Внеурочное мероприятие"День национального калмыцкого костюма"
методическая разработка (6 класс)
Внеурочное мероприятие для 5-7 классов с целью патриотического воспитания, бережного отношения к культурному наследию калмыцкого народа. Мероприятие проведено в рамках Года культурного наследия народов России, в День национального калмыцкого костюма - новый праздник в Республике Калмыкия, который будет праздноваться ежегодно во вторую субботу сентября.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Республиканский заочный конкурс воспитательных мероприятий, посвященных Году культурного наследия народов России
Конкурсный материал: Сценарий внеклассного мероприятия
Название: «День калмыцкого костюма»
Участник: Шовгорова Альмана Зулаевна
Должность: учитель родного языка и литературы
ОО: МБОУ «Зултурганская СОШ»
Населенный пункт: п.Светлый
Район: Ики-Бурульский
Электронная почта: ashovgorova@bk.ru
Контактный телефон: 8-927-596-35-91
п. Светлый
2022г.
Сценарий внеклассного мероприятия «День калмыцкого костюма»,
посвященного Году культурного наследия народов России
Цель: привлечение внимания обучающихся к культурному наследию калмыцкого народа
Задачи:
- Развивать у обучающихся умение выражать свое отношение к культурному наследию через результаты проектной, поэтической, художественной деятельности.
- Расширить знания о калмыцкой национальной одежде
- Воспитывать у обучающихся бережное отношение к народному искусству
Оборудование и наглядные материалы: ПК, проектор, ватманы, маркеры, цветные листы А4, рисунки детей, пазлы «Калмыцкие шапки», воздушные шары
Категория: 5-7 классы
Ожидаемый результат: Популяризация среди обучающихся внеклассных мероприятий в рамках проведения Дня калмыцкого национального костюма и воспитание чувства гордости к культурному наследию своей малой Родины
Ход мероприятия:
В классной комнате украшена фотозона в национальном стиле. Звучит музыка. Дети заранее поделены на две команды: «Улан зала» и «Сиик».
Входят 2 ведущих в калмыцких национальных костюмах.
Ведущий 1: - Мендвт, кундтя уурмуд!
Ведущий 2:
Есть, возможно, уголок красивый
Есть богаче, шире есть края.
Только мне из всей нашей России
Ближе к сердцу Калмыкия моя
Ведущий1: - Вас приветствуют ученицы 5 класса Джуджинова Ирвена и Очир-Горяева Айта!
Звучит музыка. Приветственный танец.
Ведущий 2: - Ребята, а вы знаете как называется этот танец? (танец с хадаками)
- Что такое хадак? (это длинный шарф, один из буддийских символов)
- Для чего его используют? (хадак преподносят в дар гостям)
- Когда же преподносят хадак? В каких случаях? (Хадаки дарят на свадьбах, на праздниках…)
Ведущий 1: - Правильно. Хадак преподносится уважаемым гостям Республики, на свадьбах –почетным гостям в знак дружбы и почтения. Вообще, хадак – универсальный дар. Он может быть преподнесен в любой праздник. Какой же праздник мы отмечаем сегодня? (День калмыцкого костюма)
Ведущий 2: – Верно, ребята, в 2022 году, в Год культурного наследия народов России, в нашей республике учрежден новый праздник – День национального калмыцкого костюма. Он будет отмечаться ежегодно во вторую субботу сентября.
Ведущий 1: -Кундтя мана гиичнр! Хальмг келн-улсин хувцин сян одрля тадниг йоряжянявидн! Цугтан сян-сяяхн, гем-шалтг уга йовж, сургулян сяяняр сурж, эвряннь Хальмг тангчин нерян дуудулж, менд амулн, бяяхиг Олн Деедс Бурхд оршятхя!
Ведущий 2: – День национального калмыцкого костюма – это праздник, который является связующей нитью между прошлым и будущим.
Ведущий 1: -Национальный костюм - это культура и история народа. Его традиции и образ жизни.
Ведущий 2: - Национальный калмыцкий костюм помогает сохранить богатое наследие предков.
Ведущий 1: - Сегодня над проектом «Калмыцкий костюм» у нас работают три творческие группы:
исследователи «Улан зала»,
фольклористы «Хальмгуд»,
художники «Эрдмтя».
Ведущий 2: - Предлагаем всем группам посмотреть видеоролик о национальных мужских и женских костюмах и выполнить следующие задания:
Исследователи рассказывают историю появления «улан зала»
Фольклористы показывают, как нужно дарить одежду и читают наизусть йорял- благопожелание новой одежды.
Художники раскрашивают мужские и женские костюмы и рассказывают об основных деталях.
(просмотр видеоролика. Выполнение заданий)
Творческие группы готовы. Из каждой команды выходят выступающие и защищают свой мини-проект.
Ведущий 1: -Молодцы! Дружно справились с заданиями.
А теперь Игра «Собери пазлы». Из каждой группы – один желающий.
Задача: собрать пазлы «Калмыцкие шапки» и написать название данного головного убора.
(дети собирают магнитные пазлы на доске)
Ведущий 2: - Молодцы, ребята!
- Какие цвета преобладают в калмыцких женских и мужских костюмах? (дети отвечают)
- Правильно. Цветовая гамма состоит из шести основных цветов.
Следующая игра «Переведи и объясни». Выходят по одному желающему. Каждому участнику предлагается поймать по два воздушных шарика.
Задача: назвать цвета на калмыцком языке (улан, шар; кок, ноган; цаган, хар) и объяснить, что они обозначают в национальной одежде калмыков.
(Ответы детей)
Ведущий 1: - Калмыцкая народная пословица гласит: «Лучшую еду отдай гостю, лучшую одежду носи сам». С давних времен наши предки носили национальную одежду, которая делилась на детскую, девичью, женскую, мужскую, одежда для воинов, повседневную, праздничную.
Ведущий 2: - Наши предки очень бережно относились к одежде, специально выбирали хороший день для кройки и шитья.
К каждому празднику или важному событию всегда надевали новую одежду. Одежду дарили детям или дорогим гостям. И в это время произносили йорял - благопожелание специально для хозяина новой одежды.
Следующее задание: рассказать «Шин хувцна йорял»
(Из каждой группы – один йорял)
Ведущий 1: - Женщины –рукодельницы украшали платья, вороты, манжеты красивыми узорами – орнаментом. Национальный орнамент превращает костюм в предмет искусства. В калмыцком орнаменте применяются мотивы природы (солнце, луна, трава, тюльпан, лотос), а также элементы Зая-Пандитской письменности.
Ведущий 2: - А что такое орнамент?
Оглядись, посмотри, как красиво –
Из орнаментов разных узор
На калмыцкий костюм особенно
Мы бросаем свой нежный взор!
Ведущий 1: - Приглашаем по одному участнику из каждой группы.
Задача: найти предметы с орнаментом в нашем классе. Кто больше и быстрее назовет предметы?
(находят орнамент на калмыцких костюмах, на рисунках детей, на картинках, на гербе Калмыкии, на кибитке и тд)
Ведущий 2: - Ребята, а теперь проведем блиц-опрос.
- Какой новый праздник появился в нашей республике?
- Когда он будет отмечаться?
- Для чего нам нужен этот праздник?
- Какие калмыцкие костюмы бывают?
- Сколько основных цветов в калмыцком костюме? Назовите их?
- Назовите отличительную черту калмыцких головных уборов?
- Как называется красная кисточка? (улан зала)
- Где можно увидеть в современное время калмыцкий костюм?
- Что такое камчатка? (женский головной убор)
- Назовите названия головных уборов. (халмаг, камчатка, тоорцг, жатаг, бусляч…)
- Кто из великих русских поэтов посвятил стихотворение калмычке? (А.С.Пушкин в 1829г)
Ведущий 1: - Калмыцкому костюму посвящено много песен, стихотворений, легенд, пословиц, загадок, картин…
Ведущий 2: - Хар торгн бюшмюд
Хормагарн саглрна
Хальмг хувцта куукд
Хавшж сяяхн тавшна!
Ведущий 1: - Таким красивым шавашем- восхвалением калмыцкого костюма мы завершаем наш первый в истории урок этнографии.
Подведение итогов.
Звучит музыка. Совместное фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие "День рождения "Звонка"
Внеурочное мероприятие "День рождения "Звонка" разработано, подготовлено и проведено воспитанниками школьного издательского центра "Звонок"...
Разработка внеурочного мероприятия "День народного единства."
Урок об истории празднования Дня народного единства....

Технологическая карта внеурочного мероприятия "День Байкала"
Экоурок, посвященный удивительному природному объекту. Занятие погрузит школьников в мир легендарного озера и научит его беречь....