Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
олимпиадные задания по литературе по теме
Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_literature_winrar.rar | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Литература, 8 класс, 2008-2009
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
II (муниципальный) этап
2008 – 2009 учебный год
8 класс
Максимальное количество – 40 баллов.
Задания.
- Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Укажите название басен И.А.Крылова по приведенным строкам.
- «На задних лапах я хожу ».
- «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».
- «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
- «Избави, бог, и нас от этаких судей ».
- «Великий человек лишь громок на делах».
5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
- Определите произведения и их авторов по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет.
- На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием.
2.2. «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»
2.3. (Он ) «был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривая свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду».
2.4. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал,
ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.
2.5. Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа)
3. С какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия.
- В.А.Жуковский. 1. Тарханы.
- А.С.Пушкин. 2. Спасское – Лутовиново.
- Н.А.Некрасов. 3. Ясная Поляна.
- А.А.Блок. 4. Таганрог.
- Н.В.Гоголь. 5. Константиново.
- М.Е.Салтыков- Щедрин. 6. Белев.
- М.Ю.Лермонтов. 7. Михайловское.
- И.С.Тургенев. 8. Грешнево.
- Л.Н.Толстой. 9. Шахматово.
- А.П.Чехов. 10. Васильевка.
- С.А.Есенин. 11. Спас – Угол.
5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
4. Назовите авторов приведенных фрагментов художественных произведений
4.1. О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
4.2. А вороны?..
Да ну их к Богу!
Я ж в своем, не в чужом бору.
Пусть кричат, поднимают тревогу –
Я от карканья не умру.
- Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья…
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
4.4. Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…
- Простые звуки родины моей:
Реки неугомонной бормотанье
Да гулкое лесное кукованье
Под шорох созревающих полей.
- Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат…
6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
- Прочитайте стихотворение Н.М.Языкова.
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.
Смело, братья! Ветром полный
Парус мой направил я:
Полетит на скользки волны
Быстрокрылая ладья!
Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней,
Будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней!
Смело, братья! Туча грянет,
Закипит громада вод,
Выше вал сердитый встанет,
Глубже бездна упадет!
Там, за далью непогоды,
Есть блаженная страна;
Не темнеют неба своды,
Не проходит тишина.
Но туда выносят волны
Только сильного душой!..
Смело, братья, бурей полный
Прям и крепок парус мой!
Выберите из предложенного списка 4 понятия, наиболее соответствующие идейно-художественным особенностям стихотворения Н. М. Языкова «Пловец». Объясните ваш выбор.
Аллегория Градация Олицетворение
Аллитерация Дактиль Риторическое восклицание
Антитеза Динамика Хорей
Афоризм Ирония Эпитет
Гипербола Метафора Ямб
16 баллов (по 1 баллу за правильный выбор термина; по 3 балла за точность и полноту ответа)
Ответы
Задание 1
- И.А.Крылов «Две собаки».
- И.А.Крылов «Кукушка и петух».
- И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
- И.А.Крылов «Осел и Соловей».
- И.А.Крылов «Две бочки».
Задание 2
2.1. Алена Дмитриевна. Произведение М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
- Акакий Акакиевич Башмачкин. Произведение Н.В.Гоголя «Шинель».
- Калиныч. Произведение И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».
2.4. Помещик, князь Урус – Кучум – Кильдибаев. Произведение М.Е.Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик».
2.5. Портрет А. Струйской (поэтическое «прочтение» картины художника Ф.С.Рокотова). Стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет».
Задание 3
1 – 6 7 - 1
2 – 7 8 - 2
3 – 8 9 - 3
4 – 9 10 - 4
5 – 10 11 - 5
6 – 11
Задание 4
4.1. Константин Николаевич Батюшков.
4.2. Александр Яковлевич Яшин.
4.3. Феодосий Петрович Савинов.
4.4. Николай Михайлович Рубцов.
4.5. Ольга Александровна Фокина.
4.6. Сергей Сергеевич Орлов.
Задание 5
Аллитерация, антитеза, градация, олицетворение, риторическое восклицание, динамика, метафора, хорей, эпитет (учащиеся могут обосновать выбор любых 4 терминов из данного списка).
Инструкция по проверке и оценке ответов
Задание 1 – 5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Задание 2 - 7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа).
Задание 3 – 5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).
Задание 4 – 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Задание 5 - 16 баллов: по 1 баллу за правильный выбор термина; по 3 балла за точность и полноту ответа:
3 балла – участник олимпиады обнаруживает понимание специфики задания: объясняет выбор понятия, фактические ошибки отсутствуют;
2 балла - объясняет выбор понятия и допускает 1 фактическую ошибку;
1 балл - объясняет выбор понятия и допускает 2 - 3 фактические шибки;
0 баллов – не объясняет выбор понятия или приводит объяснение, которое содержательно не соотносится с поставленной задачей.
Максимальное количество – 40 баллов
Время выполнения заданий – 3 часа (9.00 – 12.00)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по литературе 5 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...
Олимпиадные задания по литературе 6 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 классы
Школьный этап...
Олимпиадные задания по литературе 8 класс
Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами...
Олимпиадные задания по литературе 8 класс
Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами...
Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.
Задания преднахначены для школьной олимпиады....
олимпиадные задания по литературе 7 класс
даны вопросы на знание текстов произведений, фактов из биографий писателей, по теории литературы....