Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.)
учебно-методическое пособие по краеведению (9, 10, 11 класс)
Цель данного пособия помочь учителям и учащимся лучше узнать историю Ханты-Мансийского округа XX в., глубже понять особенности развития края и взаимосвязь разных сторон жизни Ханты-Мансийского округа и развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_po_hmao.docx | 96.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.)
Автор: учитель
истории и обществознания
Михайлова Татьяна Сергеевна
п.Салым
Наша страна Россия - огромна. В каждом её уголке мы можем увидеть специфические особенности природы, истории и культуры. Каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о своем регионе. Необходимость изучения истории малой Родины диктует социальный запрос общества. Знания о родном крае формирует в человеке интерес и привязанность к тому месту, где человек родился и рос, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, уважении к традициям своих предков. Пособие по истории Ханты-Мансийского округа XX в. создано к учебнику по региональной истории «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др. Пособие к учебнику охватывают период развития Ханты - Мансийского автономного округа в XX веке.
Цель данного пособия помочь учителям и учащимся лучше узнать историю Ханты-Мансийского округа XX в., глубже понять особенности развития края и взаимосвязь разных сторон жизни Ханты-Мансийского округа и развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю.
Пособие включает:
- 22 презентации
- 6 обобщающих уроков
- 6 итоговых контрольных тестов
Презентации охватывают период развития Ханты-Мансийского автономного округа в XX веке. Презентации полностью соответствуют содержанию учебника «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней». Презентации упрощают работу по предоставлению материала, помогает интенсифицировать обучение, повышают интерес к предмету.
Шесть обобщающих уроков дают возможность считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На этих уроках выделяют наиболее общие и существенные понятия, устанавливают причинно-следственные связи и отношения между важнейшими событиями. Все обобщающие уроки пособия имеют следующие задания:
1 задание - «Понятия».
2 задание - «Личность».
3 задание - «Дата-событие».
4 задание - «Достоверность фактов».
5 задание - «Вопрос-ответ».
6 задание - «Творческое».
Первое задание даёт возможность закрепить знания понятийного аппарата темы. Второе задание даёт возможность оценить деятельность тех или иных личностей, внёсших весомый вклад в развитие округа. Третье задание нацелено на уточнение и соотношение дат и соответствующих им значимых событий в жизни округа. Четвертое и пятое задания дают возможность систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь. На современном этапе перехода на новые образовательные стандарты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Не все вопросы бывают охвачены на уроке и у обучающихся возникает потребность в поиске дополнительной информации. Шестое задание решает данную проблему. Творческое задание может включать широкий спектр заданий по теме. Это может быть: подготовка рефератов, докладов, презентаций, выполнение заданий, в том числе творческих.
Третья часть пособия включает шесть контрольных тестов, которые помогают выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и на его основе принимать определенные решения по совершенствованию учебного процесса. Тесты состоят из трёх частей. Часть А представляет задания с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных. Часть В требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, простого предложения). Часть С состоит из заданий с развернутым ответом.
Данное методическое пособие даёт возможность интегрировать, правильно сочетать разнообразные приёмы учебной деятельности, которые существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. Пользуясь данным пособием, учитель свободен в выборе видов и форм обучения. Пособие даёт возможность опираться на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. Они предполагают доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением изучаемого материала. Объяснение в сочетании с наглядностью (презентации)– главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности обучаемых, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. В то же время пособие можно использовать при проблемном обучении, где главным является самостоятельное формировании необходимых знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. Гибкое сочетание разнообразных форм организации обучения даёт возможность поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, развития познавательной активности и творческого мышления. Все материалы пособия дают возможность учителям, учащимся организовать эффективную работу на уроке и получить учащимся необходимые краеведческие знания.
Данное пособие можно использовать не только в старших классах, но в среднем звене. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся.
Обобщающие уроки.
Тема: Обобщение по теме «На переломном этапе (конец XIX в.- 1921г.)
Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при обобщении знаний о положении округа в начале XX века.
I.Орг.класса
II.Цель
III.Работа в группе
1 задание «Понятия»
Обрусеть - стать русским по языку, обычаям.
Колонизация - процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель своей страны ("внутренняя К."), а также основания поселений (связанных преимущественно с земледельческой деятельностью) за пределами своей страны ("внешняя К.").
Заимка - земельные владения с жилыми и хозяйственными постройками вдали от населённого пункта.
Политическая ссылка - принудительное удаление лиц, обвинявшихся в политических преступлениях, по суду или в административном порядке в отдалённую местность на определённый срок или бессрочно на поселение или на каторгу
Попечитель - официально назначенное лицо для попечения о чем-нибудь.
Банкротство - это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Капкан – приспособление для ловли зверей.
Чан – ёмкость для воды, большая 1-1,5 м в диаметре, бочка.
Технология – совокупность производственных процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Этнолог – ученый, специалист, изучающий этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей.
Антрополог - ученый, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.
Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам.
2 задание «Личность»
А.А.Дунин-Горкавич - исследователь Севера Западной Сибири, лесничий, краевед.
И.И.Лазаревич, А.И.Лебедев, А.И.Нуромский - революционеры, политические ссыльные Обского Севера.
А.Антосевич, А.ЯБорутто, С.Дружбинский, Н.Зелезиский, Ч.Черватовский – ссыльные поляки.
Т.Д.Сенькин - ссыльный социал-демократ, участник революции.
С.Л.Панкратьев, А.Я.Стерхов, И.В.Котов, Н.Е.Попов, Г.Г.Корепанов, Г.И.Денисов – крестьяне, растениеводы любители на Тобольском Севере в дореволюционный период.
И.И.Пластинин –крестьянин, основатель мыловаренного завода в с.Реполовском.
П.И.Лопарев, Г.М.Дмитриев-Садовников, Ф.Ф.Ларионов – учителя, работающие в местных школах в первые десятилетия XXв.
Г.М.Дмитриев-Садовников, Д.С.Онуфриева, А.И.Перепелкина, И.В.Евсеев, Н.Л.Скалозубов – краеведы Югорской земли начала XXв.
3 задание «Дата-событие»
Весна 1914г. Сургут – под руководством ссыльных Ю.П.Горской и Т.И.Миронова создана первая в городе ячейка потребительской кооперации- лавка пайщиками были 45 человек.
1910-1911гг. – основание единственного промышленного предприятия на территории Югорской земли мыловаренного завода в с.Реполовском.
1860г. – открытие в Обь-Иртышском бассейне регулярного пароходного сообщения, первый рейс от Туринска через Тюмень в Березово.
1892г. – появился первый пассажирский пароход «Кормилец».
1909г. –проведена первая телеграфная линия в с.Самарово.
1916г. – трёхклассное городское Березовское училище стало высшим начальным училищем.
1913г. – в Берёзово открыт Народный дом.
1899г. – первая общественная библиотека в Берёзово.
Февраль 1920г. – весь Обь-Иртышский Север занят красными.
Лето 1913г. – первая попытка поиска нефти около Цингалов, в урочище Перевесный Сор, под руководством С.Н.Пуртова.
Март 1920г. – организованы Берёзовский и Сургутский уездные партийные комитеты.
Весна-лето 1921г. – антибольшевистское восстание в Северо-Западной Сибири.
4 задание «Достоверность фактов»
1.Промыслом зверей занимались только местные жители. +
2.В начале XX в. ежегодно добывалось около 2000 соболей. Почти вся добыча отправлялась на продажу в Ирбит. +
3.Свиней и овец содержали только ханты и манси - (русские семьи).
Ханты, манси и русские владельцы оленей, выращивали их для продажи мяса на рынке. - (Оленей использовали в основном как средство передвижения).
4.Крестьянин Семён Ларионович Панкратьев много экспериментировал: он засевал землю культурами разных сортов, чтобы отобрать наиболее урожайные для местных условий. +
5.С 1906г. югорские земледельцы - экспериментаторы стали получать большую поддержку со стороны Ф.Ф.Ларионова. По его инициативе рассылались бесплатно семена овощей, привлекал к сельскохозяйственному просвещению местных священников, чиновников, учителей. – (А.А.Дунин-Горкавич. Ф.Ф.Ларионов – учитель русского языка и литературы в Берёзовском уездном училище).
6.Единственным промышленным предприятием на территории Югорской земли был мыловаренный завод, основанным в Самарове Г.Г.Корепановым и Г.И.Денисовым. – (в селе Реполовском крестьянами братьями Пластиниными. Г.Г.Корепанов и Г.И.Денисов – огородники- опытники).
7.В 1890г. появился первый пассажирский пароход «Кормилец». – (1892г.)
8.В 1902г. Берёзовское уездное училище было преобразовано в трёхклассное городское. +
9.В 1913г. в Сургуте открыт Народный дом. +
10.Одним из активных сотрудников Тобольского губернского музея был Г.М.Дмитриев-Садовников, который с 1911г. регулярно передавал в музей различные предметы для пополнения музейных коллекций. Ряд экскурсий в бассейн Ваха, собрав здесь ценные сведения по географии, этнографии и языку ханты. +
11.А.И.Перепелкина с берегов северной Сосьвы доставила в музей «каменные и иные вещи». – (Записи фольклорного материала и образцы народных лекарственных средств в селе Базьяновском и его окрестностях).
12.Н.Л.Скалозубов написал десятки научных трудов, в том числе книги, посвященные истории Западной Сибири: «Покорение Югорской земли», «Самарово. Село Тобольской губернии и округа». – (Х.М.Лопарев)
5 задание «Вопрос-ответ»
1.Сравните численность населения края в 1904-1907гг. и в 1916гг.
2.Представители каких политических партий оказались в ссылке на Тобольском севере в конце XIX – начале XX в.?
3.Докажите, что рыболовство было ведущей отраслью экономики.
4.Кто занимался промыслом зверей?
5.Что использовали охотники для успешной охоты?
6.Добыча каких зверей и птиц была доходным занятием?
7.Дайте оценку развития скотоводства в крае в начале xx в.
8.Назовите агрономов и растениеводов-любителей на Тобольском Севере в дореволюционный период.
9.Оцените деятельность крестьянина С.Л.Панкратьева.
10. Оцените деятельность А.А.Дунина-Горкавича в развитии земледелия на Обском Севере.
11. Согласны ли вы с оценкой северной торговли как замаскированного грабежа инородцев русскими и зырянами?
12.Назовите учителей, работавших в местных школах в начале XX в.
13.Какие учебные заведения были в округе в дореволюционный период?
14.Назовите краеведов Югорской земли и расскажите о их краеведческой работе и научных изысканиях.
15.Как падение монархии в 1917г. повлияло на жизнь Тобольского Севера?
16.Как проходил процесс создания земских учреждений на Обь-Иртышском Севере?
17.Когда и кто создал в Сургуте организацию РСДРП(б)?
18.Как проходило утверждение советской власти в нашем крае?
19.Как местное население относилось к новой власти?
20.Как была ликвидирована советская власть на Обь - Иртышском Севере?
21.Почему противоборство между белыми и красными усилилась в период лета - осени 1919г.?
22.Как проходил процесс восстановления власти большевиков?
23.Какие органы власти были созданы?
24.Какие преобразования новой власти можете назвать?
25.Каковы причины антибольшевистского восстания в Северо – Западной Сибири весной - летом 1921г.?
26.Чем закончилось восстание в Северо – Западной Сибири весной - летом 1921г.?
6 задание «Творческое»
Тема: Обобщение по теме «Начало коренных перемен (1920-1930-е гг.)
Триединая цель: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при обобщении знаний о переменах в округе в 1920-1930-е гг.
I.Орг.класса
II.Цель
III.Работа в группе
1 задание «Понятия»
Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма»
Диспансер - медицинское учреждение, занимающееся не только лечением, но и предупреждением болезни.
Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Амбулатория - лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее помощь на дому.
Автономия - право самостоятельного управления, решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закрепленное в общегосударственной конституции.
Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами...
Фактория - торгово-снабженческий и заготовительный пункт в отдаленных промысловых районах.
Ликбез - массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР.
Красный чум - культурно-просветительское учреждение.
Акклиматизация – процесс приспособления к новой среде, к новому климату.
Культиватор – орудие для глубокого рыхления почвы.
2 задание «Личность»
В.П.Конев, В.П.Кимлобозов, К.Далматов, М.А.Соболева, М.У.Паромова, Н.Бакшеев, Н.Турыгина – лучшие работники рыбной промышленности края, первые стахановцы.
И.И.Соромин, А.П.Казымкина, Н.Р.Албин, А.Р.Конев, П.Панов, М.А.Дунаева, Д.И.Каюков, С.С.Лейкова – лучшие охотники.
И.Николаев – учитель, открыл первую национальную школу.
В.Г.Богораз, С.Н.Стебнинский – авторы букваря на русском языке «Букварь для северных народностей».
П.Е.Хатанзеев – составитель первого букваря на родном языке для детей ханты.
Н.А.Потанин – врач, 11 лет возглавлял противотуберкулезный диспансер.
Д.Дунаев, К.Посохов, Д.Тарлин, Л. И Г.Вайветкины, Д.Тебетев – первые местные авторы рассказов и стихов.
Г.Лазарев – основоположник хантыйской литературы.
К.Панков – один из первых национальных художников Севера.
А.В.Голошубин, В.В.Зальцберг – учителя.
3задание «Дата-событие»
1922г.- создано: 2 уездных исполнительных комитета (Берёзовский и Сургутский); Волостные комитеты; 62 сельских Совета
июль 1922г.- в с. Самарове прошла первая конференция представителей коренных народов Севера.
ноябрь 1923г.- упразднена Тюменская губерния
1924г.- создан Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера при ВЦИК)
1924г.- при Уральском облисполкоме была создана секция Севера.
1924 г. - в хантыйских юртах Мулигорт Березовского района открылась первая национальная школа.
февраль 1925г.- ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление о местных комитетах Севера.
1928г. - создан Кондо - Сосьвинский боброво - соболиный заповедник
10 декабря 1930г.- создан Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарове
1930 г. - первый букварь на родном языке получили дети ханты. Составил его П.Е.Хатанзеев.
1932 г.- в окружном центре открылся национальный педагогический техникум (педагогическое училище).
Кон.1933 г. – нач. 1934 г. – Казымское восстание
1935 г. - возникла новая отрасль – клеточное звероводство. В Остяко-Вогульске создан промкомбинат – первое предприятие местной промышленности округа.
23 октября 1940г.- Остяко-Вогульску дано новое название Ханты-Мансийск, соответственно и округ стал именоваться Ханты-Мансийским.
4 задание «Достоверность фактов»
1.В июне 1921г. красноармейцы 273-го полка под командованием А.Н.Боткунова на пароходе «Мария» совершили тысячекилометровый рейс по Оби и повсеместно установили советскую власть в крупных прибрежных селениях. +
2.В ноябре 1923г. принято решение об упразднении Тюменской губернии, вместо которой созданы 3 округа: Ишимский, Омский и Тюменский. – (Не Омский, а Тобольский округ).
3.В октябре 1925г. правительство отменило налоги (ясак) с коренного населения. Ему была оказана материальная помощь. +
4.Остяко-Вогульский национальный округ находился в составе Уральской области с января 1934г. по декабрь 1934г. – (с 10 декабря 1930г. по январь 1934г.)
5.Остяко-Вогульский (Ханты-Мансийский) национальный округ находился в составе Омской области с января 1934г. по декабрь 1934г. – (с 1934г. по 1944г.)
6.В момент организации округа на его территории находилось 754 населенных пункта, в которых проживало 41489 человек. +
7.В 1927г. в Сургуте было открыто первое промышленное предприятие – рыбоконсервная фабрика. – (1928г.)
8.В 1933г. на территории округа было 3 рыбозавода с 10 рыбоучастками. – (6 рыбозаводов с 13 рыбоучастками)
9.В 1937г. в округе возникла новая отрасль – клеточное звероводство. – (1935г.)
10.С 1922г. на Обь-Иртышском Севере появилась новая отрасль – лесная промышленность. +
11.Основным видом транспорта на Обь-Иртышском Севере оставался речной. +
12.С середины 20-х гг. в жизнь северян стал входить автомобильный и авиационный транспорт. – (с середины 30-х гг.)
13.В 1934г. в Остяко-Вогульске появился первый автомобиль. +
14.В ноябре 1938г. в Остяко-Вогульске начал курсировать первый автобус. +
15.В 1932г. –первый телефон в Сургуте. – (в Остяко-Вогульске)
16.В 1927г. построили три первые радиостанции на территории округа. – (в 1925г.)
17.В 1933г. была организована первая в округе Сургутская машинно-тракторная станция (МТС) с шестью тракторами. – (Самаровская)
18.В 1934г. в Леушах создали корчевальную (мелиоративную) МТС (машинно-тракторную станцию). +
19. Основоположник мансийской литературы – Г.Лазарев, а основоположник хантыйской литературы П Еврин (П.А.Чейметов). – (Основоположник мансийской литературы -П Еврин (П.А.Чейметов, а основоположник хантыйской литературы Г.Лазарев).
20.К.Панков, Н.Натускин – учителя окркга, внёсшие большой вклад в развитие образования в округе. – (первые национальные художники)
5 задание «Вопрос-ответ»
1.Кому принадлежала вся полнота власти на Обь-Иртышском Севере после подавления восстания 1921г.?
2.Какие ещё органы власти существовали на Обь-Иртышском Севере после подавления восстания 1921г.?
3.Какова роль резолюции «О признании за туземным населением права выделения в административную единицу, на началах установления национального аппарата в масштабе краевого туземного исполкома, подведомственного губисполкому, под непременным наблюдением и руководством Наркомнаца"?
4.Дайте оценку административно - территориальным преобразованиям, проведенным в 1923г.
5.Когда был создан Комитет содействия народностям северных окраин и чем он занимался?
6.Когда создана секция Севера и её основные задачи?
7.Назовите органы национального управления и самоуправления, созданные на Обском Севере в 1920-е гг.
8.Назовите функции и полномочия органов национального управления и самоуправления в 1920гг.
9.В чем причины ликвидации системы национального самоуправления в 20-30- х гг.?
10.Когда был образован Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарове?
11.Когда Остяко-Вогульск получил новое название –Ханты-Мансийск и соответственно округ стал именоваться Ханты-Мансийским?
12.Почему первые послереволюционные годы оказались самыми тяжелыми в жизни северян?
13.Докажите, что с лета 1921г. положение на Обь-Иртышском Севере улучшилось.
14.Проанализируйте положение с продовольствием на Обском Севере в 1921-1922гг.
15.В чем проявилось противоречие перехода к НЭПу на Обь-Иртышском Севере?
16.Докажите, что с конца 20-х гг. рыбная отрасль стала переводиться на индустриальные рельсы.
17.Сравните орудия лова в 20-е и 30-е гг.
18.Какие мероприятия были направлены на сохранение запасов рыбы и качества рыбной продукции?
19.Почему пушной промысел возрождался быстрее, чем рыбный?
20.Какие меры были приняты государственными органами для упорядочения охоты?
21.Какие ценные промысловые животные были завезены на Обь-Иртышский Север?
22.Докажите, что в 30-е гг. шёл процесс развития лесной промышленности.
23.Какие местные отрасли хозяйства возникли на Севере?
24.Какая изыскательная работа проводилась на территории округа?
25.Когда была создана окружная сельскохозяйственная опытная станция?
26.Какие мероприятия способствовали увеличению крупного рогатого скота в округе?
27.Какие факты свидетельствовали о развитии животноводства в округе?
28.Каковы основные причины Казымского восстания 1933-1934гг.?
29. Каковы последствия Казымского восстания 1933-1934гг.?
30.Кто такие спецпереселенцы?
31.Чем отличалось положение спецпереселенцев от положения остального населения?
32.Когда и где были организованы первые национальные школы и техникумы на территории округа?
33.Каков уровень грамотности коренного населения?
34.Как дело обстояло с учебными пособиями в конце 20-х гг. и начале 30-х гг.?
35.Как решался вопрос в округе с педагогическими кадрами?
36.Сравните уровень образования в 30-е гг. и 40-е гг..
37.Сравните уровень развития системы медицинских учреждений в 30-е и 40-е гг.
38.Дайте оценку деятельности первой в округе Казымской культбазы.
39.Когда вышел первый номер окружной газеты и как она называлась?
40.Когда и кто стал первыми местными авторами рассказов и стихов?
41.Какие виды художественного творчества получили своё развитие в крае?
42.Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны культурных преобразований в регионе в довоенные годы.
6 задание «Творческое»
Тема: Обобщение по теме «Великая война в судьбе края (1941-1945гг.)
Триединая цель: воспитание патриотизма в процессе обобщения знаний о развитии округа в годы Великой отечественной войны.
I.Орг.класса
II. Цель
III.Работа в группе
1 задание «Понятия»
Оккупация - насильственный захват чужой государственной территории военной силой.
Интенсификация - процесс и организация развития производства, в котором применяются наиболее эффективные средства производства, а также расширение производства.
Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Путина – время, в течение которого производится лов рыбы.
Мобилизация - перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.
Депортация - высылка как отдельных лиц, так и целых народов, признанных официальной властью социально опасными, из мест постоянного проживания.
Плацдарм – пространство, на котором подготавливается и развертывается военная операция.
Форсировать – совершать переход через реку, теснину, обычно с боем.
Контратака - атака обороняющихся войск против наступающего противника.
Гла́вное управле́ние лаге́рей и мест заключе́ния (ГУЛа́г) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1934—1960 годах.
Потенциал – совокупность имеющихся средств и возможностей для использования в какой-либо области.
2 задание «Личность»
М.П.Бронникова, А.П.Губкина, А.В.Емельянова, М.А.Смирнягина – награжденные государственными наградами за ударный труд в добыче и переработке рыбы.
Т.Айваседо, А.Кунин – охотники, получившие звание гвардейцев тыла.
Ф.В.Казымкин, А.Е.Молданова, З.А.Ишматова – ветераны охотничьего промысла, перевыполнявшие планы в годы войны.
Ханты А.Петрушин, манси А.Киприянов – награжденные орденом Красного Знамени.
М.П.Ендырев – манси, полный кавалер ордена Славы.
С.Шестаков, Е.Николаева, Л.Кайдалов, И.Хмелев, И.Куйбышев, В.Попков, П.Баженов – награжденные медалью «За отвагу».
3 задание «Дата-событие»
с августа 1941г. до конца войны - депортация в округ народов, огульно обвиненных в сотрудничестве с немецко-фашистскими оккупантами.
11 июля 1941г. – общее собрание жителей с.Батово Ханты-Мансийского района постановило ежемесячно отчислять двухдневный заработок в Фонд обороны страны.
Весна 1942г. – Ханты-Мансийск принял 1150 детей блокадного Ленинграда.
1944г. – открыта в Ханты-Мансийске первая в Сибири рыбопромысловая мореходная школа юнг для подготовки рабочих промыслового флота на Крайнем Севере.
4 задание «Достоверность фактов»
1.Общее количество пушнины, добытой в округе в 1941-1945гг., оценивается в 20,8 млн.руб. +
2.В годы войны объем вывозки древесины вырос почти втрое. +
3.В 1941-1945гг. округ поставил государству 2 тыс. ц хлеба, 10,4 ц молока. – (4 тыс. ц хлеба, 13,4 ц молока)
4.В октябре 1942г. во время боев за Сталинград совершил свой подвиг 19-летний воспитанник Шайтанского детского дома Берёзовского района М.Путилов. +
5.П.Я.Панов получил звание Героя Советского Союза за форсирование Днепра. – (за подвиг 6 июля 1943г. на Курской дуге)
6.К.П.Механошин получил звание Героя Советского Союза за выполнение задания в январе 1945г. вызвать огонь на себя и продержаться до подхода подкрепления, форсировав Одер. +
7.Всего за годы войны население Ханты-Мансийского округа сдало в Фонд обороны страны свыше 40 млн. рублей. – (свыше 50 млн. рублей)
8.Кондинские школьники заработали в колхозах района 30 тыс.трудодней. Школьники Сургутского района в 1943/1944учебном году выловили 58т рыбы, выгрузили 32т соли, 35 тыс. кирпичей, заработали 2913 трудодней. +
5 задание «Вопрос-ответ»
1.Какие административно-территориальные изменения произошли на территории Западной Сибири в годы войны?
2.Какую роль играл округ в годы войны?
3.Приведите примеры трудового героизма северян.
4.Докажите, что во время войны развивалась рыбная промышленность.
5.Каков был общий уровень развития рыбной отрасли к 1944г.?
6.Почему в годы войны приобрели большое значение заготовка, вывоз и переработка древесины?
7.Какие факты свидетельствуют об ударном труде в лесной отрасли?
8.Дайте характеристику развития сельского хозяйства в годы войны.
9.Докажите, что северяне с первых дней войны включились во всенародное движение помощи фронту.
10.За что трудящиеся Самаровского района в марте 1944г. получили благодарность Красной Армии?
11.Какие чрезвычайные формы обучения появились в годы войны
12.В чем проявлялась нестабильность массового культурного обеспечения округа?
13.Как в годы войны развивалось национальное самодеятельное искусство?
14.В чем сущность национальной политики в годы войны?
15.В чем сущность социальной политики в годы войны?
16. Какие народы и почему были переселены на территорию округа в годы войны?
6 задание «Творческое»
Тема: Обобщение по теме «Послевоенные трудовые будни (1945-середина 1960-х гг.)
Триединая цель: на основе воспитания патриотизма и интереса к родному краю, способствовать развитию информационно-познавательных компетенций.
I.Орг.класса
II.Цель
III.Работа в группе
1 задание «Понятия»
Дебаркадер - плавучая пристань, а также место для посадки на пассажирские суда.
Фольклор- 1)устное народное творчество;2)Совокупность обычаев, обрядов, песен, бытовых традиций народов.
Малярия - болезнь, сопровождающаяся приступами лихорадки.
Унификация - приведения к единообразию.
Формализм - соблюдение внешней формы в чем либо в ущерб существу дела.
Рентабельность - доходность, прибыльность.
Валовая продукция - один из показателей состояния плановой экономики; денежное выражение суммарного объема продукции отрасли, региона, народного хозяйства в целом.
Индустрия - то же, что промышленность( отросли материального производства, занятые переработкой сырья, разработкой недр, созданием средств производства и предметов потребления).
2 задание «Личность»
Е.М.Сагандукова – первый врач из народа ханты, депутат Верховного Совета СССР, долгое время возглавлявшая окружной отдел здравоохранения.
С.П.Молданов – бригадир колхоза «Правда» Березовского района стал инициатором введения плавных сетей
Т.С.Чучелина, А.М.Конькова – сказительницы ханты, манси.
С.Н.Урусов , Ф.К.Салманов - нефтегазоразведчики.
Х.П.Пухленкина – первый депутат в Верхний Совет СССР от округа - представитель коренной национальности( ханты)
А.А.Голошубина, П.В.Васильева – учителя, получившие за свою работу ордена и медали.
В.В.Демыкин, В.Н.Осинцев – агрономы, инициаторы внедрения передовой агротехники в округе.
Е.Пендахова, А.К.Ляксина – женщины - охотники за высокие показатели награждены орденами.
В.Попов, Ю.Шесталов, А.Тарханов, М.Шульгин, В.Волдин – члены литературного объединения при редакции окружной газеты.
Г.Ш.Абсалямов – кандидат педагогических наук, подготовил единые правила проведения соревнований по национальным видам спорта.
3 задание «Дата-событие»
февраль 1946г. – на выборах в Верховный Совет СССР впервые от округа был избран депутат – представитель коренной национальности – ханты Х.П.Пухленкина.
27 января 1950г. – Ханты-Мансийск получил статус города с включением в его черту села Самарова.
1950г. – Министерство геологии СССР приняло план поисков нефти.
март 1953г. – смерть И.В.Сталина, положительные изменения в жизни спецпереселенцев.
1956г. – в Кондинском леспромхозе сдали в эксплуатацию первую в округе узкоколейную железную дорогу.
1958г. – начались регулярные передачи окружного радиовещания.
1957г. – открыт Дом народного творчества в Ханты-Мансийске.
1959г. – обнаружены признаки нефти в скважинах около селения Малый Атлым Октябрьского района и рядом с посёлком Мулымья Кондинского района.
12 февраля 1963г. – в районе Берёзова заработал первый северный газопровод.
1964г. – села Игрим, Мегион, Междуреченский, Нижневартовск преобразованы в посёлки городского типа.
4 задание «Достоверность фактов»
1.27 января 1943г. столица Ханты-Мансийска получила статус города с включением в его черту села Самарова -(27.01. 1950г.)
2.В 1959г. население округа насчитывало 123,9 тыс. человек. +
3.К 1960г. рыбная отрасль стала рентабельной. +
4.В 1956г. в Советском леспромхозе сдали в эксплуатацию первую в округе узкоколейную железную дорогу.-( в Кондинском леспромхозе)
5.В 1948г. Министерство геологии СССР приняло план поисков нефти.- (1950г.)
6.21 сентября 1953г. заброшенная Мегионская скважина Р-1 дала мощный газонефтяной фонтан. Он разрушил буровую, но возвестил о начале новой эпохи в развитии края, да и всей страны. - ( Березовская скважина №24)
7.В 1959г. в скважинах около селения Малый Атлым Октябрьского района и рядом с поселком Мулымья Кондинского района была получена первая промышленная нефть. +
8.Главной отраслью сельского хозяйства являлось полеводство. - (молочное животноводство)
9.Новый вид транспортировки - газопровод заработал 12 февраля 1963г. в районе Березова. +
10.В 1956г. начались регулярные передачи окружного радиовещания.-(1956г.)
11.В марте 1950г. произошли положительные изменения в жизни спецпереселенцев.- ( марте 1953г.)
12.В 1959г. население коренных народов составляло:11.435 ханты, 5.600 манси. +
5 задание «Вопрос-ответ»
1.Какие административные преобразования произошли в округе в 50-е- 60-е гг.?
2.Назовите важнейшие отрасли народного хозяйства округа в 50-е- 60-е гг.?
3.Назовите крупные предприятия рыбоперерабатывающей отрасли.
4.Что способствовало улучшению положения в лесной промышленности?
5.Назовите первые месторождения нефти и газа.
6.Чем была представлена местная промышленность?
7.Какая отрасль в сельском хозяйстве была главной и почему?
8.Охарактеризуйте звероводство как самую выгодную отрасль края.
9.Какие мероприятия проводились для развития охотничьего промысла?
10.Какие звери имели большое промысловое значение?
11. Какое развитие в округе получили пассажирские перевозки?
12.Охарактеризуйте развитие автомобильного транспорта.
13.Охарактеризуйте развитие воздушного транспорта.
14.Когда началось железнодорожное строительство на Обском Севере?
15.Какие мероприятия в округе свидетельствовали о сохранении тоталитарного режима и стремление его к управлению?
16.Дайте характеристику организациям ВЛКСМ в округе.
17.Сравните численный состав коренных народов в 1959г с началом XX в.
18.Изменилась ли сущность национальной политики после войны?
19.Что способствовало улучшению материального уровня жизни коренных народов?
20.Каков уровень развития образования в послевоенный период, подтвердите это конкретными фактами?
21.Какие сдвиги произошли в народном образовании в 50-е гг.?
22.Назовите имена тех, кто внёс вклад в дело развития народного образования на Обь-Иртышском Севере.
23.Сравните систему здравоохранения округа в послевоенные годы и 50-е гг.
24.Кто был первый врач из народа ханты?
25.Как выглядела материальная основа учреждений культуры округа в 50-е гг.?
26.Кто вел культурно-просветительскую работу в 50-е гг. среди коренных народов?
27.Когда был открыт окружной Дом народного творчества и какова его роль?
28.Назовите достижения в округе в области литературы.
29.Что мешало проведению соревнований по национальным видам спорта, и когда это препятствие было ликвидировано?
30.Были ли успехи северян в крупных спортивных состязаниях?
6 задание «Творческое»
Тема: Обобщение по теме «Новая страница в истории округа: середина 1960-х – начало 1980-х гг.»
Триединая цель: через развитие аналитических способностей, убедить учащихся в практической, жизненной значимости знаний о родном крае.
I.Орг.класса
II.Цель
III.Работа в группе
1 задание «Понятия»
НТР - коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
Демография - наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности.
Производительность труда - показатель плодотворности целесообразной деятельности работников, которая измеряется количеством работы (продукции, услуг).
Перестро́йка — общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре СССР.
Экстенсивный путь развития - способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов.
Урбаниза́ция — процесс повышения роли городов в развитии общества.
Квалификация – степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.
Интенсивный путь развития - рост производства за счет более эффективного использования факторов производства, т.е. за счет внедрения новых, более эффективных технологий посредством обновления основных фондов.
Магистраль – основная, главная линия в системе какой-либо сети, а также широкая и прямая городская улица.
Скважина – глубокое и узкое отверстие в почве, сделанное буровым инструментом.
Дефицит – недостаток, нехватка чего-либо.
Балок – временное жильё, домик, установленный на санях, полозьях.
2 задание «Личность»
Ф.К.Салманов, Н.Б.Мелик-Карамов, А.Д.Шакшин, Г.М.Левин, В.А.Леванов- Герои Социалистического Труда за успехи, достигнутые в разведке и разработке нефтяных месторождений.
П.В.Попов – Герой Социалистического Труда за высокие показатели заготовки леса.
3 задание «Дата-событие»
22 июня 1960г. – скважина Р-6, пробуренная бригадой С.Н.Урусова, дала значительный выход нефти- открыто Шаимское мемторождение.
12 февраля 1963г. – пущены в эксплуатацию первые промысловые скважины Берёзовской группы и первый северный трубопровод от промыслов до Берёзова.
4 декабря 1963г. – принято постановление Совета Министров СССР «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области».
начало 1964г. – стали сооружаться первые магистральные трубопроводы: газовый Игрим – Серов и нефтяные Шаим – Тюмень, Усть-Балык- Омск.
17 мая 1964г. – получена первая промышленная нефть в Усть-Балыке.
май 1965г. – забил фонтан нефти из скважины Р-1, которую бурила бригада Г.И.Норкина, открыто Самотлорское месторождение.
25 июня 1965г. – Урай, Сургут преобразованы в города.
16 октября 1967г. – Нефтеюганск получил статус города.
11декабря 1969г. – принято постановление ЦК КПССС и Совета Министров СССР «О мерах по ускоренному развитию нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири».
9 марта 1972г. – Нижневартовск получил статус города.
июнь 1972г. – начало строительства нефтепровода Самотлор – Альметьевск.
октябрь 1977г. – на территории округа образованы четыре мощных производственных объединения: «Нижневартовскнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Юганскнефтегаз», «Урайнефтегаз».
10 июня 1978г. – на промыслах Западной Сибири была добыта миллиардная тонна нефти.
25 июля 1980г. –Мегион получил статус города.
15 августа 1985г. – преобразованы в города поселки Лангепас, Радужный, Нягань, Когалым.
август 1988г.- Белоярский получил статус города.
1990г. – Пыть-Ях , Лянтор получили статус города.
1992г. - Покачи, Югорск получил статус города.
4задание «Достоверность фактов»
1.В 1957г. в Сургут прибыл начальник нефтеразведочной экспедиции Ф.К.Салманов. +
2.В мае 1965г. было открыто Шаимское месторождение – первое в ряду западносибирских хранилищ черного золота. – (22 июня 1960г.)
3.В 1965г. открыта Берёзовская группа газовых месторождений (Деминское, Чеэльское, Похромское, Пунгиское и др.) +
4.В октябре 1967г. в Ханты-Мансийске была создана Дирекция строящихся трубопроводов Западной Сибири и Северо-Западной сибири. – (в Сургуте)
5.В нефтегазовой отрасли господствовал интенсивный путь развития. – (экстенсивный)
6.На рубеже 60-70-х гг. остро встала проблема рационального использования попутного газа с нефтяных месторождений. +
7.К середине – второй половине 70-х гг. в Ханты-Мансийском национальном округе, как и во всей Западной Сибири, в основном завершилось создание мощного нефтегазового комплекса. –
8.К 1964г. в округе проживало всего 164, 9 тыс. человек. +
9.В 1990г. в округе было 10 городов. – (12 городов)
10.При гигантских затратах на развитие производственного потенциала государство расходовало и огромные средства на развитие социальной сферы Ханты-Мансийского округа. – (на социальную сферу государство расходовало гораздо меньше средств)
11.В середине 60-х гг. на территории округа проживало 12.200 ханты и 6800 манси, что составляло 8% от общей численности округа. +
12.В начале 80-х гг. в нефтедобывающем секторе экономики стали обнаруживаться кризисные явления. +
5задание «Вопрос-ответ»
1.Какова была зависимость развития нефтегазового комплекса округа от изменений международной обстановки в 60-80-х гг.?
2.Как проходило становление и развитие нефтегазового комплекса в округе?
3.Какое месторождение является первенцем нефтегазовой промышленности в округе?
4.Назовите проблемы, которые были в нефтегазовой отрасли.
5.Как решалась проблема рационального использования попутного газа с нефтяных месторождений?
6.Каковы последствия экстенсивного пути развития в нефтедобывающей отрасли в 80-е гг.?
7.В чем вы видите причины неравномерного развития лесодобывающей промышленности округа в 1960-1980-х гг.?
8.Почему в 60-80-е гг. возникла острая проблема продовольственного обеспечения жителей округа? Как она решалась?
9.Кто такие химики и какие проблемы были с ними связаны?
10.В каких специалистах нуждался округ в середине 60-х гг.?
11.Назовите мотивы переезда людей в Западную Сибирь.
12.Какие социальные проблемы были в округе в 60-80-е гг.?
13.Назовите и охарактеризуйте самую острую проблему в округе.
14.Докажите, что к 1970г. были значительные улучшения в сфере образования.
15.Как решались в округе две острые кадровые проблемы?
16.Охарактеризуйте систему здравоохранения в 1980г.
17.Какие трудности в культурной жизни округа прослеживаются в этот период?
18.В чем заключается проблема этнического выживания коренных жителей округа?
19.Как решалась проблема этнического выживания коренных жителей округа?
20.Как производственная деятельность людей влияла на экологию края?
6 задание «Творческое»
Тема: Обобщение по теме «На пути в будущее: надежды и реальность (округ в середине 80-х – конце 90-х гг.)
Триединая цель: способствовать формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя социокультурных ценностей и традиций, через развитие познавательного интереса к развитию родного края.
I.Орг.класса
II.Цель
III.Работа в группе
1 задание «Понятия»
Хозрасчет - ведение хозяйства какого-нибудь предприятия, производства на основе хозяйственной самостоятельности.
Тендер – конкурс на право производственного обслуживания, освоение месторождения.
Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
Кредит – ссуда, представление денег в долг.
Бартер – натуральный (прямой) обмен одного товара или услуги на другой товар или услугу, осуществляемые без привлечения денег.
«Парад суверенитетов» - конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными.
Демократия - форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти…
Рационализация - усовершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации чего-либо.
Муниципалитет – самоуправляющаяся административно-территориальная единица.
Инфляция – чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание.
2 задание «Личность»
А.В.Филипенко - первый секретарь Берёзовского райкома КПСС, председатель исполкома окружного Совета народных депутатов, глава администрации округа, губернатор ХМАО
В.А.Чурилов - первый секретарь окружного комитета партии, председатель Совета народных депутатов ХМАО.
С.С.Собянин - председатель окружной Думы.
А.П.Иванова, Е.В.Шершавова - учителя, участники Российских конкурсов.
В.Игошев, Г.Райшев - художники.
С.Данч, Ю.Кашкаров, Е.Редькин - биотлонисты, олимпийские чемпионы.
3 задание «Дата-событие»
18 декабря 1991г. – главой администрации округа назначен Александр Васильевич Филипенко.
декабрь 1991г. – создание Научно-исследовательского института возрождения обско-угорских народов.
1993г. – государство отказалось от прямого контроля за ценами на нефть и газ.
14 октября 1993г. – Малый Совет решил преобразовать Совет народных депутатов ХМАО в Думу ХМАО.
26 апреля 1995г. – Дума округа первого созыва приняла Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа.
27 октября 1996г. – выборы губернатора ХМАО.
1997г. – открытие в Ханты-Мансийске Центра искусств для одаренных детей Севера.
октябрь 1997г. – между органами власти автономных округов (Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого) и Тюменской области заключен договор о принципах взаимоотношений.
4задание «Достоверность фактов»
1.Пик движения за пределы округа пришелся на 1993г. – (на 1991-1992гг.)
2.В окружную программу по обязательному медицинскому страхованию включены все заболевания, которые включены в федеральную программу. – (дополнительно включены социально значимые для округа заболевания (туберкулёзные и кожно-венерические) и мероприятия по оказанию всех видов медицинской помощи малочисленным народностям Севера).
3.На 1 января 1997г. уровень безработицы в округе составил 3% и вырос за год на 15 %. +
4.Государственный окружной музей Природы и Человека стал первым в округе научным учреждением гуманитарного профиля. – (Научно- исследовательский институт возрождения обско-угорских народов, созданный в декабре 1991г.)
5.В 1999г. в Ханты-Мансийске был открыт Центр искусств для одаренных детей Севера. – (1997г.)
6.Первые демократические выборы в Совет народных депутатов Ханты-Мансийского округа состоялись в марте 1993г. - (в 1990г.)
7.В Государственный окружной музей Природы и Человека вошли краеведческий музей, мкзей национальной культуры под открытым небом "Торум-Маа", музей-мастерская заслуженного художника России Г.Райшева и музей геологии. +
8.2000г. - выпуск "Энциклопедии Ханты-Мансийского автономного округа". +
5 задание «Вопрос-ответ»
1.Что свидетельствовало о существовании кризиса в нефтегазовом комплексе округа в начале перестройки?
2.Как экономический кризис отразился на социальной сфере жизни округа?
3.Назовите предприятия и объединения нефтегазового комплекса округа созданные в результате приватизации.
4.В каких районах эксплуатация леса может поставить их на грань экологического кризиса?
5.Какие причины привели к сокращению лесозаготовок в округе с 1990гг. по 1994г. более чем в 3 раза?
6.Как в округе власти решали продовольственную проблему?
7.Какие органы государственной власти и местного самоуправления созданы в ХМАО?
8.Какая нормативно-правовая база создана на основе Устава Ханты-Мансиского автономного округа?
9.Что стало причиной стремительного оттока населения из округа?
10.Докажите, что в середине 90-х гг. в округе заметно улучшилось положение с получением образования.
11.Как в округе проявляется ставка на создание собственной кадровой интеллектуальной базы?
12.Что делалось в округе в 80-х- 90-х гг. для развития досуга и массовой культкры?
13.Докажите, что ХМАО 80-х- 90-х гг. становится центром физической культуры и спорта.
14.Назовите символы государственности Ханты-Мансийского автономного округа, опишите их.
6 задание «Творческое»
Итоговые тесты.
Тест № 1 по теме «На переломном этапе (конец XIX в.- 1921г.)
Часть 1
А1.Ведущая отрасль экономики на Обь-Иртышском Севере в начале XXв.:
А. скотоводство
Б. рыболовство
В. земледелие
Г. торговля
А2.С 1909г. стал заведовать агрономическим делом в Берёзовском и Сургутском уездах:
А. С.Л.Панкратьев
Б. И.В.Котов
В. Н.Е.Попов
Г. А.А. Дунин-Горкавич
А3.Где была проведена первая телеграфная линия:
А. Самарово
Б. Сургут
В. Берёзово
Г. Тобольск
А4.Какое учебное заведение не действовало на территории Сургута:
А. мужское начальное городское училище
Б. женская церковно-приходская двухклассная школа
В. Высшее начальное училище
Г. Народный дом
А5.Краеведы Югорской земли начала XX в.:
А. Г.М.Дмитриев-Садовников, Х.М. Лопарев, А.А.Дунин-Горкавич
Б. И.И.Лазаревич, А.И.Лебедев, , А.И.Нуромский
В. А.Антосович, А.Я.Борутто, С.Дружбинский
Г. Н.Е.Попов, А.Я. Стерхов, И.В.Котов
А6.После революции 1917г. на Обь-Иртиышском Севере:
А. упразднена царская полиция
Б. в городах созданы общественные комитеты
В. уездных исправников заменили комиссары Временного правительства
Г. всё вышеперечисленное
А7.В Сургуте создал организацию РСДРП и был первым председателем большевистского Совета:
А. Т.Д.Сенькин
Б. А.Я.Борутто
В. П.И.Лопарев
Г. М.Шилов
А8.Антибольшевистское восстание в Западной Сибири произошло в:
А. марте 1920г.
Б. марте 1921г.
В. марте 1922г
Г. марте 1923г.
А9.Первая попытка поиска нефти около Цингалов, в урочище Перевесный Сор, под руководством С.Н.Пуртова:
А. лето 1913г.
Б. лето 1914г.
В. лето 1915г.
Г. лето 1916г.
Часть 2
В1.Установи соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия
1.обрусеть
2.заимка
3.западня
4.попечитель
Определения
А. давящее орудие для охоты
Б. земельные владения с жилыми и хозяйственными постройками вдали от населённого пункта
В. официально назначенное лицо для попечения о чем-нибудь
Г. стать русским по языку, обычаям
В2. Напишите пропущенные слова.
Школа-мастерская в Самаровском в 1901г. после смерти ….., закрылась. Наследник перевёз всё школьное оборудование в Сургут, нанял трёх мастеров и открыл «Консервное заведение ….., но оно вскоре обанкротилось.
В3.Какие три из перечисленных положений относятся к деятельности Г.М.Дмитриева-Садовникова.
1)регулярно передавал в музей различные предметы для пополнения музейных коллекций.
2)Член Тобольского губернского статистического комитета.
3)Написал трехтомный труд «Тобольский Север».
4)Ряд самостоятельных экскурсий в бассейн Ваха.
5)Печатался в «Ежегоднике» музея.
В4.Ниже приведён список агрономов и растениеводов-любителей на Тобольском Севере в дореволюционный период за исключением одного.
С.Л.Панкратьев, А.Я.Стерхов, И.В.Котов, Н.Е.Попов, Т.Д.Сенькин
Часть3
С1.Дайте оценку жизни и деятельности политических ссыльных на Тобольском Севере в конце XIX –начале XXв.
С2.Согласны ли вы с мнением А.А.Дунин-Горкавича, что спаивание коренного населения практиковалось лишь в единичных случаях? Какова ваша точка зрения? Обоснуйте её.
С3.Дайте оценку Гражданской войне на Обь-Иртышском Севере в 1918-1919гг.
Ответы на тест №1
А: 1-Б 2-Г 3-А 4-В 5-А 6-Г 7-Б 8-Б 9-А
В. 1- 1-Г 2-Б 3-А 4-В 2-В.Т.Земцов, Е.В.Земцов 3В-1,4,5 4В- Т.Д.Сенькин
Тест № 2 по теме «Начало коренных перемен (1920-1930-е гг.).
Часть 1
А1. Вся полнота власти в 1920г. находилась у:
А. родовых управлений
Б. инородных управ
В. ревкомов
Г. волостных комитетов
А2. В июне 1921г. красноармейцы 273-го полка под командованием А.Н.Боткунова:
А. образовали секцию Севера
Б. совершили рейс по Оби и установили советскую власть в крупных прибрежных селениях
В. собирали налоги (ясак) с коренного населения
Г. выступили против административного устройства северных окраин
А3.Какое событие произошло в июле 1922г. в с.Самарове:
А. первая конференция представителей коренных народов Севера
Б. проведена реформа судоустройства и судопроизводства
В. создание национального округа
Г. первый окружной съезд Советов
А4.В ноябре 1923г. упразднена Тюменская губерния, вместо которой создана (ы):
А. Уральская область
Б. Тюменская область
В. Ханты - Мансийский округ
Г. три округа: Ишимский, Тобольский, Тюменский
А5.В 1924г. вместо, упразднённого Наркомнаца был создан (а):
А. секция Севера
Б. Комитет содействия народностям северных окраин
В. Уральский областной комитет Севера
Г. Остяко-Вогульский национальный округ
А6.Секция Севера не занималась:
А. изучением Севера
Б. разработкой административного устройства
В. вопросами управления Севера
Г. развитием промышленности на Севере
А7.Что не относится к местному национальному самоуправлению:
А. уездные исполнительные комитеты
Б. родовое собрание и родовой совет
В. районный туземный съезд
Г. районный туземный совет
А8.Образован Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарове:
А.10 декабря 1928г.
Б. 10 декабря 1929г.
В. 10 декабря 1930г.
Г. 10 декабря 1931г.
А9.Округ стал именоваться Ханты-Мансийским с:
А.1939г.
Б. 1940г.
В. 1941г.
Г. 1942г.
А10.Остяко-Вогульский округ входил в состав Уральской области:
А. 1930-1931гг.
Б. 1932-1934гг.
В. 1933-1935гг.
Г.1930-1934гг.
А11. Остяко-Вогульский округ входил в состав Обь - Иртышской области:
А. с января по декабрь 1933г.
Б. с января по декабрь 1934г.
В. с января по декабрь 1935г.
Г. с января по декабрь 1936г.
А12. Остяко-Вогульский (Ханты-Мансийский) округ входил в состав Омской области:
А. 1934-1944гг.
Б. 1931-1944гг.
В. 1932-1940гг.
Г. 1933-1940гг.
А13.В 1935г. в округе возникла новая отрасль:
А. лесная
Б. клеточное звероловство
В. оленеводство
Г. энергетическая
А14.В жизнь северян стал входить автомобильный и авиационный транспорт:
А. с середины 20-х гг.
Б. с начала 20-х гг.
В. с середины 30-х гг.
Г. с начала 30-х гг.
А15.Первый телефон появился в округе в Остяко- Вогульске:
А. 1932г.
Б. 1933г.
В. 1934г.
Г. 1935г.
А16.На Обь- Иртышский Север были завезены ценные промысловые животные:
А. серебристо-черные лисицы
Б. мускусные крысы - ондатры
В. американские норки
Г. все вышеперечисленные
А17. Первая национальная школа открылась в 1924г. в:
А. Ханты-Мансийске
Б. хантыйских юртах Мулигорт Берёзовского района
В. Казыме
Г. Сургуте
А18. Первый номер окружной газеты «Ханты-Манчи шоп (шой)» вышел:
А. в 1930г.
Б. в 1931г.
В.в 1932г.
Г. в 1933г.
А19.Один из первых национальных художников Севера:
А. Г.Лазарев
Б. Н.А Потанин
В. К. Панков
Г. П.Е.Хатанзеев
А20.В 1930г. первый букварь на языке ханты составил:
А. П.Е.Хатанзеев
Б. Г.Лазарев
В. Н.Натускин
Г. К.Панков
Часть 2
В1. Установи соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия
1.диспансер
2.амбулатория
3.фактория
4.красный чум
Определения
А.Лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее помощь на дому.
Б.Торгово-снабженческий и заготовительный пункт в отдаленных промысловых районах.
В.Культурно-просветительское учреждение.
Г.Медицинское учреждение, занимающееся не только лечением, но и предупреждением болезни.
В2. Напишите пропущенное слово.
Основным видом транспорта на Обь- Иртышском Севере оставался ….
В3. О чем свидетельствуют данные факты:
1.Созданы 1-е конетоварные и молочно-товарные фермы.
2.Завоз племенных лошадей и чистокровного крупного рогатого скота
3.Работало 18 ветеринарных участков.
4.1931г. Саранпауль – создан первый оленеводческий совхоз.
В4. Что объединяет эти фамилии – Д.Дунаев, К.Посохов, Д.Тарлин, Л. И Г.Вайветкины, Д.Тебетев.
Часть 3
С1. Сравните орудия лова в 20-е и 30-е годы.
С2. Докажите, что в 30-е гг. шёл процесс развития лесной промышленности.
Ответы на тест №2.
А 1-В 2-Б 3-А 4-Г 5-Б 6-Г 7-А 8-В 9-Б 10-Г 11-Б 12-А 13-Б 14-В 15-А 16-Г 17-Б 18-Б 19-В 20-А
В 1-1-Г 2-А 3-Б 4-В 2-речной 3-развитие животноводства в округе 4-первые местные авторы стихов и рассказов
Тест №3 по теме «Великая война в судьбе края (1941-1945гг.)
Часть 1
А1.В 1944г. на территории Западной Сибири произошли административно-территориальные изменения:
А. Ханты-Мансийский округ стал входить в Уральскую область
Б. Ханты-Мансийский округ стал входить в Тюменскую область
В. Ханты-Мансийский округ стал входить в Омскую область
Г. Ханты-Мансийский округ стал входить в Обь - Иртышскую область
А2.Адаптацию к боевой обстановке северян облегчало:
А. умение обращаться с оружием
Б. приспособленность к суровым условиям
В. ходить на лыжах, переправляться на лодках
Г.всё вышеперечисленное
А3. За смелость и отвагу награждены орденами и медалями:
А. около 9000, в их числе около 400 представителей коренных народов
Б. 8000, в их числе около 400 представителей коренных народов
В. 9000, в их числе около 500 представителей коренных народов
Г. 7000, в их числе около 300 представителей коренных народов
А4. Удостоен звания Героя Советского Союза:
А. С.Шестаков
Б. Е.Николаев
В. П.Я. Панов
Г. С.Ковальский
А5.Общая сумма средств внесённых за годы войны населением Ханты - Мансийского округа:
А. свыше 20 млн.
Б. свыше 30 млн.
В. свыше 40 млн.
Г. свыше 50 млн.
А6.Трудящиеся Самаровского района в марте 1944г. получили благодарность Красной Армии за:
А. постоянные отчисления в Фонд обороны страны
Б. сдачу 1153350 рублей на строительство эскадрильи боевых самолётов
В. снабжение продовольствием бойцов Красной Армии
Г. зачисление всей суммы, предназначенной для розыгрыша в 15-ой лотерее Осоавиахима
А7.Сущность национальной политики в годы войны:
А. перевод коренных жителей с кочевого уклада на осёдлый
Б. переход с присваивающего типа хозяйства на производящий
В. преобразование простейших производственных объединений в колхозы
Г. всё вышеперечисленное
А8.К.П.Механошин получил звание Героя Советского Союза за:
А. героический штурм станции Красновка
Б. форсирование Днепра
В. удержание рубежа на Одере
Г. подвиг на Курской дуге
Часть 2
В1. Установи соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия
1.оккупация
2.патриотизм
3.мобилизация
4.депортация
Определения
А.Перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.
Б. Насильственный захват чужой государственной территории военной силой.
В. Высылка как отдельных лиц, так и целых народов, признанных официальной властью социально опасными, из мест постоянного проживания.
Г. Любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
В2. Что объединяет эти фамилии- Н.Сирин, П.Я.Панов, И.В.Корольков, Т.Ажимов, Ф.П.Пуртов.
В3. Что объединяет эти народы - немцы Поволжья, крымские татары, ингуши, чеченцы, калмыки.
Часть 3.
С1. Охарактеризуйте роль округа в годы войны.
С2.Как жили, учились школьники Севера в годы войны, какие лишения переносили?
Ответы на тест №3.
А 1-Б 2-Г 3-А 4-В 5-Г 6-Б 7-Г 8-В
В 1-1-Б 2-Г 3-А 4-В 2-Герои Советского Союза 3- депортированные народы
Тест №4 по теме «Послевоенные трудовые будни (1945-середина 1960-х гг.)
Часть 1
А1.Ханты-Мансийск получил статус города с включением в его черту села Самарова:
А. 27 января 1950г.
Б. 27 января 1949г.
В. 27 января 1948г.
Г. 27 января 1947г.
А2.В 1964г. преобразованы в посёлки городского типа:
А. Сургут, Урай
Б. Лангепас, Радужный, Нягань, Когалым
В. Пыть-Ях, Лянтор
Г. Игрим, Мегион, Междуреченский, Нижневартовск
А3.Какие отрасли занимали ведущую роль в экономике округа?
А. лесное хозяйство и деревообработка
Б. рыболовство и рыбопереработка
В. местная и кооперативная промышленность
Г. нефтегазовая промышленность и сельское хозяйство
А4.Развитию лесной промышленности в послевоенный период способствовало (-а):
А. механизация
Б. капиталовложения
В. решение кадровой проблемы
Г. всё вышеперечисленное
А5.Министерство геологии СССР приняло план поисков нефти в:
А. 1948г.
Б. 1949г.
В.1950г.
Г.1951г.
А6.21 сентября 1953г. заброшенная скважина дала мощный газонефтяной фонтан:
А. Берёзовская скважина №24
Б. скважина Р-6 близ Шаима
В. Мегионская скважина Р-1
Г. Усть-Балыкская скважина Р-62
А7. В 1959г получена первая промышленная нефть:
А.около Мегиона
Б. около селения Малый Атлым Октябрьского района
В. около Сургута
Г. около Ханты-Мансийска
А8.В сельском хозяйстве главной была отрасль:
А. полеводство
Б. молочное животноводство
В. звероводство
Г. мясное животноводство
А9. Железнодорожное строительство на Обском Севере началось:
А. в начале 40-х гг.
Б. в конце 40-х гг.
В. в начале 50-х гг.
Г. в конце 50-х гг.
А10.В феврале 1946г. на выборах в Верховный Совет СССР впервые от округа был избран депутат – представитель коренной национальности - ханты:
А. Х.П.Пухленкина
Б. И.Д.Булатов
В. Г.Т.Величко
Г. С.И.Новьюхов
А11. Положительные изменения в жизни переселенцев произошли в:
А. 1949г.
Б. 1950г.
В.1952г.
В. 1953г.
А12.Первый врач из народа ханты:
А.Х.П.Пухленкина
Б. И.Д.Булатов
В. В.П.Мальцева
Г. Е.М.Сагандукова
А13.Открыт окружной Дом народного творчества в Ханты-Мансийске:
А. 1956г.
Б. 1957г.
В.1958г.
Г. 1960г.
А14.Кто не входил в литературное объединение, созданное в конце 50-х гг.:
А. Т.Чучелина, А.Конькова
Б.В.Попов
В. Ю.Шесталов, А.Тарханов
Г. М.Шульгин, В.Володин
Часть 2
В1.Установи соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия
1.рентабельность
2.урбанизация
3.унификация
4.формализм
Определения
А. Процесс повышения роли городов в развитии общества.
Б. Приведение чего-либо к единой форме или системе, к единообразию.
В. Предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности.
Г. Важный показатель экономической эффективности производства
В2. Напишите пропущенное слово.
12 февраля 1963г. в районе Берёзова заработал первый северный …..
В3.Что объединяет этих зверей: белка, ондатра, соболь, лисица, горностай, колонок.
В4.О чем свидетельствуют данные факты?
1.1950г. в округе работало 66 радиостанций и свыше 4,2 тыс. радиоточек.
2.1960г. в округе количество радиоточек возросло до 19 тыс., их обслуживало 145 радиоузлов.
3.Около 7 тыс. семей имели эфирные радиоприёмники.
В5.Что объединяет этих людей - А.А. Голошубина, А.В.Голошубин, Г.Т.Величко, Е.С.Маликова, В.М.Винокуров.
Часть 3
1.Сравните сущность национальной политики после войны и во время войны.
2.Как изменились условия культурной и духовной жизни населения округа в 50-60-е гг.?
Ответы на тест № 4
А 1-А 2-Г 3-Б 4-Г 5-В 6-А 7-Б 8-Б 9-Б 10-А 11-В 12-Г 13-Б 14-А
В 1-1-Г 2-А 3-Б 4-В 2-газопровод 3-промысловые звери, имеющие наибольшее значение
4-развитие связи в округе 5-учителя округа
Тест №5 по теме «Новая страница в истории округа (середина 1960-х-начало 1980-гг.)
Часть 1
А1 Геологоразведочные работы на нефть и газ стали вестись планово с:
А. 1949г.
Б. 1950г
В. 1951г.
Г. 1952г.
А2.Первые поисковые скважины были заложены:
А. под Сургутом и у озера Самотлор
Б. около Мегиона
В. около Нижневартовска
Г. около Ханты-Мансийска
А3. 22 июня 1960г. бригадой С.Н. Урусова получена нефть на месторождении:
А. Самотлорское
Б. Дёменское
В. Шаимское
Г. Чуэльское
А4.В мае 1965г. бригада Г.И.Норкина получила нефть на месторождении:
А. Самотлорское
Б. Дёменское
В. Шаимское
Г. Чуэльское
А5.К Берёзовской группе месторождений не относится:
А. Деминское месторождение
Б. Чуэльское месторождение
В. Похромское месторождение
Г. Шаимское месторождение
А6. Первая промышленная нефть была получена 17 мая 1964г. на:
А. Шаимском месторождении
Б. Усть-Балыкском месторождении
В. Самотлорском месторождении
Г. Деминском месторождении
А7.В июне 1972г.:
А. в Сургуте была создана Дирекция строящихся трубопроводов Западной и Северо-Западной Сибири
Б. принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по ускоренному развитию нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири»
В. началось строительство нефтепровода Самотлор - Альметьевск (1844км)
Г. сдан в эксплуатацию первый газоперерабатывающий завод – Нижневартовский
А8.В декабре 1969г.:
А. в Сургуте была создана Дирекция строящихся трубопроводов Западной и Северо-Западной Сибири
Б. принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по ускоренному развитию нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири»
В. началось строительство нефтепровода Самотлор - Альметьевск (1844км)
Г. сдан в эксплуатацию первый газоперерабатывающий завод – Нижневартовский
А9.В 1975 году:
А. в Сургуте была создана Дирекция строящихся трубопроводов Западной и Северо-Западной Сибири
Б. принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по ускоренному развитию нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири»
В. началось строительство нефтепровода Самотлор - Альметьевск (1844км)
Г. сдан в эксплуатацию первый газоперерабатывающий завод – Нижневартовский
А10.Добыта миллиардная тонна нефти:
А. 10 июня 1978г.
Б. 10 июня 1979г.
В. 10 июня 1980г.
Г. 10 июня 1981г.
А11.На территории округа образованы мощные производственные объединения: «Нижневартовскнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Юганскнефтегаз», «Урайнефтегаз» в:
А. октябрь 1975г.
Б. октябрь 1976г.
В. октябрь 1977г.
Г. октябрь 1978г.
А12.Строительство железной дороги Ивдель - Обь:
А. 50-е гг. – 1965гг.
Б. 50-е гг. – 1966гг.
В. 50-е гг. – 1967гг.
Г. 50-е гг. – 1966гг.
А13.Самая острая проблема в округе в этот период:
А. квалифицированная медицинская помощь
Б. нужда в квалифицированных специалистах
В.полноценное образование
Г. жилищная
А14.Основы самостоятельности и жизнеспособности малых северных народов разрушало:
А. перевод коренных жителей на осёдлость
Б. создание рыболовецких и оленеводческих колхозов, охотничьих артелей
В. отправка детей ханты и манси в интернаты
Г. всё вышеперечисленное
Часть 2.
В1. Установи соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия
1.НТР
2. Производительность труда
3.Экстенсивный путь развития
4.Интенсивный путь развития
Определения
А.Показатель плодотворности целесообразной деятельности работников, которая измеряется количеством работы (продукции, услуг)
Б.Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
В. Рост производства за счет более эффективного использования факторов производства, т.е. за счет внедрения новых, более эффективных технологий посредством обновления основных фондов...
Г. Способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов.
В2.Что объединяет этих людей - Ф.К.Салманов, Н.Б.Мелик-Карамов, А.Д.Шакшин, Г.М.Левин, В.А.Леванов.
В3. Установите соответствие между городом и датой его образования.
Город
1.Сургут, Урай
2.Нефтеюганск
3.Нижневартовск
4.Мегион
5.Лангепас, Радужный, Нягань, Когалым
6.Белоярский
7.Пыть-Ях, Лянтор
8.Покачи, Югорск
Дата
А.9 марта 1972г.
Б.август 1988г.
В.25 июня 1965г.
Г.16 октября 1967г.
Д.25 июля 1980г.
Е.15 августа 1985г.
Ж.1992г.
З.1990г.
В4.Закончи предложение. Переселялись в поисках работы специалисты из старых нефтяных районов; приезжали по распределению выпускники учебных заведений; желание начать жизнь с нуля; романтика; желание хорошо заработать – это всё …..
Часть3
С1.Как, по-вашему, благодаря чему удавалось достигать высоких темпов и больших объёмов добычи нефти и газа?
С2.В чем вы видите причины неравномерного развития лесодобывающей промышленности округа в 1960-1980-х гг.?
С3.Как вы считаете, есть ли связь между изменениями уровня жизни коренного населения и освоением недр Северо-Западной Сибири? Обоснуйте свою точку зрения.
Ответы на тест №5
А 1-Б 2-А 3-В 4-А 5-Г 6-Б 7-В 8-Б 9-А 10-А 11-В 12-Б 13-Г 14-Г
В 1-1-Б 2-А 3-Г 4-В 2-Герои социалистического труда
3- 1-В 2-Г 3-А 4-Д 5-Е 6-Б 7-З 8-Ж 4-мотивы переезда людей в Западную Сибирь
Тест №6 по теме «На пути в будущее: надежды и реальность (округ в середине 80-х –конце 90-х гг.)
Часть 1
А1.Отказ государства от прямого контроля за ценами на нефть и газ:
А. 1990г.
Б. 1991г.
В. 1992г.
Г. 1993г.
А2.Начало приватизации в стране:
А. 1990г.
Б. 1991г.
В. 1992г.
Г. 1993г.
А3.Тендер – это:
А. ставка или совокупность ставок обложения или платы за пользование чем-либо
Б. конкурс на право разработки нефти
В. самоуправляющаяся административно- территориальная единица
Г. ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества
А4.Первые демократические выборы в совет народных депутатов ХМАО:
А. март 1990г.
Б. март 1991г.
В. март 1992г.
Г. март 1993г.
А5.Главой администрации округа назначен А.В.Филипенко:
А. декабрь 1990г.
Б. декабрь 1991г.
В. декабрь 1992г.
Г. декабрь 1993г.
А6.Принят Устав автономного округа:
А. 26 апреля 1993г.
Б. 26 апреля 1994г.
В. 26 апреля 1995г.
Г. 26 апреля 1996г.
А7.Выборы губернатора автономного округа состоялись:
А. 27 октября 1993г.
Б. 27 октября 1994г.
В. 27 октября 1995г.
Г. 27 октября 1996г.
А8.Между органами власти округов (Ханты-Мансийского округа, Ямало-Ненецкого) и Тюменской области заключен новый договор о принципах взаимоотношений:
А. октябрь 1997г.
Б. октябрь 1998г.
В. октябрь 1999г.
Г. октябрь 2000г.
Часть 2
В1. Установи соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия
1.Хозрасчет
3. «Парад суверенитетов»
4.Рационализация
Определения
А. Усовершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации чего-либо.
Б. Конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными.
В. Ведение хозяйства какого-нибудь предприятия, производства на основе хозяйственной самостоятельности.
Г. Форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
В2.Продолжи предложения.
1.19 декабря 1991г. - исполнительный комитет Совета народных депутатов преобразован в ……….. ХМАО.
2.Начало 1992г. – Совет народных депутатов упразднил свой Президиум, вместо него образован ….. ……
3.14 октября 1993г. - Совет народных депутатов ХМАО преобразован в … ХМАО.
4.На основании Устава автономного округа вместо главы администрации вводится пост ……. ХМАО.
Часть3
С1.Проанализируйте Устав Ханты-Мансийского автономного округа и определите, какие главы и статьи Устава подтверждают положение ХМАО как субъекта РФ.
С2.Какие изменения произошли в социальной сфере округа в 1990-е гг.? Подтвердите свой вывод примерами.
Ответы на тест №6
А 1-Г 2-В 3-Б 4-А 5-Б 6-В 7-Г 8-А
В 1- 1-В 2-Г 3-Б 4-А
2-1-администрацию 2-Малый Совет 3-Думу 4-губернатора
Литература:
1.История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней. Учебник для старших классов. Авторский коллектив: Н.Н.Баранов, С.В.Горшков, А.П.Зыков и др. – Екатеринбург НПМП «Волот»., 2005
2. Хрестоматия по Истории Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней. - Екатеринбург, 1999
3. Энциклопедия Югра. Т. 1-3. – Ханты-Мансийск, 2000
Ресурсы интернета:
История автономного округа - Официальный сайт ХМАО, погода, карты...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Югра Древняя». Посвящается 80-летию Ханты-Мансийского автономного округа
Посмотри на мир глазами художника…Цели: Знакомство с творчеством когалымских художниковЗадачи:формирование знаний о многообразии видов изобразительного искусства, в которых работают художники...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Нормативно - правовой документ...
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Нормативный документ...
Методические рекомендации "Формирование практико-ориентированных навыков пожаробезопасного поведения обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "
Методические рекомендации "Формирование практико-ориентированных навыков пожаробезопасного поведения обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югр...
Приказ ДО и МП « О реализации проекта по созданию единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Приказ ДО и МП « О реализации проекта по созданию единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на территории Ханты-Мансийского автономного ...