Рабочая программа Живое слово Забайкалья
рабочая программа (5 класс)
Живое слово Забайкалья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zhivoe_slovo_zabakalya_7_klass.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа
Газимуро – Заводского района
Забайкальского края
Рабочая программа
Живое слово Забайкалья
Разработала: учитель русского языка,
литературы и информатики Перфильева К.С.
2020 год
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Живое слово Забайкалья» разработана с учетом:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;
- Примерной программы ООП ООО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
- Приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях;
- С учетом ООП МОУ Ушмунская СОШ;
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «ЖИВОЕ СЛОВО ЗАБАЙКАЛЬЯ»
Изучение модуля «Живое слова Забайкалья» на ступени основного общего образования должно быть направлено на достижение результатов. Достижение личностных результатов:
- уважительное и бережное отношение к историко-культурному наследию и языку, включая региональный вариант, патриотизм и любовь к родному краю;
- знание и признание своей этнической принадлежности, идентичности как гражданина страны, представителя региона, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности, освоение национальных традиций и ценностей;
- познавательный интерес к изучению родного языка и его истории, родного края;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека, понимание культурного многообразия региона, воспитание толерантности и уважения к культуре своего и других народов.
Ученик получает возможность сформировать:
- умения общаться с людьми разных поколений;
- устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;
- умение учиться и ориентироваться как в лингвокраеведении, так и в других смежных, в частности культурологии, истории, литературоведения и др., предметных областях.
Достижение обучающимися метапредметных результатов:
- углублённое и системное знание языковой системы и её возможностей;
- уместное и эффективное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью в различных монологических и диалогических форматах, включая дискуссионный; - умение работы в научно-исследовательском коллективе, объединённом целью проведения совместного научного исследования;
- приобретение первичных умений и навыков проектно-исследовательской деятельности, способствующих проведению самостоятельных научных изысканий в области лингвокраеведения;
- выработка умений и навыков осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- способность находить, анализировать и интерпретировать языковые явления и процессы, выявляемые в ходе исследования;
- использование систематизированных знаний лингвистического краеведения при изучении других школьных дисциплин.
Ученик получает возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые познавательные, в том числе учебные цели и задачи;
- организовывать и планировать учебное и проектно-исследовательское сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, задачи и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, участвовать в коллективном обсуждении проблем, общей дискуссии и аргументировать свою позицию;
- проводить исследование на основе применения методов научного познания через постановку проблемы, определение конкретной цели и задач, поиск, сбор, выборку материала, его систематизацию, анализ и обобщение результатов исследования;
- применять навыки научно-исследовательской работы в освоении дисциплин школьного курса.
Достижение обучающимися предметных результатов:
- знание особенностей регионального варианта русского национального языка в Забайкалье и умение их определять в региональной речи, в том числе в языке произведений забайкальских писателей;
- представление об экстралингвистических и лингвистических факторах формирования и изменений регионального варианта русского национального языка в Забайкалье;
- представление о палеографических и языковых особенностях памятников письменности Восточного Забайкалья, основах их чтения, расшифровки и описания;
- понимание взаимосвязи региональной языковой картины мира и региональной культуры, способности и возможности регионального варианта русского национального языка через самобытные языковые средства выражать национальные традиции и ценности, социально-исторический опыт забайкальцев;
- понимание богатства, образной выразительности забайкальской народно- разговорной речи и рассмотрение её как регионального языкового культурного наследия;
- представление о лингвокраеведческой и лингвокультурологической терминологии.
Ученик получает возможность научиться:
- применять знания, приобретенные при освоении модуля «Живое слово Забайкалья», в практической исследовательской деятельности лингвокраеведческой проблематики;
- применять приёмы лингвистического исследования при решении конкретных лингвокраеведческих задач, разработке и реализации исследовательских проектов региональной тематики, поисковой работы, использовать навыки лингвистической и лингвокультурологической интерпретации языковых фактов из разных источников материала исследования, включая забайкальскую русскую народно-разговорную речь, региональные памятники деловой письменности, забайкальскую топонимию, диалектную лексику, фраземику и паремии, язык произведений забайкальских писателей и др.
Содержание учебного курса
Региональная картина мира устами забайкальцев.
- Введение.
- Региональная картина мира и её выражение в забайкальской русской народно-разговорной речи.
- Забайкальская русская народно-разговорная речь как средство выражения и познания региональной картины мира, духовной культуры (национальной системы ценностей).
Тематические группы слов
- Деревенский дом, русская печка, двор, старинные орудия и транспортные средства в живом слове забайкальцев.
- Забайкальцы о своей одежде и обуви: лопотинка, или одежонка, своедельска обувёнка.
Деревенская еда и кухонная утварь
- Деревенская еда и кухонная утварь: кулезени, тарочки и му- товки, латочки.
- Деревенская хозяйственная деятельность в речи забайкальцев: животинку дёржим, шиничку ро́стим
- Переносное употребление языковых единиц и создание метафорической образности забайкальской русской народной речи.
Забайкальская природа в речи местных жителей
- Забайкальская природа в речи местных жителей: сопка, па- душка, елань, Кичиги закатились.
- Животный и растительный мир в живом слове Забайкалья: гуран, инджиган, ушкан и жеребеты.
Охота, рыбалка и другие виды занятий в речи забайкальцев
- Охота, рыбалка и другие виды занятий в речи забайкальцев: охотиться на ревý, ловить линков на перекате.
Забайкальцы о большом роде и родственных отношениях
- Забайкальцы о большом роде и родственных отношениях: братан, сестреница и свекровка-мачеха.
- Забайкальская русская народно-разговорная речь о человеке, и национальных ценностях: Родинку не смыть – Родину не забыть.
Забайкалье в живом слове
- Живое слово Забайкалья (диалектная лексика, фразеологизмы, пословицы и поговорки, топонимы, антропонимы края, язык региональных памятников письменности, фольклора, художественных произведений забайкальских писателей) как отражение региональной картины мира, культуры.
- Итоговый контрольный тест.
Тематическое планирование по живому слову Забайкалья
7 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Региональная картина мира и её выражение в забайкальской русской народно-разговорной речи. | 1 |
3 | Забайкальская русская народно-разговорная речь как средство выражения и познания региональной картины мира, духовной культуры (национальной системы ценностей). | 1 |
4 | Забайкальская русская народно-разговорная речь как средство выражения и познания региональной картины мира, духовной культуры (национальной системы ценностей). | 1 |
5 | Деревенский дом, русская печка, двор, старинные орудия и транспортные средства в живом слове забайкальцев. | 1 |
6 | Забайкальцы о своей одежде и обуви: лопотинка, или одежонка, своедельска обувёнка. | 1 |
7 | Деревенская хозяйственная деятельность в речи забайкальцев: животинку дёржим, шиничку ро́стим | 1 |
8 | Переносное употребление языковых единиц и создание метафорической образности забайкальской русской народной речи. | 1 |
9 | Переносное употребление языковых единиц и создание метафорической образности забайкальской русской народной речи. | 1 |
10 | Забайкальская природа в речи местных жителей: сопка, па- душка, елань, Кичиги закатились. | 1 |
11 | Животный и растительный мир в живом слове Забайкалья: гуран, инджиган, ушкан и жеребеты. | 1 |
12 | Охота, рыбалка и другие виды занятий в речи забайкальцев: охотиться на ревý, ловить линков на перекате. | 1 |
13 | Забайкальцы о большом роде и родственных отношениях: братан, сестреница и свекровка-мачеха. | 1 |
14 | Забайкальцы о большом роде и родственных отношениях: братан, сестреница и свекровка-мачеха. | 1 |
15 | Забайкальская русская народно-разговорная речь о человеке, и национальных ценностях: Родинку не смыть – Родину не забыть. | 1 |
16 | Живое слово Забайкалья (диалектная лексика, фразеологизмы, пословицы и поговорки, топонимы, антропонимы края, язык региональных памятников письменности, фольклора, художественных произведений забайкальских писателей) как отражение региональной картины мира, культуры. | 1 |
17 | Итоговый контрольный тест. | 1 |
Литература
- В.С.Левашов. Региональные особенности фольклора Забайкалья: Программа для средних школ Забайкалья. – Чита: Изд-во Заб.ГПУ, 1998.
- В.С.Левашов. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья: Кн. 1. Сказки: Пособие для учителей. – Чита: Изд-во Заб.ГПУ, 1998.
- В.С.Левашов. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья: Кн. 2. Мифологические рассказы: Пособие для учителей. – Чита: Изд-во Заб.ГПУ, 1998.
- В.С.Левашов. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья: Кн. 3. Героический эпос: Пособие для учителей. – Чита: Изд-во Заб.ГПУ, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по фольклору Забайкалья
Рабочая программа по фольклору Забайкалья...
Детский фольклор Забайкалья
Исследовательская работа по детскому фольклору Забайкальская...
Константин Седых . "Даурия". Урок литературного краеведения Забайкалья.
Урок - введение в тему : К. Седых. "Даурия" Предмет: литературное краеведение Забайкалья....
Презентация к уроку литературного краеведения Забайкалья в 7 классе по теме "Георгий Граубин о родном Забайкалье"
Данная презентация предназначена для урока литературного краеведения Забайкалья в 7 классе....
Диалектные слова Забайкалья. Презентация к уроку литературного краеведения Забайкаля в 5 - 7 классах.
Презентация разработана по материалам проекта "Диалектные слова Забайкалья", реализованного учащимися 7 класса МБОУ "Гаванская ООШ"....
Рабочая программа по литературе Забайкалья
Рабочая программа по литературе Забайкалья...
Рабочая программа по элективному курсу литературы «Фольклор Забайкалья»
laquo;Фольклор Забайкалья»...