Внеклассное чтение на тему " Образ родной природы в лирике Александра Стреляева"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок - знакомство с поэзией рязанского поэта способствует воспитанию чувства прекрасного, прививает любовь к родной природе, поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное чтение "Образ родной природы в лирике Александра Стреляева" | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Образ родной природы в лирике Александра Стреляева.
Класс: 5 класс
Цель урока: рассмотреть и обсудить образ природы в поэзии А.И. Стреляева.
Задачи:
- Обучающие:
- развить интерес к творчеству А.И.Стреляева;
- показать соединение поэзии и живописи в стихах А.И.Стреляева;
- учить объединять словесные и картинные образы на примере стихотворений А.И.Стреляева.
2. Развивающие: содействовать развитию устной связной речи, внимания, мышления.
3.Воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного, прививать любовь к родной природе, поэзии.
Тип урока: комбинированный
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.
Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы.
Краткий план урока:
- Орг. момент.
- Переход к восприятию темы урока.
- Объявление темы урока.
- Подготовка к восприятию материала урока.
- Изучение нового материала и его первоначальное закрепление.
- Физкультминутка.
- Итоги урока, рефлексия.
- Домашнее задание.
Оснащение урока: сборники стихотворений А.И.Стреляева «На изгибах русской стороны…», «Родниковый берег…», компьютерная презентация, проектор, ноутбук.
Словарь: лирика, живопись.
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность детей |
I Орг. момент | - Я рада приветствовать еще раз вас, мои дорогие ребята, и наших гостей, которые пришли к нам сегодня на урок внеклассного чтения. Присаживайтесь, пожалуйста | Дети стоят возле парт, приветствуя учителя и гостей |
II Переход к восприятию темы урока | - Сегодня наш урок посвящен поэзии. Наш поэтический разговор сегодня мы начнем со строк из стихотворения, которые прочитает Антон. Пожалуйста, Антон. - Спасибо, Антон! Скажите, пожалуйста, ребята, кто автор стихотворных строк, которые прочитал Антон. - Автор этих замечательных строк наш земляк Александр Иванович Стреляев. - Какой образ возникает, когда мы читаем или слышим строки из предложенного стихотворения? - Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, какое изображение родной природы подходит к прочитанному стихотворению? Аргументируйте свой выбор. - К какому жанру относится стихотворение «У зимы иссякли силы » А.И.Стреляева? - Вспомните, что такое лирическое стихотворение или лирика. - Ребята, на мой взгляд, Александр Иванович Стреляев - замечательный поэт, тонко чувствующий дыхание родной природы. Именно в лирике выражено все, что составляет душу стреляевского творчества. Прослушайте внимательно строки из другого стихотворения. Октябрь, как король листопада, Бредёт в золотистом дожде. Пока ещё полон наряда Весь парк, отражённый в воде. Но вьюги уже недалече, И скоро конец октябрю. Как встарь новгородское вече, Волнуется парк на зарю. И тополь, и липы, и клёны Последние речи несут. К снегам приготовились склоны, Ко льду приготовился пруд. Луна жёлто-рыжей волчицей Кружит и кружит по ночам, Суровое время стучится Трезубцем серебряным к нам…
- Ребята, какое главное отличие в словесных образах двух стихотворений? - Ребята, вы услышали два стихотворения Александра Ивановича Стреляева. Подумайте и скажите, какая тема объединяет эти 2 стихотворения? | Дети садятся за парты Антон читает отрывок из стихотворения А.Стреляева « У зимы иссякли силы» (дети следят глазами за строками на слайде) - Когда мы слышим эти строки, возникает образ ранней весны, березы. - Этот образ подходит к стихотворению, т.к. на слайде изображена ранняя весна, как в стихотворении. - Стихотворение «У зимы иссякли силы » А.Стреляева относится к жанру лирического стихотворения. - Лирика – это поэзия, с помощью которой можно передавать состояние души человека, его чувств и настроения. Дети внимательно слушают и смотрят на изображение природы на представленном слайде. - Я думаю, что главное отличие этих стихотворений в том, что в них описаны разные времена года: весна и осень, а также разные породы деревьев. -Я считаю, что эти два стихотворения объединяет тема природы. |
III Объявление темы урока | - Вы сейчас назвали не только основную тему стреляевского творчества, но и, частично, тему нашего урока. Посмотрите, два слова в названии темы урока скрыты. Эти скрытые слова, вы самостоятельно мне скажете чуть позже. «Образ родной природы в лирике…» На самом деле, почти ни одно стреляевское стихотворение не обходится без картин природы. Тема родной природы – душа стреляевских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование. | Дети читают название темы урока на слайде |
IV Подготовка к восприятию материала урока | - Для того, чтобы говорить о теме природы в лирике Стреляева, попробуем понять, откуда взяла корни любовь автора к родной природе и как было начато становление поэта. Сейчас мы посмотрим презентацию об Александре Стреляеве. С помощью этой презентации попробуем ответить на вопрос: с чего началась тема природы в стихах поэта, с какой еще темой она тесно переплетается? Просмотр презентации - Мы посмотрели с вами презентацию о А. Стреляеве. Кто обратил внимание, как она называется? - Как можно кратко выразить словами, о чем эта презентация? (использовать наводящие вопросы) | -Презентация называется «Поэт Рязанщины – Александр Иванович Стреляев» - Эта презентация о поэте, о его любви к родной земле, к родителям, сестре, друзьям. |
V Изучение нового материала и его первоначальное закрепление | - А теперь давайте попробуем ответить на вопрос, который я вам задала перед просмотром презентации: «С чего началась тема природы в стихах поэта?» Подсказка 1 Сентябрь Вот и сентябрь! – В последний день его Сподобил Бог на свет мне появиться, Когда листва уже вовсю кружится, А поле ждёт покрова из снегов. Когда уже и разум, и душа Смирились с окончаньем песни лета, Когда им август звёздами ковша, Черпал всю свежесть ночи до рассвета. Я половину осени люблю, Когда ещё дыханье вьюг не слышно, Когда рябина как пожар над крышей, - Пожар, который я благословлю! В нём ничего святого не сгорит, А мысли даже будто просветлеют. Поэты время осени лелеют, и И осень к ним всегда благоволит. Подсказка 2 Любил я с дедом есть окрошку, Смотреть, как старческой рукой Крестила бабушка окошко Во время тучи грозовой. Как у царицы у небесной На каждый день просила сил. Я ей открытку с ходом крестным Всегда показывать любил. Как лепестки перебираю Воспоминанья детских лет, Как будто прикасаюсь к раю Которого прекрасней нет. И млею в сладостной печали, Спускаясь по ступенькам дня, И вижу в окна те же дали, Что видел с бабушкой своей… Подсказка 3 На телеге в золоте соломы Я лежу под небом голубым. Здесь мои края, мои хоромы, Здесь я был когда-то молодым. Здесь меня крестили в белом храме. Здесь меня и будут отпевать… Кружат галки с криком над крестами, На душе тепло и благодать. И сады в осенних красках стынут, Лошадь сено свежее жуёт. Здесь меня упавшего, поднимут, Песня прямо к дому приведёт. От стрельцов мой род наполовину, Русский дух во мне неистребим! Обниму я красную рябину, Когда стану полностью седым. Обниму, во всех грехах покаюсь, Навсегда из города сбежав. Преклоняюсь, свято преклоняюсь Перед краем в белых кружевах! - А еще, ребята, удивительные стихи о родной природе начинаются с умения замечать окружающую красоту, с умения ее необыкновенно точно описать. - Мы ответили с вами на вопрос, с чего начиналась тема природы в творчестве Александра Стреляева. Эти факторы перед вами на слайде. Еще раз внимательно пробегите их глазами и скажите, с какой темой тесно переплетается тема родной природы в стихах Стреляева? - Совершенно верно. Когда мы говорим о Родине, перед глазами сразу же рисуются картины природы или образы природы. Как доказательство нашей мысли о связи темы природы и родины найдите в распечатках на ваших партах строки, подтверждающие это. - Что вам нужно сделать? - Это стихотворение вам знакомо, мы его разбирали с вами. | - Тема природы в поэзии Стреляева начинается с рождения поэта, его близости к родной земле. - Любви к близким. - Я считаю, что тема родной природы тесно связана с темой любви к Родине. Дети вслух читают представленные на слайде факторы - Я считаю, что тема родной природы тесно связана с темой любви к Родине. - Нам нужно найти в распечатках стихотворение, подтверждающее о связи Родины и родной природы у Стреляева. Дети находят нужное стихотворение и читают вслух. На телеге в золоте соломы Я лежу под небом голубым. Здесь мои края, мои хоромы. Здесь я был когда-то молодым. |
VI. Физкультминутка VII. Итог урока, рефлексия. | - Какие слова особо подчеркивают любовь поэта к Родине? - То, что мы прочитали, это образ природы словесный. Какие образы возникают перед глазами, читая эти строки? Посмотрите на экран, вы видите картины природы, или, картинные образы природы. Давайте попробуем образ словесный и образ картинный (разбор стихотворений и подбор картинных сюжетов к строкам из стихотворений) - А теперь давайте воссоздадим картину образов: словесных и картинных. -Итак, какую связь мы сейчас показали? - С помощью каких образов мы это сделали? - Ребята! Давайте уточним образы словесные – это слова, в данном случае это стихи, т.е. поэзия, а образы картинные это картины или живопись (искусство). В поэзии Александра Стреляева слились воедино в 2 стихии- лиризм и живопись. И выразил он это слияние в образе русской природы, родной природы. Ведь природа - это источник, который питает и поэзию, и лирические (душевные) чувства поэта. -Итак, какая основная тема лирики Александра Стреляева? - Какие слова мы добавим в определении нашей темы урока? - Ребята, а сейчас я вас разделю на 3 группы. Каждая группа получит своё задание. 1 группе надо будет соединить образное слово и изображение природы, которое вам предложено в распечатках. Вы читает каждую строфу и думаете, какое изображение природы, подходит по смыслу. Каждое изображение пронумеруйте по порядку. - 2 группа. « Продолжите фразу» « Кланяюсь в волненье… (мирозданью, созданье). На душе восторг – через …(поля, болота, края)! Двести вёрст южнее, под … (Москвою, Сибирью, Рязанью) Дремлет тихо родина….(его, твоя, моя). - 3 группа. Перед вами распечатки стихотворений Александра Стреляева, вам надо выбрать и выразительно прочитать стихотворение о родной природе. - Итак, наш разговор на тему поэзии подходит к концу. Давайте с помощью логической цепочки вспомним, о чем мы говорили (на доске: ПОЭЗИЯ – ЛИРИКА А.СТРЕЛЯЕВА – ОБРАЗ РОДНОЙ ПРИРОДЫ – ТЕМЫ ЛЮБВИ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ – СЛИЯНИЕ ЛИРИКИ И ЖИВОПИСИ. -Давайте с помощью предложений, которые находятся у вас в распечатках, попробуем составить краткое связное высказывание о нашем сегодняшнем разговоре. | - Обниму, во всех грехах покаюсь, Навсегда из города сбежав. Преклоняюсь, свято преклоняя юсь Перед краем в белых кружевах! Чтение стихотворения детьми и одновременный показ слайдов с картинами природы. -Мы показали связь темы природы и темы любви к родине. -Мы это сделали с помощью образов картинных и словесных. - Основная тема лирики Александра Стреляева – тема родной природы. - «Образ родной природы в лирике Александра Стреляева» Дети выполняют задание. Дети при желании меняют местами картинки с помощью цифр. Дети продолжают фразы из стихотворения. Затем читают их вслух. Желающие читают стихотворение. |
VIII. Домашнее задание | Если ученик хочет получить - «3 - 4», то готовит выразительное чтение стихотворения «У зимы иссякли силы»; - « 4 - 5» , то готовит чтение стихотворения наизусть; - «5», то сочиняет свое стихотворение о природе. Спасибо за работу. Вы молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку литературы в 5 классе Родная природа в лирике поэтов 19 века
Материал в форме презентации содержит репродукции картин русских художников, которые сопровождаются вопросами, связанными со стихотворениями поэтов 19 века о родной природе....
Разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века
Занятие литературного кружка "Горизонты"...
«Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В.Я. Коровиной в рамках ФГОС
Конспект урока по литературе...
"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.
Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева....
Родная природа в лирике русских поэтов XIX века
План урока...
Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века
Технологическая карта к уроку литературы в 6 классе по теме " Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века"Автор: Вишнякова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Г...
- Мне нравится (1)