Рабочая программа по литературе Забайкалья
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по литературе Забайкалья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа
Газимуро – Заводского района
Забайкальского края
Рабочая программа по
Литературе Забайкалья
Разработала: учитель русского языка,
литературы и информатики Перфильева К.С.
2020 год
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Литература Забайкалья» 5 класса разработана с учетом:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;
- Примерной программы ООП ООО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
- Приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях;
- С учетом ООП МОУ Ушмунская СОШ;
Данная учебная программа ориентирована на использование учебных пособий В.С.Левашова «Региональные особенности фольклора Забайкалья» (книги для учителя). Выпуск. 1 «Сказки», выпуск 2 «Мифологические рассказы», выпуск.3 «Героический эпос»- Чита: Издательство Заб.ГПУ, 1998.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю
Цель предмета: сформировать представление о фольклоре нашего края как о важнейшей части культуры; расширить и углубить представления учащихся о региональных особенностях литературы Забайкалья с привлечением необходимых знаний по истории, географии Забайкальского края. о творчестве выдающихся забайкальских писателей, поэтов, публицистов;
Задачи предмета:
1. Формирование у учащихся представление о фольклоре народов Забайкалья как о важнейшей части их культурного наследия.
2. Воспитание чувства уважения к обычаям, традициям, культуре и искусству народов Забайкалья.
3. Формирование представлений о фольклоре как первоисточнике литературного творчества.
4. Воспитание любви к родному краю, своему народу, своей стране.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
6. Воспитание чувства патриотизма.
7. Реализация метапредметных связей.
Формы текущего и итогового контроля:
опрос, беседа, сочинение сказки, практическая работа – иллюстрация, театрализация, тест, анализ текста, игровые формы (викторина, ролевые игры), анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ учащихся.проверочная работа. Формы итогового контроля: проект.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
«Литература Забайкалья»:
Личностные результаты:
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, иллюстрацию);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
- различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа;
– сочинять сказку или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
В результате изучения предмета «Литература Забайкалья» обучающийся научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений УНТ, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
обучающийся получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов.
Содержание учебного курса «Литература Забайкалья»
- Введение. Фольклор Забайкалья и его основные особенности.
- Сказки Забайкалья.
- Сказки. Региональное своеобразие сказок.
- Русские сказки Забайкалья. Бурятские сказки. Эвенкийские сказки.
- Сочиняем сказку сами.
- Несказочная проза Забайкалья:
- Предание.
- Легенда.
- Быличка.
- Мифологический рассказ.
- Проект «Мифологические образы предков»
- Детский фольклор.
- Колыбельные, приговорки. заклички, дразнилки. загадки, скороговорки, небылицы.
- Считалки, игры.
- Фольклор народов Забайкалья:
- Фольклор казаков Забайкалья.
- Фольклор семейских (старообрядцев) Забайкалья.
- Фольклор эвенков(тунгусов) Забайкалья.
- Литература Забайкалья:
- Г.Г.Граубин. Поэзия для детей. «Четырёхэтажная тайга» «Серебряный капкан».
- В.Балябина.«Аргунеи»: Традиции и обычаи. Особенности воспитания в семье. Праздники.
- Стихи забайкальских поэтов для детей.
- Г.Г.Андрюк. «Большая вода». В. Писковой Сборники рассказов.
- Исследовательская работа «Диалектные особенности разговорного жанра в произведениях забайкальских авторов».
- Итоговый урок «Бережение памяти». Защита проектов.
Тематическое планирование по литературе Забайкалья
5 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение. Фольклор Забайкалья и его основные особенности. | 1 |
2 | Сказки. Региональное своеобразие сказок | 1 |
3 | Русские сказки Забайкалья. | |
4 | Русские сказки Забайкалья. | |
5 | Бурятские сказки. | |
6 | Бурятские сказки. | |
7 | Эвенкийские сказки. | |
8 | Сочиняем сказку сами. | |
9 | Предания. Легенды. | |
10 | Былички. Мифологические рассказы. | |
11 | Проект «Мифологические образы предков». | |
12 | Проект «Мифологические образы предков» | |
13 | Колыбельные, приговорки. заклички, дразнилки. загадки, скороговорки, небылицы. | |
14 | Считалки, игры. | |
15 | Фольклор казаков Забайкалья. | |
16 | Описание казачьих бытовых традиций в романах В. Балябина «Забайкальцы» и К. Седых «Даурия». | |
17 | Семейские (старообрядцы) Забайкалья. | |
18 | Фольклор семейских (старообрядцев) Забайкалья. Этнографический очерк Ф.Болонева «Семейские». | |
19 | Буряты. Особенности жизни и культурные традиции. | |
20 | Устное народное творчество бурятского народа. | |
21 | Эвенки Забайкалья и их представления о мире. | |
22 | Фольклор эвенков. (Н.Кузаков. Лунные колокола: Легенды Забайкалья.) | |
23 | Г.Г.Граубин. Поэзия для детей. | |
24 | Г.Г.Граубин. «Четырёхэтажная тайга». | |
25 | Г.Г.Граубин. «Серебряный капкан». | |
26 | В.Балябина. Этнографические очерки «Аргуне и»: традиции и обычаи. | |
27 | В.Балябина. Этнографические очерки «Аргуне и»: особенности воспитания в семье. | |
28 | В.Балябина. Этнографические очерки «Аргуне и»: праздники. | |
29 | В/ч Стихи забайкальских поэтов для детей. | |
30 | Г.Г.Андрюк. « Большая вода». | |
31 | В.Писковой. «Цвела земляника». «Ледоход». «Посмотри и увидишь. | |
32 | Исследовательская работа «Диалектные особенности разговорного жанра в произведениях забайкальских авторов». («Фольклор моего села») | |
33 | Исследовательская работа «Диалектные особенности разговорного жанра в произведениях забайкальских авторов». («Фольклор моего села») | |
34 | Итоговый урок. «Бережение памяти». Защита проектов. |
Литература
- Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья. Изд. 2-е, доп. – Иркутск, 2002
- Методические рекомендации О.Н. Шахеровой: «Писатели Восточной Сибири» для 5-6 классов общеобраовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007
3. Оборудование класса:таблицы учебные, раздаточный дидактический материал.
4.Экранно-звуковые пособия: звукозаписи магнитные учебные, видеофильмы DVD
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по фольклору Забайкалья
Рабочая программа по фольклору Забайкалья...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....