с мешком калачей». Поэтому во время проведения Ворна хатлъ (Вороний день) на деревья (березы) и нарты развешивали предназначенные для детей свежеиспеченные калачи (символ солнца).
  • Особыми ритуалами в прошлом сопровождалась установка больших запоров, приходившаяся на начало июля. Поэтому для ханты-рыболовов стало традицией отмечать, День рыбака – второе воскресенье июля.
  • Медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу или стоял перед черепом и говорил: «Если я взял зверя из чужой ловушки, то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями». Лесным человеком медведя называли не случайно. Так появился медвежий праздник.
  • Олень занимает особое место в жизни ханта. Ведь благодаря ему, человек получает: жилье (чум); одежду (ягушку, малицу); пищу (мясо) и средство передвижения (упряжку). Для того чтобы показать свое мастерство и просто встретиться, один раз в год оленеводы проводят гонки на оленьих упряжках, различные состязания, а женщины соревнуются в рукоделии и демонстрируют свои наряды. А называется этот праздник «день оленевода».

Воспитатель: В национальных традициях много мудрых правил и запретов во взаимоотношениях с природой.

Вот некоторые из них:

 Задание: (прочти и объясни смысл, который они несут)

  • «Не мучай священных жителей природы, ибо самому нетрудно попасть в худшую беду»;
  • « «Слово упадет в колодец и пьющий воду может проглотить его»;
  •  «Природа жива, как жив человек»;
  • «Радость и печаль живут всегда рядом»;
  • «Оставь землю потомкам такой, какой увидел её в детстве».

Воспитатель: Следующее задание «Соедини пословицу».

(каждому из вас предлагается начало пословицы, ваша задача найти ее продолжение)

  • Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
  • Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
  • Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.
  • Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
  • Много грибов – много белок будет.
  • Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.
  • Не будь жадным, и не останешься одиноким.
  • Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.

Воспитатель: Много прекрасных стихов написано местными поэтами  о нашем севере. Послушайте одно из них.

 Лиля Салиндер

  Нужны мне крылья да ещё дорога,

Которой нет и не было длинней.

Пусть бьётся в сердце радость и тревога.

Пускай звучит, как песня, скрип саней.

Пускай метель шаманит в исступленье,

Пускай заносит мной пробитый путь, -

Стучите в сердце мне копытами, олени,

Дыхание земли, в мою врывайся грудь.

Итог.

Воспитатель: У каждого народа есть своя культура. Скажите, ребята, что входит в понятие «культура»?

Воспитатель: Правильно, культура это обряды, традиции, песни, легенды и сказки, которые мы должны сохранить для наших потомков. А для этого нам необходимо соблюдать законы своего народа и принимать активное участие в национальных праздниках и обрядах. Ведь пока жива культура, жив  и народ.

Воспитатель: Закончить наше занятие я хочу традиционным хантыйским обрядом очищения. В старину говорили после очищения уходят все болезни,  злые духи покидают наше тело и душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравы и обычаи народов Ханты и коренных жителей Северной Америки – индейцев.

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин...

Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)

Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...

«Югра Древняя». Посвящается 80-летию Ханты-Мансийского автономного округа

Посмотри на мир глазами художника…Цели: Знакомство с творчеством когалымских художниковЗадачи:формирование знаний о многообразии видов изобразительного искусства, в которых работают художники...

внеклассное занятие "Традиции и обычаи народа ханты"

Закрепление пройденного материала и знакомство с чем-то новым. Информация о возникновении традиционных хантыйских праздников....

Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.)

Цель данного пособия помочь учителям и учащимся лучше узнать историю Ханты-Мансийского округа  XX в., глубже понять особенности развития края и взаимосвязь разных сторон жизни Ханты-Мансийского о...