Внеклассное чтение на тему " Образ родной природы в лирике Александра Стреляева"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Пертая Тамара Анатольевна

Урок - знакомство с поэзией рязанского поэта  способствует воспитанию чувства прекрасного, прививает любовь к родной природе, поэзии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Образ родной природы в  лирике Александра Стреляева.

Класс: 5 класс

Цель урока:  рассмотреть и обсудить  образ природы в поэзии А.И. Стреляева.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • развить интерес к творчеству А.И.Стреляева;
  • показать соединение поэзии и живописи  в стихах  А.И.Стреляева;
  • учить объединять словесные и картинные образы на примере стихотворений А.И.Стреляева.

2. Развивающие: содействовать развитию устной связной речи, внимания, мышления.

3.Воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного, прививать любовь к родной природе, поэзии.

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной  презентации.

Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы.

Краткий план урока:

  1. Орг. момент.
  2. Переход к восприятию темы урока.
  3. Объявление темы урока.
  4. Подготовка к восприятию материала урока.
  5. Изучение нового материала и его первоначальное закрепление.
  6. Физкультминутка.
  7. Итоги урока, рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Оснащение урока: сборники стихотворений А.И.Стреляева «На изгибах русской стороны…», «Родниковый берег…»,  компьютерная презентация, проектор, ноутбук.

Словарь: лирика, живопись.

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность детей

I Орг. момент

- Я рада приветствовать еще раз вас, мои дорогие ребята, и наших гостей, которые пришли к нам сегодня на урок внеклассного чтения. Присаживайтесь, пожалуйста

Дети стоят возле парт, приветствуя учителя и гостей

II Переход к восприятию темы урока

 - Сегодня наш урок посвящен поэзии.

Наш поэтический разговор сегодня мы начнем со строк из стихотворения, которые прочитает Антон. Пожалуйста, Антон.

- Спасибо, Антон! Скажите, пожалуйста, ребята, кто автор стихотворных строк, которые прочитал Антон.

  -  Автор этих замечательных строк наш земляк Александр Иванович Стреляев.

 - Какой образ возникает, когда мы читаем или слышим строки из предложенного стихотворения?

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите,  какое изображение родной природы подходит к прочитанному стихотворению? Аргументируйте свой выбор.

- К какому жанру относится стихотворение «У зимы иссякли силы » А.И.Стреляева?

 - Вспомните, что такое лирическое стихотворение или лирика.

 - Ребята, на мой взгляд, Александр Иванович Стреляев - замечательный поэт, тонко чувствующий дыхание родной природы. Именно в лирике выражено все, что составляет душу стреляевского творчества.

Прослушайте внимательно строки из другого стихотворения.

Октябрь, как король листопада,

Бредёт в золотистом дожде.

Пока ещё полон наряда

Весь парк, отражённый в воде.

Но вьюги уже недалече,

И скоро конец октябрю.

Как встарь новгородское вече,

Волнуется парк на зарю.

И тополь, и липы, и клёны

Последние речи несут.

К снегам приготовились склоны,

Ко льду приготовился пруд.

Луна жёлто-рыжей волчицей

 Кружит и кружит по ночам,

 Суровое время стучится

 Трезубцем серебряным к нам…

                                                   

- Ребята, какое главное отличие   в словесных образах двух стихотворений?

- Ребята, вы услышали два стихотворения Александра Ивановича Стреляева. Подумайте и скажите, какая тема объединяет эти 2 стихотворения?

Дети садятся за парты

Антон читает отрывок из стихотворения А.Стреляева « У зимы иссякли силы»

(дети следят глазами за строками на слайде)

 - Когда мы слышим эти строки, возникает образ ранней весны, березы.

 - Этот образ подходит к стихотворению, т.к. на слайде изображена ранняя весна, как в стихотворении.

 - Стихотворение «У зимы иссякли силы » А.Стреляева относится к жанру лирического стихотворения.

 - Лирика – это поэзия, с помощью которой можно передавать состояние души человека, его чувств и настроения.

Дети внимательно слушают и смотрят на изображение природы на представленном слайде.

- Я думаю, что главное отличие этих стихотворений в том, что в них  описаны разные  времена года:  весна и осень,  а также разные породы деревьев.

-Я считаю, что эти два стихотворения объединяет тема природы.

III Объявление темы урока

- Вы сейчас назвали не только основную тему  стреляевского творчества, но и, частично, тему нашего урока.

Посмотрите, два  слова в названии темы урока скрыты. Эти скрытые слова, вы самостоятельно мне скажете чуть позже.

 «Образ родной  природы в лирике…» На самом деле, почти ни одно стреляевское  стихотворение не обходится без картин природы. Тема родной природы – душа стреляевских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование.

Дети читают название темы урока на слайде

IV Подготовка к восприятию материала урока

  - Для того,  чтобы говорить о теме природы в лирике Стреляева, попробуем понять, откуда взяла корни любовь автора  к родной природе и как было начато становление поэта.

 Сейчас мы посмотрим презентацию  об Александре Стреляеве.  

С помощью этой презентации попробуем ответить на вопрос: с чего началась тема природы в стихах поэта, с какой еще темой она тесно переплетается?

Просмотр презентации

- Мы посмотрели с вами презентацию о А. Стреляеве. Кто обратил внимание, как она  называется?

- Как можно кратко выразить словами, о чем эта презентация? (использовать наводящие вопросы)

-Презентация  называется «Поэт Рязанщины – Александр Иванович  Стреляев»

- Эта презентация о поэте, о его любви к родной земле, к родителям, сестре, друзьям.

V Изучение нового материала и его первоначальное закрепление

- А теперь давайте попробуем ответить на вопрос, который я вам задала перед просмотром презентации: «С чего началась тема природы в стихах поэта?»

Подсказка 1

                                 Сентябрь

Вот и сентябрь! – В последний день его

Сподобил Бог на свет мне появиться,

Когда листва уже вовсю кружится,

А поле ждёт покрова из снегов.

Когда уже и разум, и душа

Смирились с окончаньем песни лета,

Когда им август звёздами ковша,

Черпал всю свежесть ночи до рассвета.

Я половину осени люблю,

Когда ещё дыханье вьюг не слышно,

Когда рябина как пожар над крышей,

  - Пожар, который я благословлю!

 В нём ничего святого не сгорит,

А мысли даже будто просветлеют.

Поэты время осени лелеют, и

И осень к ним всегда благоволит.

Подсказка 2

Любил я с дедом есть окрошку,

Смотреть, как старческой рукой

Крестила бабушка окошко

Во время тучи грозовой.

Как у царицы у небесной

На каждый день просила сил.

Я ей открытку с ходом крестным

Всегда показывать любил.

Как лепестки перебираю

Воспоминанья детских лет,

Как будто прикасаюсь к раю

Которого прекрасней нет.

И млею в сладостной печали,

Спускаясь по ступенькам дня,

И вижу в окна те же дали,

Что видел с бабушкой своей…

Подсказка 3

На телеге в золоте  соломы

Я лежу под небом голубым.

Здесь мои края, мои хоромы,

Здесь я был когда-то молодым.

Здесь меня крестили в белом храме.

Здесь меня и будут отпевать…

Кружат галки с криком над крестами,

На душе тепло и благодать.

И сады в осенних красках стынут,

Лошадь сено свежее жуёт.

Здесь меня упавшего,  поднимут,

Песня прямо к дому приведёт.

От стрельцов мой род наполовину,

Русский дух во мне неистребим!

Обниму я красную рябину,

Когда стану полностью седым.

Обниму, во всех грехах покаюсь,

Навсегда из города сбежав.

Преклоняюсь, свято преклоняюсь

Перед краем в белых кружевах!

- А еще, ребята, удивительные стихи о родной природе начинаются с умения замечать окружающую красоту, с умения ее необыкновенно точно описать.

- Мы ответили с вами на вопрос, с чего начиналась тема природы в творчестве Александра Стреляева. Эти факторы перед вами на слайде. Еще раз внимательно пробегите их глазами и скажите, с какой темой тесно переплетается тема родной природы в стихах Стреляева?

- Совершенно верно. Когда мы говорим о Родине, перед глазами сразу же рисуются картины природы или образы природы. Как доказательство нашей мысли о связи темы природы и родины найдите  в распечатках на ваших партах строки, подтверждающие это.

- Что вам нужно сделать?

 - Это стихотворение вам знакомо, мы его разбирали с вами.

- Тема природы в поэзии Стреляева начинается с рождения поэта, его близости к родной земле.

- Любви к близким.

- Я считаю, что тема родной природы тесно связана с темой любви к Родине.

Дети вслух читают представленные на слайде факторы

- Я считаю, что тема родной природы тесно связана с темой любви к Родине.

- Нам нужно найти в распечатках стихотворение, подтверждающее о связи Родины и родной природы у Стреляева.

Дети находят нужное стихотворение  и читают вслух.

На телеге в золоте соломы

Я лежу под небом голубым.

Здесь мои края, мои хоромы.

Здесь я был когда-то молодым.

VI.

Физкультминутка

VII. Итог урока,

рефлексия.

- Какие слова особо подчеркивают любовь поэта к Родине?

- То, что мы прочитали, это образ природы словесный. Какие образы возникают перед глазами, читая эти строки? Посмотрите на экран, вы видите картины природы, или, картинные образы природы. Давайте попробуем образ словесный и образ картинный (разбор стихотворений и подбор картинных сюжетов к строкам из стихотворений)

- А теперь давайте воссоздадим картину образов: словесных и картинных.

-Итак, какую связь мы сейчас показали?

- С помощью  каких образов мы это сделали?

- Ребята! Давайте уточним образы словесные – это слова, в данном случае это стихи, т.е. поэзия, а образы картинные это картины или живопись (искусство).

В поэзии Александра Стреляева слились воедино в 2 стихии- лиризм и живопись. И выразил он это слияние в образе русской природы, родной природы. Ведь природа -  это источник, который питает и поэзию, и лирические (душевные) чувства поэта.

-Итак, какая основная тема лирики Александра Стреляева?

- Какие слова  мы добавим в определении  нашей темы урока?

- Ребята, а сейчас я вас разделю на 3 группы. Каждая группа получит своё задание.

1 группе надо  будет соединить образное слово и изображение природы, которое вам предложено в распечатках. Вы читает каждую строфу и думаете, какое изображение природы, подходит по смыслу. Каждое изображение пронумеруйте по порядку.

 - 2 группа. « Продолжите фразу»

« Кланяюсь в волненье… (мирозданью, созданье).

На душе восторг – через …(поля, болота, края)!

Двести вёрст южнее, под … (Москвою, Сибирью, Рязанью)

Дремлет тихо родина….(его, твоя, моя).

 - 3 группа. Перед вами распечатки стихотворений Александра Стреляева, вам надо выбрать и выразительно прочитать стихотворение о родной природе.

- Итак, наш разговор на тему поэзии подходит к концу. Давайте с помощью логической цепочки вспомним, о чем мы говорили  (на доске: ПОЭЗИЯ – ЛИРИКА А.СТРЕЛЯЕВА – ОБРАЗ РОДНОЙ ПРИРОДЫ – ТЕМЫ ЛЮБВИ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ – СЛИЯНИЕ ЛИРИКИ И ЖИВОПИСИ.

-Давайте с помощью предложений, которые находятся у вас в распечатках, попробуем составить краткое связное высказывание о нашем сегодняшнем разговоре.

- Обниму, во всех грехах покаюсь,

Навсегда из города сбежав.

Преклоняюсь, свято преклоняя

юсь

Перед краем в белых кружевах!

Чтение стихотворения детьми и одновременный показ слайдов с картинами природы.  

-Мы показали связь темы природы и темы любви к родине.

-Мы это сделали с помощью образов картинных и словесных.

 - Основная тема лирики Александра Стреляева – тема родной природы.

 - «Образ родной природы в  лирике Александра Стреляева»

Дети выполняют задание.

Дети при желании меняют местами картинки с помощью цифр.

Дети продолжают фразы из стихотворения. Затем читают их вслух.

Желающие читают стихотворение.

VIII. Домашнее задание

 Если ученик хочет получить -  «3 - 4», то готовит выразительное чтение стихотворения «У зимы иссякли силы»;

 - « 4 - 5» , то готовит чтение стихотворения наизусть;

 - «5», то сочиняет свое стихотворение о природе.

 Спасибо за работу. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку литературы в 5 классе Родная природа в лирике поэтов 19 века

Материал в форме презентации содержит репродукции картин русских художников, которые сопровождаются вопросами, связанными со стихотворениями поэтов 19 века о родной природе....

"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.

Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений  И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева....

Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века

Технологическая карта к уроку литературы в 6 классе по теме " Образ Родины, родной природы в лирике поэтов XX века"Автор: Вишнякова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Г...