Консультации для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
консультация

Фокина Елена Николаевна

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям. Развитие волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                               Угранский детский сад «Катюша»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ ГРУППЫ:

ФОКИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

УГРА

2021 год

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям. Развитие волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей.

 Патриотическое воспитание  - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка  к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Нaродные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольниковони формируют начало любви к своему народу, своей стране. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.  По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Мы используем игры: «Золотые ворота»,  «Колечко, колечко»,«Земля – вода – небо», «Заря-заряница»,  Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

 «У медведя во бору»,  «Горелки» ,  «Гуси-лебеди» и т.д.

Словесные  игры  также используются  при воспитании нравственных чувствНапример, игры «Вежливые  слова»,  «Цветик – семицветик»

Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей– ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры фишки, можно определить уровень нравственного развития группы.

Игра «Хорошо – плохо» Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.

 Дидактические игры  занимают особое место в формировании нравственно-пaтриотических качеств дошкольника.  В дидактических играх развивается  умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Д/Игра «Герб города»

Материал: фрагменты герба города Дети по памяти собирают герб родного края, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.

 Д/ игра «Путешествие по городу»

Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

Д/ игра «Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.

 Игра «Иностранец» или «Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Игра«Деревья и кустарники»(ближайшего нас окружения.)

Цель: находить на иллюстрациях, узнавать и называть их. –от какой ветки детка -гербарий)

Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрaсь одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку”»(национальные куклы одеты неправильно).

Д/Игра«Дружат люди всей земли»ТРИЗ

Цель: Формировать чувства патриотизма, через ознакомление с историей и основными особенностями различных государств.

Д/Игра: «Башни кремля»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.

Цикл дидактических игр по рoдному  городу «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города) «Путешествие по городу Арзамас», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Профессии нашего города»

Разнообразные игры в интеграции с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Литература:

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников под ред. А. М. Виноградовой, 2011 г.

2. Нравственное воспитание в детском саду под ред. В. Г. Нечаевой, 2014 г

3.Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А Каирова., О. С. Богданова. 3-е изд. -М. ,Просвещение, 2009г.

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М.: Просвещение 2010

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под.ред. Виноградовой А. М, 2008г.

6. Е. А. Алябьева Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М., 2007г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  Угранский детский сад «Катюша»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ ГРУППЫ:

 ФОКИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

УГРА

2021 год

Консультация для воспитателей

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

посредством игры»

Нравственное воспитание предполагает воспитание дружеских взаимоотношений друг с другом, умение трудиться и вместе играть, совершать свои дела в игре сообща; стремиться совершать только положительные поступки. Также мы сюда можем отнести воспитание уважительного отношения ко всем, кто нас окружает. Развитие волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей.

По собственному опыту в педагогической деятельности можно утверждать, что дошкольный возраст — это время «благодатной почвы», так как у педагога в этот момент есть хорошая возможность применить свой богатый опыт в воспитании нравственных качеств, так как дети в том возрасте очень любознательны, восприимчивы и отзывчивы. Они с радостью откликаются на различные начинания, умеют искренне сопереживать и сочувствовать. В этом возрасте у детей дошкольного возраста происходит формирование духовных основ, развивается мышление, приобретается опыт проявления чувств, эмоций, происходят такие моменты, как осознание себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия, что обеспечивает успех грамотной организации нравственно-патриотических качеств.

Игра является в этом возрасте источником радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Играя ребенок учится справедливо оценивать собственные достижения и результаты, также результаты своих друзей.

Воспитание нравственных качеств предполагает воспитание дружеских отношений друг с другом, умение трудиться, договариваться, играть, радовать родителей своими поступками и достижениями.

Вдошкольной период у ребенка складываются черты характера и формируются нравственные качества. Идет процесс становления психики ребенка. Нравственное развитие ребенка проходит сложный путь, оно зависит от многих факторов и в связи с этим игра является для ребенка основным видом деятельности.

В дошкольном возрасте игру трудно заменить другой деятельностью. У ребенка игра является смыслом его существования: он развивается физически, общается, изучает окружающий мир. Если дети в дошкольном возрасте не проявляют интерес к игре, то ребенок не получает полнoценного знания о жизни, о культуре, о заботе и любви к близким, о природе, о социальной сфере.

У детей большую роль играет в их жизни, те игры которые они создали сами. Так как они создают эти игры из того, то их окружает. В этих играх дети выполняют роль актеров, декораторов, режиссеров. К своим ролям они готовятся основательно, а играют спонтанно, для себя, проявляя импровизацию. В собственно созданных играх у детей проявляются самостоятельность, и коллективное сотрудничество. В данных играх у детей общие интересы и цель, и к ней они идут, прилагая большие усилия. Качество, сложенное в игре, влияет на поведение ребенка. Полученные знания дома от взрослых, в детском саду, на прогулке является хорошим средством нравственно- патриотического и умственного воспитания.

Приведем пример таких игр, как «Река вежливости» (дети строятся парами друг за другом, один ребенок без пары встает спереди, произносит волшебное слово и выбирает себе пару).

«Вкусные слова» - ребенок с закрытыми глазами делает вывод, кто позвал его вежливым словом.

В дошкольном возрасте по формированию нравственно- патриотических качеств дошкольника особое место занимает дидактические игры. С помощью дидактических игр мы развиваем умение договариваться и согласовывать свои действия со своими товарищами, развиваем сообразительность, и самому решать поставленные задачи.

Если внимательно присмотреться, какую роль играет в жизни ребенка игра, то мы можем определить, что для него игра – это самое серьезное дело. Играя, у ребенка раскрывается весь мир, раскрываются творческие способности, и он начинает проявлять себя как личность.

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте  детей с речевой патологией....

Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности. (Кружок «Оч.умелые ручки»)

Изобразительная деятельность на основе поликультурного воспитания –   важнейший компонент  приобщения личности  ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей  в мир кра...

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности" (из опыта работы по предмету «Азбука общения»)

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности" основывается на опыте моей работы с дошкольниками старшего возраста по предмету «Азбука общения». Вы...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования экологической культуры"

Воспитывая у дошкольников сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть душой за родной дом, семью, народ....

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы).

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы)....