Олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания

Шамарина Самига Тюлегеновна

Тексты заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Составитель учитель русского языка и литературы Шамарина С.Т.

2018 – 2019 учебный год.

8 класс

Время выполнения – 2 урока

1. Что такое эпиграф?                                                                                1 б.

2. Что такое идея произведения?                                                              1 б.

3. Что такое композиция?                                                                          1 б.

4. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

    Приведите примеры произведений.                                                     6 б.

5.  Ямб и хорей – это: а) двусложные размеры стиха;

                                     б) трёхсложные размеры стиха.                          2 б.

6. Закончите предложения:

                   « Руслан и Людмила» А.С.Пушкина – это    а) баллада

                                                                                              б) поэма

                                                                                              в) сказка

                                                                                              г) рассказ;

                 «Хамелеон» А.П.Чехова – это      а) роман

                                                                         б) повесть

                                                                         в) рассказ

                                                                         г) стихотворение;

                 «Детство» М.Горького – это а) повесть

                                                                     б) поэма

                                                                     в) рассказ

                                                                     г) роман.                                3 б.

7. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

                     А)    Твой стих, как божий дух, носился над толпой

                             И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как  колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

                                                                                         М.Ю.Лермонтов.

                     Б)  Тропами потаёнными, глухими,

                          В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

                                                                                        И.Бунин              4 б.

8. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления?  Приведите пример.                                                                  2 б.

9. Назовите  трёх самых известных русских поэтов 19 века.                3 б.

10. О каком герое, какого произведения идёт речь?

«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русы, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».          2 б.

11. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С.Пушкина, из которого приведён отрывок:

 В унынье, с пасмурным челом,

                               За шумным свадебным столом

                              Сидят три витязя младые;

Безмолвны, за ковшом пустым,

                              Забыты кубки круговые,

                             И брашна неприятна им;

                             Не слышат вещего Баяна;

                             Потупили смущённый взгляд:

                             То три соперника Руслана…                                       4 б.

12. Узнай произведение по его началу, назови автора:

 Не сияет на небе солнце красное,

                               Не любуются им тучки синие:

                               То за трапезой сидит во златом венце,

                              Сидит грозный царь Иван Васильевич.

                              Позади его стоят стольники,

                             Супротив его всё бояре да князья,

                              По бокам его всё опричники…                                  2 б.

13. Вспомните эпиграф к повести «Капитанская дочка». Какой смысл он имеет?      3 б.

14. Узнайте произведение по напутствия родителей своим детям при расставании, назови автора:

        А) «Теперь благослови, мать, детей своих. Моли бога, чтобы они воевали храбро, не запятнали честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете»

        Б) «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». 4 б.

15. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».                 1 б.

16. Перечислите имена зарубежных писателей, чьи произведения вы читали.от 1 б

17. Комплексный анализ прозаического произведения (10 б).

Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

 проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.

       Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

       Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

       Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

       Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

       Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

        Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

        Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

        Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

        Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

        Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

Ответы к заданиям олимпиады

                                        по литературе (8 класс)

1.Эпиграф –  короткий текст (обычно цитата, пословица и т. п.), помещаемый

автором впереди своего произведения, раскрывающий

                       содержание  и придающий своеобразное освещение основной

                       идее произведения.                                                                 1 б.

2. Идея произведения- -его главная, основная мысль.                               1 б.

3. Композиция – построение произведения.                                                1 б.

4. Житие – «Житие протопопа Аввакума»;

    летопись – «Повесть временных лет»;                                                     6 б.

5. Ямб и хорей – А)двусложные размеры стиха.                                         2 б.

6. « Руслан и Людмила» - Б (поэма);

«Хамелеон» - В (рассказ);   «Детство» - А (повесть ).                            3 б.                                                                      

7. А - сравнение;    Б – метафора.                                                                   4 б.

8. Эпитет. Например, красная девица.                                                          2 б.

9. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов.                                        3 б.

10. Владимир Дубровский из повести А.С.Пушкина «Дубровский».        2 б.

11. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Ратмир, Рогдай, Фарлаф. 4 б.

12. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого

      опричника и удалого купца Калашникова».                                           2 б.

13. «Береги честь смолоду».                                                                           3 б.

14. А - «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя;  

Б - «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.                                                 4 б.

15. «Миргород» - сборник Н.В.Гоголя.                                                        1 б.

16. Мольер «Мещанин во дворянстве»…                                               от 1 б.

Комплексный анализ прозаического текста                                          10 б.

 Итого:  50 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...