Ориентирование на местности. Магнитный азимут. Движение по азимуту
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Ориентирование на местности. Магнитный азимут.
Движение по азимуту»
Составил: Гайнуллин Дамир Данилович, педагог дополнительного образования, руководитель ВПО «Сокол»
Кувандык, 2025 г.
Тема: Ориентирование на местности. Магнитный азимут.
Цель и задачи:
1. Научить учащихся определению сторон горизонта по компасу, по Солнцу и другими способами.
2. Научить учащихся движению по азимуту.
3. Воспитать у учащихся инициативы, находчивости, готовности к самостоятельным действиям в условиях ЧС.
Материальное обеспечение: компасы Андрианова, планшеты с бумагой, карандаши, линейки, учебные карточки-задания, плакаты.
Метод: показ, тренировка.
Время: 40 минут.
Место: кабинет ВПО
Ход занятия
1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1 Рапорт дежурного.
2 Проверка готовности группы, наличие учащихся.
3 Доведение до учащихся цели занятия и темы.
2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Сущность и способы ориентирования
Рассмотрим сегодня тему с военной точки зрения.Для солдата большое значение в бою имеет умение разобраться в окружающей обстановке днем, ночью, в туман и не погоду, в лесу и в горах.Ориентироваться на местности можно различными способами: по местным предметам, по компасу, по небесным светилам и по карте.
Давайте вместе вспомним и рассмотрим эти способы.
По Солнцу. В 7 утра солнце бывает на востоке, направление тени указывает на запад. В 13 часов на юге, тени указывают на север, в 19 часов на западе, тени направлены на восток.
По Солнцу и часам. положить часы горизонтально и направить часовую стрелку на солнце. Угол, образуемый между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 нужно разделить пополам. Полученная прямая укажет приближенно направление на юг.
По Полярной звезде. Найти созвездие Большой Медведицы, затем отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз. Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится на севере.
По признакам местных предметов. Этот способ хотя и не имеет высокой точности, но может быть полезен во многих случаях, когда нет или нельзя применить компас, в пасмурную погоду и т. д.
а) кора деревьев с севера обычно грубее и темнее, чем с юга (особенно у березы)
б) после дождя стволы сосен чернеют с север
в) при жаре на южной стороне сосен и елей смола выделяется больше чем с севера
г) нельзя ориентироваться по кронам деревьев, так как их густота и развитие зависят не столько от солнца, сколько от господствующих в этой местности ветров
д) наличие на коре или камнях мха и лишайника с северной стороны
е) по подсолнуху, так как они поворачиваются за солнцем даже в пасмурную погоду
ж) при наличии снега – весной обычно он подтаивает сначала с юга. С северной стороны пней, камней, деревьев он остается дольше
з) южная сторона муравейника более пологая
и) кресты церквей своей плоскостью ориентированы север-юг, причем приподнятый конец креста направлен на север.
По компасу. Работу компаса рассмотрим ниже.
Ориентирование на местности – это значит определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов, расположения своих войск и противника и точное выдерживание указанного или выбранного направления движения.
Ориентирами называются хорошо заметные местные предметы, они подразделяются:
на площадные;
на линейные;
на точечные.
Ориентиры выбираются по возможности равномерно по фронту и глубине, чтобы обеспечить быстрое и точное указанное местоположение цели. Выбранные ориентиры номеруются с право налево и по рубежам от себя в стороны противника. Каждому ориентиру дается условное наименование кроме номера.
Закрепление 1 учебного вопроса и переход к 2 учебному вопросу.
2 Магнитный азимут.
Кратко напоминаю устройство компаса и порядок работы с ним.
сориентировать компас (совместить острые стрелки с северным направлением здания): вращать визир до направления на цель, снять по указателю, который находится под мушкой, отчет магнитного азимута.
В лесу, без дорог, ночью или в тумане, когда нет ориентиров или их не видно, направление движения выдерживают по магнитному азимуту. Магнитным азимутом называется угол, образованный направлением северного конца магнитной стрелки компаса и направлением на местный предмет и точки своего стояния. Магнитные азимуты измеряются по ходу часовой стрелки в градусах. Они могут иметь величину от 0 до 360 градусов.
Опросив одного – двух учащихся, что такое магнитный азимут, объясняю порядок работы по определению азимута направления на местный предмет:
встать лицом к местному предмету и ориентировать компас
затем визирное приспособление: чтобы линия прорезь-мушка совпала с направлением на местный предмет
В этом положении отметка на лимбе против указателя покажет величину магнитного азимута на местный предмет.
Задание №1 по карточкам «Определение азимута»
Проверив и оценив задание №1 перехожу на 3 учебный вопрос.
3 Движение по азимуту.
Сущность движения по азимуту – умение найти и выдержать с помощью компаса указанное или намеченное направление и точно выйти в назначенный пункт. Способ движения по азимутам незаменим при движениях по незнакомой местности, в горах, в лесу, в пустыне, ночью и в других условиях ограниченной видимости. Эти умения необходимы в условиях боевых действий войск. По азимутам можно идти в разведку и возвращаться из нее, выдерживать направление наступления, совершать марш войск на различной местности.
Что надо для движения по азимутам?
изучить и уточнить маршрут движения
выбрать ориентиры вдоль него
определить магнитный азимут, и расстояние по каждому участку пути – от одного ориентира до другого
оформить данные, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.
Расстояние измеряется в метрах или в пара шагах. Данные можно оформить в виде таблицы или схемы.
Количество ориентиров и выбор маршрута движения определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения.
Опросив двух-трех учащихся даю задание №2 «Движение по азимуту»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ответы на возникшие вопросы, обобщение пройденного материала, подведение итогов.
Оценивание активных учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."
Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"
Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"Цели урока:Обучающие:создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азиму...

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. АЗИМУТ.
Что такое ориентирование и какие способы для этого существуют. Стороны горизонта и как определяется азимут....

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. АЗИМУТ.
Что такое ориентирование и какие способы для этого существуют. Стороны горизонта и как определяется азимут....

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты
Азимут (определение, понятие). Определение азимута. Движение по азимуту...

Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты
Ознакомить учащихся со способами ориентирования на местности...