«Сведет нас к Рыбинску любовь»: образ родного города в лирике Людмилы Марасиновой
методическая разработка (9 класс)
Технологическая карта внеурочного занятия на материале региональной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Тема занятия «Сведет нас к Рыбинску любовь»: образ родного города в лирике Людмилы Марасиновой
Форма занятия занятие общеметодической направленности
Планируемые результаты
личностные:
- готовность к участию в гуманитарной деятельности
- активное участие в жизни родного края
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека
- готовность к разнообразной совместной деятельности
- проявление интереса к изучению истории родного края
- ценностное отношение к достижениям народа родного края
- восприимчивость к поэзии как виду искусства
- осознание важности литературы как средства коммуникации и самовыражения
- установка на активное решение практических задач
метапредметные:
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам исследования
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления
- иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
- эффективно запоминать и систематизировать информацию
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать свою точку зрения в устных текстах, проявлять уважительное отношение к собеседнику, публично представлять результаты исследования
- использовать преимущества групповой работы, принимать цель совместной деятельности, распределять роли, договариваться, планировать совместную деятельность
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- ориентироваться в различных подходах принятия решения
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи и корректировать его с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению; принимать себя и других, не осуждая
предметные:
- определять тему и главную мысль
- владеть теоретико-литературными понятиями
- выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения
- совершенствование умения читать выразительно
- развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному
- совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования
Дидактические средства: тексты произведения, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: проектор, фломастеры, шаблоны листочков для групповой работы.
Этап | Виды работы, формы, методы, приемы, виды и формы контроля | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Мотивирование учебной деятельность | Беседа | Приветствует учащихся, настраивает на работу, мотивирует к деятельности. Делит класс на группы. - Кто может стать Почетным жителем Рыбинска? | Приветствуют учителя, настраиваются на деятельность, под руководством учителя организуют группы. Формулируют ответы на вопросы |
|
Актуализация знаний | Беседа | Выявляет уровень знаний, определяет Пробелы в знаниях. Кого из знаменитых земляков – Почетных жителей города - вы можете назвать? | Демонстрируют уровень знаний Формулируют ответ на поставленный вопрос |
Метапредметные:
|
Целеполагание, постановка проблемы | Просмотр фрагмента фильма | Активизирует познавательную активность учащихся, создает проблемную ситуацию. Информирует о том, что Людмила Марасинова также является Почетным жителем города Рыбинска. Какое значение имел Рыбинск для поэтессы? | Смотрят фрагмент фильма о жизни Людмилы Марасиновой, записывают проблемный вопрос в рабоче листе. |
Метапредметные: • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании • ориентироваться в различных подходах принятия решения Предметные: • выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения |
Поиск путей решения проблемы | Работа в группах | Предлагает в группах познакомиться с основными фактами биографии, соотнести предложенный фоторяд с тем или иным этапом биографии поэтессы, сделать соответствующую подпись. Организует частичный анализ предложенных стихотворений Марасиновой в соответствии с заранее подготовленными вопросами Приложения 1.1., 1.2, 1.3 | Знакомятся с основными фактами биографии поэтессы, соотносят фоторяд с тем или иным этапом биографии поэтессы, делают соответствующие подписи. Анализируют предложенное стихотворение в заданном направлении. |
Метапредметные:
Предметные: • определять тему и главную мысль • владеть теоретико-литературными понятиями • выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения • совершенствование умения читать выразительно • развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному • совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования |
Решение проблемы | Индвидуальные доклады, выразительное чтение, беседа | Организует деятельность по представлению результатов работы группы | Представляют итоги работы группы |
Метапредметные:
Предметные: определять тему и главную мысль • владеть теоретико-литературными понятиями • выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения • совершенствование умения читать выразительно • развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному • совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Работа в группах | Предлагает создать ассоциативную карту «Рыбинск для Л.М. Марасиновой – это…» | Создают ассоциативную карту |
Метапредметные: • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений; • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам исследования • иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями Предметные: совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования |
Систематизация знаний | Индивидуальные доклады, беседа | Организует защиту ассоциативных карт учащихся | Защищают ассоциативные карты |
Метапредметные:
Предметные: • владеть теоретико-литературными понятиями • выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения |
Рефлексия учебной деятельности | Индивидуальная работа | Организует рефлексию учащихся | Заполняют лист рефлексии | Личностные:
Метапредметные:
|
Материалы к занятию
Приложение 1.1
Краткая биографическая справка
Родилась Людмила Михайловна Марасинова 10 октября 1936 года в семье военнослужащего. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, семья будущей поэтессы переехала в Уфу, куда, кстати, был эвакуирован и рыбинский моторостроительный завод (ныне НПО «Сатурн»).
После окончания войны семья вернулась в Рыбинск, Людмила Михайловна закончила школу № 2, прчем с золотой медалью. Высшее образование девушка получила в историческом факультете Московского Государственного университета. В 1966 году Людмила Михайловна защитила кандидатскую диссертацию по теме «Новые псковские грамоты XIV—XV веков», в которой открыла новые источники по истории Пскова. Открытие ею до той поры неизвестных псковских грамот стало сенсацией и примером для поисков и изучения новых документов эпохи. Она неоднократно посещала Псков: работала в Псковском музее и ГАПО, выезжала к местам, упомянутым в открытых ею документах, участвовала в археологических раскопках в Пскове в 1967 и 1969.
В 1966 году Людмила Михайловна вернулась в Рыбинск, где начала работать в Рыбинском авиационном институте, преподавая историю КПСС. Здесь она стала серьёзно заниматься историей и культурой родного края и среди коллег и студентов нашла большое число сподвижников. Сохранение, изучение, возрождение, приумножение природно-культурного наследия стало приоритетом её научных интересов. Проекты и программы Марасиновой порой поражали своей глобальностью, но при этом они всегда были привязаны к Рыбинскому краю.
С 1977 по 1984 год Марасинова возглавляла Рыбинское городское отделение ВООПИиК (всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) и приложила много усилий по сохранению и популяризации памятников Рыбинска. По её инициативе был восстановлен Костёл Святейшего Сердца Иисуса в Рыбинске — уникальный памятник архитектуры на Верхней Волге. Именно переживание за сохренение культурного наследия родного края легли в основу самых знаменитых текстов: «Собор», «Забытые храмы», «Рыбинск».
Особо волновал Людмилу Михайловну вопрос образования подрастающих рыбинцев. Именно она стояла у истоков центра дополнительного образования школьников «Молодые таланты», созданного в 1991 году с целью реализации программы «Выявления, развития и социальной поддержки талантливой молодежи».
Скончалась Людмила Михайловна 23 июня 2001 года. Похоронена на кладбище при церкви Покрова Богородицы близ Рыбинска.
Ныне рыбинская гимназия № 8 носит имя Людмилы Михайловны Марасиновой.
Приложение 1.2
Формат методической разработки не позволяет представить полноценный фоторяд в нужном разрешении. Перечислим те объекты, которые изображены на фото:
- Фотоколлаж 1 НПО «Сатурн» и указатель «Уфа»
- Фото 2 Лицей № 2 г. Рыбинска
- Фото 3 Псковский музей-заповедник
- Фото 4 Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева
- Фото 5 Костел
- Фото 6 Учреждение дополнительного образования «Молодые таланты»
- Фото 7 Рыбинская гимназия № 8
Приложение 1.3
Задание группы 1
Познакомьтесь со стихотворением «Собор» и подготовьте ответы на следующие вопросы:
- С помощью каких средств создается образ собора в тексте?
- Каким пафосом проникнуто стихотворение?
- В каких еще литературных произведениях нам встречался образ собора, церкви? В чем их можно сопоставить с произведением Л.М. Марасиновой?
Подготовьте выразительное чтение стихотворение (1 представитель от группы)
Задание группы 2
Познакомьтесь со стихотворением «Забытые храмы» и подготовьте ответы на следующие вопросы:
Какова идея стихотворения?
При помощи каких художественных средств удается поэту передать эту идею?
В каких еще литературных произведениях звучит мотив разрушения, запустения? В чем их можно сопоставить с произведением Л.М. Марасиновой?
Задание группы 3
Познакомьтесь со стихотворением «Рыбинск» и подготовьте ответы на следующие вопросы:
- Какое значение имеют эпитеты в создании образа Рыбинска?
- Как соотносятся в тексте прошлое и настоящее города?
- В каких еще литературных произведениях нам встречался образ города? В чем их можно сопоставить с произведением Л.М. Марасиновой?
Подготовьте выразительное чтение стихотворение (1 представитель от группы)
Подготовьте выразительное чтение стихотворение (1 представитель от группы)
Приложение 1.4
Лист рефлексии
Больше всего меня удивило __________________ ___________________________________________ Я обязательно постараюсь запомнить _________ ___________________________________________ _ __________________________________________ | Мне пришлось задуматься о ______________ _______________________________________ Мне осталось непонятным __________________ _________________________________________ _________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
Разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века
Занятие литературного кружка "Горизонты"...
Сценарий воспитательного мероприятия "Родному городу с любовью"
Данная методическая разработка является сценарием воспитательного мероприятия «Родному городу с любовью» для детей младшего и среднего возраста. Целью проведения данного мероприятия ...
Внеклассное чтение на тему " Образ родной природы в лирике Александра Стреляева"
Урок - знакомство с поэзией рязанского поэта способствует воспитанию чувства прекрасного, прививает любовь к родной природе, поэзии....
Конспект открытого урока "Образ родного дома в лирике С.А.Есенина"
Конспект открытого урока...
Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века
Технологическая карта к уроку литературы в 6 классе по теме " Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века"Автор: Вишнякова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Г...