Методическая разработка для 5 класса на тему «КАЛМЫЦКИЕ ПОЭТЫ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ»
методическая разработка (5 класс)
Нет ни одного калмыцкого поэта, кого бы оставил равнодушным бесценный дар природы - тюльпан. На территории Европы в диком виде ( т.е в степи) тюльпаны в таком количестве произрастают только в Калмыкии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_kalmytskie_poety_o_prirode_5_klass.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
ТЕМА «КАЛМЫЦКИЕ ПОЭТЫ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ»
ЦЕЛИ:
1)познакомить учащихся с пейзажной лирикой калмыцких поэтов, помочь уяснить ее особенности;
2)развивать поэтическое восприятие, творческие способности детей;
3) воспитывать любовь к родному краю, интерес к поэзии Калмыкии
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя
На предыдущем уроке мы познакомились со стихами русских поэтов о родной природе. Наша Россия предстает в этих стихах во всей красоте и многообразии. Мы отмечали неразрывную связь мира природы с чувствами и переживаниями человека, восторгались бесчисленностью красок, звуков и запахов, царящих вокруг.
Сегодня на уроке мы познакомимся с пейзажной лирикой калмыцких поэтов. Конечно же, стихи о природе связаны, прежде всего, со степью. Ее бескрайние просторы с детских лет вошли в сердце каждого, живущего здесь.
Послушайте стихотворение А. Балакаева
2. Чтение стихотворения
Степь родная, пеленала ты меня,
И любила, и ласкала ты меня.
Ты мне кланялась узорчатой травой
Ты и в горе, ты и в радости со мной.
Зултурган цветет, и ландыш, и типчак
Ароматом не надышишься никак.
Степь раскинулась ковром передо мной
Травы клонятся со скрипом под ногой.
А в степи необозримой воздух чист!
Я вдыхаю - он прозрачен и душист
И друзей я тут встречаю и родных,
Я сердечно пожимаю руки их.
3.Анализ стихотворения
- Перескажите «прозой» это стихотворение.
- Какую картину вы представляете, читая (слушая) стихотворение?
- Из каких цветов состоит степной ковер?
- Знакомы ли вам названия трав:
зултурган
типчак
(биологическая справка)
- Каким настроением проникнуто это стихотворение? Докажите.
- Какими еще травами богата наша степь? (полынь)
4. Послушайте стихотворение Д.Н. Кугультинова « Полынь»
Имя Д. Кугультинова известно не только у нас в Калмыкии, но и во всем мире. Он автор многочисленных стихов, поэм, сказаний. За свое творчество он удостоен многих наград как Калмыкии, так и России.
Когда апрель рассыпал горсти
Лучей – сверкающих монет
Я собирал в степи букет…
Цветы, как праздничные гости,
Меня пленили пестротой -
Пунцовы, золотисты, сини…
И я не замечал полыни
Такой привычной и простой
Жарою сделалась теплынь
И перешли в другие страны
Ромашки, лютики, тюльпаны,
Осталась горькая полынь.
Не помышляя о разлуке,
Она выносит знойный ад,
Струит целебный аромат
Со степью, с нами делит муки.
И машет мне рукой своей
Как будто вовсе не в обиде,
Что , обольстясь красой гостей,
Я проходил, ее не видя.
5. Беседа по содержанию
- Почему именно полынь – самое распространенное растение в степи?
- Какой художественный прием использует Д.Кугультинов, рассказывая о ней? ( олицетворение )
- Найдите примеры (не помышляет о разлуке, выносит ад, делит муки, машет рукой ).
Мы убеждаемся в том, что и в стихах калмыцких поэтов мир природы неотделим от чувств и переживаний человека
6. Тюльпан – символ калмыцкой степи
Описывая красоту степи, поэты не могли не написать о символе нашей степи – тюльпане.
(этимологическая справка: тюльпан – ( с тюркского – тюрбан – головной убор, напоминающий цветок)
Нет ни одного калмыцкого поэта, кого бы оставил равнодушным этот бесценный дар природы. На территории Европы в диком виде ( т.е в степи) тюльпаны в таком количестве произрастают только в Калмыкии.
Но сейчас над ними нависла угроза уничтожения, и они занесены в Красную книгу. Нам повезло родиться в этом краю, весной мы можем любоваться ими.
- Подбор эпитетов к слову тюльпан
7. Конкурс стихов о тюльпане (выразительное чтение стихов)
(предварительное задание)
8. Творческая работа
- Попробуйте и вы написать свое стихотворение – гимн тюльпану
9. Редактирование вариантов.
10. Обобщение. Подведение итогов
-В чем особенность лирики калмыцких поэтов?
- О чем бы вы хотели написать в своих стихах?
Домашнее задание:
написать стихотворение или
нарисовать рисунок о родном крае
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (6 класс) по теме:"Умножение и деление обыкновенных дробей"
Урок-путешествие к "Острову Обыкновенных дробей".Обобщающий урок по данной теме.Отрабатываются умения и навыки применения правил умножения и деления обыкновенных дробей. Урок проводится в форме дидакт...
Методические разработки 5 класс
Представленные методические разработки можно использовать на уроках природоведения (программа Пакуловой, Ивановой)...
Методические разработки 8 класс
Представленные методические разработки можно использовать на уроках географии...
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»...
Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»
Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе я расскажу: как сделать ...
Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».
Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...