"Азимут. Ориентирование на местности."
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Махмудова Екатерина Владимировна

Разработка урока географии в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azimut._orientirovanie.doc31 КБ
Файл prezentatsiya_azimut.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;

показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;

формировать умение работать с компасом;

сформировать понятие азимут;

продолжить формировать у учащихся умение работать с планом местности.

Способы действий учащихся: определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять азимут; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.

Ценностный компонент урока: понимать значимость умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Тип урока: вводный.

Организация урока.

1. Проверка домашнего задания

2. Изучение нового материала

Лес…вы заблудились…

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Цель нашего урока: Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Давайте вы попробуете самостоятельно назвать мне тему урока. При необходимости учитель уточняет: “Ориентирование на местности. Азимут”.

Что такое Ориентирование? (Слайд 2).

Слово “ориентир” означает “восток”, отсюда и происходит слово “ориентирование”.

 В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

 Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно – знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Перечислите способы ориентирования по местным признакам. (Слайд 3–6).

Что для этого нужно знать и уметь? (Стороны горизонта.) (Слайд 7).

Что вы знаете про стороны горизонта? (Основных – 4, промежуточных – 4.) (Слайд 8–9).

Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта.

По стране в поход идем –

 Друга мы с собой берем.

 Он не даст нам заблудиться,

 От маршрута уклониться.

 Нам покажет верный друг

 Путь на север и на юг. (Слайд 10).

Позднее для ориентирования был изобретен прибор – компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. (Слайд 11).

Далее изучаем, как правила работы с компасом. (Слайд 12).

Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.

Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд 13).

Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.

Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?

Укажите величину угла на предмет.

Мы с вами определили Азимут.

Так что такое Азимут?

(Учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – Угол.) (Слайд 14).

Далее учитель проговаривает, а ученики фиксируют в рабочую тетрадь последовательность определения азимута. (Слайд 15).

Давайте с вами определим азимут на предметы. (Слайд 16).

А теперь немножко усложним нашу задачу, разделившись по группам, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии.

3. Этап обобщения знаний, информации о домашнем задании, подведения итогов урока. (Слайд 17).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ориентирование на местности. Азимут Урок географии в 5-ом классе. Автор: Махмудова Екатерина Владимировна , учитель географии ГБОУ школа № 663 Санкт - Петербург

Слайд 2

ОРИЕНТИРОВАНИЕ - умение определять на местности стороны горизонта по компасу, Солнцу, звездам и местным признакам

Слайд 3

Ориентирами могут служить разнообразные «приметные» на местности объекты

Слайд 4

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ЗВЕЗДАМ

Слайд 5

Мхи и лишайники растут на стволах деревьев с северной стороны.

Слайд 6

Если вы заблудились в лесу в пасмурный день и солнце скрыто за облаками, определить стороны горизонта можно по некоторым приметам. Так, муравьи часто строят муравейники около дерева или пня и всегда с южной стороны.

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ

Слайд 9

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ

Слайд 10

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО КОМПАСУ По стране в поход идем — Друга мы с собой берем. Он не даст нам заблудиться, От маршрута уклониться. Нам покажет верный друг Путь на север и на юг. стрелка шкала

Слайд 11

Компас — прибор для ориентирования на местности. Стрелка компаса всегда показывает на север. Компасы бывают магнитные, гироскопические и электронные. Собираясь в поход, проверьте, работает ли ваш компас.

Слайд 12

1. 2. 3. ПРАВИЛА РАБОТЫ С КОМПАСОМ

Слайд 13

АЗИМУТ Так что такое АЗИМУТ? Посмотрите, что можете сказать? Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите величину угла на предмет (НА ДОРОГУ) Мы с вами определили АЗИМУТ

Слайд 14

направление азимут в градусах север 0° или 360° северо-восток 45° восток 90° юго-восток 135° юг 180° юго-запад 225° запад 270° северо-запад 315° Азимут — это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°.

Слайд 15

« Последовательность определения азимута» Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки. На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету. По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет. Возьми карандаш или линейку и определи азимут на предметы в классе: на окно, на дверь.

Слайд 16

ОПРЕДЛИ АЗИМУТ НА ПРЕДМЕТ завод высоковольтные столбы дорога дерево

Слайд 17

Творческое задание: составить задачу с азимутом Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"Цели урока:Обучающие:создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азиму...

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. АЗИМУТ.

Что такое ориентирование и какие способы для этого существуют. Стороны горизонта и как определяется азимут....

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. АЗИМУТ.

Что такое ориентирование и какие способы для этого существуют. Стороны горизонта и как определяется азимут....

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема "Ориентирование на местности. Азимут".

Технологическая карта урока географии в 5 классе составлена на основе учебной линии "Полярная звезда". Это первый урок в разделе "План и карта"....

Методическая разработка на тему: «Азимут и ориентирование на местности»

Ценностный компонент занятия: понимать значимость умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность ...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты

Азимут (определение, понятие). Определение азимута.                   Движение по азимуту...