Программа спецкурса «Искусство речи. Риторика. Основы актерского мастерства»
материал

Балданова Билигма Бальжинимаевна

Программа «Искусство речи. Основы актерского мастерства»  направлена на развитие сценической речи, актерского мастерства и овладение элементами сценического движения. Участие в различных творческих конкурсах требует от учащегося навыка публичного выступления. Навык публичного выступления является одной из основных коммуникативных компетенций, которая необходима в жизни человека. Поэтому возникла необходимость специального обучения технике владения своим голосом и элементам сценического движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_iskusstvo_rechi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 Г.УЛАН-УДЭ"

Программа спецкурса

«Искусство речи. Риторика. Основы актерского мастерства»

Выполнила: Балданова Б.Б.

учитель бурятского языка

Пояснительная записка

Программа «Искусство речи. Основы актерского мастерства»  направлена на развитие сценической речи, актерского мастерства и овладение элементами сценического движения. Участие в различных творческих конкурсах требует от учащегося навыка публичного выступления. Навык публичного выступления является одной из основных коммуникативных компетенций, которая необходима в жизни человека. Поэтому возникла необходимость специального обучения технике владения своим голосом и элементам сценического движения.  

Целью программы является развитие эмоционально-творческой личности ребенка.

Задачи:

1) формировать систему знаний, умений и навыков по курсу сценического искусства;

2) совершенствовать данные умения в ходе теоретических и практических занятий;

3) развивать креативное мышление;

4) создать основу для понимания творческого процесса и специфики сценического искусства.

Содержание программы представляет систему речевых упражнений, специальных тренингов для улучшения пластики голоса, лица и тела, по развитию воображения и фантазии.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:

1. Развитие речи.

2. Вхождение в образ и развитие сценических навыков и умений.

3. Творческие отчёты. Участие в конкурсах, концертах, инсценировках.

Программа рассчитана на 1 год для учащихся 7 – 16 лет с учетом психолого-возрастных особенностей.

Формы организации обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные (концертная деятельность, участие в национальных праздниках, участие в конкурсах, фестивалях).

К работе с учащимися обязательно привлечение таких специалистов, как хореограф, педагог по вокалу.

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения программного материала обучающийся

узнает о:

1) формах и приемах владения голосом;

2) формах и приемах постановки дыхания;

3) формах и приемах владения телом;

овладеет:

1) навыками выразительного чтения;

2) основами сценического движения;

3) элементарными приёмами сценического мастерства;

4) навыками слушания как активного действия.

Содержание программы

Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты.

Блок 1. Развитие речи. Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.

Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.

Блок 2. Вхождение в образ. Развитие сценических навыков и умений. Рассказ о роли: главная роль, эпизодическая роль. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли. Мизансцена. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа. Слушание, как действие актёра. Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?

Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Выражение взаимоотношения персонажей. Упражнения на пять вопросов. Импровизации.

Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Развитие способности выполнять инструкцию. Дополнительные упражнения, импровизации, игры.

Блок 3. Творческие отчёты. Участие в постановке инсценировок. Отбор материала. Тематическая корректировка сценариев. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Свет, костюмы, декорации.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.

Заключительное занятие. Отчетный концерт.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

Знакомство с теорией

Практика

Формы контроля

Вводное занятие

1

1

Рефераты «Театры Бурятии», «Народные театры нашего края»

Блок 1.Развитие речи

9

3

6

Техника выразительного чтения.

Публичная самопрезентация.

Блок 2. Вхождение в образ. Развитие сценических навыков и умений

18

5

13

Инсценировки

Импровизации

Тренинги по релаксации Инсценировки

Импровизации

Блок 3. Творческие отчёты.

4

4

Участие в конкурсах

Инсценировки

Заключительное занятие

2

1

1

Отчётный концерт

Всего

34

10

24

Список литературы

Список литературы для учащихся

  1. Детский фольклор бурят. – Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг», 2008. – 108 с.
  2. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989
  3. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
  4. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987
  5. Нанзатова Э. П. Серебряный луч: учебное пособие. – Улан-Удэ: БГУ, 2006. – 210 с.
  6. Чимитов Г. Г. Три драгоценности. – Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг», 2003. – 136 с.

Список литературы для учителя

  1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981
  2. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004. – 228 с.
  3. Герасимова К. М., Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная култруа бурят: Учеб. Пособие. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. – 144 с.
  4. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005
  5. Дашиева Л. Д. Традиционная музыкальная культура бурят: учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2005. – 188 с.
  6. Истоки мудрости (фольклор Гарги)/ сост. С. Н. Будаева. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2007. – 76 с.
  7. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 1984
  8. Нанзатова Э. П. Мунгэн туяа: учебное пособие. – Улан-Удэ: БГУ, 2006. – 210 с.
  9. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1989
  10. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007
  11. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 1980
  12. Этническая педагогика бурят и глобализация: монография/ М. С.Васильева; ГОУ БГУ. – Издательство БГУ, 2009. – 245 с.

Список использованной литературы

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998.
  2. Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей: методическое пособие для ДО. – М., 2001.
  3. Программы Багдаринского центра эвенкийской культуры (из опыта работы педагогов дополнительного образования детей) / Сост. Е. Д. Миронова. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2008 г. – 164 с.
  4. Этническая педагогика бурят и глобализация: монография/ М. С.Васильева; ГОУ БГУ. – Издательство БГУ, 2009. – 245 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Основы актерского мастерства.

До начала анализа и объяснения  понятия сценический этюд, пробуем самостоятельно ответить на вопросы; что такое этюд?  На каком материале он строится? Какие виды этюдов вам известны? Из каки...

"Сценическое действие-основа актерского мастерства"

Конспект и презентация открытого занятия в театральном объединении в общеобразовательном учреждении....

Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства»

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей...

Образовательная программа "Основы актерского мастерства" художественно-эстетического направления

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Образовательная программа «Основы актерского мастерства» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретени...

Образовательная программа "Основы актерского мастерства"

Образовательная программа «Основы актерского мастерства» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность. Программ...

Рабочая программа "Основы актерского мастерства" (6-7 класс)

Это не моя разработка, а моей замечательной коллеги Ильченко Н.И. Публикация здесь согласована с ней....