Тренинг психологической разгрузки "НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ"
материал

Широкова Юлия Александровна

Цель: создание условий для самооценки педагогами творческих ресурсов, раскрытия внутреннего потенциала, расстановки ценностных ориентиров, определения ориентиров в работе и жизни в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx242.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №88»

Тренинг психологической разгрузки

«НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Picture background

Подготовила  мероприятие:

Педагог-психолог

Широкова Ю.А., 1 кв.категория

г. Оренбург, 2025

Цель: создание условий для самооценки педагогами творческих ресурсов, раскрытия внутреннего потенциала, расстановки ценностных ориентиров, определения ориентиров в работе и жизни в целом.

Задачи:

  1. Активизировать личностные и групповые ресурсы.
  2. Освоить новые способы снятия психоэмоционального напряжения, усталости.

Материалы: столы, раздаточный материал для теста «Необитаемый остров», запись с релаксационной музыкой «Киты и дельфины», игрушечный кораблик, упаковка яблочного сока 1 литр, пластиковые одноразовые стаканчики на каждом из которых есть надпись: «работа», «семья», «время для себя», по количеству участников, листы А4, ручки по количеству участников, релаксационная мишень, смайлики.

Место проведения: музыкальный зал.

Аудитория: педагоги.

План тренинга:

№ п/п

Этапы и содержание занятия

1

1 этап. Вводная часть:

  • Приветствие
  • Упражнение «Моя команда»
  • Проективный тест «Необитаемый остров»

2

2 этап. Основная часть:

  • Упражнение с элементами сказкотерапии
  • Упражнение «Жизненные ценности»
  • Упражнение «Корабль профессионалов»
  • Упражнение «Мое эгоистичное желание»

3

3 этап. Заключительная часть:

  • Рефлексия. Подведение итогов. Ритуал прощания.

1 этап. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Вступительное слово педагога-психолога:  Здравствуйте, уважаемые коллеги! В нашем зале – время чудес! Все потому, что нас с вами ждет замечательная творческая работа, позволяющая собраться вместе на тренинг психологической разгрузки.

Не секрет, что люди профессий системы «человек-человек» - педагоги, врачи, артисты любят тихий, уединенный отдых. Признайтесь, было ли у вас желание уехать на пару дней, так, чтобы никого не видеть и чтобы вас никто не беспокоил?(ответы педагогов).  Представьте, что судьба подарила нам возможность.

Упражнение «Моя команда»

Педагог-психолог: «Представьте себе, что весь наш коллектив оказался на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, но волею судьбы половина членов нашей группы оказалась в одной шлюпке, половина - в другой.

Поделить группу можно следующим образом. Ведущий быстро командует: «Встаньте те, кто сразу начнет спасательные работы!» Первые двое, кто вскочил со своего места, объявляются руководителями спасательных работ. Каждому из них предлагается выбрать одного участника, которого он увлечет в свою шлюпку. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.

Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя весьма дискомфортно. Поэтому психолог делает эту ситуацию позитивной, например предлагает лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника. Лидер должен произнести краткий монолог и доказать, что в силу каких-то достоинств этот человек необходим именно в его шлюпке. После этого участник сам выбирает для себя команду. Члены обеих команд присаживаются за столы (напротив друг друга).

Проективный – рисуночный тест «Необитаемый остров»

Перед вами небольшой, совершенно необитаемый островок в океане и одинокая, растущая на нем пальма. Ваша задача – «оживить» картинку, придать ей законченный вид, согласно своей фантазии. Что надо сделать: изобразите на картинке человека, солнце и корабль.

Интерпретация результатов теста (желающие могут поделиться своей работой, обсуждение).

Расшифровка теста

  • Солнце – это символ нашей жизненной энергии. Если ваше солнце сияет высоко в небе – то и вы находитесь «в зените». Но чем сильнее оно склоняется к горизонту, тем меньше вы ощущаете в себе жизненных сил. Изображенный вами закат – признак того, что пришла пора срочно что-то менять: сделать перерыв в работе, развеяться, получить новые впечатления. Нарисовали рассвет? Возможно, совсем недавно вы были не в лучшей форме, но сейчас — уже снова на подъеме. И очень скоро вновь будете бодры и полны энергии.
  • Человечек, которого вы нарисовали – это Вы и Ваше состояние на данный момент. Какой он? Каково его настроение в настоящий момент? Выражение лица? Впал ли он в отчаяние, оказавшись заброшенным судьбой в столь уединенный уголок? Или, наоборот – блаженно раскинулся под солнышком и радуется жизни? Если он наслаждается одиночеством или увлеченно занимается каким-то интересным для него делом – то и вы довольны тем, что с вами сейчас происходит. В вашей душе царят спокойствие и умиротворение. Если же созданный вашим воображением островитянин чувствует себя в одиночестве неуютно, то и вам, вероятно, не хватает общения и дружеской поддержки.
  • Корабль – это возможность изменить свою жизнь. Хотите вы этого или вас вполне устраивает реальное положение дел? Если изображенный вами человек старается, во что бы то ни стало, попасть на плавающее транспортное средство — машет руками, подает команду SOS, устремляется к судну вплавь – вы испытываете острое желание что-то поменять в своей судьбе. Возможно, ваши надежды на лучшее будущее связаны с окружающими: вы ищете общения и надеетесь, что близкие и знакомые помогут вам осуществить заветные мечты.
    Если же он не обращает на корабль никакого внимания, то сложившаяся в данный момент в вашей жизни ситуация вас вполне устраивает. К общению вы особенно не стремитесь: может, достаточно сдержаны и закрыты от природы, а может, просто немного устали от людей?
  • Вода – это наша связь с окружающим миром. Если главный герой вашего рисунка не боится воды, то и у вас наверняка нет проблем в установлении контактов с окружающими. И, конечно, обратите внимание на дополнительные, изображенные вами детали, если таковые имеются.

2 этап. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение с элементами сказкотерапии

«Всего на островах вдоволь, ни о чем заботиться не нужно, купайся себе в океане, лежи на пляже. Психолог предлагает участникам слепить из пластилина общую композицию на тему: «Государство на острове». Включается релаксационная музыка «Киты и дельфины». Время проведения: 7-10 минут. Команды по окончанию должны представить свои работы и рассказать, кто за что отвечает. После происходит обсуждение.

Что было сложным? Были ли разногласия во время работы? Что вы для себя поняли в ходе совместной работы? Какие эмоции они получили от игры.

Упражнение «Жизненные ценности»

Педагог-психолог:  Жарко, предлагаю выпить бодрящего апельсинового сока и поработать над своими жизненными ценностями. Обращаясь к «педагогам»: «Уважаемые коллеги, перед вами три стакана. Первый стакан – ваша работа, второй – ваша семья, третий – время, потраченное исключительно на себя: косметологические процедуры, гимнастика, забота о здоровье. Сок в упаковке – это время. Разлейте его так, как вы всегда распределяете свое время». Львиную долю времени у педагогов занимает работа. Далее у педагогов спрашивается, устраивает ли их самих такое распределении времени, что бы хотелось изменить для более благополучной жизни? Предлагает отлить-долить из стаканов, но комментируя, каким образом можно перераспределить время между категориями. Получение обратной связи от аудитории: предлагается поделиться своим анализом, мыслями по поводу распределения своего времени. 

Упражнение «Корабль профессионалов»

Педагог-психолог: «Хорошо на островах, но скоро сезон дождей. А в наших родных краях уже через пару месяцев наступит весна. Пора возвращаться домой. Как раз на горизонте показался корабль (берет в руки кораблик). Но он не обычный. Называется корабль «Профессионал». На борт берут только тех, кто ощущает свою профессиональную состоятельность. Далее предлагается по кругу каждому педагогу взять в руки кораблик и продолжить фразу: «Вы должны взять меня на борт, потому что я очень хорошо умею (могу, знаю)…» называя какое либо профессиональное качество, в котором педагог уверен.

Педагог-психолог: Легко ли было выполнять упражнение? (высказывания педагогов)

Упражнение «Мое эгоистичное желание»

Педагог-психолог: «Вот мы приплыли в родной детский сад. Представьте, что придя утром рано на работу, вы обнаружили на своем рабочем месте маленькую детсадовскую фею. Она сказала приятным голоском: «Ой, я не успела спрятаться до твоего прихода. Но раз так, я даже рада поболтать с тобой. Давно наблюдаю за тобой и вижу, что ты очень терпеливая, старательная, умеешь находить выход из разных ситуаций. Иногда тебе тяжело, а иногда приятно и радостно от полученных результатов. Иногда ты не любишь свою работу, а иногда ты радуешься, что работаешь именно здесь. Ты мне так нравишься, что я готова выполнить твое желание. Но есть условие: ты слишком много делаешь для других и мало для себя. Твое желание должно быть очень-очень эгоистичным. Вырази его на бумаге».

Педагогам раздаются листы А4. В верхней части листа предлагается написать первую фразу: «Пусть это не скромно, но я хочу…». Дальнейшее условие: писать, не останавливаясь в течение 5 минут все, что приходит в голову, не обращая внимания на ошибки, не ограничивая себя. После того, как сочинения написаны, педагог-психолог продолжает: « Прочитав желание, фея сказала: многие из этого выполнимо, но сила волшебства тут не нужна. Все, что нужно: продумать самой – какие препятствия лежат на пути и помнить, что постоянных и непреодолимых препятствий нет. Что-то зависит от времени, что-то от нас самих. В чем-то мы должны проявить упорство, в чем-то терпение, а в чем-то даже беззаботность: может это надуманное препятствие – мираж и достаточно просто посмотреть на ситуацию по-другому».

Желание рекомендуется сохранить и периодически его перечитывать.

3 этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Педагог-психолог: «Дорогие педагоги, нам пора завершать мероприятие. Если цель нашего творческого мероприятия достигнута – каждый из вас почувствует прилив сил, увидит новые горизонты в своей работе, да и в жизни в целом, поймет, чего же он действительно хочет для себя. Скажите пожалуйста, кому это удалось? (высказывания педагогов)

Педагог-психолог: «В заключение мне хочется пожелать вам, чтобы каждый новый день был для вас творческим, продуктивным, интересным. Очень важно, чтобы у вас всегда была возможность отдохнуть, расслабиться, восстановить силы. Ведь только человек полный жизненных сил и энергии способен вершить великие дела, а у нас их в нашей профессии очень много. На этом у меня всё. Спасибо вам за внимание и вашу активность. Насколько Вам было полезно данное мероприятие, вы можете отметить смайликом на рефлексивной мишени. До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

 В рамках психологической поддержки выпускников разработано занятие «Психологическая  подготовка к ЕГЭ», которое включает в себя три основных блока. В рамках первого блока рассматриваются приемы орган...

Тренинг "Психологические методы преодоления педагогических конфликтов в условиях ФГОС"

Школа, являясь институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий и конфликтов в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты...

Тренинг. Психологическая подготовка к ЕГЭ

Данный тренинг разработан с целью профилактики экзаменационного стресса. Постарался целиком расписать саму процедуру тренига, а также все упражнения. Также прилагается памятка...

Тренинг "Психологическая мозаика педагогического общения"

Обучение педагогов приёмам конструктивного общения....

Приложение к тренингу "Психологическая мозаика педагогического общения".

Задания к тренингу "Психологическая мозаика педагогического общения"...

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Тренинг психологический "Формирование позитивного отношения к жизни, развитие эмоционального интеллекта".

Возраст: 8-11классЦели:- развитие эмоционального интеллекта, понимания окружающих,- настрой на положительное отношение к жизни,-развитие умения регулировать и изменять свое эмоциональное состояни...