Урок литературы в 9 классе. Тема "Очерк И.Д. Сургучёва «Китеж».
методическая разработка (9 класс)

Шашукова Аник Валерьевна

познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Д. Сургучёва; развить взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных» философских вопросов бытия; обратить внимание на тесную связь русской литературы с социальной проблематикой; выяснить нравственный смысл очерка И.Д. Сургучёва «Китеж».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_liter.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе. Тема "Очерк И.Д. Сургучёва «Китеж».

Цели и задачи урока: 

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Д. Сургучёва; развить взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных» философских вопросов бытия; обратить внимание на тесную связь русской литературы с социальной проблематикой; выяснить нравственный смысл очерка И.Д. Сургучёва «Китеж»;

2) продолжить работу над комплексным анализом художественного произведения;

3) привить интерес и любовь к творчеству писателей Ставрополья.

Оборудование: Мультимедийная презентация. Текст очерка на рабочих столах. Толковые словари С.И. Ожегова, В.И. Даля.

Тип урока: урок изучения нового материала.

                                                       Ход урока:

  1. Организационный момент:

(СЛАЙД 1)  тема урока

  1. Основная часть урока.

Учитель:   Здравствуйте, ребята, сегодня у нас с вами будет  урок по творчеству писателя Ставрополья  И.Д. Сургучева. Вашим домашним заданием было:

1.  Изучить биографию Сургучева;

2. Прочитать его очерк «Китеж» и в рабочих тетрадях по литературе выписать незнакомые слова с объяснением их значений;

3. Подготовить сообщение «Легенда о граде Китеже» (индивидуальное задание).

(СЛАЙД 2) 27 февраля 2023 году исполнится  142 года со дня рождения известного русского прозаика, драматурга, публициста, уроженца города Ставрополя, воспитанника Ставропольской духовной семинарии Ильи Дмитриевича Сургучева. Его жизнь и деятельность заслуживают особого внимания и доброй памяти всех соотечественников. Ставрополье  является  родным, любимым городом писателя.  Он всегда  вдохновлял  писателя к творчеству. Первые рассказы Сургучева  были  опубликованы  в  ставропольской  газете «Северный Кавказ». В них писатель отобразил жизнь русского провинциального общества, описал быт и нравы родной стороны конца 19 - начала 20 веков. В основу  его рассказов и  повестей «Губернатор», «Мельница», пьес «Осенние скрипки» и «Торговый дом» вошли подлинные события, произошедшие  в Ставрополе.

Свою писательскую деятельность автор начал с рассказов о Ставрополе. Даже  в конце своего большого жизненного  пути  он обращается к образу родного  города.  Самыми известными произведениями Ильи Дмитриевича о Ставрополе являются такие, как «Северный Кавказ» и «Китеж». Этот очерк  является  последним приветом стареющего писателя любимому городу. Это литературный памятник, значение которого трудно переоценить.

«Китеж» был напечатан в журнале «Возрождение» в 1956 году.

На (СЛАЙДЕ 3) фотография обложки  журнала.

Учитель: Название рассказа связано с легендой о Китеже.

  1. Прослушаем сообщение учащегося о городе Китеже (выступление учащегося).

(СЛАЙД 4-5-6)

Легенда о граде Китеже.

Китежская легенда, цикл преданий о городе, будто бы погрузившемся в озеро Светлояр (ныне Воскресенский район Нижегородской области) и таким образом  избежавшем разорения татарами. Название Китеж восходит к городку Кидекше (ныне - село в 4 км от Суздаля), разорённому татарами в 1237 году.  По преданию, в тихую погоду можно слышать звон колоколов, а в глубине озера видеть здания утонувшего города. На материале легенды и древнерусской повести о Петре и Февронии создана опера Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907 г.).

Писатель проводит параллель между Китежем и Ставрополем. Всё лучшее, от воспоминаний детства до культурно-исторических традиций, связано у Сургучёва с дореволюционными событиями. С обретением в 1935 году нового имени - Ворошиловск - Ставрополь исчез с карты России, перестал существовать. Но память людей, как озеро  Светлояр, хранит  воспоминания о «городе с гордым греческим именем». «Теперь мой Китеж затонул. Его древнегреческое имя заменено именем советского маршала. Но вы можете мне верить или не верить, ...в пасхальную ночь, после заутрени, ...во время второго сна я слышу старый звон», - пишет И. Д. Сургучёв.

«И не было ни войн, ни революций.

Стоит, как град Петров, Россия,

и никакие врата адовы не одолеют её».

  1. Работа с текстом очерка. (СЛАЙД 7 с вопросами для анализа)

Учитель:

  1. Чем привлекает к себе творчество писателя?

(Ответ: Прежде всего, умением рассказать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо и  живописно).

     2.  Какое впечатление произвёл на вас рассказ «Китеж»? Что вы можете сказать о личности автора? (Ответ: «Китеж» требует медленного, вдумчивого чтения. Неподготовленному читателю трудно воспринимать текст, переполненный цитатами из церковной литературы. Для понимания прочитанного необходимы краеведческие, исторические знания. Это характеризует автора, как человека грамотного, эрудированного, хорошо знающего материал, требовательного к читателю, любящего родной город.

     3. О чём заставляет задуматься рассказ «Китеж»?

(Ответ: Рассказ заставляет задуматься о нашей жизни, о том, что с нами происходит.  Люди  перестали по-настоящему  любить землю. Не стараются быть  умными и  заботливыми хозяевами  этой земли. Жаль, что  мы плохо помним нашу  историю, какого мы рода-племени. Следствием всего этого  является духовное вырождение  человека).

Подготовленный ученик обобщает. Прочитав этот очерк, я понял, что он раскрывает перед нами мир культурного понимания, восприятия и переживания. Становится понятным, что самым дорогим и заветным для человека  являются его корни, Родина, где лежат «родительские гробы».

И.Д. Сургучёву удалось воспеть Ставрополь так, что все его переживания стали культурным событием. И это значимо не только для нас, прочитавших «Китеж», но и для Европы, по-настоящему открывшей для себя, что именуется Северным Кавказом.

      5. Работа с  тетрадями. Краткая запись.

      4. Назовите тему и идею «Китежа».

(Ответ: Тема: детские впечатления И. Д. Сургучёва о своём родном городе.

Идея: ностальгические размышления автора об истоках и осмысление своего

места в мире).

      5. Определите жанр «Китежа» Сургучёва.

(Ответ: Художественный очерк. Ученик объясняет, что такое очерк.

ОЧЕРК - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. Очерк может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер (см.)), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра очерка характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. Предметами изображения в художественном очерке  обычно  становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды, ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности).

  1. Как и в чём проявляется присутствие автора?

(Ответ: Автор и есть действующее лицо своего произведения. Это продиктовано жанром очерка. Повествование тесно переплетается с детскими впечатлениями о доме на Ясеновской, великом празднике Пасхе, любимых местах родного города. За этими впечатлениями стоит уже взрослое, переосмысленное знание преданий, нравов и традиций Ставрополья.

  1. Какими чувствами проникнуты строки о Ставрополе? Зачитываем отрывки.

(Ответ: «Тяжело и больно – и в эту минуту, такой затерянный и такой от всего родного отрешённый, я хочу хоть через эти печальные столбцы, хоть мысленно, хоть прикосновением луча сердца быть с тобой, мой родной, мой милый и незабываемый с древнегреческим именем, самый для меня прекрасный и цветущий город на земле».

«И в этом очаровательном северокавказском городе нет теперь ни одного человека, носящего моё имя». «И в светлую заутреню ...не будет ни одного человека, принадлежащего к нашей семье». «Яснее всего ощущение общности и торжественности с землёй, из которой взят, и в которую неминуемо отойдёшь».

Эти строки проникнуты теплом и любовью, щемящим чувством ностальгии.

  1. Как называет автор свой город?

 (Ответ: Илья Сургучёв использует перифразу, заменяя имя собственное на словосочетания «город с гордым греческим именем», «очаровательный северокавказский город», «мой  Китеж»).

  1. Работа со средствами выразительности очерка «Китеж». (учитель совместно с учениками рассматривают средства выразительности в тексте)
  1. Какие  средства  использует  Сургучёв при создании образа  Ставрополя?

(Ответ: Лексические средства. Очерк написан в торжественно-приподнятом настроении, носит философский характер, поэтому автор использует абстрактную лексику (смерть, таинство, естество, ощущение, общность и т. д.). Текст наполнен цитатами из Библии, церковнославянизмами (розговен, заутреня, преосвященный, расстриженный, врата и т.д.). Много имён собственных, это связано с документальностью повествования. Присутствует эмоционально-экспрессивная лексика (тяжко, больно, печальный, волнительный, торжественный), есть устаревшие слова (сажень, аршин).

Синтаксические средства. Сургучёв выбирает сложные конструкции. Основа его текста — сложное предложение. Много предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами.

Эпитеты. «Провинциальный, не шумный», «акварельный город».

Олицетворение. «Город погасил свои торговые огни: золото, серебро и медь
переложил из одних карманов в другие, между семьюдесятью тысячами разделил хлеб, вино и елей», «...сказал своё первое слово большой колокол...», «...город с торжественным греческим именем слушает с благодарной улыбкой ночную, единственную в мире симфонию колоколов».

Метафора. «Песнь начали главные басы, основа хора, - вслед за ними вступают другие голоса: баритон Рядской церкви, серебристый тенорок из духовного училища, женский альт архиерейского старого подворья...».

 «В звёздах плещется уверенный и весёлый, горящий и несгорающий свет. Прекрасно освещён путь в Иудею. Мчится цугом запряжённая телега Больших Медведиц».

  1.  Что представляет собой лицо города, по мнению писателя?

(Ответ: Лицо Ставрополя - это его достопримечательности, архитектура, традиции, люди, населяющие город, и их нравы.

Сургучев даёт панорамное изображение Ставрополя. Он называет город «акварельным», «ясны, как на карте, линии его улиц, бульваров и площадей». Под горой по насыпи «тихо ползёт со станции Кавказской пустой состав товарного поезда». Улицы  застроены зданиями «губернского ампира», где-то среди домов зелёная крыша дома на Первой Ясеновской, на солнечных площадях «фонтаны со струёй в полторы сажени», а на горе возвышается трёхэтажная колокольня архитектора Воскресенского, которая «по изяществу, по лёгкости, по игрушечности считалась второй в России после Троице-Сергиевской». У подножья  горы  провинциальное кладбище, «где все  могилы известны тебе, как дома на главной улице»).

7. Заключительная часть урока.

Слово учителя.

Читатель слышит перезвон колоколов, чувствует особый холодок пасхального утра. Сургучёву удается   познакомить читателя  с жителями города.  Это «старший  звонарь Кафедрального  собора  хромоногий  николаевский солдат, кавалер своему государю Тарас, по прозванию «Отдай рубль»; и кладбищенский сторож Никифор; и облачающийся в ризнице архиепископ Агафодор; и губернатор, «получивший сегодня камергера»; и повар Филипп Васильевич Рашевский - католик, но уважающий православный праздник, - «в визитке и при золотой цепочке». Автор упоминает имена людей, которые работали во имя благосостояния, повседневного благополучия, красоты и процветания города: купцы Чепелевы, Нестеровы, Волобуевы... О купцах Сургучёв пишет с юмором, называя их «выжигами, сквалыгами, алтынниками», подтверждая эти эпитеты анекдотом об обеде великого князя. Но за доброй усмешкой - благодарность людям, которые в предгорьях Северного Кавказа свили «тёплое российское гнездо». Именно они создали неповторимый облик Ставрополя.

Образ Ставрополя занимает центральное место в очерке «Китеж». Это связано с глубочайшей  внутренней потребностью И. Д. Сургучёва. Он  обращается  к своим истокам. Находясь вдали  от Родины,  писатель особенно остро чувствует  связь с  родной землёй. Китеж  Ильи Дмитриевича не затонул. Он жив, пока есть люди, которые помнят о своих корнях. И эта историческая память народа не даст погибнуть России во времена войн и революций.

8.Домашнее задание. (СЛАЙД 6)

Опираясь на записи в тетради, учащиеся готовят сообщение на тему: «Образ Ставрополя в очерке И. Д. Сургучёва «Китеж».

Источники:

  1. Сургучев, И.Д. Китеж: рассказ // Ставропольский хронограф на 1996 год: библиогр. указ.лит. – Ставрополь, 1996. – С. 208-214 16.
  2. Сургучев, И.Д. Китеж: рассказ / И.Д. Сургучев // Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет / ред. В.А. Шаповалов. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – С. 528-530. 25.
  3. Сургучевские места Ставрополя: где родился и вырос писатель // Ставроп. правда» - 2016. - 14 дек.  
  4. Селунская, И. Воскрешение «Китежа» / И. Селунская // АиФ: Сев. Кавказ. – 2006. – № 11, март. – С. 6 
  5. Водолажская, В. «Прикосновением сердца...»: о ставропольском писателе Илье Сургучеве / В. Водолажская // Ставроп. правда. – 1996. – 3 дек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...