«Сведет нас к Рыбинску любовь»: образ родного города в лирике Людмилы Марасиновой
методическая разработка (9 класс)

Зеленкова Екатерина Владимировна

Технологическая карта внеурочного занятия на материале региональной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема занятия «Сведет нас к Рыбинску любовь»: образ родного города в лирике Людмилы Марасиновой

Форма занятия занятие общеметодической направленности

Планируемые результаты

личностные:

  •  готовность к участию в гуманитарной деятельности
  • активное участие в жизни родного края
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека
  • готовность к разнообразной совместной деятельности
  • проявление интереса к изучению истории родного края
  • ценностное отношение к достижениям народа родного края
  • восприимчивость к поэзии как виду искусства
  • осознание важности литературы как средства коммуникации и самовыражения
  • установка на активное решение практических задач

метапредметные:

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам исследования

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления
  • иллюстрировать решаемые учебные задачи  несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать свою точку зрения в устных текстах, проявлять уважительное отношение к собеседнику, публично представлять результаты исследования
  • использовать преимущества групповой работы, принимать цель совместной деятельности, распределять роли, договариваться, планировать совместную деятельность

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

  • ориентироваться в различных подходах принятия решения
  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи и корректировать его с учетом получения новых  знаний об изучаемом литературном объекте
  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; принимать себя и других, не осуждая

предметные:

  • определять тему и главную мысль
  • владеть теоретико-литературными понятиями
  • выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения
  • совершенствование умения читать выразительно
  • развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному
  • совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования

Дидактические средства: тексты произведения, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: проектор, фломастеры, шаблоны листочков для групповой работы.

Этап

Виды работы, формы, методы, приемы, виды и формы контроля

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивирование учебной деятельность

 Беседа

 Приветствует учащихся, настраивает на работу, мотивирует к деятельности. Делит класс на группы.

- Кто может стать Почетным жителем Рыбинска?

Приветствуют учителя, настраиваются на деятельность, под руководством учителя организуют группы.

Формулируют ответы на вопросы

  • Личностные: готовность к участию в гуманитарной деятельности
  • активное участие в жизни родного края

  • Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов

Актуализация знаний

Беседа

Выявляет уровень знаний, определяет

Пробелы в знаниях.

Кого из знаменитых земляков – Почетных жителей города - вы можете назвать?

Демонстрируют уровень знаний

Формулируют ответ на поставленный вопрос

  • Личностные: понимание роли различных социальных институтов в жизни человека
  • готовность к разнообразной совместной деятельности
  • проявление интереса к изучению истории родного края
  • ценностное отношение к достижениям народа родного края

Метапредметные:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;

Целеполагание, постановка проблемы

Просмотр фрагмента фильма 

Активизирует познавательную активность учащихся, создает проблемную ситуацию. Информирует о том, что Людмила Марасинова также является Почетным жителем города Рыбинска.  

Какое значение имел Рыбинск для поэтессы?

Смотрят фрагмент фильма о жизни Людмилы Марасиновой, записывают проблемный вопрос в рабоче листе.

  • Личностные: 
  • установка на активное решение практических задач

Метапредметные:

•        использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании

•        ориентироваться в различных подходах принятия решения

Предметные:

•        выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения

Поиск путей решения проблемы

Работа в группах

Предлагает в группах познакомиться с основными фактами биографии, соотнести предложенный фоторяд с тем или иным этапом биографии поэтессы, сделать соответствующую подпись.

Организует частичный  анализ предложенных стихотворений Марасиновой в соответствии с заранее подготовленными вопросами

Приложения 1.1., 1.2, 1.3

Знакомятся с основными фактами биографии поэтессы, соотносят фоторяд с тем или иным этапом биографии поэтессы, делают соответствующие подписи.

Анализируют предложенное стихотворение в заданном направлении.

  • Личностные: восприимчивость к поэзии как виду искусства
  • осознание важности литературы как средства коммуникации и самовыражения

Метапредметные:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления
  • использовать преимущества групповой работы, принимать цель совместной деятельности, распределять роли, договариваться, планировать совместную деятельность
  • ориентироваться в различных подходах принятия решения
  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи и корректировать его с учетом получения новых  знаний об изучаемом литературном объекте

Предметные:

•        определять тему и главную мысль

•        владеть теоретико-литературными понятиями

•        выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения

•        совершенствование умения читать выразительно

•        развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному

•        совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования

Решение проблемы

Индвидуальные доклады, выразительное чтение, беседа

Организует деятельность по представлению результатов работы группы

Представляют итоги работы группы

  • Личностные: восприимчивость к поэзии как виду искусства
  • осознание важности литературы как средства коммуникации и самовыражения

Метапредметные:

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам исследования
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать свою точку зрения в устных текстах, проявлять уважительное отношение к собеседнику, публично представлять результаты исследования

Предметные: 

        определять тему и главную мысль

•        владеть теоретико-литературными понятиями

•        выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения

•        совершенствование умения читать выразительно

•        развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному

•        совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Работа в группах

Предлагает создать  ассоциативную  карту «Рыбинск для Л.М. Марасиновой – это…»

Создают ассоциативную карту

  • Личностные: 
  •  готовность к участию в гуманитарной деятельности
  • активное участие в жизни родного края

Метапредметные:

•        выявлять и характеризовать существенные признаки объектов

•        выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;

•        самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам исследования

•        иллюстрировать решаемые учебные задачи  несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями

Предметные: совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования

Систематизация знаний

Индивидуальные доклады, беседа

Организует защиту ассоциативных карт учащихся

Защищают ассоциативные карты

  • Личностные: 
  • осознание важности литературы как средства коммуникации и самовыражения
  •  готовность к участию в гуманитарной деятельности
  • активное участие в жизни родного края

Метапредметные:

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам исследования
  • иллюстрировать решаемые учебные задачи  несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; принимать себя и других, не осуждая

Предметные:

•        владеть теоретико-литературными понятиями

•        выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения

Рефлексия учебной деятельности

Индивидуальная работа

Организует рефлексию учащихся

Заполняют лист рефлексии

Личностные:

  • проявление интереса к изучению истории родного края
  • ценностное отношение к достижениям народа родного края

Метапредметные: 

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

Материалы к занятию

Приложение 1.1

Краткая биографическая справка

Родилась Людмила Михайловна Марасинова 10 октября 1936 года в семье военнослужащего. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, семья будущей поэтессы переехала в Уфу, куда, кстати, был эвакуирован и рыбинский моторостроительный завод (ныне НПО «Сатурн»).

После окончания войны семья вернулась в Рыбинск, Людмила Михайловна закончила школу № 2, прчем с золотой медалью. Высшее образование девушка получила в историческом факультете Московского Государственного университета. В 1966 году Людмила Михайловна защитила кандидатскую диссертацию по теме «Новые псковские грамоты XIV—XV веков», в которой открыла новые источники по истории Пскова. Открытие ею до той поры неизвестных псковских грамот стало сенсацией и примером для поисков и изучения новых документов эпохи. Она неоднократно посещала Псков: работала в Псковском музее и ГАПО, выезжала к местам, упомянутым в открытых ею документах, участвовала в археологических раскопках в Пскове в 1967 и 1969.

В 1966 году Людмила Михайловна вернулась в Рыбинск, где начала работать в Рыбинском авиационном институте, преподавая историю КПСС. Здесь она стала серьёзно заниматься историей и культурой родного края и среди коллег и студентов нашла большое число сподвижников. Сохранение, изучение, возрождение, приумножение природно-культурного наследия стало приоритетом её научных интересов. Проекты и программы Марасиновой порой поражали своей глобальностью, но при этом они всегда были привязаны к Рыбинскому краю.

С 1977 по 1984 год Марасинова возглавляла Рыбинское городское отделение ВООПИиК (всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) и приложила много усилий по сохранению и популяризации памятников Рыбинска. По её инициативе был восстановлен Костёл Святейшего Сердца Иисуса в Рыбинске — уникальный памятник архитектуры на Верхней Волге. Именно переживание за сохренение культурного наследия родного края легли в основу самых знаменитых текстов: «Собор», «Забытые храмы», «Рыбинск».

Особо волновал Людмилу Михайловну вопрос образования подрастающих рыбинцев. Именно она стояла у истоков центра дополнительного образования школьников  «Молодые таланты», созданного в 1991 году с целью реализации программы «Выявления, развития и социальной поддержки талантливой молодежи».

Скончалась Людмила Михайловна 23 июня 2001 года. Похоронена на кладбище при церкви Покрова Богородицы близ Рыбинска.

Ныне рыбинская гимназия № 8 носит имя Людмилы Михайловны Марасиновой.

Приложение 1.2

Формат методической разработки не позволяет представить полноценный фоторяд в нужном разрешении. Перечислим те объекты, которые изображены на фото:

  1. Фотоколлаж  1 НПО «Сатурн» и указатель «Уфа»
  2. Фото 2 Лицей № 2 г. Рыбинска
  3. Фото 3 Псковский музей-заповедник
  4. Фото 4 Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева
  5. Фото 5 Костел
  6. Фото 6 Учреждение дополнительного образования «Молодые таланты»
  7. Фото 7 Рыбинская гимназия № 8

Приложение 1.3

Задание группы 1

Познакомьтесь со стихотворением «Собор» и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  • С помощью каких средств создается образ собора в тексте?
  • Каким пафосом проникнуто стихотворение?
  • В каких еще литературных произведениях нам встречался образ собора, церкви? В чем их можно сопоставить с произведением Л.М. Марасиновой?

Подготовьте выразительное чтение стихотворение (1 представитель от группы)

Задание группы 2

Познакомьтесь со стихотворением «Забытые храмы» и подготовьте ответы на следующие вопросы:

Какова идея стихотворения?

При помощи каких художественных средств удается поэту передать эту идею?

В каких еще литературных произведениях звучит мотив разрушения, запустения? В чем их можно сопоставить с произведением Л.М. Марасиновой?

Задание группы 3

Познакомьтесь со стихотворением «Рыбинск» и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  • Какое значение имеют эпитеты в создании образа Рыбинска?
  • Как соотносятся в тексте прошлое и настоящее города?
  • В каких еще литературных произведениях нам встречался образ города? В чем их можно сопоставить с произведением Л.М. Марасиновой?

Подготовьте выразительное чтение стихотворение (1 представитель от группы)

Подготовьте выразительное чтение стихотворение (1 представитель от группы)

Приложение 1.4

Лист рефлексии

Больше всего меня удивило __________________

___________________________________________

Я обязательно постараюсь запомнить _________

___________________________________________

_ __________________________________________

Мне пришлось задуматься о ______________

_______________________________________

Мне осталось непонятным __________________

_________________________________________

_________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сценарий воспитательного мероприятия "Родному городу с любовью"

Данная методическая разработка является сценарием воспитательного мероприятия «Родному городу с любовью» для детей младшего и среднего возраста. Целью проведения данного мероприятия ...

Внеклассное чтение на тему " Образ родной природы в лирике Александра Стреляева"

Урок - знакомство с поэзией рязанского поэта  способствует воспитанию чувства прекрасного, прививает любовь к родной природе, поэзии....

Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века

Технологическая карта к уроку литературы в 6 классе по теме " Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века"Автор: Вишнякова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Г...