Свято-Троицкий женский монастырь города Муром
презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему
Презентация о Свято-Троицком женском монастыре города Муром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свя́то-Тро́ицкий же́нский монасты́рь Монастырь Муромской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Муроме. Известен тем, что ныне в нём сохраняются мощи святых Петра и Февронии, которые почитаются в России как покровители семьи и брака.
История Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI—XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм.
Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов. Cтиль , в котором создан этот собор, называется русское узорочье.
В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века.
Возобновление обители Открытие Свято-Троицкого монастыря после передачи его Русской Православной Церкви состоялось в день памяти св. страстотерпцев Бориса и Глеба — 15 мая 1991 года.[1] 22 мая 1991 года в монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа ( Горланова ), возглавившая позднее обитель в сане игумении . При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое ( Камешковского района, Владимирской области). С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых. Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов колясочников «Феникс».
Несмотря на различные композиции планов, архитектурная композиция фасада церкви Троицы в Муроме во многом напоминает церковь Троицы в Никитниках в Москве. В основании обеих церквей — квадраты со стороной 5 сажен. Много общего в композиции фасадов: обе церкви имеют трехчастную разбивку фасадов, чрезвычайно близкие по деталям карнизы, украшенные поливными изразцами, близки по формам закомары-кокошники, детали фонарей и луковичных глав. Оба памятника настолько похожи друг на друга в деталях, что можно предположить, что либо оба здания выстроены одним мастером, либо выстроены по одним чертежам.
Церковь Троицы в Никитниках расположена на высоком подклете , в плане — квадрат со стороной 5 сажен, к которому со всех сторон примыкают дополнительные части: одноабсидный алтарь, трапезная, приделы паперть, колокольня и другие, в результате чего создана сложная асимметричная композиция. Церковь Троицы в Муроме в плане также квадрат, с юга и запада — паперти, с севера — придел, однако алтарь трехабсидный , подклет отсутствует. Повторяя некоторые детали Троицы в Никитниках , строитель муромского храма как бы наслаждается предоставленной ему возможностью сделать храм более богатым: к арочным полуколонкам , огибающим щелевидное окно, перекрытое аркой, справа и слева добавляются еще висячие полуколонки , соединенные арочками , а сверху арочек под углом к осям в стену вставлены цветные изразцы, ниже тяги карниза проведен пояс из кирпича, поставленного под углом, архитрав значительно расширен за счет сплошного ряда цветных изразцов зеленого и коричневато-красного цветов с различными рисунками драконов, орлов, сирином всадников разнообразными геометрическими и растительными орнаментами.
Несмотря на то, что главы имеют луковичную, характерную для XVI в. форму, создается впечатление, что сначала зодчий попытался сделать угловые главы шлемовидными, а затем добавил луковичные главы на металлических каркасах, соединенные тонкими шейками с кирпичными купольными сводами.
Как подтверждает летопись монастыря, в 1809 г. кровля Троицкой церкви была черепичной. К тому времени, как была построена Троицкая церковь, в Муроме уже имелось несколько каменных храмов, в том числе Благовещенский, Богородицкий и Спасо-Преображенский соборы и Козьмодемьянская церковь, которые отличались своей монументальностью и некоторой суровостью. От Троицкой же церкви веяло какой-то домашностью, или, как некоторые авторы выражались, «светскостью», чувствовалось влияние царских и боярских теремов. Церковь явилась началом для строительства и перестройки большого количества церквей в Муроме, для которых она служила образцом, или своего рода эталоном.
Нельзя не обратить внимания на остатки еще одной пристройки в высоту всего здания, включая первый ярус кокошников с западной стороны. Ни в одном из имеющихся документов не упоминается ни о строительстве, ни о разборке какой-либо части здания. По всей видимости, это могла быть колокольня. В западной стене галереи в 1961 г. найдены остатки узкой лестницы, ведущей наверх. И это наводит на мысль, что одновременно с церковью была выстроена и колокольня, разобранная после постройки колокольни надвратной Казанской церкви в 1652 г.
Центральная глава Троицкой церкви отличается от угловых тем, что она покоится на восьмигранном барабане с четырьмя щелевидными окнами и 16 висячими полуколонками , соединенными арками на вогнутой кровле. Эта деталь не бросается в глаза, но такой прием значительно обогащает композицию и говорит об опытности зодчего, его разносторонних знаниях и уменье свободно варьировать имеющимися в запасе приемами композиции. Стены алтаря, очень низкого по сравнению с основным объемом, декорированы висячими полуколонками , соединенными арочками из лекального кирпича, по осям абсид устроены щелевидные окна, однако в 1786 г. они были растесаны, и только при ремонтно-реставрационных работах в 1961 —1962 гг., выполненных Владимирской специальной проектно-реставрационной мастерской, был восстановлен их первоначальный вид.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по краеведению "Город Муром, град старинный"
Методическая разработка урока по краеведению "Город Муром, град старинный"...
Презентация: из истории Памятника Архитектуры и культуры Краснодарского края Свято-Троицкого храма ст. Платнировской. 1906 - 2011
История жизни Свято - Троицкого храма в станице Платнировской Краснодаского края. Судьбы казаков в течение времени....
Презентация: из истории Памятника Архитектуры и культуры Краснодарского края Свято-Троицкого храма ст. Платнировской. 1906 - 2011 часть 2
История жизни Свято - Троицкого храма в станице Платнировской Краснодаского края. Судьбы казаков в течение времени....
"Монастыри древнего Мурома.Свято-Воскресенский женский монастырь." Классный час.
Данная разработка содержит материал о менее известном и менее посещаемом женском монастыре города Мурома Свято-Воскресенском. Презентация показывает красоту храмов этого монастыря....
“Да любите друг друга”. Литературное путешествие в город Муром
Методическая разработка внеурочного занятия «“Да любите друг друга”. Литературное путешествие в город Муром» (представленного на профессиональный конкурс педагогов Московского ...
Исследовательская работа "Серафимо-Понетаевский женский монастырь"
Цель работы: изучение исторического наследия Серафимо-Понетаевского монастыря....
Святая Обитель ( на примере Свято-Троицкого монастыря в с. Чуфарово, Ромодановского района РМ)
Данная исследовательская работа, может использоваться на урока краеведения, при проведении внеклассных мероприятий, а также широкому кругу читателей,...