Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
презентация к уроку

В данной публикации раскрывается понятие, что такое речевое общение  и его важность для ребёнка. Так же описываются причины нарушений речи в дошкольном возрасте. Поставлены цели и задачи театрализованной деятельности, описываются формы работы с детьми. В конце данной статьи рассказывается о достижениях, какие сказки и инсценировки поставили и где их показали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность, как средство развития речи

детей дошкольного возраста

             «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». (Сухомлинский В. А.)

Речевое общение — социальный навык, который формируется только при помощи других людей в возрасте от трёх до шести лет. Любые проблемы развития речи у детей нужно выявить и скорректировать в дошкольном возрасте. Это важно не только для успешной учёбы или нормальной социализации, но и потому, что потом, когда ребёнок станет старше, может быть поздно.

Причины нарушений речи

Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.

Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни. Например:

  • Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.
  • Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать «взрослые» предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.
  • Подгузники. Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет. Нет и повода для коммуникации.
  • Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.
  • Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, просто слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.
  • Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм: человек понимает речь, но сам говорить отказывается.
  • Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.
  • Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.
  • Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети часто имеют речевые проблемы: путают слова и звуки разных языков.

Актуальность

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей прекрасное средство – это театрализованная деятельность.  Как показывает педагогический опыт, значение театрализованной деятельности для разностороннего развития ребенка достаточно велико. Поэтому она должна занимать достойное место в воспитательно-образовательной работе с детьми.  В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 тема театра в детском саду не теряет своей актуальности.

        Поэтому я решила проводить занятия по дополнительному образованию по театрализованной деятельности.

Цель: 

Развитие речи детей посредством    театральной деятельности.  

Задачи: 

1. Развитие монологической, диалогической речи детей.

2.  Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество).

3.  Развитие способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.

4.  Приобщение детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

5. Развитие памяти, внимания при заучивании слов и ведения диалога при проигрывании инсценировок и спектакля.

Формы работы с детьми:

  • Чтение, прослушивание и обсуждение художественных произведений.
  • Драматизация сказок.
  • Игры на развитие интонационной выразительности.
  • Словесные, настольные и подвижные игры с элементами драматизации.
  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  • Просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов.
  • Посещение театров.

Кружок « В гостях у сказки» организован  и начал свою работу в октябре 2023 года, насчитывает 16 воспитанников; 11 детей подготовительной группы и 5  детей старшей группы.

К Новому году поставили и показали детям и родителям детского сада две новогодние музыкальные сказки; «Маленькой ёлочке хорошо в лесу» (подготовительная группа), «Ёлочка» (старшая группа). С этими сказками выехали в Дом ветеранов. Проживающие в этом социальном учреждении, а так же их сотрудники остались очень довольны и выразили нам слова благодарности. Ко дню защитников Отечества подготовили и показали небольшую  инсценировку на военную тематику,  8 марта инсценировка сказки «Лисичкин праздник» (подготовительная группа), «Подснежники» (старшая группа).

Дети занятия кружка посещают с большим желанием. Показав очередную сказку, дети просят разучивать уже что-то новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкально...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Статья. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Данная статья построена на материалах из опыта работы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком ...