Функциональная грамотность
рабочая программа (6 класс)

Башмакова Валентина Анатольевна

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_6_kl.docx164.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21 имени Н. И. Рыленкова» города Смоленска

                 

Рабочая программа

курса в рамках внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

для 6 А, Г, Д классов

на 2022-2023 учебный год

Составлена учителем

                                                                                                                           Башмаковой В. А.

Смоленск

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа  курса в рамках  внеурочной деятельности “Функциональная грамотность» (6 класс) соответствует следующим нормативным  правовым документам:

- федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

- учебному плану школы на 2022 – 2023 учебный год

Цель программы:

  • формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.

Задачи программы:

  • формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.

Количество часов по учебному плану

Рабочая программа рассчитана на 34 часа   в год

Общая характеристика и содержание программы внеурочной деятельности

Программа «Функциональная грамотность» направлена на развитие духовно -нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования.

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит:

− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.

Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки

к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.

Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности:

− формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);

− формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);

− формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов;

− формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.

ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс.

В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и необходимость обучения детей смысловому чтению.

Основная цель курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Функциональная грамотность» в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:

1. Поиск информации и понимание прочитанного;

2. Преобразование и интерпретация информации;

3. Оценка информации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-12ч

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,

официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 14ч

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 8ч

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию

Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом. » обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами являются:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
  • способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
  • познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
  • умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учитывая специфику курса «Функциональная грамотность», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-подбирать аргументы, формулировать выводы;

-составлять разные виды планов;

-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

− определять назначение разных видов текстов;

− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

− различать темы и подтемы специального текста;

− выделять не только главную, но и избыточную информацию;

− прогнозировать последовательность изложения идей текста;

− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

− делать выводы из сформулированных посылок;

− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

• откликаться на содержание текста:

− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

− находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения

о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Обучающийся получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:

  • устный опрос,
  • письменный опрос,
  • различные виды пересказа,
  • различные виды чтения,
  • практические работы по содержанию изучаемого материала,
  • тестовые задания,
  • творческие задания (сочинения, изложения)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса в рамках внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

для 6А, 6Г, 6Д классов

Количество часов: 34, в неделю- 1 час.

№ п\п урока

№ п\п раздела (темы)

                       

                          Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

план

факт

план

факт

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12 ч)

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. «Русский язык»

1

2

Типология текстов. Речевая ситуация. «Русский язык»

1

3

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).

1

4

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.

1

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. «Имя числительное»

1

6

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. «Имя числительное»

1

7

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. «Правописание»

1

8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. «Правописание»

1

9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

«Правописание суффиксов имен прилагательных»

1

10


Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.

«Правописание суффиксов имен прилагательных»

1

11

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.

«Тестовые задания с выбором ответа»

1

12

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Тестовые задания с выбором ответа»

1

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14)

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

«Тестовые задания с краткой записью ответа»

1

14

Вопросы по содержанию текста.

«Тестовые задания с краткой записью ответа»

1

15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста. «Тестовые задания с развернутым ответом на вопрос»

1

16

Аргументы, подтверждающие вывод. « Учимся логически мыслить»

1

17

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. «Сыроежка»

1

18

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. «Сыроежка»

1

19

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. «Необыкновенная история»

1

20

Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу «Необыкновенная история»

1

21

Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Мать»

1

22

Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Добрая книга»

1

23

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. «Иностранный язык»

1

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. «Азбука»

1

25

Создание небольших

письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. «Жизнь на Земле»

1

26



Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). «Лилия»

1

Раздел «Работа с текстом: оценка информации» (8)

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. «Конкурс»

1

28

Выражение собственного мнения о прочитанном. «Текстовые связи»

1

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. «Текстовые связи»

1

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»

1

31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»

1

32

Пути восполнения недостающей информации. «Белокуриха»

1

33

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

«Золотые кони хана Батыя»

1

34

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. «Вологда». Сопоставление различных точек зрения на информацию.

«Дятловы горы»

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...