ОБИТЕЛЬ ПРИБИТЮЖЬЯ ТРОИЦКИЙ БИТЮЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
творческая работа учащихся (9 класс)
Исследовательский проект .
Недалеко от села Тишанка находится монастырь, у которого есть своя древняя и очень увлекательная история. Речь идет о Троицком Битюцком монастыре. История Троицкого Битюцкого мужского монастыря окутана легендами и преданиями. В 1875 г. неизвестный летописец опубликовал дошедшее до того времени предание столетней давности о возникновении Битюцкого монастыря. А когда в школе провела опрос, выяснилось, что многие учащиеся школы не знают, какие исторические события коснулись монастыря, не могут рассказать о его основателе.(Приложение1) Поэтому решила провести своё исследование, собрать и изучить все материалы, которые связаны с ним.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения более детально истории возникновения Троицкого Битюцкого мужского монастыря, так как он является неотъемлемой частью истории родного края, тем более, что мы прихожане Троицкой церкви.
Объект исследования: Троицкий Битюцкий мужской монастырь
Предмет исследования – обработка исторических, краеведческих и архивных документов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_voronezhskiy_pravoslavnyy_202211.docx | 677.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Двадцать первый областной краеведческий конкурс
среди школьников и студентов
«Край Воронежский Православный»
Цаценко Анна Сергеевна
Воронежская область, Таловский район, Село Александровка
Тел. 89518613532
e-mail: annatsatsenko2007@gmail.ru
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Александровская средняя общеобразовательная школа
Таловского района Воронежской области,
тел. 84735234133
Третья номинация - школьники 9-11 класса (14-17 лет)
9 класс, 15 лет.
ОБИТЕЛЬ ПРИБИТЮЖЬЯ ТРОИЦКИЙ БИТЮЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Начало исследования: 1 ноября 2022г.
Окончание исследования: 28 декабря 2022г.
Педагог – руководитель краеведческой работы: Кострыкина Галина Алексеевна, учитель начальных классов ОПК, ОДНКНР, Тел.89518614219,
e – mail: kostrykina_galina@mail.ru
01.11.2022г.
Содержание
I. | Введение | 3 - 4 |
II. | Монастыри – обитель святости | 5 - 13 |
1. | История возникновения Битюцкого мужского монастыря | 5 - 7 |
2. | Троицкий Битюцкий монастырь – непростая судьба | 8 - 9 |
2.1. Церкви на территории монастыря | 8 - 9 | |
2.2. Рассвет жизни Битюцкого монастыря | 9 - 10 | |
2.3. Упадок монастыря | 10 - 11 | |
2.4. Трагические события в монастыре | 12 | |
2.5. Битюцкий монастырь – конец существования | 13 | |
3. | Почему важно сохранять историческую память. | 14 - 15 |
III. | Заключение | 16 |
IV. | Список используемой литературы | 17 - 19 |
Приложение | 20 |
- Введение
Изучение истории края, в котором мы живем, так же важно, как и изучение истории родной страны. История монастырей и монашества в России тесно переплетаются с историей нашего Отечества. Нам необходимо знать жизненный путь своих отцов и дедов, знать историю. Знание истории невозможно без любви к родному краю, к своей малой Родине. Мы должны знать свои корни, традиции, помнить жизнь и быт предков. И конечно, хранить память об этом: от деда к отцу, от отца к сыну. Но очень часто, как я в этом убедилась, прошлое забывается. И никогда не поздно начать восстанавливать утраченное, забытое.
Недалеко от села Тишанка находится монастырь, у которого есть своя древняя и очень увлекательная история. Речь идет о Троицком Битюцком монастыре. История Троицкого Битюцкого мужского монастыря окутана легендами и преданиями. В 1875 г. неизвестный летописец опубликовал дошедшее до того времени предание столетней давности о возникновении Битюцкого монастыря. А когда в школе провела опрос, выяснилось, что многие учащиеся школы не знают, какие исторические события коснулись монастыря, не могут рассказать о его основателе.(Приложение1) Поэтому решила провести своё исследование, собрать и изучить все материалы, которые связаны с ним.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения более детально истории возникновения Троицкого Битюцкого мужского монастыря, так как он является неотъемлемой частью истории родного края, тем более, что мы прихожане Троицкой церкви.
Объект исследования: Троицкий Битюцкий мужской монастырь
Предмет исследования – обработка исторических, краеведческих и архивных документов.
Цель исследования: изучить историю монастыря, который является одним из древних исторических памятников на территории Таловского района, разработать экскурсию для учеников школы к поклонному кресту и источнику на месте монастыря.
Задачи исследования:
1. Определить время основания Троицкого Битюцкого мужского монастыря.
2. Изучить историю основателя монастыря.
3. Проанализировать исторические события, связанные с монастырем.
4. Обобщить и систематизировать изученный материал.
5. Подобрать фотографии с видами монастыря прошлого и настоящего.
6. Оформить собранный и изученный материал в виде экскурсии.
- Монастыри – обитель святости.
- История возникновения Битюцкого мужского монастыря.
С давних времён в клировых ведомостях Троицкой церкви, одной из церквей бывшего Битюцкого монастыря, существовала запись: «построена в 1706 году тщанием Никиты Трудника, при коей был Троицкий Битюцкий монастырь»(1).
Летописец не указывает дату основания монастыря, высказывая предположение, что «о всех актах основания разрушения и упразднения монастыря сохранились исторические памятники в официальной переписке по этому поводу, и может быть и теперь сохраняются где-либо в Архиве Консистории. Но этим несомненным источником воспользоваться трудно».(2)
С конца 18 в. в краеведческих работах приводятся даты основания монастыря: около 1693 года, без указания на источники. Эта дата вызывает сомнение, так как земли по Битюгу были приписаны к Воронежской епархии в 1697 г.
В период своего возникновения Воронежская епархия территориально была небольшой. Патриарх Адриан значительно расширил границы её влияния, присоединив к ней появляющиеся и образовывающиеся поселения. «Епископу Воронежскому 1696 года позволено ведать в своей епархии поселения по рекам Осередь, Битюку и Икорцу с верховья и до устья».(3)
В 1847 г. появляется еще одна дата основания монастыря – около 1700 г.. Несомненно, что монастырь возник в царствование императора Петра I во время строительства им на реке Воронеж русского флота и при первом Воронежском епископе, будущем святителе Митрофане.
Во вновь образованной епархии Митрофан не был доволен положением некоторых монастырей. Ему, как пастырю высокой духовной жизни, хотелось бы видеть высоконравственные молитвенные, выполняющие свои обязанности монастыри. Но они не всегда соответствовали этому назначению. Большинство из них вели жизнь скудную, но своенравную.
У царя Петра I было своё мнение о монастырях. Он считал, что они «поядают чужие труды» (8). Начатое им дело по созданию флота требовало материального обеспечения, работников, больших средств. Недовольный тем, что государство не получает от монастырей никакой выгоды, он лишает их «хлебного и денежного государева жалования, определенного им ранее» (9). Считая, что монашество должно нести службу государству, Петр I привлекал монастыри к отправлению повинностей, связанных с кораблестроением. Монастыри, стоявшие поблизости от дорог, ведущих к месту строительства, должны были выделять «подводы для служилых людей» (10).
«В 1699 году епископом Митрофанием дана была благословенная грамота на построение монастыря во имя Живоначальной Троицы чёрными старцами Иоанном с братией на земле при р. Битюге, уступленной под монастырь Землянцами Петром и Сергеем Платоновыми с товарищи» (14). Землянцами называли служивых людей, бежавших семьями с Украины от польского гнёта и поселённых в строящемся городе Землянске. Для охраны границ «по указу 1696 года браны были переведенцы и из других Украинских городков Русские люди и Черкасы» (15). Прибывающих переселенцев из разных мест Украины называли малороссами или, чаще, черкасами, в основном это были служилые люди, выполняющие охранные функции. На Битюге они появились не ранее 1697 г., ища себе место оседлости.
Выделение земли под монастырь было не без ведома Петра I. Возможно, что в этом случае совпали интересы епископа Митрофана и царя Петра I, епископа – в стремлении наладить правильную монастырскую жизнь в малонаселенной местности, Петра I – в извлечении государственной пользы от монастыря. Надо полагать, новый монастырь задумывался не для разведения лошадей. Святитель Митрофан поручил создание нового монастыря «черным старцам»: монахам-молитвенникам, монахам-схимникам. Поскольку Митрофан поддерживал все начинания царя, то он, скорее всего, не отказал царю в намерении создать при монастыре под присмотром монахов разведение новой породы тягловых лошадей. Монахам, как думается, это занятие не приходило в голову, им самим не было в этом необходимости. Только по благословлению правящего архиерея они стали заниматься столь редким для монастырей делом, как разведение новой породы лошадей. В этом их занятии была государственная заинтересованность Петра I, занимавшегося строительством флота.
Во время его озабоченности строительством флота и нерасположенности к монастырям, он выделил под Битюцкий монастырь часть векового лесного массива, несмотря на то, что лес являлся основным источником строительного материала для судостроения. «Монастырь был со всех сторон окружен лесом, состоящим из лучших пород дуба, сосны и берёзы, часть которого принадлежала монастырю» (19), потому что в чужом лесу не позволили бы построить монастырь. Место для монастыря было определено на высоком правом берегу по течению реки Битюг, левом притоке Дона, в глухом лесу. Земли и степных угодий монастырю были приписаны в достаточном количестве, чтобы на них заниматься конезаводством. Напротив монастыря были заливные пойменные луга реки Тишанки, впадающей в р. Битюг. Степи и луга на левом берегу Битюга от устья р. Тишанки и далее тоже принадлежали монастырю (20).
Природные условия благоприятствовали содержанию лошадей. Вокруг лес, нетронутые девственные степи, богатые растительностью отличные пастбища, близость полноводной реки Битюг и речки Тишанки. «Столетние леса окружали мирную обитель отшельников и никакого жилья не было вокруг. Богатые пажити составляли имущество иноков и многочисленные стада, принадлежавшие им, мирно бродили по монастырским лугам. Эти стада поддерживали существование обители, заключали в себе все доходы монастыря» (21). В 1700 г. в нем подвизалось 7 иноков (22). Во время притеснения монастырей Петром I Битюцкий монастырь отстраивался, формировался, укреплялся. В нем возводились церкви.
- Троицкий Битюцкий монастырь - непростая судьба
2.1 Церкви на территории Битюцкого монастыря.
По найденным «в особом ящике под святым престолом пять старинных монастырских на простой парусине антиминсов» (23) устанавливались даты основания церквей в монастыре. Один из антиминсов священнодействован в 1701 г. преосвященным Митрофаном, на нем написано: «Во храм Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего И. Христа», можно также разобрать: «На Икорце, в селе Яблочном». Неизвестно, как он оказался тут. Только по наличию его появилось утверждение, что в монастыре была Богоявленская церковь, о которой никаких воспоминаний не встречалось. Ещё на одном антиминсе не указаны год, число, месяц, какими именно архиереями соборно священнодействован в тёплую церковь Рождества Богородицы, которая вторично была освящена 5 июня 1747 г. преосвященным Феофилактом (Губановым). Когда она была построена – неизвестно. Главная соборная Троицкая церковь была освящена Пахомием, митрополитом Воронежским и Елецким, как указано на «осьмиконечном деревянном кресте, свидетельствующим о двукратном освящении этой церкви» (24) 9 сентября 1715 г. Ещё раз её освятил 16 сентября 1761 г. епископ Воронежский и Елецкий Кирилл.
Монастырь имел подворье в Павловске, «само сие подворье было в виде монастыря, имело настоятелей и послушников, и много строений с деревянною церковью» (25) в честь иконы «Всех Скорбящих Радости». Она была построена между 1710–1720 гг. (26) В период «монашеского разорения» у монастырей отбирались земли и вотчины, лишали их лучших рыбных ловлей, перевозов через реки, мельниц. Битюцкий монастырь, кроме обширных угодий, имел на реке Елани большую рыбную ловлю, монахи ловили рыбу в реке Битюге и реке Тишанке, в небольших озерах, которые во множестве встречаются в лесу около монастыря, имел на реке мукомольную и просяную мельницу. Так как Битюцкий монастырь служил государственным интересам, то он и пользовался милостями царя.
2.2. Рассвет Битюцкого монастыря.
1710–1720 гг. были цветущим для Битюцкого монастыря временем. Монастырь управлялся архимандритами. Известные следующие имена: Феодосий, строитель, определен в 1702 г., на его управление приходится лучшая пора монастыря; архимандрит Варсонофий, 1720 г.; архимандрит Пахомий до 1744 г.; архимандрит Вениамин до 1750 г. (31); архимандрит Корнилий в 1753 г.; архимандрит Антоний (32); архимандрит Варсонофий, упоминается в 1761 г., был до закрытия монастыря в 1764 г.
Во время процветания монастырь слыл самым богатым и знатным во всей Воронежской епархии. В храмовые монастырские праздники благочестивые русские люди окрестных селений спешили в монастырь, чтобы помолиться там престольному празднику и приложиться к чудотворной иконе. Смышленый торговый люд, чуя свои выгоды и извлекая из всего свою пользу, зная, что в этот день собирается в монастырь много богомольцев, привозили туда необходимые крестьянские товары. Сначала монахи не препятствовали этому, но когда эти ярмарки усилились и сделались почти необходимостью, тогда монахи стали собирать с них небольшую дань в пользу монастыря. Были построены деревянные ярмарочные строения: полки, лавки, навесы.
«Славен был сей монастырь скотоводством» (34). Монастырь устраивал ежегодно две конные ярмарки: Троицкую в день Святого Духа (она считалась весенней), и Рождество-Богородицкую 8 сентября (осеннюю), считавшимися лучшими в Воронежской епархии. Монастырь имел собственное огромное своё степное коннозаводство, составленное из лошадей славной Битюцкой возовой породы, для сбыта которых, вероятно, и были учреждены ярмарки. Надо полагать вскоре после построения монастыря. К конным ярмаркам присоединились и другие необходимые для сельских жителей товары и так составились полные ярмарки.
Указ 1723 г. об упразднении малобратственных монастырей Битюцкого монастыря не коснулся, он благополучно пережил это время. Из всех монастырей Воронежской епархии в нём одном насчитывалось 30 монахов, определенное количество для существования монастыря (36). Занимался Битюцкий монастыри разведением лошадей не более 20 лет. Пережив свой расцвет в эпоху Петра I, после его смерти монастырь стал постепенно приходить от года к году в упадок. К 1730 г. в монастыре еще было до 38 монахов, к 1740 г. их уменьшилось до 25 человек (37).
Крестьян за монастырем в 1739–1741 гг. не числилось, но это не значит, что возле монастыря было безлюдно и никто не жил. В 1730 г. возле монастыря поселяются 18 семей малороссиян, количество которых в последующие годы увеличивается. Ежегодно прибывают от 2-х до 4-х семей. В 1744 г. прибыло 26 семей, в следующем 7. Они были служилые люди и могли свободно перемещаться с места на место по своей воле или по предписанию правительства. Числились по месту службы, приписаны были к своим полкам, собирались они во время боевых действий, а в отсутствии их, распускались по домам. Малороссияне деревни Тишанки были приписаны к полкам, в которых несли службу: Нежинскому, Сумскому, Переяславскому, Глуховскому, Харьковскому, Рыбенскому, Ахтырскому, Стародубскому, Гадяцкому (40).
- Упадок Битюцкого монастыря.
В 1750-е гг. количество монахов колебалось от 7 до 3-х человек (47). На монастырском подворье в Павловске пребывал иеромонах Никифор. В числе средств, обеспечивающих существование Битюцкого монастыря, были приношения за церковные требы, поминовения усопших, именами которых исписан весь монастырский церковный синодик, найденный в кладовой Троицкого храма, перенесенного из монастыря в с. Верхотишанку: «Сей Синодик Троицкого Битюцкого монастыря Божиею милостию и всепоможением Святой Троицы, написался в лето 1755 г. Февраля в 23 день» (49). Архимандрит Варсонофий в 1761 г. доносил епископу Кириллу о крайней ветхости церкви в честь иконы Божией Матери «Скорбящих Радости» (50) на монастырском подворье в Павловске и о невозможности по скудости монастыря возобновить её, а потому просил разрешения продать её желающим. Преосвященный и сам, находясь в городе, видел её, и по рассказам иеромонаха Антония, бывшего при церкви, знал о её состоянии. В указе от 9 февраля 1761 г. он дал благословление архимандриту на её продажу. Узнав о намерении продать церковь, местные жители обратились к тому же епископу с просьбой, чтобы она «неподвижна» была, так как церковь зданием и утварью сооружена здешними обывателями, а не от монастыря. Горожане согласны были уплатить за неё, сколько потребует архимандрит. Варсонофий согласился оставить церковь в Павловске и уступил её за 200 рублей, при этом взял много церковной утвари для «новостроящейся в Битюцком монастыре Рождество-Богородицкой церкви».
К этому времени Битюцкий монастырь перестал пользоваться известностью и уважением. Лишившись всех своих угодий и прежнего занятия, обнищав и средствами, и братией, монастырь постепенно со временем пришел в запустение.
- Трагические события в монастыре.
В 1762 г. в Битюцком монастыре произошла трагедия, о которой доносил Воронежский епископ Иоанникий 4 и 28 сентября того же года (51). 29 августа после обедни в монастырь ворвалась разбойничья партия из 27 верховых и 14 сидевших на 7 телегах. Они были в казацком одеянии с ружьями, копьями, большими ножами, пистолетами, бердышами и саблями. Малороссиян у монастыря уже не было. Разбойники не посмели бы, да ещё днем, напасть на монастырь, возле которого было до 300 служивых людей.
Разбойники подошли к казенной келье, где жили казначей иеромонах Митрофан с крестьянином ключником Григорием. Они связали им руки и ноги и, повесивши на рычаги, «жгли огнём без милосердия мучительски». Этими пытками они вымучили у них 1.500 рублей, собранных прежними настоятелями и бывшим тогда архимандритом Варсонофием на строение и возобновление монастыря, кроме того, серебряную, медную и оловянную посуду и прочее имущество. Не довольствуясь этим, они сбили с церковных дверей замок и взяли сборные от богомольцев 50 руб. денег. На произведенный этим нападением и грабежом шум сбежалась братья, иеромонах Феодосий и монахи Никита и Кирион. Разбойники, связавши им руки, ноги, посадили под караул. Иеромонах Феодосий успел бежать. Монахов Никиту и Кириона они жгли на огне «и всё их келейное иждивение вымучили без остатку, оставив оных всех едва живых, пограбленные деньги и пожитки взяв с собою, из того монастыря бежали». По дороге они напали на монастырскую слободу Тишанку. Здесь они сожгли два двора, пограбив из них имущество. Когда же на пожар сбежались другие жители слободы Тишанки, разбойники бежали, отстреливаясь из ружей, причем нанесли дротиком две тяжелые раны монастырскому труднику Моисееву. По требованию Святейшего Синода Сенат распорядился отправить погоню за разбойниками, но о последствиях этого распоряжения неизвестно. Архимандрит Варсонофий, возвратившись из поездки в Воронеж застал в своем монастыре страшное опустошение (52).
- Битюцкий монастырь – конец существования.
После погрома Битюцкий монастырь просуществовал еще два года. В 1763 г. в нем было 4 монаха вместе с настоятелем, в 1764 г. – всего 5 человек (55). Из коллегии Экономии 3 апреля 1764 г. последовал указ в Воронежскую духовную Консисторию, требовавший определить, какие монастыри следует сохранить (57). 29 апреля Священный Синод определил три мужских монастыря, в том числе и Троицкий Битюцкий, «по приличности и по недостатку доходов упразднить и приходшими церквями учинить: а монахов перевести в штатные монастыри»(57), где недостает по штатному положению монахов.
Так закончилось 65-летнее существование некогда славного Битюцкого мужского монастыря, учрежденного Святителем Митрофаном в честь Живоначальной Троицы.
- Почему важно сохранить историческую память.
В исторической памяти народа он остался монастырем, разводившим новую породу лошадей, результаты десятилетних трудов иноков обители сохранились в названии породы лошадей – «битюцкие», связанной с названием места, откуда они пошли – Битюцкий монастырь на реке Битюг. В ходе проведения исследовательской работы глубже познакомились с историей монастырского поселения, узнали интересные факты, которые накладывают на нас ответственность за будущее нашей малой Родины. Именно нам предстоит сохранить все духовное богатство и наследие нашего родного края, чтобы не потерять своих корней.
Трагедия, произошедшая в нем, нашла отражение в нескольких народных преданиях. По одному из них, небезызвестный разбойник Кудеяр оставил в монастыре сокровища на помин своей грешной души, по другой, бытовавшей в соседнем селе Новая Чигла, сам Худеяр (Кудеяр) приходил за монастырскими сокровищами и, не получив их, приказал сжечь монастырь и порезать всех монахов. По легендам старожилов и их рассказам, передававшимся от поколения к поколению в разных селах на Битюге на протяжении 110 лет, бывший управляющий Верхотишанской экономии А. фон Кремер записал предание о разорении монастыря. Занимательный сюжет с переодеваниями, ухищрениями и уловками атамана – известного разбойника Ивана Ивановича, шайка которого хитростью и ловкостью проникла в монастырь, надеясь получить «несметное», по слухам, богатство. Это народное предание перескажет архимандрит Димитрий в своей работе (50).
Верхотишанский летописец Троицкой церкви приводит предания о последствиях нападении на монастырь разбойников. Один из монастырских служек с ужасной вестью прибежал в Старую Тойду за 3-4 версты и на колокольне забил в набат, но, когда из близлежащих селений сбежался народ, всё уже было кончено (23). По - другому – часть монахов от рук разбойников испустила дух, большая часть, переводя дыхание, кое-как смогла рассказать сбежавшемуся народу о случившемся, очень немногие монахи, оставшиеся в живых, разбежались куда попало. Соборная Троицкая церковь, стоящая в лесу, не могла служить приходской церковью, через два года жители с. Верхотишанки по прошению перенесли её к себе в село вместе с монастырскими ярмарочными постройками. Монастырь перестал существовать, но наша задача сохранить память о нем, так как он оставилв истории государства свой след.
- Заключение
Исследовательская работа по данной теме раскрыла неизвестные страницы истории моей малой родины, а именно историческую судьбу Троицкого Битюцкого мужского монастыря. Считаю, цель работы достигнута. Конечно, еще остается много загадок и вопросов. Есть большое поле деятельности для дальнейшего исследования. Собранный материал возможно будет использоваться на уроках и внеклассных мероприятиях в школе. Своей работой внесен посильный вклад в возрождение православных традиций.
Но не только этот погром повлиял на закрытие монастыря. Это диктовалось ещё и политикой государства, направленной на ограничение церковного землевладения. В 1764 году был издан указ о секуляризации церковных земель и два миллиона бывших монастырских крестьян были переведены на положение государственных.
Битюгского Троицкого монастыря давно уже нет, но в памяти местных жителей прочно закрепилось название места, где он находился - "Монастырка". Главная и единственная в настоящее время достопримечательность "Монастырки" - это сохранившийся до наших дней святой колодец.
26 июня 2018 года у села Верхняя Тишанка Таловского района состоялось освящение поклонного креста на том месте где ранее располагался Троицкий Битюгский монастырь, вблизи которого и было основано Тишанское сельское поселение. Столь значимое событие было приурочено к 325-летию основания села и 250-летию основания Троицкого храма в селе Верхняя Тишанка. (Приложение2)
Сегодня мы приходим к стенам монастыря с большой надеждой увидеть его полностью восстановленным, вернувшим свое прежнее великолепие. Будущее поколение должно не только изучать, хранить память о духовном прошлом своей малой родины, но и способствовать возрождению, восстановлению исторических памятников. На территории нашего села храм во имя святого Александра Невского был открыт спустя пятьдесят лет.
IV. Список используемой литературы.
1. Летопись Троицкой церкви села Верхотишанки Бобровского уезда // ВЕВ. 1874. № 17. С. 756–757.
3. Там же. С. 759. В 1722 г. Св. Синод потребовал от монастырей точных справок о времени основания их. Никольский П.В. Монашество на Дону // Воронежская старина. Вып. 7. Воронеж, 1908. С. 68.
4. Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 2011. С. 143; Димитрий (Самбикин). Указатель храмовых праздников Воронежской епархии. Вып. 3, Воронеж, 1885. С. 212.
5. Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. Историко-биографические очерки. Воронеж, 2003. С. 30.
6. Болховитинов Е.А.Указ. соч. стр. 170.
7. Кремер А. Описание Верхо-Тишанской Троицкой церкви // Фольклорно-этнографические материалы из архива Русского географического общества ХIХ века по Воронежской губернии. Воронеж, 2012. С. 240.
8. Никольский П.В. Указ. соч. С. 60.
13. Статистические очерки Воронежской губернии. Кн. 1. Воронеж, 1850. С. 98.
14. Зверев С.Е. Воронежский календарь на 1892 год с историческими заметками и сообщениями // Памятная книжка на 1892 год. Воронеж, 1892. С.
15. Болховитинов Е.А. Указ. соч. С. 15.
16. Статистические очерки. С. 85–86.
19. Кремер А. Исторические сведения об упразднении Троицко-Битюцкого монастыря // ВГВ. 1851. № 31. С. 260–261.
20. Никольский П.В. Указ. соч. С. 158.
21. Статистические очерки. С. 98.
22. Никольский П.В. Указ. соч. С. 132, табл.
23. Летопись Троицкой церкви. С. 792.
24. Там же. стр. 793.
25. Болховитинов Е.А. Указ. соч. С. 143.
26. Димитрий (Самбикин), архим. Хронологический указатель в Воронежской епархии 1586–1886 гг. Воронеж, 1886. С. 42.
27. Введенский С.Н. Сведения о Воронежском архиерейском доме и монастырях Воронежской епархии, по ведомостям Коллегии экономии // Воронежская старина. Вып. 7. Воронеж,1908. С. 46.
28. Никольский П.В. Указ. соч. С. 64.
29. Кремер А. Исторические сведения. С. 260–261.
30. Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств. С. 212
31. Никольский П.В. Указ. соч. С. 102.
32. Там же. С. 120.
33. Кремер А. Тишанские ярмарки // ВГВ. 1851. №25. С. 217.
34. Болховитинов Е.А. Указ. соч. С. 180.
35. Кремер А. Тишанские ярмарки. С. 216.
36. Введенский С.Н. Указ. соч. С. 46; Никольский П.В. Указ. соч. С. 61.
37. Никольский П.В. Указ. соч. С. 132.
38. Введенский С.Н. Указ. соч. С. 51.
39. ГАВО. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 93. С. 128.
40. Тарадин И.П. Золотое дно: Экономика, история, культура и быт волости Центрально-Черноземной области. Воронеж, 1928. С. 51.
41. ГАВО. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 91. Л. 39.
46. Никольский П.В. Указ. соч. 159, 477.
47. Там же. С. 132.
48. Там же. С. 11.
49. Кремер А. Об упразднении Троицкого Битюцкого монастыря // ВГВ. 1851. №37.
50. Димитрий (Самбикин), архим. Хронологический указатель. С. 62–63.
51. Никольский П.В. Указ. соч. С. 130–131.
52. Летопись Троицкой церкви. С. 760.
53. Никольский П.В. Указ. соч. С. 116.
54. Там же. С. 128.
55. Там же. С. 136.
56. ГАВО. Ф. И-84. Оп. 3. Д. 2-а.
57. Никольский П.В. Указ. соч. С. 136.
58. ГАВО. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 125.
59. Там же. Д. 124.
60. Чулков Н. Село Новая Чигла // ВЕВ. 1884. №18. С. 634.
Приложение 1
Результаты проводимого опроса среди учащихся 5-11 классов
МКОУ Александровской СОШ
Всего в опросе участвовало 52 человека
Анкета
- Что такое монастырь в вашем понимании?
- Назовите известные вам монастыри
- Что вы знаете о монастырях на территории Таловского района
- Кратко расскажите о Битюцком мужском монастыре.
- Что связывает село Тишанка и Битюцкий монастырь?
( Учитывались только правильные ответы. 5 кл.- 11чел., 6 кл.- 5 чел., 7 кл. –
13 чел., 8 кл. – 11 чел., 9 кл. – 8 чел., 11 кл. – 4 чел.)
Самые распространенные ответы : Серафимо – Саровский мужской монастырь, Алексиевский Акатов женский монастырь, Дивногорский Успенский мужской монастырь, Костомаровский Спасский женский монастырь.
При ответе на этот вопрос у учащихся возникли серьезные затруднение. Только единицы из классов смогли вспомнить о Битюцком мужском монастыре.
Учащие 7 классса не смогли ответить на этот вопрос. В остальных классах это по 1 – 2 человека. Очень скудные знания.
На это вопрос ответили немного больше респондентов и только потому, что посещали Троицкий храм и занятия воскресной школы.
Приложение 2
Поклонный крест на месте Битюцкого монастыря
Место, где стоял Троицкий Битюцкий мужской монастырь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "Троицкие сидельцы" ( к 400–летию снятия осады Троице – Сергиева монастыря польско-литовскими захватчиками )
К середине XVI в., когда Москва окружила себя кольцом городов-крепостей, Троице-Сергиев монастырь стал одним из форпостов на подходе к столице с северо-востока. На месте деревянной ограды монас...
Православные монастыри. Ипатьевский монастырь
Православные монастыри. Ипатьевский монастырь...
ТРОИЦКИЕ ГУЛЯНИЯ В НИКОЛО-ПЕРЕРВИНСКОЙ ОБИТЕЛИ
ТРОИЦКИЕ ГУЛЯНИЯВНИКОЛО-ПЕРЕРВИНСКОЙ ОБИТЕЛИ...
Электронный гербарий растений Прибитюжья
В электронном гербарии представлена часть фотоколлекции растений, собранной за несколько лет в Бобровском районе Воронежской области (бассейн реки Битюг)....
Свято-Троицкий женский монастырь города Муром
Презентация о Свято-Троицком женском монастыре города Муром...
Святая Обитель ( на примере Свято-Троицкого монастыря в с. Чуфарово, Ромодановского района РМ)
Данная исследовательская работа, может использоваться на урока краеведения, при проведении внеклассных мероприятий, а также широкому кругу читателей,...
«Историческое значение Троицкой Лавры – обители преподобного Сергия»
Знакомство детей с историческими достопримечательностями....
- Мне нравится (1)