Система работы классного руководителя по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников
статья

Большакова Светлана Юрьевна

Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной. К сожалению, дети, очутившись в опасной ситуации, не могут принять правильное решение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА:

«Система работы классного руководителя по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников»

 

                                                         Большакова Светлана Юрьевна,  

                                                                учитель русского языка и литературы,

                                                               классный руководитель 5г,7г классов

 

с. Панаевск, 2022

Здравствуйте! Я  говорю  вам  «здравствуйте», а  это  значит, что я  вам  всем  желаю здоровья. Задумывались  ли  вы  когда-нибудь  о  том, почему  в  приветствии  людей  заложено  пожелание  друг  другу  здоровья? Наверно, потому, что  здоровье  для  человека – самая  главная  ценность. Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Здоровье учащихся, представляет собой одно из требований, которое одинаково представлено в ожидании всех заказчиков образовательных услуг.

Тема моего выступления "Система работы классного руководителя по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников". Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной. К сожалению, дети, очутившись в опасной ситуации, не могут принять правильное решение.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Под термином «культура безопасности» мы понимаем способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Современная законодательная база в области образования со всей остротой обращает внимание на важность проблемы формирования у школьников культуры безопасности жизнедеятельности. Так в статье 48 Федерального закона «Об образовании» говорится о том, что «педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».

Культура безопасности – это, во-первых, способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; во-вторых, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области; в-третьих, процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества, а также обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов.

Культура безопасности жизнедеятельности ребенка – совокупность трех компонентов: осознанного отношения человека к жизни и здоровью, знаний человека о безопасности жизнедеятельности и умений оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье.

Содержание образовательной деятельности направлено на формирование личности безопасного типа – человека, ориентированного на добро и способного к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.

В целом формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся базируется на пяти блоках:

1.  Здоровьесберегающая инфраструктура (образовательная среда).

2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся.

3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.

4. Реализация дополнительных образовательных программ.

5.Просветительская работа с родителями (законными представителями).

В направлении психологической подготовки учащихся к преодолению опасных ситуаций важны следующие направления в организации воспитательной работы:

  • формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю;
  • коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям.

Система работы школы по формированию культуры безопасного поведения учащихся включает ряд многочисленных задач, а именно:

  • пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательных отношений;
  • обучение навыкам личной безопасности;
  • профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ;
  • совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей (формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности);
  • повышение компетентности педагогов, родителей и учащихся в области специальных научных знаний, психологии;
  • обеспечение учащихся необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность;
  • формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни;
  • развитие у педагогов и учащихся способностей к рефлексии своего образа жизни.

Школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие учащихся к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Школа должна внедрить в сознание детей и сделать их жизненным ориентиром убеждение в том, что главная ценность человека - его жизнь и здоровье, сформировать стремление и умение ценить и беречь их. Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, проявляет ее:

  • в безопасном отношении к себе;
  • в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других;
  • в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности является одним из приоритетных направлений воспитательной работы с классом. Необходимость работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности продиктована следующими обстоятельствами (особенно в нашем поселке):

  1. постоянные источники повышенной опасности - транспорт и дороги, на которых встречаются пьяные водители, к тому же дети сами садятся за руль транспортных средств;
  2. из-за бесхозяйственности или равнодушия взрослых не исключен контакт детей с небезопасными для человека химическими веществами;
  3. прогрессируют пьянство и алкоголизм местного населения, есть семьи, в которых пьют отцы, оба родителя и даже все взрослые члены семьи, в них часто происходят скандалы с печальными для детей последствиями;
  4. проблемой для учеников школы, особенно для старшеклассников, становится проведение досуга, так как мало досуговых и развлекательных учреждений для молодежи;

Как свидетельствует анализ, в трудных, опасных ситуациях дети не могут сосредоточиться, трезво оценить обстановку, быстро сориентироваться и найти рациональный выход, не умеют оказывать себе помощь, что вызвано излишней опекой со стороны взрослых и отсутствием психологической и педагогической подготовки и целенаправленного обучения приемам самозащиты, само- и взаимопомощи в экстремальных ситуациях.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что формирование культуры безопасности личности – процесс многогранный, который затрагивает различные аспекты воспитания растущей личности, и работа в этом направлении должна вестись классным руководителем в системе. Нельзя забывать и о том, что основой культуры безопасности жизнедеятельности являются нравственные ценности, такие как добро, гуманность, чуткость, милосердие, толерантность, долг, ответственность, ориентирование на внутренние качества человека, учитывающие нормы поведения и помогающие ему в социальной адаптации.

Как классный руководитель работу по обеспечению безопасности обучающихся во время их учебной и внеурочной  деятельности  я строю на основе плана воспитательной работы класса, приоритетным направлением которого является: защита здоровья и сохранение жизни учащихся.

 Реализация данного направления осуществляется с помощью следующих мер:

- контроль за посещаемостью школы учащимися класса,

- контроль причин пропусков,

- информированность о состоянии здоровья учащихся класса,

-вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью,

- организация 100% охвата учащихся горячим питанием и дополнительным образованием,

- соблюдение требований к санитарно-гигиеническому состоянию класса (мебель в классе промаркирована и размещена в соответствии с требованиями СанПиН),

- соблюдение светового, теплового и воздушного режима (имеются в наличии и соблюдаются графики проветривания и освещённости по требованиям СанПиН),

- соблюдение требований к режиму образовательного процесса (учащиеся рассажены в соответствии с медицинскими рекомендациями, на уроках соблюдаю двигательный режим, требования к объёму домашнего задания, целесообразно использую ТСО, при организации урока обязательно учитываю смену видов деятельности).

Чтобы обеспечить безопасность обучающихся, мною проводится большая работа, как с учащимися, так и с их родителями. Она включает в себя ряд профилактических мероприятий в форме:

  • классных часов, бесед;
  • тематических и практических занятий о необходимости соблюдения правил поведения в школе и за её пределами.

       Наиболее эффективными в работе являются занятия – практикумы, на которых учащиеся практически отрабатывают полученные знания и навыки в области обеспечения безопасности личности. Раз в четверть провожу час безопасности, где дети изучают пути эвакуации и отрабатывают правила поведения при возникновении пожара или чрезвычайных ситуаций.  В работе очень помогает использование мультимедийных презентаций, видеоматериалов, а также информация, размещённая на школьных стендах.  Ежегодно на первом классном часе мы с ребятами разрабатываем для каждого из них план – карту безопасного маршрута движения в школу и домой.   Дети с интересом участвуют в викторинах по правилам дорожного движения, правилам противопожарной безопасности, в конкурсах рисунков по данной тематике. На уроках по предмету также обращаю внимание на различные ситуации, связанные с опасностями для жизни и здоровья учащихся.

  В классе есть дети, вызывающие наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины.  Разработан и согласован с социальным педагогом, психологом комплекс профилактических мер. С начала учебного года эти учащиеся были вовлечены в занятия спортивных секций, в кружковую деятельность, а также в различные внеклассные мероприятия, благодаря чему они всегда находятся под постоянным контролем педагогов и учатся самостоятельно организовывать свободное время.  Данные учащиеся требуют повышенного внимания и контроля не только со стороны классного руководителя. Поэтому, считаю, что важным моментом в работе является и взаимодействие с учителями-предметниками.  Стараюсь совместно с ними выстраивать такие взаимоотношения, которые  обеспечивали бы бесконфликтный процесс обучения. Особое внимание уделяю контролю за соблюдением обучающимися мер безопасности во время перемен.

В начале и в конце каждой четверти с обучающимися провожу инструктажи по правилам  дорожного движения, правилам  противопожарной, антитеррористической, электробезопасности, правилам поведения  у воды.  

Не менее эффективна профилактическая работа с родителями. Регулярно на родительских собраниях  довожу до их сведения разнообразную информацию по сохранению здоровья детей в свободное время. Так на последней встрече был освящен вопрос о  наркологической ситуации в Ямальском районе, была доведена информация о курительных смесях, даны рекомендации, номера телефонов доверия.

Результатом проводимой работы по обеспечению безопасности учащихся является отсутствие в классе в этом учебном году серьёзных проблем.

Хочется напомнить коллегам, что безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.  И хочу  пожелать никаких бытовых, производственных и тем более душевных травм, успешности, увлеченности и взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ

Выстетленеи на педагогическом совете....

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

Система работы классного руководителя по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Мы сталкиваемся с проблемой  нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы  детей, с невниманием педагогов к процессу формирования здорового и...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...