Олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания
Тексты заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnye_zadaniya_po_literature_dlya_8_klassa_-_podobina_vera_mihaylovna.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Составитель учитель русского языка и литературы Шамарина С.Т.
2018 – 2019 учебный год.
8 класс
Время выполнения – 2 урока
1. Что такое эпиграф? 1 б.
2. Что такое идея произведения? 1 б.
3. Что такое композиция? 1 б.
4. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.
Приведите примеры произведений. 6 б.
5. Ямб и хорей – это: а) двусложные размеры стиха;
б) трёхсложные размеры стиха. 2 б.
6. Закончите предложения:
« Руслан и Людмила» А.С.Пушкина – это а) баллада
б) поэма
в) сказка
г) рассказ;
«Хамелеон» А.П.Чехова – это а) роман
б) повесть
в) рассказ
г) стихотворение;
«Детство» М.Горького – это а) повесть
б) поэма
в) рассказ
г) роман. 3 б.
7. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?
А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
М.Ю.Лермонтов.
Б) Тропами потаёнными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими
Леса молчат – осенней ночи ждут.
И.Бунин 4 б.
8. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. 2 б.
9. Назовите трёх самых известных русских поэтов 19 века. 3 б.
10. О каком герое, какого произведения идёт речь?
«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русы, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». 2 б.
11. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С.Пушкина, из которого приведён отрывок:
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыты кубки круговые,
И брашна неприятна им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущённый взгляд:
То три соперника Руслана… 4 б.
12. Узнай произведение по его началу, назови автора:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники… 2 б.
13. Вспомните эпиграф к повести «Капитанская дочка». Какой смысл он имеет? 3 б.
14. Узнайте произведение по напутствия родителей своим детям при расставании, назови автора:
А) «Теперь благослови, мать, детей своих. Моли бога, чтобы они воевали храбро, не запятнали честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете»
Б) «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». 4 б.
15. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 1 б.
16. Перечислите имена зарубежных писателей, чьи произведения вы читали.от 1 б
17. Комплексный анализ прозаического произведения (10 б).
Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».
При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;
проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;
определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.
Воробей.
Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь.
Апрель, 1878
Ответы к заданиям олимпиады
по литературе (8 класс)
1.Эпиграф – короткий текст (обычно цитата, пословица и т. п.), помещаемый
автором впереди своего произведения, раскрывающий
содержание и придающий своеобразное освещение основной
идее произведения. 1 б.
2. Идея произведения- -его главная, основная мысль. 1 б.
3. Композиция – построение произведения. 1 б.
4. Житие – «Житие протопопа Аввакума»;
летопись – «Повесть временных лет»; 6 б.
5. Ямб и хорей – А)двусложные размеры стиха. 2 б.
6. « Руслан и Людмила» - Б (поэма);
«Хамелеон» - В (рассказ); «Детство» - А (повесть ). 3 б.
7. А - сравнение; Б – метафора. 4 б.
8. Эпитет. Например, красная девица. 2 б.
9. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов. 3 б.
10. Владимир Дубровский из повести А.С.Пушкина «Дубровский». 2 б.
11. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Ратмир, Рогдай, Фарлаф. 4 б.
12. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова». 2 б.
13. «Береги честь смолоду». 3 б.
14. А - «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя;
Б - «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. 4 б.
15. «Миргород» - сборник Н.В.Гоголя. 1 б.
16. Мольер «Мещанин во дворянстве»… от 1 б.
Комплексный анализ прозаического текста 10 б.
Итого: 50 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по литературе.
В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы....
Олимпиадные задания по литературе 5 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...
Олимпиадные задания по литературе 6 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...
Олимпиадные задания по литературе
Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 классы
Школьный этап...
Олимпиадные задания по литературе
Литература1 -й (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...