Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Настоящая программа по литературе Бурятии на русском языке для 10 классов создана на основе авторской программы «Тоонто нютаг» - «Родная земля» Санжадаевой Г.С., к.п.н., заслуженного работника образования РБ, как этнокультурный компонент русской литературы.
Программа предназначена для обучающихся 10 классов . Общее количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_buryatii_10_klass.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ
Рассмотрено Руководитель МО _____ /Лазарева Е.Г./ ФИО Протокол № 5 от « 17 » 05 201 9 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №26 _____ /Коврижных С.Ю./ ФИО «___» _________ 201__г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ №26 _____ /Мункоева Л.В./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ БУРЯТИИ
предмет
10
класс
34
количество часов за год
Базовый
уровень
Составитель:
учитель русского языка и литературы
предмет
Лазарева Е.Г.
Ф.И.О.
Первая
категория
г. Улан-Удэ,
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе Бурятии на русском языке для 10 классов создана на основе авторской программы «Тоонто нютаг» - «Родная земля» Санжадаевой Г.С., к.п.н., заслуженного работника образования РБ, как этнокультурный компонент русской литературы.
Программа предназначена для обучающихся 10 классов МАОУ СОШ № 26. Общее количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1.
Цель курса «Литература Бурятии»:
Программа по национально-региональному компоненту литературы Бурятии имеет цели:
- Приобщение учащихся к богатствам фольклора, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей;
- Формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям нашего региона.
Задачи курса « Литература Бурятии »
- познакомить школьников с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами разных родов литературы : эпос, лирика, драма, в которых отражены философия, нравственные качества народов Бурятии ;
- развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве;
- помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета.
Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным интересам учащихся и доступность по проблематике.
Тематический, историко-литературный принципы содействуют систематизации знаний школьников, позволяют усвоить, что художественные произведения литературы Бурятии посредством образов отражают миросозерцание людей различных исторических эпох и имеют общечеловеческое значение для нашего времени. Гуманистический пафос произведений должен раскрываться путём усиленного внимания к этико-нравственным проблемам, эстетическим ценностям, лежащим в их основе.
Характеристика учебного процесса
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей. Поэтому одним из принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих рядом.
Литература Бурятии – это целый художественный пласт, который почти не известен молодому поколению. Только наименьшая часть школьников (национальная школа – это ¼ часть всех обучающихся) читает бурятскую литературу на родном языке, а остальные изучают русскую и зарубежную классику, при этом мало обращаются к региональной национальной литературе. Пособие «Тоонто нютаг» предлагает восполнить этот пробел в литературном образовании школьников.
Педагогические технологии и методы обучения.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные технологии обучения, проектные технологии. Традиционная технология. Её применение сегодня так же необходимо, как и внедрение новых передовых идей.
Учитель, работающий по программе «Тоонто нютаг», должен продумать формирование универсальных учебных действий
школьников.
В процессе изучения литературы формируется умение находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать её, оценивать её критически, отделяя основную информацию от второстепенной; использование мультимедийных ресурсов, компьютерных технологий, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности.
Формы организации образовательного процесса
· уроки-лекции
· уроки-собеседования
· урок-практическая работа
· уроки-соревнования
· уроки с групповыми формами работы
· уроки взаимообучения учащихся
· уроки творчества
· уроки, которые ведут учащиеся
· уроки-зачеты
· уроки-творческие отчеты
· уроки-конкурсы
· уроки-игры
· уроки-диалоги
· уроки-семинары
Сроки реализации – один учебный год
Система условных обозначений:
Я- языковая и лингвистическая (языковедческая); К- коммуникативная; Р- рефлексивная; ЛС- личностное саморазвитие; ЦО- ценностно-ориентационная; СП – смысло-поисковая; КВ- культуроведческая
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
Обучающиеся должны знать:
- историко-литературные, теоретико-литературными понятия ( эпос, как своеобразная энциклопедия жизни народов за долгие века; мифологическое сознание; выявлять общечеловеческое, конкретно-историческое в произведениях; идейно-эстетическое значение произведений и т.д.)
- содержание изученных произведений, уметь формулировать своё отношение к авторской позиции.
- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
- род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
- характеризовать главных героев произведений, изученных текстуально;
- писать рецензию на самостоятельно прочитанные произведения;
- пользоваться справочным материалом книг, словарями;
- готовить доклады, рефераты, проекты, ЦОР на литературную тему;
- писать сочинения, давать характеристику главным героям произведения;
- заучивать наизусть предложенные тексты.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание курса
№ | Список разделов и тем | Количество часов | Требования к результатам обучения (ключевые и специальные компетентности, знания и умения) | Темы творческих работ учащихся, индивидуальных знаний |
1. | Введение в курс литература Бурятии «Тоонто нютаг». | 1 | Р,КВ,ЛС | |
2. | УНТ. Песни как древнейший жанр бурятского фольклора. Исторические и лирические песни бурят. Жизнь и творчество известных улигершинов. Улигеры | 2 | - знание основных жанров устного народного творчества; - знание теоретических понятий: обрядовый фольклор, постоянный эпитет, метафора, гипербола. Ц-О, КВ, Л, К. | Сообщения «Синкретизм бурятского искусства» . «Песни обрядовые, игровые, ехорные, колыбельные». Гимны-посвящения. Свадебные песни. Ехор. «Разновидности ехора: селенгинский,эхиритский, тункинский». «Жизнь и творчество известных улигершинов. Улигеры». |
3. | Эрдэни-Хайбзун Галшиев «Зерцало мудрости» - памятник бурятской литературы | 2 | - понятие о памятниках литературы - знание стилевых особенностей (субхашиты) -умение составлять конспект; Обучение работе с учебником – хрестоматией. Ц-О, КВ, Л, К. | Сообщения «Идеи человеколюбия, равенства людей» . «Идеал человека, наделенного разумом, добродетелями». |
4. | Ц.Дондубон (Ц.Дон). «Затмение луны». Первая повесть бурятской литературы | 1 | - знание биографических фактов; - знание жанровых особенностей повести; - понимание и интерпретация темы,идеи,образа главного героя повести ЦО, КВ, Л,К | Сообщение « Образ середняка в период коллективизации бурятских улусов», Сравнительный анализ («Поднятая целина» М.Шолохова и «Затмение луны» Ц.Дона) |
5. | Х.Намсараев. «Благословение матери», «Так было», «Тахуунай» | 1 | - знание биографических фактов; - умение анализировать фрагмент; - пересказ текста с анализом. Ц-О, КВ, Л, К. | Анализ прозаического произведения. |
6. | РР.Сочинение.Тема: Этнокультурная значимость бурятской литературы | 1 | -знание структуры сочинения, определение проблематики, умение комментировать и обобщать, делать выводы. ЦО, КВ, Л, К | Сочинение-рассуждение |
7. | Ц.Галсанов. Народный поэт Бурятии. «Могила героя», «Звуки лимбы», «Черемуха». | 1 | - знание фактов биографии поэта; - знание роли пейзажа в решении главной идеи произведения. ЛО, КВ, К, Р, | Сообщение «Роль пейзажа в решении главной идеи произведеня» |
8. | Ж.Тумунов. Поэт, прозаик, драматург. «Степь проснулась».Первый бурятский роман. Из поэзии «Гвардии капитану», «Девять сосен», «Байкалу», «Скажи, ты не забыла?» | 2 | - знание фактов биографии; -знание жанровых особенностей романа; -умение анализировать фрагмент; -умение определить значение фрагмента в структуре романа; -умение анализировать лирическое произведение ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщение «Ж.Тумунов. Поэт, прозаик и драматург» |
9. | Ч.Цыдендамбаев. Поэт, прозаик.«Доржи – сын Банзара».Становление эпической прозы. | 3 | - знание фактов биографии поэта; - умение анализировать прозаическое эпическое произведение. -умение сопоставлять исторические факты произведения; ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщение «Лучшие люди Бурятии» - Доржи Банзаров – первый бурятский ученый. |
10. | С.Ангабаев. Народный поэт Бурятии.«Родине», «Родные звезды». | 1 | - знание фактов биографии поэта; - навыки выразительного чтения; - знание теории: композиция, эпитет, сравнение, портрет. Я, КВ, ЛА, ЦО | «Тема Родины в произведениях бурятских и русских писателей и поэтов» |
11. | А.Бальбуров Народный писатель Бурятии. «Поющие стрелы». | 1 | - знание фактов биографии писателя; - понятие о жанре легенды; - понимание нравственных идей писателя в легенде; - умение видеть реалии действительности в жанре легенды. КВ, К, Р, Ц-С | Сообщение «Понимание нравственных идей писателя в легенде» (сравнить с легендами о Данко и Ларре) |
12. | Д.Жалсараев..Народный поэт Бурятии. «Песнь другу коню», «Лирические миниатюры» | 1 | - знание фактов биографии поэта -знание художественных особенностей лирики поэта ЛО, КВ, К, Р, Ц-С, Л | Сообщение «Единство бурятского народа в произведениях Д.Жалсараева» |
13. | Д.Улзытуев – певец родного края. «Вы слыхали когда-нибудь?», «Земля», «Апрель» | 1 | - знание фактов биографии писателя - развитие навыков выразительного чтения - расширение поэтического кругозора; - стилистико – аналитическая композиция ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщение «Певец родного края» (сравн. «Страна березового ситца» С.Есенина) |
14. | В.Петонов. «Ветры Байкала» | 1 | -знание фактов биографии писателя -умение анализировать лирическое произведение Я, КВ, ЛО | Легенды о Байкале |
15 | РР.Творческая работа. Составление тестов к изученным произведениям | 1 | - знание фактов биографии писателя; -знание текста произведения - знание жанровых особенностей произведения - знание темы, идеи, проблематики, значения внутреннего мира героя. -знание авторских художественных особенностей ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Тестовые задания (вопросы и варианты ответов) |
16 | Ц-Ж.Жимбиев. «Жаворонок», «Год огненной змеи» | 2 | - знание фактов биографии писателя; - умение характеризовать внутренний мир героя; - углубление понятия «образ»; - углубление знаний о роде литературы лирика. ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Анализ лирического произведения |
17 | Ч-Р.Намжилов. Народный поэт Бурятии.«Песня копыт» | 1 | - знание биографических фактов поэта; - понимание соотношения «замысел – воплощение»; - роль образа коня в лирическом произведении; .ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщение «Образ коня в бурятской и русской литературе» |
18 | Д.Батожабай. Роман-трилогия «Похищенное счастье» | 1 | - знание фактов биографии писателя; - понятие о жанре романа-трилогии - знание особенностей эпического прозаического произведения - умение анализировать фрагмент произведения и определить его место в структуре произведения ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | «История написания романа-трилогии» (статьи в газете), «Система образов в романе «Похищенное счастье» |
19 | Д.Мадасон .Поэт,фольклорист. «Родник» | 1 | - знакомство с личностью поэта; - углубление понятия лирическое произведение. КВ, К, Р, Ц-С | Анализ лирического произведения |
20 | Ш.Нимбуев Народный поэт Бурятии. «Небо родины», «На берегу Байкала» | 1 | - знакомство с личностью поэта, его нравственной позицией; - умение анализировать лирические произведения КВ, К, Р, | Сообщение «Новаторство в лирике Ш.Нимбуева» |
21 | РР Сочинение «Человек и природа в литературе Бурятии» | 1 | -знание структуры сочинения, определение проблематики, умение комментировать и обобщать, делать выводы. ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сочинение-рассуждение |
22 | Б.Ябжанов «Хэрмэшэ» | 2 | - знание фактов биографии писателя; - углубление понятия главный герой - понимание средств воплощения главной идеи произведения. ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщения о жизни и творчестве писателя |
23 | Н.Дамдинов «Мой отчий край-долина Баргузина», цикл «Жизнь моя, Байкал», «Певице» | 2 | - знание фактов биографии писателя; - углубление понятия «лирика»; - умение находить фольклорные элементы в стихах поэтов; - умение производить частичный анализ стихотворного текста. ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщения о жизни и творчестве писателя и поэта |
24 | Н.Нимбуев «Муза», «Пятистишия» | 2 | - знакомство с поэтическим миром поэта; - о новаторстве поэта ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Творческие работы обучающихся |
25 | Значение литературы Бурятии как этнокультурного компонента русской литературы | 1 | - знать содержание произведений, краткие сведения об их авторах; - развитие аналитических навыков ЛО, КВ, К, Р, Ц-С |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение в курс литература Бурятии «Тоонто нютаг». (1ч.) | 1 |
Устное народное творчество | 2 | |
2-3 | УНТ. Песни как древнейший жанр бурятского фольклора. Исторические и лирические песни бурят. Жизнь и творчество известных улигершинов. Улигеры. Эпос «Гэсэр» | 2 |
Литература Бурятии | 31 | |
4-5 | Эрдэни-Хайбзун Галшиев «Зерцало мудрости» - памятник бурятской литературы | 2 |
6 | Ц.Дондубон (Ц.Дон). «Затмение луны». Первая повесть бурятской литературы | 1 |
7 | Х.Намсараев. «Благословение матери», «Так было», «Тахуунай» | 1 |
8 | РР.Сочинение.Тема: Этнокультурная значимость бурятской литературы | 1 |
9 | Ц.Галсанов. Народный поэт Бурятии. «Могила героя», «Звуки лимбы», «Черемуха». | 1 |
10-11 | Ж.Тумунов. Поэт, прозаик, драматург. «Степь проснулась».Первый бурятский роман. Из поэзии «Гвардии капитану», «Девять сосен», «Байкалу», «Скажи, ты не забыла?» | 2 |
12 | Ч.Цыдендамбаев. Поэт, прозаик.«Доржи – сын Банзара». | 1 |
13 | С.Ангабаев. Народный поэт Бурятии.«Родине», «Родные звезды». | 1 |
14-15 | А.Бальбуров Народный писатель Бурятии. «Поющие стрелы». | 2 |
16 | Д.Жалсараев..Народный поэт Бурятии. «Песнь другу коню», «Лирические миниатюры» | 1 |
17 | Д.Улзытуев – певец родного края. «Вы слыхали когда-нибудь?», «Земля», «Апрель» | 1 |
18 | В.Петонов. «Ветры Байкала» | 1 |
19 | РР.Творческая работа. Составление тестов к изученным произведениям | 1 |
20-21 | Ц-Ж.Жимбиев. «Жаворонок», «Год огненной змеи» | 2 |
22 | Ч-Р.Намжилов. Народный поэт Бурятии.«Песня копыт» | 1 |
23-24 | Д.Батожабай. Роман-трилогия «Похищенное счастье» | 2 |
25 | Д.Мадасон .Поэт,фольклорист. «Родник» | 1 |
26 | Ш.Нимбуев Народный поэт Бурятии. «Небо родины», «На берегу Байкала» | 1 |
27 | РР Сочинение «Человек и природа в литературе Бурятии» | 1 |
28-29 | Б.Ябжанов «Хэрмэшэ» | 2 |
30-31 | Н.Дамдинов «Мой отчий край-долина Баргузина», цикл «Жизнь моя, Байкал», «Певице» | 2 |
32-33 | Н.Нимбуев «Муза», «Пятистишия» | 2 |
34 | Значение литературы Бурятии как этнокультурного компонента русской литературы | 1 |
Итого | 34 ч. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся.
- Антология бурятской поэзии. – М., 1976.
- Бальбуров А, Хилтухин «Приказываю жить».
- Батожабай Д «Кто твой учитель?» . –Улан-Удэ, 1958.
- Галшиев Э-Х. «Зерцало мудрости». – Улан-Удэ, 1993.
- Жимбиев «Год огненной змеи». – М., 1980.
6. Намсараев Х. Избранное. – М., 1956.
Для учителя.
- Забадаев С. Т, Гочеева Х.Д. Программы по бурятской литературе для русских школ республики Бурятия . Улан-Удэ: 1999г. - 44 стр.
- История бурятской литературы. В 3-томах. 1995-1997гг.
- Программа по факультативу «Литература и искусство Бурятии для 8-9 классов. 1986г
- Санжадаева Г. С. Тоонто нютаг: Национально-региональный компонент в программе по русской литературе для средних общеобразовательных учебных заведений. Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2007. – 16 с.
Список дополнительной методической литературы для учителя:
1. Актуальные вопросы преподавания русского и родного языков в национальной школе. Сборник материалов научно-практической конференции (г. Грозный). - М., 1973,
2. Бабуева В Д. Материальная и духовная культура бурят: Учебное пособие. — Улан-Удэ, 2004.
3. Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. — Новосибирск, 1978.
4. Белоусов АЛ. Русско-бурятские связи в журналистике и литературе Х1Х-ХХ вв. - Улан-Удэ, 1972.
5. Бурятская литература. — Улап-Удэ, 1974.
6. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. - Л., 1981,
7. Дамдинов Н. Летопись народной жизни. Статьи и заметки о литературе. -Улан-Удэ, 1974.
8. Дамдинов Н. Границы поэзии (Литературные заметки). - Улан-Удэ, 1962.
9. Дугар-Нимаев ЦЛ. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской литературы. - Улан-Удэ, 1966.
10. Декабристы и Сибирь. - Новосибирск, 1977.
11. Забадаев СТ. Изучение взаимосвязей русской и родной литературы в старших классах бурятской школы. — Улап-Удэ, 1984.
12. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М., 1988.
13. Ким И. Бурятская поэзия 20-х годов. - Улан-Удэ, 1968,
14. Липаев АЛ, Изучение произведений русской литературы в национальной школе. 8—10-е классы. — М., 1957.
15. Липаев А А,, Липаев МЛ. Преподавание русской литературы в 9 классе национальной школы. — М., 1963.
16. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. Под ред. М.В. Черкезовой и А.Д. Жижиной.
17. Санжадаева Г.С. Тоонто нютаг. — Улан-Удэ, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе Бурятии, 10 - 11 классы
Рабочая программа по литературе Бурятии...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс
Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс....
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературе Бурятии, 11 класс
Рабочая программа по литературе Бурятии , 11 класс...