Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века
методическая разработка по литературе (6 класс)

Вишнякова Татьяна Анатольевна

Технологическая карта к уроку литературы в 6 классе по теме " Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века"

Автор: Вишнякова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Гимназия №622", Санкт-Петербург

Аннотация:

Умение любить и понимать лирику  даётся далеко не всем, поэзия - своеобразная лакмусовая бумажка, которая проявляет уровень читательской грамотности. Считается, что любящие поэзию люди - настоящие читатели, умеющие ценить Слово. Но каждый педагог знает, как непросто бывает научить детей понимать  поэзию ,анализировать лирический текст. Именно поэтому необходимо искать нестандартные пути решения данной задачи. На своём  уроке "Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века" я  использую  педагогические технологии: кейс-технологию, технологию  проблемного обучения и  технологию диалогового взаимодействия. Стремлюсь в  занимательной форме воспитать любовь к России, сформировать у учащихся личное  представление об образе Родины, родной природы , опираясь на лирику певцов русской природы, Родины  - Николая Рубцова, Сергея Есенина, Александра Блока, Ивана Бунина. С первых минут урока стараюсь создать положительную мотивацию к изучению учебного материала и включить детей в деловой ритм . Однако не забываю создать и лиричное  настроение, для этого предлагаю прослушать музыкальный отрывок( песню "На дальней станции сойду" из кинофильма " По секрету всему свету" -для урока №1 по творчеству И. Бунина и А.Блока или отрывок из д.ф "Звезда полей. Библейский сюжет" для урока №2 по творчеству Есенина  и Н. Рубцова). Дети учатся не только слушать музыкальный отрывок, но и  переводить информацию из образного ряда в вербальный. Обсуждение песни выводит детей на самостоятельное  формулирование темы, цели и задач урока. Неплохая находка - задача разобрать кейсы в парах. По легенде школьники готовили выставку иллюстраций к стихотворениям любимых поэтов. Но в процессе работы из-за  чьей-то оплошности перемешались тексты произведений  четырёх авторов и иллюстраций к ним. По счастливой случайности дети имеют в тетрадях схемы по методике фиш-боун, где указаны основные черты лирики каждого поэта. Справляясь с поставленной проблемой, дети учатся работать в команде, строить устные речевые высказывания, анализировать тексты, изобразительно-выразительные средства, сравнивать отрывки из произведений разных авторов, сопоставляют их, анализируют, подтверждают свои гипотезы аргументами. Работа с кейсами - самый сложный этап урока, так как важно научить детей выслушивать друг друга, понимать позицию одноклассников и корректировать своё мнение при необходимости. Украсят урок романсы "Звезда полей", "В горнице моей светло", " Я умру в Крещенские морозы" , "Клён ты мой опавший", "Отговорила роща золотая"( в исполнении Марины Капуро, Александра Градского или ансамбля под управлением Евгения Матвеева) , а также отрывки из поэзии Рубцова, прочитанные актёрами(предлагаю отрывки из программы Дмитрия Менделеева "Звезда полей  - библейский сюжет"). Чтобы не перегружать урок, прослушивание романсов на стихи Рубцова и Есенина можно вынести на самостоятельную домашнюю работу, дать в качестве задания, предваряющего урок: это будут элементы урока "наоборот" и элементы интернет -технологии.  На каждом этапе урока мы сверяемся с планом, зафиксированном в виде тезисов на доске( предлагаю использовать магниты и заготовки клише), чтобы дети отслеживали свои результаты и анализировали, насколько они близки к поставленной цели. В качестве промежуточного тестирования предлагаю таблицу "Восстанови соответствие", задача детей -соотнести примеры из правого столбика с изобразительно-выразительными средствами , "перемешавшимися" в левом столбце. Суммативное оценивание провожу дифференцированно. Лёгкий уровень - написать синквейн на тему "Родина", сложный - завершить неоконченные предложения или написать небольшое сочинение по клише. Для создания особой атмосферы, располагающей к мыслям о родине и природе, предлагаю в момент выполнения письменной работы включить фоном  видеоряд ( берёзки, пение соловья). 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Разработка урока литературы в 8 классе на тему "Свет родных берёз в лирике поэтов 19 века"

Изучение лирики русских поэтов 19 века позволяет формировать гражданские и нравственные позиции учащихся, воспитывает положительные нравственные качества. Избегая длительных нравоучений, ненавязчиво, ...

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Природа в лирике поэтов Серебряного века

Презентация по литературе...

Материалы к уроку литературы в 5 классе Родная природа в лирике поэтов 19 века

Материал в форме презентации содержит репродукции картин русских художников, которые сопровождаются вопросами, связанными со стихотворениями поэтов 19 века о родной природе....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Картины природы в лирике поэтов 19 века"

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "Картины природы в лирике поэтов 19 века" составлена по всем требованиям ФГОС. Указаны все УУД, выполнена технологическая карта урока....

План-конспект урока по литературе. С. А. Есенин. Родина и природа в лирике поэта

Конспект урока  " Родина и природа в лирике С.А. Есенина" предназначен для учащихся 11 класса....