Методическая разработка для проведения занятия по теме: Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты
методическая разработка (8 класс)
Азимут (определение, понятие).
Определение азимута.
Движение по азимуту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАВЛОВСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по проведению занятия с кадетами 8 класса
по предмету «Основы военной подготовки»
Тема № 2: «Ориентирование на местности без карты»
Занятие № 1: «Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты»
г. Павловск
2022 г.
I. Учебные и воспитательные цели
1. Ознакомить учащихся со способами ориентирования на местности.
II. Учебные вопросы и расчет времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 3 15 19 3 |
Всего 40
III. Литература
Основная:
1. Топографическая подготовка командира, А.А. Псарев, А.Н. Коваленко, 1989 г.
IV. Материальное обеспечение
Наглядные пособия:
1. Топографическая подготовка командира, А.А. Псарев, А.Н. Коваленко, 1989 г.
2. Топографическая карта М 1:50000.
Технические средства:
- Интерактивная доска, проектор.
- Комплект слайдов по теме занятия
V. Методические рекомендации преподавателю
по подготовке и проведению группового занятия
При подготовке к занятию преподаватель обязан:
Изучить учебный материал, рекомендованную литературу и ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки необходимо составить план проведения занятия. Согласовать с классным руководителем дату и часы проведения самостоятельной подготовки кадет к занятию. Уточнить через классного руководителя, какую литературу необходимо получить.
Во вступительной части занятия
Учитель принимает доклад о готовности класса к занятию. Проверяет наличие кадет по журналу, их внешний вид и готовность класса к занятию. При необходимости даёт указания по устранению выявленных недостатков.
Затем учитель объявляет тему, учебные цели занятия, обращает внимание кадет на значение данного занятия в системе отработки всей темы, объявляет учебные вопросы, порядок их отработки в ходе занятия.
При рассмотрении первого учебного вопроса (Азимут (определение, понятие). Определение азимута.)
Приступая к отработке учебного вопроса, учитель устно с применением интерактивной доски и показом слайдов доводит до кадет под запись определение и понятия азимута, порядок пользования данными азимута, отвечает на вопросы кадет.
При рассмотрении второго учебного вопроса (Движение по азимуту)
Приступая к отработке учебного вопроса, учитель устно с применением интерактивной доски и показом слайдов доводит до кадет как использовать данные азимута, в процессе доведения материала отвечает на вопросы кадет.
В заключительной части занятия учитель напоминают тему, учебные цели занятия, отмечает, в какой степени они достигнуты в ходе занятия. Дает задание на самостоятельную работу и отвечает на вопросы.
VII. Приложение
Учебный материал:
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Азимут (определение, понятие). Определение азимута.
Азимут – это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.
Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки. Чтобы определить азимут на местности, надо:
– стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут;
– ориентировать компас, т. е. подвести его нулевое деление (или букву «C») под затемненный конец стрелки компаса;
– вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
– против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.
Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:
– установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
– повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
– поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Включить звук
C помощью компаса можно определить угол между направлением на север (направлением магнитной стрелки компаса) и направлением на наблюдаемый предмет. Этот угол, измеренный по ходу часовой стрелки, называется магнитным азимутом.
В войсковой разведке магнитным азимутом пользуются при целеуказании, определении и выдерживании направления движения и в других случаях.
Для определения магнитного азимута на предмет (цель) с помощью компаса Андрианова он поднимается в горизонтальном положении с освобожденной магнитной стрелкой на высоту 10–12 см ниже уровня глаз, затем поворотом компаса под северный конец стрелки подводится нулевой штрих лимба, другой рукой, не сбивая положения стрелки и корпуса, поворачивается крышка с визирной линией (линией, проходящей через прорезь и мушку) в направлении на предмет (цель). Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать для этой цели компас до уровня глаз, так как при этом сбивается ориентировка компаса (лимб и стрелка не видны) и точность измерения не повышается, а снижается. Оптимальная точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова 2–3°.
C помощью артиллерийского компаса азимут можно измерить несколько точнее. Для этого компас с откинутой на 45° зеркальной крышкой берется пальцами обеих рук за корпус снизу и поднимается до уровня глаз; по визирной линии, проходящей через центр компаса и прорезь в основании зеркальной крышки, компас направляется на цель; поворотом совмещается нулевой штрих лимба с северным концом стрелки и снимается отсчет угла на лимбе против визирной линии у основания крышки. Это и будет магнитный азимут на цель. Контроль ориентировки компаса осуществляется по отражению в зеркале крышки. Нахождение направлений по указанному азимуту с помощью компаса производится в обратном порядке. Сначала устанавливают на лимбе нужный азимут. Компас Андрианова ориентируют и примерно определяют указанное направление на местности; затем, повернувшись в том направлении и держа компас на уровне 10–12 см ниже глаз, точно ориентируют его и визируют на местности установленный магнитный азимут. Для того чтобы запомнить это направление на линии визирования, замечают удаленный ориентир, который в последующем не теряют из виду. Артиллерийский компас держат в руке на уровне глаз и поворачиваются, глядя в зеркало, до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не подойдет к нулевому отсчету лимба; затем на линии визирования замечают ориентир, направление на который и будет направлением установленного на лимбе магнитного азимута.
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Движение по азимуту.
Движение по азимутам – способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса или гирополукомпаса; он применяется при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне и т. п.), а также при отсутствии карт на незнакомой местности. Данные, необходимые для движения по азимутам (магнитные азимуты направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между ними), определяют по крупномасштабной карте. На ней определяют маршрут и точки поворотов у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (перекрестки дорог, мосты, отдельные строения). Расстояния между ориентирами при движении днем пешим порядком не должны превышать 1–2 км, а при движении на машине и выдерживании направлении движения по гирополукомпасу – 6—10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще.
Для движения по заданному азимуту надо:
– изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
– начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
– определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
– все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа.
Придя на исходный пункт, следует:
– ориентироваться по компасу;
– установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере – 335°);
– плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки, тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту – 335°;
– в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
– у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.
Дирекционные углы направлений на точки поворотов измеряются транспортиром, артиллерийским кругом или хордоугломером. Измеренные дирекционные углы направлений переводят в магнитные азимуты по формуле
Ам = а– (±ПН),
где Ам – магнитный азимут; а – дирекционный угол; ПН – поправка направления[3].
Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте, специально составленной схеме маршрута или в таблице.
Таблица 8. Данные, необходимые для движения по азимутам
Движение по азимутам начинается с исходной точки, на которой с помощью компаса находят нужный азимут направления движения на местности. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (по спидометру, парами шагов, по времени). В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода оставляют знак или одного-двух разведчиков, а ориентир разыскивают в радиусе, равном 0,1 расстояния, пройденного от предыдущего ориентира. Для выдерживания направления в движении кроме периодического уточнения направления по компасу используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра и другие вспомогательные признаки. Для движения по азимуту ночью нужно перед выходом (при подготовке к действиям) подержать компас на яркую электрическую лампу или солнце, чтобы зарядить светящиеся части. Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов. При наличии видимости через препятствие:
– заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
– обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира; ширину препятствия определить любым способом (на глаз, по известной угловой величине ориентира и т. д.) и прибавить к пройденному расстоянию.
Другой способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимуты и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.
Таблица 8. Данные, необходимые для движения по азимутам
Учитель Основ военной подготовки ________________________ Э.В. Шерстнев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-562042-1420966781.jpg)
Методическая разработка для проведения занятия по теме «Решение систем линейных уравнений методом Крамера»
Тема урока: Способы решения линейных систем уравненийТип урока: урок первичного ознакомления с материаломДлительность: 1 час 20 мин.Технология - развитие критического мышления через чтение и письмоЦел...
Методическая разработка к проведению занятия по теме "Первая помощь при ДТП"
В методической разработке рассматриваются вопросы последовательности действий при оказании первой помощи пострадавшим при ДТП....
Методическая разработка к проведению занятия по теме " Назначение и устройство рычага переключения передач"
Устройство автомобиля...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-857469-1484657708.jpg)
Методическая разработка для проведения занятия по теме "Информационные технологии в механике. Взгляд в будущее"
Мероприятие приурочено к проведению общетехникумовской Недели наук «День механика».Наименование учебной дисциплины: Информатика (1 курс).Аудитория: компьютерный класс.Студенты: обучающиеся...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/22/picture-1395560-1647943896.jpg)
Методическая разработка для проведения занятия по теме: Устав внутренней службы Вооружённых Сил РФ
1. История возникновения Устава ВС РФ.2. Общие положения Устава внутренней службы ВС РФ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/22/picture-1395560-1647943896.jpg)
Методическая разработка для проведения занятия по теме: Ориентирование на местности без карты
Ознакомить учащихся со способами измерения расстояний до предметов различными способами....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/22/picture-1395560-1647943896.jpg)
Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты
Ознакомить учащихся со способами ориентирования на местности...