ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ЧУВСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
статья

Золотухина Оксана Олеговна

.В статье рассмотрен опыт работы по патриотическому воспитанию школьников на уроках русского языка и литературы с целью систематизировать практический материал и привлечь внимание к актуальности данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1_1.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Золотухина Оксана Олеговна

учитель русского языка и литературы

                                     Нижне-Станская ООШ.

ok.zolotukhina2015@yandex.ru

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ЧУВСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Аннотация.В статье рассмотрен опыт работы по патриотическому воспитанию школьников на уроках русского языка и литературы с целью систематизировать практический материал и привлечь внимание к актуальности данной темы.

Ключевые слова.Патриотизм, патриотическое воспитание, любовь к Родине, история, литература, русский язык, малая родина.

«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.»       Д.С Лихачев.

 Воспитать человека, любящего свою Родину, чувствующего себя неотделимой её частицей – цель всей образовательной программы, и все предметы в совокупности должны иметь направленность патриотического воспитания. Русский язык и литература относятся к таким учебным предметам.

Об этом говорят и стандарты второго поколения (ФГОС), и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России, являющаяся идеологической и методологической основой всего современного образования. Следует отметить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время, его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Кроме того, отдельные задачи патриотического воспитания решаются по-разному в разных классах школы.

Что такое патриотизм? Простейший и самый распространенный синоним – «любовь». Патриотизм –это нравственная категория, к которой относится и любовь к малой Родине, и уважение к своему государству, и готовность служить своему отечеству

Поэты и писатели не остались в стороне, через свои произведения они создавали  образ «настоящего» патриота. Также они являлись патриотами своей страны. Во многих  произведениях они призывали любить и защищать свою родину.

Но любовь к Родине – это не только способность ее защищать. Это и интерес к её истории, который можно реализовать на уроках литературы при изучении  произведений с исторической тематикой. Например, «Капитанская дочка», где важнее исторического сюжета оказывается тема, обозначенная уже в эпиграфе и не потерявшая актуальности сегодня: тема чести, сохранения  достоинства и порядочности, верности данному слову. Нелегкий нравственный выбор приходится делать главному герою Петру Гриневу, - это ведь  и есть выбор между верностью государству и государыне – и общечеловеческим понятием о чести и порядочности. Пушкин «помог» своему герою «совместить» одно с другим.

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага. Размышления Лермонтова о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, кто настоящие люди, какой ценой добывается слава родины. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе.

История России – это не только история её войн. Изучая житийную литературу, учащиеся узнают о далёком прошлом нашей страны.  В повести о Петре и Февронии Муромских ребята представляют героев, как пример христианского благочестия, любви, чистоты.

 Любовь к Родине–это любовь и уважение к русскому языку – государственному языку великой страны – вот еще один аспект, еще одна составляющая понятия патриотизм. Если мы на уроках русского языка и литературы, анализируя многочисленные тексты, найдем возможность обратить особое внимание на  богатство русского языка, его ёмкость и выразительность, поможем детям научиться полноценно использовать всё богатство - это тоже будет частью воспитания патриотизма.

 Задания могут быть самые разные: найти орфограммы, списать, объяснить постановку знаков препинания, подчеркнуть части речи, найти средства выразительности

Одним из жанров, содержащим воспитательные методы, является пословица патриотического содержания. Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла прямого и скрытого значения. Дети, заучивая пословицы, составляют мини-сочинения на тему «Моя Родина», «Мое родное село», рисуют иллюстрации. На своих уроках я часто использую пословицы, как девиз урока: «Тяжело в ученье, легко в бою». Пословицы можно использовать при изучении разных тем в процессе обучения русскому языку в 8 классе: «Тире между подлежащим и сказуемым». Например, «Родина – мать, умей за нее постоять». «Жить - Родине служить». Степени сравнения прилагательных в 6 классе «Дым отечества светлее чужого огня». «На чужой стороне родина милее вдвойне». Краткие прилагательные «На чужой стороне и весна не красна». «Всякому мила своя сторона».

Родина – это природа России: «...белоствольная береза-символ Родины моей…»  и «…куст ракиты над рекой…», «…речка, небо голубое – это всё моё, родное…». И для учителя литературы – это возможность сделать личностно-значимым анализ лирики. Философия Тютчева, эмоциональность Фета, Блока, яркая метафоричность Есенина наполняют абстрактные понятия «Родина», «Россия» живыми, трогающими душу красками. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность  прочувствовать душевное настроение поэта через описание  природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств  способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование.

Наконец, ещё одна возможность воспитания патриотических чувств - обращение к теме «малой родины» Для каждого человека Отечество начинается с того места, где он родился и вырос. Наше село гордится замечательными людьми, которые являются примером патриотизма, безграничной любви к своей малой родине. Это и Семён Данилович Номоконов и Михаил Евсеевич Вишняков.  На уроках внеклассного чтения мы изучаем произведение Сергея Зарубина «Трубка снайпера», которое посвящено нашему земляку, участнику ВОВ С.Д. Номоконову.  Д.С.Лихачев писал: «Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну». Главным условием патриотического воспитания является изучение учащимися истории своего народа, своих предков и своей семьи. Большинство учащихся школы знают о своей семье только по рассказам своих родителей, у ребят наблюдается отчуждение от исторических корней и усиливается разрыв отношений и недопонимания между поколениями. Поэтому такие проекты, как «Мое генеалогическое дерево», «История моей семьи в Великой Отечественной войне», «Встреча с интересным человеком» способствуют формированию гордости за свою семью, соответственно, за свой народ и за Родину. Исторические знания позволяют через прошлое заглянуть в будущее и более реалистично оценить настоящее. 

Среди педагогических средств реализации системы патриотического воспитания могу отметить ключевые дела как учителя-предметника: уроки Мужества, участие в конкурсе сочинений «Без срока давности». На всероссийском конкурсе «Живая классика» дети читают отрывки из произведений на военную тематику, тексты о Родине. Каждый год в стенах нашей школы мы проводим литературные вечера, посвященные творчеству М.Е. Вишнякова. Ребята читают полюбившиеся произведения о Родине, доме, людях своего села.

У каждого учителя давно наработаны свои подходы и методы к изучению программного текста, которые можно отнести к патриотической тематике.

Заявленная нами тема – воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы – обширна. Каждый учитель использует свои методические и психологические подходы к её решению. Если после наших уроков учащиеся станут хоть немного терпимее друг к другу и окружающим людям, если такие понятия, как любовь к Родине, долг, честь, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.

Библиографический список

1.Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С.Буторина, Н.П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2014.  224 с.

2.Дмитрий Лихачев Преодоление времени: важные мысли и     письма ООО «Издательство АСТ», 2016. 400 с

3.Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие /Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2015. 64 с.

Zolotukhina Oksana Olegovna

teacher of Russian language and literature

Nizhne-Stanskaya OSH.

ok.zolotukhina2015@yandex.ru

FOSTERING PATRIOTISM AND A SENSE OF CITIZENSHIP THROUGH RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS.

Annotation. The article examines the experience of patriotic education of schoolchildren in Russian language and literature lessons in order to systematize practical material and draw attention to the relevance of this topic.

Key words.Patriotism, patriotic education, love of the Motherland, history, literature, Russian language, small homeland.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории и обществознания и во внеурочных мероприятиях.

Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански акти...

Гражданское образование на уроках русского языка и литературы

Методические материалы по формированию гражданственности на уроках русского языка и литературы...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом совете школы сопровождается презентацией...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы.

Статья о необходимости и актуальности формирования в детях  гражданской идентичности....

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

laquo;Как только кто-либо    говорит о делах   государства: «Что   мне до этого?» -   следует считать, что   государство погибло.» Жан Жак Руссо (1712-...