Святая Обитель ( на примере Свято-Троицкого монастыря в с. Чуфарово, Ромодановского района РМ)
творческая работа учащихся по географии (9 класс) на тему

Виряскина Лариса Николаевна

Данная исследовательская работа, может использоваться на урока краеведения, при проведении внеклассных мероприятий, а также широкому кругу читателей,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyataya_obitel.doc369.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                    Номинация «Новомученники родного края»

              «СВЯТАЯ ОБИТЕЛЬ»

                   (На примере Свято-Троицкого мужского монастыря)

   

                                                        Выполнила: ученица 9 класса

                                                           Шумилкина Наталья Владимировна

                                                           Возраст: 15 лет

                                                           Тел. 89879995867

                                                           

                                                 Руководитель: учитель географии и ОДНКНР

                                                 Виряскина Лариса Николаевна

                                                 МБОУ КСОШ №1 Чамзинского района

                                             

   

                                               2017 год

                   

    ВВЕДЕНИЕ

            Путь к храму… Кто-то его находит сразу, без колебаний и сомнений. Кого-то в детстве привели родители, и все воспринимается как должное. А было в нашей истории время, когда разрушались храмы, запрещались богослужения, людей наказывали за веру.

           Мы, учащиеся жители п.Комсомольский, живем в другое время, когда возрождается потребность в духовном образовании, возможность знакомиться с русской духовной культурой.

           Для исследования я выбрала тему: «Чуфаровский монастырь». Примером для меня стал подвижник, старец Игнатий Вершин.

Цель исследования – познакомиться с историей создания монастыря, с его прошлым и настоящим.

 Задачи исследования:

  • посетить монастырь и узнать историю его создания;
  • узнать «тайну чуфаровской обители» и поглубже познакомится с подвижниками монастыря.
  • оформить альбом с иллюстрациями и описанием монастыря.

Источники информации:

  • литературные;
  • архивные данные;
  • СМИ;
  • интернет;
  • интервью;
  • пешие походы, экскурсии;

Методы обработки информации:

  • анализ;
  • обобщение;
  • сопоставление фактов;
  • аргументация выводов;

 Результаты:

  • публикация в местную газету «Знамя»
  • иллюстрированный альбом с описанием истории создания монастыря;
  • альбом фотографий по впечатлениям от походов;

  Время исследования: июль 2011 г, август 2012, апрель 2015(Приложение 1) и ежегодно мы совершаем поход-экскурсию на предпразнество  Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня;         Считаем, что материалы  нашей работы, «Чуфаровский монастырь», могут  быть использованы на уроках по краеведению, при подготовке к внеклассным мероприятиям, а также для широкого круга читателей.

    Наше исследование мы начали с изучения литературы по теме: пользовались Интернетом, ходили в районную библиотеку, в районный краеведческий музей, совершали пешие походы, (экскурсии) в монастырь.

           Исследование монастыря начали с 2011 года (июль). Первый наш поход мы совершили на летних каникулах 2011 года. Отправились мы 11 июля, накануне праздника славных и всехвальных святых Петра и Павла.

Вот эта экскурсия вместе с нашим руководителем и оставила добрый след в наших душах и послужила поводом для данной исследовательской работы.  Человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает родной очаг и родную землю - Отечество, то есть землю своих отцов.

Родной очаг и Отечество не выбирают и не ищут, они даются судьбой. Их, как и родителей, любят не за то, что они самые лучшие, а за то, что это единственные родные для тебя места на Земле. Не случайно есть еще одно название Отечества - Родина - мать. Иметь родной очаг и Отечество - это счастье.

Знать свое Отечество так же естественно, как знать свою семью и свой род. Но познание это длительно. Оно идет всю жизнь и требует от человека прилежного труда ума и сердца. Не враз, а постепенно складывается у каждого человека дорогой ему образ Родины.

Уже более тысячи лет освещает мое Отечество благодатный свет православной христианской веры. И всегда, во все времена его средоточием были святые места, монашеские обители. Молитвами святых, верующих .доблестью воинов и трудами благочестивых мирян строилась наша страна, стяжавшая себе право называться Святой Русью.

Мордовия - моя Родина. Я родился в Мордовии. Люблю свой край, бережно и свято чту традиции, обряды мордовского народа. Хорошо знаю историю православия Мордовского края. Я горжусь тем, что Мордовия процветает с каждым днем. Мордовский край взрастил многих выдающихся деятелей культуры и государства, как всемирно известный скульптор С.Д. Эрзя (Нефедов) флотоводец Ф.Ф. Ушаков, патриарх Никон (в миру эрзянин Никита Минов).

В Мордовии бережно относятся к духовному наследию, заложенному нашими предками. Сохраняют духовное наследие моего народа монастыри, церкви. Наиболее известные из них Макаровский погост (Жемчужина Мордовии), Иоанно-Богословская церковь XVII в. в Саранске, Санаксарский монастырь, комплекс Пайгармского монастыря (Архитектурные памятники Мордовии)и гордость Мордовии

- кафедральный собор святого праведного воина Ф. Ушакова .

1.1. История возникновения монастыря (на примере подвижника Игнатия Парамоновича Вершина)

В Мордовии много святых мест, каждое из них имеет свою историю и судьбу. Любое святое место благодатно по-своему. А благодать святая всегда бывает выстрадана человеком, людьми! Таким человеком и является для меня Игнатий Парамонович Вершин.

Игнатий Парамонович Вершин родился в 1824 году в селе Большое Чуфарово в семье крепостного крестьянина. Его склонность к духовной жизни проявилась достаточно рано, но положение крепостного почти не оставляло для него надежды уйти в монастырь. Семья об этом тоже слышать не хотела: единственный наследник рода обязан был продолжить отцовское дело. Судя по всему, старший Вершин, не смотря на унизительное рабство, слыл оборотистым человеком, подкопившим немалые по деревенским меркам богатства. По поводу сына он строил далеко идущие планы; в 1842 году он выгодно женил отпрыска и в компенсацию за нежеланный брак снабдил новорожденную семью деньгами в Киев на богомолье. Из Киева Игнатий вернулся совсем другим человеком: национальные религиозные святыни оказали на него такое неизгладимое впечатление, что он твердо решил изменить себя и свою жизнь. Главное, жена ему в этом не перечила, ибо она тоже имела склонность к сугубой молитвенности. И в Киеве один из Печерских подвижников сказал ей, что мужу ее предназначена судьба не семейная, а отшельническая. Она смирилась с неизбежным и склонила голову перед судьбой.

Своего надела у него не было, и он построил на задах отцовской усадьбы келью о пяти стенах: в одной половине поселился сам, в другой нашла приют его жена, впоследствии принявшая постриг с именем Евпраксия. Но Игнатий Вершин жить в своей половине не стал, а удалился в лес, в пятнадцати верстах от Чуфарова.

 Чуфаровский Троицкий монастырь возник как раз в той келье, которую старец построил на задах отцовской усадьбы после возвращения из Киева. Первая группа сестер собралась возле жены "Игонюшки", но старец назначил руководительницей общины не свою бывшую супругу, а грамотную и умную мещанку Евдокию Сергеевну Трофимову (впоследствии игуменью Евгению), обладавшую некоторыми средствами, а значит способную содержать своих подруг.

В преданиях отразились и высокие духовные, провидческие качества пустынника. Например, он якобы сказал, что в момент его смерти в монастыре погаснут лампады. О своей смерти старец знал заранее, он даже сказал ученикам и ученицам, что они найдут в его могиле два камня. Камни действительно нашли. Они долго лежали на могиле, потом пропали. За полтора месяца до кончины Игнатий Вершин горевал, что его увезут из лесной пустыньки; через несколько дней приехал племянник старца Филипп Ильин и взял отшельника в Чуфарово. Больного немощного старика до самого Чуфарова провожали толпы богомольцев. В родительском доме старец Игнатий принял свой последний пост: он почти ничего не ел сорок дней; молился, готовился к трубному зову. Потом попросил прочитать кондак - и умер, дослушав его до конца. Скончался Игнатий 23 апреля 1889 года, ему было 65 лет. Троицкую церковь снесли - а памятник, точнее его обломок, сохранился до сегодняшнего дня. (Приложение1)

Каждый старец выбирал свой путь спасения, но все они удалялись от общества не от ненависти к нему, а от жалости к людям за напрасно растрачиваемые силы, за очерствения сердец и нечистоту помыслов, Игнатий Вершин любил свою родину, страдал за своих земляков, желал помочь им выбрать правильный путь в жизни. Не все, живя во тьме, видят тьму. А он - видел, потому и стремился к свету. И других за собой вел своим примером.

1.2. Тайна Чуфаровской обители.

К 1867 году в кельях на пустыре собралось уже более двадцати духовных дочерей старца Игнатия;

Завершающее трехлетие 1860-х годов наполнено было непосильным трудам: сестры добывали природный бутовый камень, залежи которого нашли в дальних оврагах. Вверх его носили или на руках, или в мешках. Работали до изнеможения. Потом камень кончился, стали искать его по речкам Во время Русско-турецкой войны 1877-78 годов по решению монастырского совета 15 сестер были направлены сестрами милосердия в действующую армию на Балканы. Вместе с инокинями монастырь отправил в Болгарию корпию, медикаменты и продукты. В 1904 году чуфаровские сестры трудились в госпиталях Мукдена и Порт-Артура, в Первую мировую войну монастырь отправил многих сестер сиделками и сестрами милосердия в лазареты Западного фронта. И никогда монастырь не отпускал своих воспитанниц на фронт с пустыми руками: они везли с собой лекарства, перевязочный материал, а также белье, сшитое в собственной портняжной мастерской из своего материала. Периодически монастырь передавал для раненых продукты, прежде всего мясо и хлеб, В самом монастыре при необходимости тоже открывался лазарет, где лечились направленные из эвакуационных лечебных учреждений раненные воины. В Гражданскую войну в лазаретах Саранска работали 50 чуфаровских сестер милосердия -монахинь и послушниц. Важное место в общественной деятельности обители занимала благотворительность, В голодные 1895-97-е годы в монастыре была открыта бесплатная столовая, в которой ежедневно кормились 300 голодающих крестьян; расчет помощи велся с опорой только на свои продукты: на каждого человека в день монастырь выделял полтора фунта хлеба "с необходимым приварком". В революцию сестры передали бедствующим чуфаровским крестьянам половину своих лошадей и крупного рогатого скота, инвентарь, 3000 пудов хлеба, несколько ометов кормов, "и впредь, - писала игумения Маврикия в отчете, направленном в Саранск, - члены общины все готовы идти навстречу народу своей посильной помощью".

В 1919 году на обитель свалилась другая напасть. В Чуфарово прибыл эвакуированный Кронштадтский детский приют, для размещения которого у монастыря изъяли два каменных келейных корпуса. В 1920г.  На территории монастыря разместилась тюрьма. Со временем следственный изолятор уступил место детскому дому, профтехучилищу. Каждый новый хозяин добавил  лепту в разрушение обители. Комплекс медленно погибал, а вместе с ним: погибала история монастыря. К началу 1990 годов от прежнего великолепия оставались только развалины и полуразвалины. Казалось, что уже никто не сможет вернуть монастырю былую красоту и славу..,

Но пришло время - и в монастыре снова появились монашествующие, на сей раз мужчины. По благословению Преосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского, в феврале 1994 года на руины погибшей обители прибыли первые насельники. Трудное дело восстановления монастыря было поручено иеромонаху Лазарю, прадед которого прошел через ужас Чуфар и чудом остался жив. Когда возник вопрос о восстановление  монастыря выбор епархиального архиерея пал на иеромонаха Лазаря .

Собственные исследования

Интервьюирование

1.1Интервью с отцом Игнатием. ( апрель 2015 года)

 Беседу я вела с отцом Игнатием местный казначей. На беседу шёл сначала неохотно, затем я растопила сердце, и он поделился со мной всем, что меня интересовало.

Расскажите, пожалуйста, несколько слов о себе.

Игнатий. Отец у меня врач (гомеопат), мать педагог по специальности филология,  но в школе не работала, ни дня. У меня 2 брата и 2 сестры, мама живёт с одной из сестёр в Дивеево. Был сорванцом поэтому, наверное, у меня всего 9-ти летнее образование. Учится, не захотел.

Кто являлся основателем монастыря?

Игнатий Парамонович Вершин. На месте бывшей церковной ограды села Большое Чуфарово Ромадановского района Республики Мордовия сохранились до сих пор остатки памятника

                              Отсканировано 26

Сохранились ли свидетельства о молитвенных подвигах старца?

       Да. Игнатий лечил молитвой, прося у Господа выздоровления для больных.

В 1871 году крестьянин Пётр Сидоров привёз своего сына, который страдал сильными припадками. Больного привезли связанного, но старец велел развязать, ввёл его в келью, молился вместе с ним. Так пришло выздоровление, припадков больше не было.

Однажды в Чуфаровской обители копали колодец, выкопали около 20 сажень в глубину, а воды всё не было. Рабочие отказались рыть дальше. Так как на такой глубине нечем дышать. Позвали из пустыни старца Игнатия. Он опустился в колодец, на его дне нашёл два камня, вынул один и со дна ударил фонтан воды. Из этого колодца вся обитель довольствовалась водой.

Известно, что на территории монастыря происходили массовые захоронения в годы репрессий. Расскажите поподробнее об этом.

С конца двадцатых годов на территории монастыря был устроен «лагерь особого режима духовенства». Возле села известны три места массовых захоронений жертв репрессий.

       В одном из них, монастырском саду в 2 км от обители, в 1995 году монастырем был установлен поклонный крест, в 2005 году поисковым отрядом «ПОИСК» проводились раскопки, подтвердившие факты массовых захоронений.

        По воспоминаниям местных жителей, на заключённых возили воду. Недалеко от карцера находилась мертвецкая, никогда не пустовавшая земля.

Карцер сохранился, как здание до настоящего времени.

                     SDC10937

С чьих рук началось восстановление монастыря, и кто был его первым наместником в настоящее время?

        На восстановление монастыря в село Большое Чуфарово 16 декабря 1993 года был направлен насельник Санаксарского монастыря иеромонах Лазарь.

Отец Лазарь - в миру Александр Гуркин, с 13 апреля 1991 года был настоятелем Никольской церкви села Колопино Краснослободского района и

(Одновременно настоятелем Никольской церкви в селе Старое Синдрово, 24 мая 1991 года вступил в братию Санаксарского мужского  монастыря – ныне викарий Эстонской епархии епископ Нарвский)                                                     

         В феврале 1994 года на руины погибшей обители прибыли первые насельники. Трудное дело восстановлений монастыря было поручено иеромонаху Лазарю. В 1994 году отец Лазарь был возведён в сан игумена. Духовником назначен схиигумен Феофан.

          В мае 1955 года приступили к постройке храма Новомучеников и исповедников Российских, в память о невинно убиенных на этом месте в годы репрессий.

          Вторым наместником указом правящего архиерея  был назначен новый наместник иеромонах Евстафий (Князев), но прослужил всего 9 месяцев не « потянул» засмеялся отец Игнатий. В сан игумена его возвели 15 января 2001 года.Ныне отец Евстафий является настоятелем храма в селе Мачкасы Чамзинского района РМ.

          В 2002 году был назначен наместником обители иеромонах Серафим (Лапков). Благочинный монастыря.

          5 мая 2006 года в управление обителью вступил иеромонах Вениамин/Кириллов/, в 2008 году на месте массовых захоронений в бывшем монастырском саду был установлен памятник жертвам репрессий. 20 марта 2009 года он был возведен в сан игумена.(Приложение 2)

Имеется ли у монастыря подворье?

          Одно подворье находится в Рузаевском районе в селе Спасское. Покровская церковь с.Спасское – является одним из последних храмов, возведённых в Мордовии перед революцией. Церковь построена в 1901 году как храм во имя спаса Нерукотворного с приделами Покрова Божией Матери и Михаила Архангела. Скорее всего и название получила по имени главного храма – Спасское. Подворьем храм является с 1999 года.

           Второе находится в двух километрах от Чуфарово. Это Казанский храм в с.Маколово Чамзинского района. Подворьем монастыря церковь является с 1996 года. В настоящее время настоятелем храма является иеромонах Григорий.

1.2 Беседа с отцом Михеем в настоящее время настоятелем церкви Михаила Архангела в Чамзинском районе п.Чамзинка Республики Мордовия.

Досье. Отец Михей родился в г.Ростов-на-Дону. В детстве был сорванцом. Высшее образование не получил, проучившись на математическом факультете всего 3 курса. Когда учился и изучал математику думал что сильнее математики нет ничего на свете. Но затем мнение изменилось оказывается есть вещи куда сильнее, чем матемаика. Закончил духовную семинарию в г. Сергиев-Посад.

Отец Михей были ли какие то знамения, чудеса в монастыре в наше время?

           Чудеса конечно же происходят, но людей этим не удивить, поэтому в монастырь приходят по велению сердца, души, а чудеса сами найдут нас нужно только искренне верить и молиться.

Скажите были ли случаи ухода монахов из монастыря?

           Да были даже после пострига, но это единичные случаи, поэтому в настоящее время настоятель монастыря  Вениамин очень строго следит за этим и не спешит принимать решение о совершении обряда пострига после определенного срока испытания на «прочность» послушника. Поскольку это сравнимо  с семьёй если отец уходит из семьи то он обретает неспокойствие, обрекает себя на грехи, в последствии тяжесть души, поэтому с монахами покинувшими обитель происходит тоже самое т.е. они не могут найти успокоение нигде в жизни после обряда пострига и ухода из монастыря.

Кто может стать монахом?

          Не каждый человек может стать монахом. Для пострижения желающий должен прожить в обители от одного года до трех лет. Многие люди принимают такое решение сгоряча. Например, при расставании с любимым человеком. Однако, побыв немного в монастыре и вкусив все прелести тамошней жизни, – уходили. По словам монаха Михея, чтобы стать пострижеником, нужно согласие разума и души. И если что-то одно противоречит, с решением лучше не торопиться.

Расскажите, пожалуйста о распорядке в монастыре

           Жизнь в монастыре действительно трудна. Вот, например, обычный распорядок дня насельника: подъем в 5.30, молитва, завтрак, служба, работа при монастыре, обед, час отдыха, послушание, служба, ужин, вечерняя молитва, сон. Молятся в обители четыре раза в день: утренняя молитва, суточная, полуденная, полуночная. Каждый послушник привлекается к работам (послушаниям). И отказаться от них не может.

Выход за стены монастыря регламентируется – насельник спрашивает у схиигумена разрешения. Трапезничают в обители три раза в день, совершая перед этим молитву. В монастырской трапезной строго следят за постами, потому в рационе преобладают рыба и овощи. После пострижения в монахи каждый человек удаляется от супружеской жизни. И если и общается с женщинами, то только духовно. Все остальные контакты строго запрещены. Хотя, к слову, скажем, что в трех километрах от мужского Чуфаровского монастыря находится и женская обитель. Однако все, что их объединяет, это затворническая жизнь и близкое месторасположение.

Вывод

Я - человек верующий, и хочу свое будущее созидать сама, чтобы не было стыдно за меня моим дедам и потомкам. Звездой, ведущей меня в мое будущее, будет вера. Вера в Бога, а маяками - святыни. Святые места моей Родины - это подлинные твердыни истинного и православного духа, среди которых Чуфаровский Свято -Троицкий монастырь.

  Главным для меня было -рассказать о твердой, крепкой вере, о любви к Богу и ближним православной  семьи,  успеть зафиксировать события уходящей эпохи, рассказать будущим поколениям историю Чуфаровской обители и трагические судьбы священнослужителей  и истинно верующих христиан.

    Мордовская земля  - это не только леса, луга и речка. Это, прежде всего, христиане, прославившие Спасителя на всю страну. Большинство из них разъехались, в поисках Святой Соборной Апостольской Церкви, но именно сюда в село возвращаются на Троицу, посетить могилки своих родственников. После ухода из жизни плеяды молитвенниц они до настоящего времени оставили большое духовное наследие в селе и память о них для меня свята.

Приложение1

Отсканировано 25

Приложение 2

      ST835839

Приложение 3

статья

Библиография

  1. Ромоданово: история и судьбы: история и современность Ромодановского р-на в очерках, воспоминаниях и фотографиях / [сост. Т.И. Судьина; редкол.: С.В. Чалов и др.; фот. Ш. С. Смакаева]. – Саранск, 2005. – 320 с.: фот.
  2. Воронина О.  Чуфарь на крови [текст]: /Ольга Воронина //Столица С – 2005. – 13 мая. – С. 13.
  3. В начале начал. Из истории Саранской епархии. [электронный ресурс] http://www.srn.ru/ordis/history.htm
  4. Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь. Записки самарских паломников. [электронный ресурс] http://samara.orthodoxy.ru/Smi/Npg/047_10.html
  5. Архиепископ саранский и Мордовский отслужит торжественную литургию в Чуфаровском монастыре. [электронный ресурс] http://www.saransk-online.ru/
  6. Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Чуфаровский (мужской). [электронный ресурс]  http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?3_490

7. Спасо-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь. [электронный ресурс]

       http://r-oc.1gb.ru/viewprintpage.php?cat=mordovia&page=17

    Фотографии из собственного архива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: из истории Памятника Архитектуры и культуры Краснодарского края Свято-Троицкого храма ст. Платнировской. 1906 - 2011

История жизни Свято - Троицкого храма в станице Платнировской Краснодаского края. Судьбы казаков в течение времени....

Презентация: из истории Памятника Архитектуры и культуры Краснодарского края Свято-Троицкого храма ст. Платнировской. 1906 - 2011 часть 2

История жизни Свято - Троицкого храма в станице Платнировской Краснодаского края. Судьбы казаков в течение времени....

Свято-Троицкий женский монастырь города Муром

Презентация о Свято-Троицком женском монастыре города Муром...

Святые места Кубани(Виртуальная экскурсия по монастырям Краснодарского края)

«Страницы истории земли Кубанской – это особые страницы. Мы прикасаемся к ним и как бы раздвигаем занавесу времен, отделяющих нас от истоков христианства, времен апостольских, и слышим первый призыв, ...

Методическая разработка "Методики и результаты исследовательской работы на примере прохождения горной не категорированной маршрутной экспедиции в районе Горного Алтая".

Совершение маршрутной туристско-краеведческой экспедиции в Горный Алтай (природный парк «Белуха»), изучение истории развития и освоения района, особенностей рельефа, растительного и животн...

Особенности подготовки информации для официальной группы «ВКонтакте» учреждения дополнительного образования на примере группы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

Статья имеет практических характер для педагогов в целях распространения информации об учреждении и творческих коллективах, увеличения контингента, продвижения востребованности занятий (при необходимо...

ОБИТЕЛЬ ПРИБИТЮЖЬЯ ТРОИЦКИЙ БИТЮЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Исследовательский проект .                   Недалеко от села Тишанка находится монастырь, у которого есть сво...