конспект урока эрзянского языка в 5 классе Тундонь тешкстнэ"
план-конспект занятия (5 класс)
конспект урока эрзянского языка в 5 классе Тундонь тешкстнэ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_erzyanskogo_yazyka_primety_vesny_5_kl.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Тундонь тешкстнэ. Приметы весны.
Задачи:
1. Повторение изученных слов и грамматических конструкций по теме «Птицы», «Весна». Формирование коммуникативных навыков.
2. Формирование умения образовывать от существительных прилагательные с помощью суффиксов - в, - й, - нь.
3. Развитие логического мышления, внимания, эрзянской речи.
4. Воспитание интереса и положительного отношения к эрзянскому языку.
Оборудование урока: компьютер, презентация.
Ход урока.
- Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Учитель: Шумбратадо, эйкакшт! (Здравствуйте, ребята!) Евтынк, кодамо течи чись? Скажите, какое сегодня число? Кодамо течи таргонь чись? (Какой сегодня день недели?) Кие течи классо арась? (Кто сегодня отсутствует?)
Учитель: Эйкакш, евтынк, кодамо тынк ульнесь кудонь тевенк? (Тонавтнемс наизусть стихотворениянть А. Моронь «Авань вий»). (Ребята, скажите, каким было ваше домашнее задание? (Выучить наизусть стихотворение А. Моро «Материнская сила»).
Конкурс на лучшего чтеца.
Речевая разминка. Работа по картине Ф. Сычкова «Ледоход».
Учитель: Эйкакшт, панжинк тетраденк ды сермадынк течинь числанть. Ней ваннынк Ф.Сычковонь «Ледоход» артовксонть ды муинк существительнойтнень. Сермадынк сынст тетрадьс. (Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число. А сейчас рассмотрите картину Ф.Сычкова «Ледоход» и выпишите существительные, которые изображены на ней. (Слайд 2)
(Кудо, эй, лов, ведь, церыне, менель, чувто, мода, ава, ломань, чочко, алаша, пирявкс).
Учитель: Кодамо иень шка невтезь артовкссонть? (Тундо). (Какое время года изображено на картине?) (Весна).
- Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Течи минь тынк марто карматано кортамо тундонь тешкстнэде. Сермадынк теманть тетрадьс. Евтынк, кодат содатадо эйстэст? (Ловось солы. Чудить чудикирькст. Чись кувалгады, весь нурькалгады. Ракшатне стякшныть удомсто. Нармунтне сыть лембе масторсто. (Сегодня мы с вами будем говорить о приметах весны. Запишите тему урока. Назовите весенние приметы. (слайд 3)
Учитель: Эйкакшт, а кодат нармунть сакшныть миненек тунда. Кунсолынк, сынст вайгелест, ваннынк фотографияст ды евтынк лемест эрзякс. (варси – грач, письмар – скворец, варака – ворон, карго – журавль, цеков - соловей). (Ребята, а какие птицы прилетают к нам весной? Прослушайте их голоса, рассмотрите фотографии и назовите их по - эрзянски.) (слайды 4 -5).
Учитель: Эйкакшт, кодамо кортамо пельксэнь валтнэ: варси, письмар, варака, карго, цеков? (Существительнойть). Тееде эйстэст прилагательнойть ды арсиде мартост существительнойть. (Варсинь пуло, письмаронь кудо, варакань нерь, цянавонь пизэ, каргонь селмо, цековонь моро) (Ребята, к какой части речи относятся слова: варси, письмар, варака, карго, цеков? Попробуйте образовать от данных существительных прилагательные и подберите к ним существительные (слайд 6).
Учитель: Кодамо суффикс вельде теинк прилагательнойтнень существительнойтнень эйстэ?( - нь суффикс вельде) (С помощью каких суффиксов вы образовали прилагательные от существительных. (Суффикса – нь)
III. Введение правила образования прилагательных от существительных с помощью суффиксов – в, - й, - нь.
- Чтение правила.
Учитель: Ловносынек правиланть тонавтнемапелень 81 - це лопасто (Прочитаем правило на с. 81 учебника и запомним его) (слайд 7)
2. Работа с учебником. Упражнение в образовании прилагательных от существительных, определении суффиксов.
Учитель: Ловносынек А. Богомоловонь «Тундо» стихотворениянзо тонавтнемапелень 81 – це лопасто. Муинк прилагательнойтнень, евтынк кодамо суффикс вельде сынь теевсть. (Прочитайте стихотворение А. Богомолова «Тундо» (с. 81, упр.1), найдите прилагательные, определите с помощью каких суффиксов они образованы (телень, мазый – суффиксы: - нь, - й) (слайд 8).
3. Работа в тетради. Чтение и перевод текста «Морыця цеков» на с. 81 учебника. Выписать прилагательные, выделить суффиксы.
4. Закрепление правила.
Учитель: Кодамо валсто теезь прилагательнойтне мазый, тундонь, валскень, сиянь, гайтев, кежей? (Определить от каких слов образованы прилагательные? (мазы, тундо, валске, сия, гайтев, кеже) (слайд 9).
V. Физкультминутка.
Учитель: Эйкакшт, ней оймсетяно! (слайд 10)
Пиленек кунсолыть ды марить.
Сельменек ваныть ды неить.
Превенек парсте важодить.
Суртнэ мазыйстэ сермадыть.
IV. Закрепление изученного.
- Кроссворд.
Учитель: Эйкакшт, содасынек кроссвордонт: ютавтсынек валтнэнь эрзянь кельс (слайды 11-25).
- Закрепление правила.
Учитель: Отвечадо кевкстема лангс: Кодамо суффикс вельде теевить прилагательнойтне? (Ребята, ответьте на вопрос: с помощью каких суффиксов образуются прилагательные? (слайд 26).
V. Итог урока.
Учитель: Мезе од саинек те урокстонть? Мезе тынк мельс сехте тусь? (Чему мы с вами научились сегодня? Что нового узнали? Что на уроке вам особенно понравилось?)
Домашнее задание: упражнение 3 на странице 81 (слайд 27).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока эрзянского языка
Урок в 4 классе по теме "Времена года". Урок- повторение изученного материала...
Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс
Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...
Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс
Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...
Конспект урока немецкого языка 7 класс (второй иностранный язык).
Тема урока: Мои планы. Придаточные предложения с союзами dass и weil....
Урок эрзянского языка 3 класс
Урок эрзянского языка3 классТема урока: Идем ракшат. (Дикие животные)....
конспект урока эрзянского языка во 2 классе "Кудосо"
конспект урока эрзянского языка во 2 классе "Кудосо"...
конспект урока эрзянского языка в 6 классе "Пертьпельксэнь полавтовомась. Чувтотне тунда вирьсэ ды пиресэ"
конспект урока эрзянского языка в 6 классе "Пертьпельксэнь полавтовомась. Чувтотне тунда вирьсэ ды пиресэ"...