«Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» в 2022 году
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В 2022 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 12 семинаров-совещаний в Северо-Западном и Центральном федеральных округах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
post-reliz_rya_2022.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
В 2022 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 12 семинаров-совещаний в Северо-Западном и Центральном федеральных округах.
Мероприятия прошли в Тамбовской области, Воронежской области, Калужской области, Брянской области, Курской области, Орловской области, Республике Коми, Республике Карелия, Ненецком автономном округе, Архангельской области и Ленинградской области. Мероприятия проекта начались 17 марта 2022 года в г. Тамбове, а финальный межрегиональный семинар-совещание Северо-Западного федерального округа состоялся 6-7 июня 2022 года на площадке Ленинградской области. Проект в течение 2020-2022 гг. охватил все федеральные округа России.
В ходе общественно-научной методической дискуссии был выявлен ряд позитивных тенденций в организации преподавания родных языков, включая русский родной язык. Среди приоритетов региональных систем образования - обеспечение готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности с учетом этнокультурной составляющей, профессиональный рост учителя родного языка и родной литературы нового типа, соответствующего требованиям глобального информационного общества, знающего культурные и языковые особенности народов, ориентиры на создание единой инновационной информационно-образовательной среды профессионального развития работников образования.
В большинстве регионов организована работа постоянно действующих научно-методических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классы для педагогов, региональные инновационные площадки.
Нормативно-правовое обеспечение национальных языков развивается в различных регионах в разной степени. Специальные региональные программы приняты в трёх регионах – Ненецком автономном округе, Республике Карелия, Республике Коми. К сожалению, специальные программные документы по языковой политике отсутствуют в подавляющем большинстве регионов ЦФО и СЗФО.
В ряде регионов функционируют специально созданные для методической поддержки преподавания языков народов Российской Федерации научно-педагогические организации. Например, в ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования» работает Лаборатория национальных проблем дошкольного образования и лаборатория развития этнокультурного образования, наряду с этим действуют республиканский экспертный совет и республиканское методическое объединение. Во многих регионах работают методические объединения учителей, региональные отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ).
В отдельных регионах имеет место активная и плодотворная работа общественных организаций, таких, как Карельская региональная общественная организация «Лига прибалийско-финских народов», Общество вепсской культуры, Межрегиональное общественное движение «Коми войтыр». К сожалению, таких общественных организаций очень немного. Они полностью отсутствуют в теме родного (русского) языка.
В регионах проведения семинаров-совещаний 2022 года значительную роль играет лигво-культурологическая составляющая, изучение традиций и обычаев русского и других народов на уроках родного языка и родной литературы, обращение к устному народному творчеству, истории семьи и рода.
Значительную роль играет краеведческая составляющая, с помощью которой формируется уважение к своей культуре, своему языку.
Одним из важнейших условий формирования познавательного интереса к родному языку в регионах проведения семинаров-совещаний 2022 года является музейная педагогика, охватывающая все возрастные группы и уровни образования. Музейная педагогика направлена на воспитание любви к родному краю, формирование национального самосознания, идентичности, развитие детско-взрослой совместной деятельности.
Важную роль в повышении мотивации к изучению родных языков играют творческие конкурсы и олимпиады. Участие во всероссийских конкурсах: Конкурс методических разработок учителей родных, включая русский, языков, Всероссийском конкурсе на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке, а также комплексе мероприятий, проведённых в 2021 году Национальной родительской ассоциацией совместно с Федеральным институтом родных языков.
Следует отметить инновационные проекты и программы продвижения родных языков в сеть Интернет и медиа-пространство в целом. Можно сделать вывод о том, что, несмотря на наличие отдельных интересных наработок в сфере информатизации родного языка, опыт трансляции через медиа-пространство, создание информационных продуктов и использование информационных технологий в преподавании родных языков находится на крайне низком уровне. Опыт в части работы со взрослыми по родным языкам в регионах проведения семинаров 2022 года отсутствует.
По итогам проведения в 2020-2022 гг. серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» подготовлен ряд научных и научно-популярных статей, в том числе, принятых к публикации в журналах, включённых в списки ВАК, 3 видеосюжета, 3 сборника успешных региональных практик. Со всеми материалами по итогам серии мероприятий, включая анализ оценки состояния и характера развития преподавания языков в разрезе федеральных округов, можно познакомиться на сайте Национальной родительской ассоциации www.nra-russia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоги профессиональной деятельности учителя биологии высшей категории, Почётного работника общего образования Российской Федерации Шейко Ларисы Юрьевны
Итоги профессиональной деятельности....
Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"
В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...
Удостоверение "Почетный работник общего образования Российской федерации"
Почетное звание "Почетный работник общего образования Российской федерации"...
Нагрудный знак "Почётный работник общего образования Российской Федерации"
Нагрудный знак "Почётный работник общего образования Российской Федерации"...
Проект «Солнечные Ёжики» для участия в конкурсе Гранте Президента Российской Федерации в 2022 году
Участие в разработке Проекта для участия в конкурсе Гранта Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий в 20...
Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации
Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации...
2010г. Почетное звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации", за заслуги в области образования, приказ Минобрнауки России.
2010г. Почетное звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации", за заслуги в области образования, приказ Минобрнауки России....