Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
олимпиадные задания по литературе по теме

Шугаепова Рузалия Зафаровна

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_literature_winrar.rar1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Литература, 8 класс, 2008-2009

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

II (муниципальный) этап

2008 – 2009 учебный год

8 класс

Максимальное количество  – 40 баллов.

Задания.

  1. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками.  Укажите название басен И.А.Крылова по приведенным строкам.
  1. «На задних лапах я хожу ».
  2. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».
  3. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
  4. «Избави, бог, и нас от этаких судей ».
  5. «Великий человек лишь громок на делах».

5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. Определите произведения и их авторов по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет.
  1. На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

   

   2.2.    «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный,  низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»

   2.3. (Он ) «был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривая свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду».

 2.4. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал,                                                                                                                                                                  

ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.

2.5.                       Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа)

3. С  какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия.

  1. В.А.Жуковский.                             1. Тарханы.
  2. А.С.Пушкин.                                  2. Спасское – Лутовиново.
  3. Н.А.Некрасов.                                3. Ясная Поляна.
  4. А.А.Блок.                                        4. Таганрог.
  5. Н.В.Гоголь.                                     5. Константиново.
  6. М.Е.Салтыков- Щедрин.               6. Белев.
  7. М.Ю.Лермонтов.                            7. Михайловское.
  8. И.С.Тургенев.                                 8. Грешнево.
  9. Л.Н.Толстой.                                   9. Шахматово.
  10. А.П.Чехов.                                      10. Васильевка.  
  11. С.А.Есенин.                                    11. Спас – Угол.

5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

                                                         

4. Назовите авторов приведенных фрагментов художественных произведений

4.1. О, память сердца! Ты сильней                                                            

       Рассудка памяти печальной

       И часто сладостью своей

       Меня в стране пленяешь дальной.

4.2. А вороны?..

       Да ну их к Богу!

       Я ж в своем, не в чужом бору.

        Пусть кричат, поднимают тревогу –

        Я от карканья не умру.

  1. Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья…

Это – русская сторонка,

Это – родина моя!

   4.4.  Привет, Россия – родина моя!

           Как под твоей мне радостно листвою!

           И пенья нет, но ясно слышу я

           Незримых певчих пенье хоровое…

  1. Простые звуки родины моей:

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье

Под шорох созревающих полей.

  1. Его зарыли в шар земной,

       А был он лишь солдат…

6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. Прочитайте стихотворение Н.М.Языкова.                        

                                 Нелюдимо наше море,

                                 День и ночь шумит оно;

                                 В роковом его просторе

               Много бед погребено.

                                 Смело, братья! Ветром полный

            Парус мой направил я:

                                 Полетит на скользки волны

            Быстрокрылая ладья!

                                 Облака бегут над морем,

                                 Крепнет ветер, зыбь черней,

                                 Будет буря: мы поспорим

                                 И помужествуем с ней!

                                  Смело, братья! Туча грянет,

                                  Закипит громада вод,

                                  Выше вал сердитый встанет,

                                  Глубже бездна упадет!

                                   Там, за далью непогоды,

                                   Есть блаженная страна;

                                   Не темнеют неба своды,

                                   Не проходит тишина.

                                   Но туда выносят волны

                                   Только сильного душой!..

                                   Смело, братья, бурей полный

                                   Прям и крепок парус мой!

Выберите из предложенного списка 4 понятия, наиболее соответствующие идейно-художественным особенностям стихотворения Н. М. Языкова  «Пловец». Объясните ваш выбор.

Аллегория        Градация                Олицетворение

Аллитерация             Дактиль                Риторическое восклицание

Антитеза        Динамика        Хорей

Афоризм         Ирония        Эпитет

Гипербола         Метафора        Ямб

        16 баллов (по 1 баллу за правильный выбор термина; по 3 балла за точность и полноту ответа)

                                                 Ответы

Задание 1

  1. И.А.Крылов «Две собаки».
  2. И.А.Крылов «Кукушка и петух».
  3. И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
  4. И.А.Крылов «Осел и Соловей».
  5. И.А.Крылов «Две бочки».

Задание 2

    2.1. Алена Дмитриевна. Произведение М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин. Произведение Н.В.Гоголя «Шинель».
  2. Калиныч. Произведение И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

     2.4. Помещик, князь Урус – Кучум – Кильдибаев. Произведение М.Е.Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик».

     2.5. Портрет А. Струйской (поэтическое «прочтение» картины художника Ф.С.Рокотова). Стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет».

Задание 3

    1 – 6         7 - 1

     2 – 7          8 - 2

     3 – 8           9 - 3

     4 – 9         10 - 4

     5 – 10         11 - 5

     6 – 11

Задание 4

4.1. Константин Николаевич Батюшков.

4.2. Александр Яковлевич Яшин.

4.3. Феодосий Петрович Савинов.

4.4. Николай Михайлович Рубцов.

4.5. Ольга Александровна Фокина.

4.6. Сергей Сергеевич Орлов.

Задание 5

Аллитерация, антитеза, градация, олицетворение, риторическое восклицание, динамика, метафора, хорей, эпитет (учащиеся могут обосновать выбор любых 4 терминов из данного списка).

                                                                                   

Инструкция по проверке и оценке ответов

Задание 1 –  5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Задание 2 -   7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа).

Задание 3 –   5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).

Задание 4 –   6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Задание 5 -    16 баллов: по 1 баллу за правильный выбор термина; по 3 балла за точность и полноту ответа:

3 балла – участник олимпиады обнаруживает понимание специфики задания: объясняет выбор понятия, фактические ошибки отсутствуют;

2 балла - объясняет выбор понятия и допускает 1 фактическую ошибку;

1 балл - объясняет выбор понятия и допускает 2 - 3 фактические шибки;

0 баллов – не объясняет выбор понятия или приводит объяснение, которое содержательно не соотносится с поставленной задачей.

        

Максимальное количество – 40 баллов

Время выполнения заданий – 3 часа (9.00 – 12.00)

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

Олимпиадные задания по литературе 8 класс  с ответами...

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

Олимпиадные задания по литературе 8 класс  с ответами...

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.

Задания преднахначены для школьной олимпиады....

олимпиадные задания по литературе 7 класс

даны вопросы на знание текстов произведений, фактов из биографий писателей, по теории литературы....