Представление педагогического опыта на тему: " Духовно-нравственное воспитание детей с умственной отсталостью(интеллектаульными нарушениями)
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
Мишаниной Марии Дмитриевны
Воспитателя ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Тема моего педагогического опыта : «Духовно-нравственное воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Дата рождения: 30.05.1994г.
Профессиональное образование: Педагогическое
МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом регистрационный номер 2266, дата выдачи 04 июля 2015 г.
Стаж педагогической работы: в должности воспитателя- 7,5 лет
Общий трудовой стаж: 7,5 лет
Актуальность проблемы
«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
(В. А. Сухомлинский)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения знаний и ценностей в школе-интернате (системность, последовательность, традиционность, культур сообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировозрения, потребительского отношения к жизни.
Дети в школах-интернатах остро нуждаются в поддержке и правильном воспитании.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Воспитанники школы-интерната требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка появляется освоение новой социальной позиции, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Изложенное выше свидетельствует об актуальности выбранной темы: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).»
Основная идея.
Основная идея концепции духовно-нравственного воспитания заключается в оказании социально-педагогической поддержки в становлении и развитии ответственного, инициативного, высоконравственного, компетентного и творческого гражданина России.
В связи с этим основными задачами воспитательной работы являются:
- Помощь в становлении личности ребенка;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие социальной активности воспитанников;
- Подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка;
- Формирование ценностных установок;
- Подготовка выпускника для поступления в учреждения профобразования.
Теоретическая база.
Главную роль в изучении своей проблемы, я отвожу Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. В этом документе уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию.
Я выделила и взяла на вооружение следующие задачи:
- формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах.
- коррекция межличностного общения.
- повышение уровня общего развития и культуры воспитанников
Решение задач духовно-нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. В связи с этим, целью моей работы над проблемой является теоретическое обоснование возможности духовно-нравственного воспитания в процессе учебной и воспитательной деятельности и разработка методики духовно-нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
В основе моего педагогического опыта лежат идеи В. Д. Выготского, идеи М. Д. Павленко, Серых Л. В., Лысенко В. Н., Слепченко В. Н., Чумоченко М. И., Флигинских Т. И. и многих других педагогов. Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к культуре родного края. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Проблемой нравственного воспитания детей занимались: Б. Г. Ананьев, Е. А. Аркин, Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, С. А. Козлова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко. Большой вклад в разработку различных проблем воспитания детей внесли: Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.
Баукова Н. Н., Бех Л. В., Баландина Л. А., Корчаловская Н. В., Калайтанова Г. Н., Сундукова А. Х. научно обосновали компоненты духовно-нравственного воспитания, на которые я опираюсь в своей работе.
Новизна
Новизна педагогического опыта и практическая значимость по данной проблеме заключается в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной и воспитательной деятельности детей, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств, а именно, ответственности, самостоятельности, доброжелательности, милосердию.
Технология опыта
Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс, в котором детям передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
В своей работе я ставлю задачи:
- Формирование у детей представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Формирование ценностного отношения к
прекрасному;
- Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- Патриотическое воспитание.
Моя задача - сформировать у детей способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего - выбор духовно-нравственного поколения.
Научить детей с нарушениями в развитии определенным правилам поведения и общения. Сформировать любовь к себе и другим, стремление к нравственному самосовершенствованию, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали, сознательное отношение к своим действиям.
Эффективность духовно-нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того, как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, так, чтобы информация была понятна и доступна для восприятия.
Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности нравственного воспитания.
В своей работе использую следующие формы работы:
- беседы;
- игры;
- целевые прогулки и экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- решение ситуаций нравственного содержания;
- творческая художественная деятельность детей;
- конкурсы;
- выставки;
- использование ИКТ;
Результативность опыта
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, я достигла следующих результатов: формирование нравственных качеств личности воспитанников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, ответственность. Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Дети знакомятся с формами традиционного семейного уклада, понимают своё место в семье и проявляют посильное участие в домашних делах.
В своей деятельности использую следующие направления в работе с детьми:
1.Нравственное воспитание
– отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;
-духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;
- газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;
- экскурсии в храм, краеведческий музей;
- обогащение духовной культуры через тематические праздники («Рождество», «Масленица», «Пасха»)
Приложение 1. Воспитательная беседа « К нам идёт Рождество»
https://nsportal.ru/node/6864987
Приложение 2. Занятие «По дороге к доброте!»
https://nsportal.ru/node/6775809
Приложение 3. Беседа-викторина «Мы помним!»
https://nsportal.ru/node/6865005
Приложение 4. Беседа «Этикет вежливости»
https://nsportal.ru/node/6246955
Приложение 5. Беседа: «Путешествие в страну этикета»
https://nsportal.ru/node/6719340
Приложение 6. Беседа: «Правила этикета при знакомстве»
https://nsportal.ru/node/5930674
- формирование культуры семейных отношений;
- развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид);
Приложение 7. Беседа: «Мой внешний вид-залог здоровья»
https://nsportal.ru/node/6865026
. 2.Патриотическое воспитание
- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;
Приложение 8. Беседа «День воинской славы. Бородинское сражение»
https://nsportal.ru/node/6180942
Приложение 9. Беседа «День мира»
https://nsportal.ru/node/6656497
Приложение 10. Беседа : «Куликовская битва»
https://nsportal.ru/node/5657549
3. Охрана здоровья и физическое развитие - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни.
Приложение 11. Беседа : «Безопасность на дороге".
https://nsportal.ru/node/5657548
Приложение 12. Беседа : «Опасные приключения»
https://nsportal.ru/node/6421469
Приложение 13. Беседа : «Правила поведения на улице»
https://nsportal.ru/node/6475064
Приложение 14. Экскурсия по городу по ПДД
https://nsportal.ru/node/6517898
Приложение 15. Беседа : «Знает каждый гражданин телефон пожарных 01"
https://nsportal.ru/node/5861905
«Наркомания-это трагедия», «День отказа от табака», « Вся правда о наркотиках», «Насвай.Снюс.Несчастье» и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.
4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;
- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
Приложение 16. Беседа : «Моё свободное время»
https://nsportal.ru/node/6810682
Приложение 17. Беседа : «Професии наших родителей»
https://nsportal.ru/node/6865057
«Чудесные расчески», «Путешествие Пуговицы», «Домашние помощники» и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.
5.Художественно-эстетическое воспитание - развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художе
ственной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.
-организация и проведение праздников:
Приложение 18. Сценарий «День учителя»
https://nsportal.ru/node/6865066
Приложение 19. Сценарий «Праздник фольклора»
https://nsportal.ru/node/6865069
Приложение 20. Сценарий « Новогодние весёлые старты»
https://nsportal.ru/node/6865072
«Знаменитые художники Мордовии. Ф.Сычков»; участие воспитанниц в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в музеи.
-литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.
Каждое из направлений находит отражение:
• в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
• в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;
• в организации общешкольных мероприятий.
Главный результат, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Мои воспитанницы гордятся, что участвуют в разных мероприятиях ОУ, группы, города и страны, испытывают радость от полученных результатов, и я в свою очередь понимаю, что затраченные усилия не прошли даром.
Поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в данном направлении мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:
- Продолжение разработки темы.
- Создание общей системы работы, связанной с духовно-нравственным воспитанием.
Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий, печатании материалов в сборниках.
Приложение 23. Выступление на семинаре по дефектологии «Школьное обучение и воспитание-основа коррекции, компенсации и развития детей с нарушением интеллекта».
https://nsportal.ru/node/6865079
Приложение 24. Доклад на методическом объединении воспитателей ««Взаимодействие семьи и школы: проблемы и перспективы»
https://nsportal.ru/node/6865106
Приложение 25. Доклад на педагогическом совете «Уровень сформированности профессиональных навыков по трудовому обучению и воспитанию»
https://nsportal.ru/node/6865111
Список литературы:
- Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, № 3.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2004.
- Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. – Минск: ООО «Красико-Принт», 2004.
- Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом.гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.
- А.С.Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1982.
- В.Ф.Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». М.: 1983г.
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. – Пособие для воспитателей и учителей. Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.
- Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы.
- М., Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М., 1975.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М., 1999.
- Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М., 1994.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.М., 2005.
- Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова Я.И. Калуга, 2001.
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997.
- Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000. «Просвещение», 1984
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».
Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся, препятствующий успешной социальной адаптации....

МБОУ СОШ №5 г. Дубны, М. О. Представление педагогического опыта по теме "Формирование УУД в художественном образовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и нравственно-эстетической направленности"
Содержание:формирование личностных УУД;формирование познавательных УУД;исследовательские проектные действияРезультат образования имеет три составляющих:предметные результаты;метапредметные результаты ...

Программа духовно- нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Мончегорская коррекционная школа» (ГОБОУ Мончегорская КШ)
В целях введения федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бы...

выступление на семинаре по дефектологии по теме "гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната
выступление на семинаре по дефектологии...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"
Цели и задачи : -- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за страну и свой народ.-- Формировать у воспитанников духовно - н...

Представление педагогического опыта по теме «Конкурсы, олимпиадные мероприятия для детей с ОВЗ» на методическом совете (пункт 4.5)
Представление педагогического опыта по теме«Конкурсы, олимпиадные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья на второе полугодие 2020-2021 учебного года»на методическом с...