Рабочая программа по элективному курсу литературы «Фольклор Забайкалья»
рабочая программа (7 класс)
«Фольклор Забайкалья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektiv_kurs_po_liter_7kl.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа
Газимуро – Заводского района
Забайкальского края
Рабочая программа по элективному курсу литературы
«Фольклор Забайкалья»
Разработала: учитель русского языка,
литературы и информатики Перфильева К.С.
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Фольклор Забайкалья» разработана на основе Федерального Закона об образовании (ст. 32, п. 2), с учетом федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, требований регионального образовательного стандарта Забайкальского края, программы В.С. Левашова «Региональные особенности фольклора Забайкалья».
Программа адресована учащимся 7 класса МОУ Ушмунской СОШ ориентирована для работы по курсу «Фольклор Забайкалья». Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, представленный в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.
Во всех альтернативных программах и подготовленных в соответствии с ними учебных пособиях, по которым сегодня работают общеобразовательные школы, значительное место отводится устному народному творчеству: с учетом возрастных особенностей учащихся раскрывается понятие о фольклоре как о древнейшем по происхождению виде словесного искусства, отмечаются его отдельные специфические черты, дается представление о ряде основных жанров русского традиционного фольклора и параллельно - фольклора народов мира, указывается на его роль в становлении и развитии художественной литературы. Все это, бесспорно, способствует формированию у учащихся понимания истоков литературы, осознанию ими фольклора как одной из важнейших частей духовной культуры народа. Русский фольклор любого региона страны, обладая едиными национальными чертами, в то же время отличается и своими неповторимыми, присущими только ему отличительными особенностями.
Задачи, отраженные в данной программе решаются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их уровня и общего развития. Чтобы выявить и развить склонности детей, надо дать им возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности. Эта программа как раз дает расширенный круг вариативных заданий, связанных с творческой деятельностью. В рамках программы применяются активные формы обучения: проблемные задания, поиск и сбор материалов по этнографии, составление своих рассказов, описаний, впечатлений, различные игровые ситуации и т.д. Чтобы занятия были интересными, большую часть уроков проводятся в форме игры, обеспечивающей осознанную и целенаправленную деятельность школьников.
Предметом изучения является русский фольклор народов Забайкалья и литературное творчество выдающихся поэтов и писателей края. Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс «Фольклор Забайкалья» в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории фольклора, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения народов населяющих Забайкалье, овладения богатейшими выразительными средствами русского и национального литературного языка.
Цель курса: Познакомить учащихся со спецификой фольклора Забайкалья, особенностями отдельных фольклорных жанров.
Задачи:
- познакомить с творчеством выдающихся забайкальских писателей, поэтов, публицистов, учить анализу фольклорного и литературного произведения;
- способствовать осмыслению роли забайкальской литературы в формировании мирового культурного наследия.
- воспитание чувства уважения к обычаям, традициям, культуре и искусству народов Забайкалья; воспитание любви к родному краю, своему народу, своей стране.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами Курс «Фольклор Забайкалья» тесно связан с предметами русский язык, литература, история, окружающий мир, ИЗО. Примеры использования календарей, обрядов, праздников, фольклора, домашнего быта как русского народа так и коренного народа Забайкалья.
Формы текущего и итогового контроля При работе по данной программе предусмотрены такие формы текущего контроля: опрос, беседа, сочинение сказки, практическая работа – иллюстрация, театрализация, тест, проверочная работа.
Формы итогового контроля: проект.
Ожидаемые результаты (характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся).
На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть ключевыми компетенциями, социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном мире
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Социально-трудовые компетенции.
6. Компетенции личностного самосовершенствования.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, иллюстрацию);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа;
– сочинять сказку или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Тематическое планирование по элективному курсу
№ урока | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Мой край родной – Забайкалье. | 2 |
3 | Историческая справка. Диалект | |
4 | Подготовка к сочинению «Мой родной уголок» | 1 |
5 | Сказка как литературный жанр. Основные темы сказок. | 3 |
6 | Сказки волшебные, социальные, бытовые, о животных | |
7 | Художественность как особенность забайкальских сказок. Сказки забайкальских писателей. | |
8 | Викторина «Знатоки сказок» | 1 |
9 | Бурятские народные сказки. | 1 |
10 | Особенности миросозерцания, верований бурят, нашедшие отражение в содержании сказок. Общие темы в сказках. | 1 |
11 | Эвенкийские народные сказки. | 1 |
12 | Особенности миросозерцания, верований эвенков и их отражение в сказках. | 1 |
13 | Блиц-турнир «Эвенские сказки» | 1 |
14 | Русские народные сказки. | 1 |
15 | Религиозность как ведущая особенность сказок. Своеобразие сюжета, тематики. | 1 |
16 | Сходство и различие русских, бурятских, эвенкийских сказок. | 1 |
17 | Подготовка к написания сочинения на тему: « Сходство и различие русских, бурятских, эвенкийских сказок.» | 1 |
18-19 | Детский фольклор (загадки, игры, потешки, считалки, дразнилки). Особенности языка. | 2 |
20 | Обрядовая поэзия. | 1 |
21 | Особенности каждого праздника. | 1 |
22 | Жанровое своеобразие обрядовой поэзии (колядки, заклички, песни, хороводы). | 1 |
23 | Тест на тему: «Обрядовая поэзия» | 1 |
24 | Мифология как система миропонимания. | 1 |
25 | Мифология как система миропонимания. | 1 |
26 | Мифы древних славян. Земное устройство. | 1 |
27 | Мать Земля и отец Небо. Даждьбог. Перун Святой. Огонь Святой. Змей Волос. | 1 |
28 | Мир человека между своим и чужим. Лес и леший; Полевик и полудница; Хлеб, Вода и Водяной. Связь бурятских и эвенкийских мифов. | 1 |
29 | Сочинение на тему: « Мир человека между своим и чужим» | 1 |
30 | Понятие об обрядах и обрядовой поэзии... | 1 |
31 | Календарные, семейные обряды. Символика обрядов. Обрядовая поэзия как особая разновидность народного творчества | 1 |
32 | Частушки как литературный жанр. Виды частушек. Строение частушек. | 1 |
33 | Мир Забайкальских казаков (семья, мать, отец, дети – сын, дочь, дом, одежда). Праздники, песни, обряды. | 1 |
34 | Заключительный урок. | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи, предисловие и комментарии Л.Е Элиасова. Художники В. Дианов, А. Дианов. – Улан-Удэ: Бурят. кн. из-во, 2010.
2. Эвенкийские героические сказания. (Сост. Мыреева А.Н.)- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 2001г.
3. Исторический фольклор эвенков: Сказания и предания. Запись текстов, перевод и комментарии Г.М. Василевич,-М.-Л.: Наука, 2013.
4. Гэсэр. Бурятский героический эпос. Св. текст Н.Балдано. Подстр. Перевод, предисловие А. Уланова, перевод С. Липкина. – М.: Худ. Лит., 1968.
5. Забайкалье-золотая моя колыбель. Сказки, легенды, были, сказания/Редакторсоставитель Куренная Е.Ф., художник Пинигина С.С. – Новосибирск, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Элективный курс «Создай свой бизнес» Класс 9 Часов 34 Б...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)
Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...
Рабочая программа по элективному курсу «Грамматика английского языка» (компилятивная программа),10-11 класс,1 час в неделю (69 часов)
Рабочая программа элективного курса по английскому языку для 10-11 классов.Программа элективного курса «Грамматика английского языка» ориентирована на использование учебного пособия «...