картотека калмыцких национальных игр на русском языке
картотека
картотека калмыцких национальных игр на русском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_variant.docx | 54.17 КБ |
Предварительный просмотр:
2.Собери альчики Воспитатель приносит в корзинке или мешочке альчики, рассыпает их по полу и предлагает детям собрать и принести их ему. Поощряет тех, кто принес несколько штук. Если альчики окрашены в основные цвета, можно предложить их собрать в ведерко соответствующего цвета. | 1. Не ошибись (упражнения на развитие мелкой моторики, зрительной памяти, осязания) На столе лежат мелкие предметы - волчки, грибочки и среди них альчики. Игроку, стоящему перед столом, завязываются глаза. Цель игры - собрать альчики в мешочек, не путая их с другими предметами. Поощряются те, кто ни разу не ошибся. | 3.АЛЬЧИКИ (вариант№1) Каждый из участников игры ставит условленное количество альчиков в стоячем положении в один ряд так, чтобы обрывалась линия длиной 1 м. и более. Игроки отходят (до 3-5см.) и оттуда бросают биты с таким расчетом, чтобы выбить альчик с его места на расстояние 1 шага (3 стопы). Это примерно 30-50 см. Тот, кто выбил 3 альника подряд, считается выигравшим и забирает либо все альчики, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить. Биту бросают поочередно, определение очередности описано выше (см. текст методической разработки). Если игрок не попадает, ход переходит к следующему игроку. |
4.Альчики (вариант №2) На ровном утрамбованном месте чертят круг. В центре уга ставят на кон рядами альчики (бабки), каждый играющий по одной или 2 штуки, как договорятся. Отойдя от круга на 5-10 шагов, играющие по очереди битой бьют по альчикам. У каждого по 2 биты. Тот, кто выбьет из круга 2-3 альчика, имеет право продолжить игру дальше и может с места падения, биты выбить из круга все остальные бабки и выиграть весь кон. | 5. Скачки альчиков В этой игре участвуют 3—4 человека. На ровном месте чертят небольшой круг, делят его на равные отрезки (версты). Каждый играющий ставит вне круга один альчик (кони перед скачками становятся рядом.) Один из играющих берет у каждого участника по 2-3 альчика, перемешивает их между ладонями и бросает на землю. У игрока, альчик которого, упав, принял вертикальное положение, «конь» передвигается на «версту». Если 2 - на 2 «версты» и т.д. I выигрывает тот, чей «конь» первом объехал круг. Победители горячо приветствуют зрители. | 6. Сбей альчик. Поставьте на пол альчик и по обе стороны от него сделайте по пять отметок, расстояние между ними 1 метр. Станьте друг против друга, каждый у своей стартовой отметки постарайтесь сбить своим альчиком (битой) альчик. Но сначала конанием определите очередность хода. Тот, кто собьет альчик, очередной ход делаете той отметины, где стоял сбитый альчик. Выигрывает тот, кто первым собьет центральный альчик. |
11. Нападение Играющие становятся друг за другом крепко держась за пояс впереди стоящего. Во главе колонны стоит самый крепкий ребенок - защитник. Нападающий атакует колонну и старается оторвать детей в одиночку или группами и так победить. Ведущий старается не дать разрушить цепочку и не допустить его ни с какой стороны. Если нападающий побеждал, то они менялись с защитником местами. (Аналогична русской народной игре «Коршун и наседка»). | 8.Алц Четыре альчика ставят в ряд в положении «та». Пятый альчик игрок подбрасывает вверх. И пока он летит, нужно успеть перевернуть один из четырех лежащих альчиков в положении «алц». Если успеешь поймать падающий альчик, ход остается у тебя. И так, пока не перевернешь все четыре. Если при игре играющий не успеет поймать альчик, ил! уронит его, или заденет один из лежащих альчиков - он теэяет ход. | 9. Успей поймать Четыре альчика игрок рассыпает на столе (земле, полу), пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих альчиков и успеть поймать брошенный. Эдин из двух альчиков снова бросает вверх, а второй быстро кладет на пол, вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра заканчивается, когда все альчики играюцие обменяет. |
20. Кто самый меткий На земле кладут альчик в положении «та» или «алц». В обе стороны от него на расстоянии 5 метров с интервалом в 1 метр отмечают мелом или палочкой отрезки. Двое участников игры становятся лицом друг к другу, каждый у крайней отметины. У каждого есть бита (альчик с залитым внутрь свинцом). Вращая, игрок бросает биту, стараясь попасть в альчик. Если попадает, то альчик передвигается ближе на 1 метр. Если же игрок не попадает в цель, ход переходит к следующему игроку. | 13. Кто быстрей Две команды с одинаковым количеством играющих стоят перед стульями, на которых лежит национальная одежда. По сигналу ведущего игроки бегут к стульям, садятся, надевают шаровары, затем ко вторым стульям - надевают бешмет, к третьим стульям - садятся и надевают обувь, затем бегут к последнему стулу и надевают головной убор - калмыцкую шапку. После этого каждый должен также по порядку раздеться и разложить все на стульях. Эстафету продолжают следующие дети из команд. Побеждают те, кто быстрее это сделает. | 14. Кружиться вокруг колышка В землю вбивается небольшой колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке, одновременно пытаясь достать левой рукой правое ухо из под правой руки. Игра требует большой ловкости и гибкости. Выдержавшие 5-6 кругов считаются победителями. |
15. Ловкий наездник Дети садятся в круг. За кругом ведущий верхом на «коне» с плеткой. Он ходит по кругу и бросает плетку сзади кого-ни-будь. Игрок, сзади которого лежит кнут, встает и догоняет первого тоже верхом на «коне». Первый старается занять место того, кто бежит за ним. Игра повторяется. | 16. Загони овец в кошару Играет двое детей, в руке каждого герлыга (можно взять гимнастическую палку). Перед каждым 5-7 «овец» (надувные шарм или мячи). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» - обруч, лежащий на расстоянии 5-6 метров от играющих. Загонять «овец» надо по 1 ому. Кто раньше загонит «овец», тот и победит (методика проведения игры подробнее - в приложении к методическим рекомендациям «Калмыцкие подвижные игры»). | 17. Прятки Играющие заранее оговаривают, где можно прятаться: за кустами, бугорками, в ложбинках и т.д. Образуется две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. Затем игроки меняются ролями. Правила: подсматривать нельзя, пока одна группа прячется. Можно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков. |
7. Собери по одному Три-четыре игрока становятся у стартовой черты. Перед каждым тарелка. Против каждого игрока ставят по 7 альчиков. Первый на расстоянии 1 м. от стартовой черты, 2-й - 2м и т.д. с интервалом 1 метр. По сигналу игроки бегут, берут первый альчик, возвращаются и кладут его в тарелку, затем бегут за вторым и т.д. Побеждает тот, кто первым соберет все свои альчики в тарелку. Примечание: Воспитатель с учетом физической подготовленности детей своей группы может сократить количество альчиков и тем самым уменьшить расстояние для челночного бега в данной игре. Расстояние, рекомендуемое для дошкольников в челночном беге в сумме: средняя группа -15 м., старшая группа - 30 м., подготовительная группа - 50 м. | 21.Табунщики Играющие садятся в круг на землю., а водящий выходит в центр круга, держа в руках плетку (кнутик). Он кладет плетку около себя на землю и пляшет под калмыцкую мелодию. Затем выходит из круга, кладет пленку между двумя сидящими. Они встают, бегут в разные стороны по сигналу водящего. Кто первым схватил плетку, тот и победитель. Он заходит в круг, пляшет. Игра повторяется. | 22. Волк и ягнята Один игрок - волк, другой овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца спереди, за нею гуськом друг за другом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:
С этими словами он бросается на ягнят, а овца охраняет их, загораживая собой. Правила: ягнята держатся только друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в стороны, следуя за движенями овцы... Волку нельзя отталкивать овцу. |
23. Колокольчик Дети сидят в кругу. Ведущий выходит в круг и танцует калмыцкий танец, демонстрируя свое искусство. Затем выходит из круга, в это время дети должны закрыть глаза. Идет за спинами ребят, звонит в колокольчик за спиной из них. Этот ребенок встает, выходит в круг, тоже танцует. Дети хлопают в ладоши, произносят стихи хором, подбадривая танцора. | 24. Соревнование «Набрось аркан на лошадь» На расстоянии для старшей группы 2-3м, для детей 6 лет - 3-4м. устанавливается голова лошади на длинной шее. Надо набросить кольца (D - 20-25см) пластмассовые или деревянные, различные по цвету для каждой команды, на шею лошади. Каждому участнику дается равное количество колец, затем подсчитывают результат. | 19. Метание альчиков Плоский ящик, имеющий 16 отделений, устанавливается наклонно на площадке. Внутри каждого отделения написано число, обозначающее количество очков. Играющие становятся на расстоянии 3,5 метров и получив по 7 альчиков, стараются забросить их в то или иное отделение. Выигрывает тот, кто к концу игры наберет больше очков. |
10. Серебряный пояс Дети садятся на траву или пол по круг так, чтобы им было легко подняться. Жеребьевкой определятся тот, кто должен начать игру. Водящий, взяв серебряный юяс, ходит по кругу за спинами сидящих. Затем незаметно кладет этот пояс за кем-либо из сидящих и бежит по кругу. Тот, за чьей спиной оставлен пояс, мгновенно вскакивает и пытается догнать и дотронуться до бегущего этим поясом. Если нагри круга он не сможет этого сделать, он начинает вести ягру, а убегающий занимает его место в кругу. | 12. Извилистой дорогой Для игры необходимы 15 альчиков, которые расставляют по прямой линии по 3 альчика один за другим в 80 см. друг от друга. Таким образом, получается как бы 5 башенок из альчиков. В двух шагах от первой башенки становится игрок, которому завязывают глаза. Он должен пройти в другой конец линии, поочередно огибая каждое препятствие. Поваливший хотя бы одну башенку, считается не выполнявшим упражнение. | |
18. Охотник с герлыгой Для этой игры нужна герлыга (или гладкая палка длиной 2 м.). Участники игры (6 или более) становятся вне начерченного на земле круга (диаметр - 2,5 м). Дети, участвующие в игре, берут себе названия диких или домашних животных. В центре круга становится «охотник», опираясь на герлыгу. Затем он ставит герлыгу (палку) одним концом на землю и выкрикивает название любого из названных животных, а сам стремительно выбегает из круга. Названное «животное» должно успеть вскочить в круг и схватить палку до ее падения (пока не коснулась другим верхним концом земли). Если успеет, то становится назад на свое место, если нет, становится охотником. Играющие не должны мешать друг другу. Выигрывает тот, кто ни разу не выполнит роль «охотника». В первый раз водящего («охотника») выбирают с помощью считалки. Примечание: детям, участвующим в игре, можно присваивать наименования не только животных, но и цветов, деревьев, предметов, в зависимости от тех слов, которые надо закрепить в речи детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Зул - калмыцкий национальный праздник"
Обряд проведения праздника "Зул"...
Калмыцкий национальный музыкальный инструмент "ЛИМБА"
Открытый урок с учениками 7"б" класса Большецарынской СОШ №1. Знакомство с калмыцким национальным музыкальным инструментом "ЛИМБА"....
Калмыцкая национальная вышивка
Презентация калмыцкой национальной вышивки...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
картотека калмыцких национальных игр
картотека калмыцких подвижных игр...
Особенности проверки знаний, умений и навыков учащихся национальной школы по русскому языку и литературе
Предлагаемая система проверки знаний, умений и навыков исходит из единства содержания обучения в национальной школе с учетом особенностей преподавания русского языка в Казахстане. Основополагающ...
Задания к олимпиадам в национальной школе по русскому языку и литературе
Задания к олимпиадам по русскому языку по литературе с 7 по 11 кл...