Рабочая программа по курсу «ИКПЗС» 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа по курсу «ИКПЗС» 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу «ИКПЗС» 8 класс | 48.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Караваевская основная школа
Рассмотрено пед.советом Протокол № 1 от .08. 2020 | Согласовано зам.директора по УВР И.И.Нечаева | Утверждено Приказом директора № от 08.2020 О.И.Кузенкова |
Рабочая программа
по курсу «ИКПЗС»
8 класс
Рабочую программу составил:
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Федоров Евгений Михайлович.
д. Караваево.
2020 год.
История православной культуры Земли Смоленской
Пояснительная записка
Рабочая программа по «ИКПЗС» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Учебный план общеобразовательного учреждения на 2020-2021 учебный год.
- Годовой календарный график общеобразовательного учреждения на 2020-2021 учебный год.
Изучение ИКПЗС на ступени основного общего образования направлено
на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа по ИКПЗС составлена в соответствии с договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно - просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Вяземской епархией Русской Православной Церкви от 15. 01. 2003 г. № 15-р/адм., и подписан к продлению Договора 19.02.2007 г., в соответствии с программой курса «История православной культуры земли Смоленской» Андрицовой М.Ю., Валуева Д.В. Довгий Т.П.,
Реализация программы идет через учебное пособие для обучающихся:
Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. "История православной культуры земли Смоленской". 8 класс.- Смоленск, 2002.
Программа рассчитана на изучение вопросов возникновения православия, важнейших эпизодов из истории Православной Церкви и духовной культуры на Смоленщине.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской" для 8 класса является гуманитарным, светским курсом, направленным на получение знаний о православной культуре как учебный предмет, входящий в региональный компонент государственного образовательного стандарта Смоленской области.
Назначение курса - содействовать получению целостного представления о православной культуре, ее основных понятиях и развитии.
Сегодня, когда в обществе значительно активизировались политические, экономические процессы, когда в числе других сфер общественной жизни серьезные изменения претерпевает и духовная сфера, выросла потребность в осмыслении национально-культурных традиций, духовного наследия русского народа, особую роль приобретают православные знания. Историю России нельзя понять, не учитывая роль Русской Православной Церкви как государственнообразующего и культурообразующего фактора.
Школа должна воспитывать культурных, образованных людей, способных реально оценивать свое место в обществе, в государстве.
Целью курса является ознакомление обучающихся с историей православной культуры земли Смоленской.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
- приобщение обучающихся к нравственным основам православной культуры;
- создание условий для духовного воспитания личности;
- противодействие распространению в детской, молодежной среде
пороков наркомании, алкоголизма, насилия:
- формирование представлений о первоначальных основах нравственной культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, ориентации обучающихся на духовно-нравственные ценности;
- развитие умения ориентироваться в разнообразной информации и жизненных ситуациях.
Курс призван выполнить три основные функции: мировоззренческую, теоретико-познавательную и культурно-историческую.
В основе рабочей программы данного курса лежат принципы как классической дидактики, так и современных педагогических технологий, которые позволяют учитывать уровневую дифференциацию обучающихся.
Основной формой работы является урок: учитель может также организовать посещение храма, музея, выставочного зала, проводить тематические вечера, круглые столы, встречи со священнослужителями.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
- умение характеризовать и объяснять основные понятия и сущность явлений данного курса;
- анализировать и оценивать духовно - нравственные явления в контексте мировой, российской и религиозной православной историко - культурной и философской традиции;
- организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с моральными и правовыми нормами российского общества;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- знакомство с наиболее важными эпизодами из истории Православной церкви и духовной культуры на Смоленской земле.
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знание основ светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки учеников
Требования к личностным результатам:
Ученик научится:
- Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
- - Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за родной край
- Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.
- Осознанию себя как гражданина Российского государства и Смоленской области в частности.
- Знаниям основ вероучений религий Смоленской области.
Ученик получит возможность научиться:
- Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свобод.
- Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения.
- Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний.
- Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
- Осознанным нравственным ценностям.
- Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Ученик научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;
- слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Ученик научится:
- понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗЕМЛИ СМОЛЕНСКОЙ»
8 класс (34 часа,1 час в неделю)
Введение.
Возникновение Православия. Знакомство с понятиями «православие» и «христианство». Возникновение христианства и Православной Церкви. Суть учений Христа.
Культура и христианство. Религиозный культ. Взаимосвязь культа и искусства. Взгляд русских философов на культуру. Соборное устроение мира.
Смысл жизни.
Основные понятия и сущность явлений: православие, христианство, Евангелие, апостол, учение Христа, сакральный, культ, культура, смысл жизни.
Раздел 1. Крещение Руси и святость
Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли. Языческие верования кривичей. Первые проповедники веры христианской. Крещение жителей. Храмы 11 века. Мономахов собор.
Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле. Святость как феномен духа. Святые Борис и Глеб. Преподобный Исаакий и Прохор-лебедник, преподобный Аркадий Вяземский.
Понятие «смирение» и его смысловая сущность.
Основные понятия и сущность явлений: язычество, крещение, святость, святой, проповедь, храм, икона, страстотерпец, преподобный, постриг, аскет, просфора, смирение.
Раздел 2. Смоленская епархия в XII - первой половине XIII вв. Расцвет православной культуры Смоленской земли.
Рост влияния Православной Церкви под покровительством князей Ростиславичей. Князь Ростислав Мстиславович Смоленский и его сыновья: Роман и Давид. Климент Смолятич.
Зодчество. Устройство храма. Алтарь. Собственно храм или четверик. Храмы смоленского княжества: Борисоглебский монастырь, церковь Петра и Павла, церковь Михаила Архангела. Петр Дмитриевич Барановский.
Смоленская живопись (фрески, миниатюры) XII-XIII вв. Техника фрески смоленских художников. Фрески храма на Протоке. Манера письма смоленских художников. Оформление древних книг. Храм и его смыслообраз.
Иконопись Смоленской земли. Икона - не портрет.
Смысл истонченной телесности. Совершенная неподвижность облика на иконе. Расстояние, которое отделяет нас от иконы. Иконы Иисуса Христа,
Иконография образа Пресвятой Богородицы. Икона Смоленской Божией Матери Одигитрии. Чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии. Иконостас. Иконостас Смоленского Успенского Кафедрального собора. Архитектурность религиозной живописи. Две встречи. Послание иконописцу.
Авраамий Смоленский. Жизненный путь. Преподобный Ефрем, ученик Авраамия Смоленского. Святитель Игнатий, епископ Смоленский.
Основные понятия и сущность явлений: храм (его устройство, смыслообраз), икона, ее смыслообраз, иконопись, типы иконописных композиций: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление», «Панахранта», иконостас, архитектурность религиозной живописи.
Раздел 3. Православная Церковь и культура Смоленщины в XIII-XY веках.
Святые монгольского периода. Меркурий Смоленский. Святой Федор Смоленский и Ярославский. Преподобный Симон. Памятники письменности.
Православная Церковь на Смоленщине в Литовский период. Великое княжество Литовское и Православие. Борьба за сохранение православной веры. святые Вяземской земли: князь Симеон и княгиня Иулиания. Церковь на рубеже XY-XYI вв.
Основные понятия и сущность явлений: христианский подвиг
Раздел 4. Смоленская епархия в XYI- начале XYII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг.
Преподобный Герасим Болдинский. Основание Болдинского монастыря. Жизненный путь Герасима Болдинского. Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь. Троицкий монастырь. Федор Конь.
Церковь и строительство крепостной стены. Новый список Одигитрии.
Оборона Смоленска в 1609 - 1611 годах. Тяжелые испытания начала XYII века. Архиепископ Сергий. Митрополит Филарет. Патриарх Гермоген.
Церковь на Смоленской земле в Польский период. Политика польских властей в отношении Православной церкви. Появление православных братств,- первых монастырей. Вязьма - центр православия. Преподобный Питирим.
Основные понятия и сущность явлений: монастырь, архитектурный тип, шатровая церковь, список Одигитрии, святые Вяземской земли.
Раздел 5. Смоленская епархия во второй половине XYII - XYIII вв.
Возвращение Смоленска в состав Российского государства. Возрождение Смоленской епархии. Развитие духовного образования на Смоленщине.
Смоленский Кафедральный собор. Царь Алексей Михайлович. Строительство собора. События 1812 года. Плащаница Смоленского Успенского собора.
Храмовое строительство в Смоленске во второй половине XYII века. Колокольня Успенского собора. Каменный собор Троицкого монастыря. Строительство бесстолпных храмов. Собор Вознесенского девичьего монастыря. Строительство деревянных церквей.
Смоленская епархия в XYIII веке. Секуляризация культуры. Храмовое строительство в XYIII веке. Владыка Парфений. Петр 1 и Смоленская епархия. Рославльские старцы. Смоленская духовная семинария. Рождественское - Новый Двор.
Основные понятия и сущность явлений: секуляризация культуры, плащаница, духовная семинария, духовное образование, историческая беспамятность.
Раздел 6. Смоленская епархия в XIX- начале XX вв.
Смоленская епархия в 1812 году. Разорение французскими войсками православных святынь. Борьба против французского нашествия. Икона Одигитрии в войне 1812 года.
Смоленская епархия после Отечественной войны 1812 года. Создание духовных учебных заведений. Классическая храмовая архитектура: Богоявленский собор, церковь Михаила Архангела в селе Алексино, Покровская церковь в селе Черепово, церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Рай, Покровская церковь в селе Дуброво. Архиереи и государственные деятели в церковной истории Смоленщины. Преподобные Макарий и Николай.
Основные понятия и сущность явлений: пастырский долг, благотворительные заведения, катехизация, миссионерство, храм в виде базилики, ротонды.
Раздел 7. Православная церковь в 1917 - 1945 гг.
Драма общества и культуры нового времени.
Православная церковь на Смоленщине в 1917-1925 годах. Революция и Гражданская война. Трагические события 1922 года. «Обновленческая церковь».
Православная церковь на Смоленщине в 1925-1941 годах. Закрытие храмов, преследование священнослужителей.
Православная церковь в годы Великой Отечественной войны. Время оккупации. Освобождение Смоленщины. Политика советского государства в отношении Церкви.
Основные понятия и сущность явлений: драма общества и культуры.
Раздел 8. Новый период в истории Смоленской епархии: изменение отношений между церковью и государством (1986-2001 гг.)
Кризис системы - кризис идеологии. Распространение сект и оккультных учений. Храм Петра и Павла в г. Ярцево, храм Новомучеников и Исповедников российских в Смоленске. Создание системы духовного образования. Возрождение монашеской жизни. Церковь и общественная жизнь Смоленщины.
Норма веры как норма жизни.
Основные понятия и сущность явлений: кризис системы, кризис идеологии, секта, оккультные учения, норма веры.
Заключение. Вопрос о смысле жизни.
Приложение. О крестном знамении и поклонах. Поведение в Церкви. Заповеди Божии. Семь Таинств Церкви. Русские мыслители: биографические очерки (Иосиф Волоцкий, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Г.П. Федотов, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл). Сводный список приходов, монастырей, храмов Смоленско-Калининградской епархии).
Тематическое планирование предмета
«История православной культуры земли Смоленской»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Введение | 2 ч. |
2. | Раздел 1. Крещение Руси и святость Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли. Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле. | 4 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. |
3. | Раздел 2. Смоленская епархия в XII-первой половине XIII вв. Расцвет православной культуры Смоленской земли. Рост влияния православной Церкви под покровительством князей Ростиславичей. Зодчество. Иконопись Смоленской земли. Авраамий Смоленский. | 7 ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 1 ч. |
4. | Раздел 3. Православная Церковь и культура Смоленщины в XIII-XY вв. Святые монгольского периода. Православная Церковь на Смоленщине в Литовский период. | 3 ч. 1 ч. 2 ч. |
5. | Раздел 4. Смоленская епархия в XY-начале XYII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг. Преподобный Герасим Болдинский. Основание Болдинского монастыря. Церковь и строительство крепостной стены. Новый список Одигитрии. Оборона Смоленска в 1609-1611 гг. и церковь. Церковь на Смоленской земле в Польский период. | 4 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
6. | Раздел 5. Смоленская епархия во второй половине XVII-XYIII вв. Возвращение Смоленска в состав Российского государства. Смоленский Кафедральный собор. Храмовое строительство в Смоленске во второй половине XYII века. Смоленская епархия в XYIII веке. | 5 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. |
7. | Раздел 6. Смоленская епархия в XIX-XX вв. Смоленская епархия в 1812 году. Смоленская епархия после Отечественной войны 1812 г. | 3 ч. 1 ч. 2 ч. |
8. | Раздел 7. Православная Церковь на Смоленщине в 1917-1945 гг. Православная Церковь на Смоленщине в 1917-1925 гг. Православная Церковь на Смоленщине в 1925-1941 гг. Православная Церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны. | 4 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. |
9. | Раздел 8. Новый период в истории Смоленской епархии: изменение отношений между церковью и государством (1986-2001 гг.) | 1 ч. |
10. | Заключение. Вопрос о смысле жизни. | 1 ч. |
ИТОГО | 34 ч. |
Календарно - тематическое планирование курса
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности | Характеристика УУД | Дата | Домашнее задание |
1. | Введение. Возникновение Православия | Знакомство с учебником, беседа о практическом значении курса и его особенностях | П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение. Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. - Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. | с.12-16, ответы на вопросы с.19 | |
2. | Введение. Культура и христианство | Комментированное чтение учебника, беседа о главных христианских ценностях | с.16-19, ответы на вопросы с.19 | ||
3. | Первые христиане на Смоленской земле | Работа по группам, выступления учащихся, работа с иллюстрациями учебника | с.23-26, зад.1-5 с.29 | ||
4. | Крещение жителей Смоленской земли | Комментированное чтение учебника. Входная контрольная работа по теме "Возникновение Православия" | с..26-28, зад. 6-8 с. 29 | ||
5. | Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле | Сообщения учащихся о первых святых, работа над понятиями "святость", "подвижники", "страстотерпцы", "преподобные", "чины святости" | П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию. Л. - наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. | с.29-33, сообщение о святых Борисе и Глебе | |
6. | Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле | Сообщения учащихся о первых святых, работа над понятиями "святость", "подвижники", "страстотерпцы", "преподобные", "чины святости" | с. 33-37, зад. 5-8 с.40 | ||
7. | Рост влияния Православной церкви под покровительством князей Ростиславичей | Работа с документом на стр.44-45, поиск ответов на вопросы в тексте параграфа. | П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах; К. - определять общую цель и пути ее достижения. Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. | с. 41-44, зад. с.45 | |
8. | Зодчество. Устройство православного храма | Практическая работа "Устройство православного храма". | с..45-48, знать элементы храма и их смысловое значение | ||
9. | Зодчество. Храмы Смоленского княжества | Сообщения учащихся о храмах Смоленского княжества | с. 49-60, вопросы и задания с. 61 | ||
10. | Иконопись Смоленской земли. | Лекция "Иконы, их виды, символика", составление конспекта | П.- смысловое чтение, анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. – Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. | с. 62-66, записи в тетради | |
11. | Иконопись Смоленской земли | Составление таблицы "Иконография образа Богородицы" | с. 67-74, вопросы 1-10 с. 85 | ||
12. | Иконопись Смоленской земли | Составление схемы устройства иконостаса, объяснение значения элементов иконостаса | с. 74-84. задания 11-19 с. 85 | ||
13. | Авраамий Смоленский | Работа с учебником, поиск ответов на вопросы | П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – ставить новые учебные задачи совместно с учителем; К. – формулировать собственное мнение и позицию, слушая собеседника; Л. – уважительное уважение к истории и православной культуре. | с..86-91, вопрос 5 с. 91 | |
14.. | Святые монгольского периода | Работа по группам, сообщения учащихся, работа с документом на стр.101-102 | с..92-102, вопросы на стр.102 | ||
15. | Православная Церковь на Смоленщине в Литовский период. | Промежуточная письменная работа учащихся по вопросам учебника | П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. - формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок. К. - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Л.- Гуманистичес-кое сознание | с..102- 108, работа с документом на стр.107-108 | |
16. | Повторение по теме "Православ-ная культура на Смоленщине до XV века" | Сообщения учащихся, составление плана ответа на вопрос | Индивидуальные задания о храмах Смоленщины | ||
17. | Преподобный Герасим Болдинский. Основание Болдинского монастыря. | Сообщения учащихся, обсуждение подвига Герасима Болдинского | с. 109-114, Вопросы с. 114 | ||
18.. | Церковь и строительство крепостной стены | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагмента, беседа по вопросам учебника | П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; К. - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; Л. - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | с. 115-116, пересказ | |
19.. | Оборона Смоленска в 1609-1611 и Церковь | Сообщения учащихся, работа по вопросам учебника | с. 116-118, Задания с. 118 | ||
20. | Церковь на Смоленской земле в польский период | Работа по группам, работа с документом | с..118- 123, вопросы на стр.123 | ||
21. | Возвращение Смоленска в состав Российского государства | Беседа по изученному материалу | с.124- 125, задания с. 125. Индивидуальное задание: рассказ о Смоленском кафедральном соборе | ||
22. | Смоленский Кафедральный собор | Работа с презентацией, сообщения учащихся | П. - использовать знаково-символические средства; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Л. - Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим ценностям. | С. 125-129, задания с. 129 | |
23. | Храмовое строительство в Смоленске во второй половине XYII века. | Составление краткого конспекта параграфа | С. 129-131. Рассказ о Троицком или Вознесенском монастыре | ||
24. | Смоленская епархия в XYIII веке. Повторение по теме "Смоленская епархия в XVII-XVIII вв." | Работа над понятием "секуляризация", работа по группам, сообщения учащихся | С. 132 -140, задания с. 141 | ||
25. | Смоленская епархия в XYIII веке. | Беседа по изученному, материалу. Контрольная работа по теме "Православная Церковь и культу-ра Смоленщины в 15-18 вв." | Индивидуальные задания по теме"Православ-ные святыни в войне 1812 года" | ||
26. | Смоленская епархия в 1812 году | Работа с документом, составление исторической справки | П.- смысловое чтение, анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. – Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям | С. 142-146, задания с. 146-147 | |
27. | Смоленская епархия после Отечественной войны 1812 г. | Работа по группам, выступления учащихся | С. 147-150, пересказ | ||
28. | Смоленская епархия после Отечественной войны 1812 г. | Работа с учебником, поиск ответов на вопросы | С. 151-154, вопросы с. 154 | ||
29. | Православная Церковь на Смоленщине в 1917-1925 гг. | Сочинение - рассуждение "Церковь после революции 1917 года" | П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Л.- гуманисти-ческое сознание. | стр.156- 158, вопрос 1 с..158 | |
30. | Православная Церковь на Смоленщине в 1925-1941 гг. | Работа с документом на странице 161-162 | С. 159-162, задания с. 162 | ||
31. | Православная Церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны | Беседа по вопросам учебника | С. 163-164, индивидуальные сообщения | ||
32. | Повторение по теме "Смоленская епархия в XIX - XX веках" | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Л. -гуманисти-ческое сознание | индивидуаль-ные сообщения | |
33 | Новый период в истории Смоленской епархии: изменение отношений между церковью и государством (1986-2001 гг.) | Беседа по вопросам учебника и тексту параграфа | индивидуаль-ные сообщения | ||
34.. | Заключение. Вопрос о смысле жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...