"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_raznoobraznyh_form_innovats.docx | 50.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
(название инновационной образовательной программы, методики,
форм или средств обучения)
МОУСОШ № 2 г. Чадана Дзун-Хемчикского кожууна РТ
(на базе какого общеобразовательного учреждения реализуется)
Монгуш Олзей Кара-Сатовна
(ф.и.о )
Тема опыта:«Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом,владеющей нормами литературного языка, способной свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, соблюдать этические нормы общения.
Задачи:
1.Создание на уроках и во внеклассной работе разнообразных положительно и деятельностно окрашенных ситуаций, определяющих пути интереса и успеха детей, формирование у школьников положительной мотивации к учебе.
2.Совершенствование форм работы учителя по повышению качественного уровня устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы, используя нетрадиционные методы и альтернативные программы. Расширение возможностей разноплановой практической деятельности учащихся.
3.Активизация познавательной деятельности учащихся, исходя из требований государственного стандарта, выявление и развитие задатков, способностей и талантов детей.
4.Воспитанте духовности, нравственности на уроках и во внеурочное время, включая элементы культуры родного края.
. 2.Условия возникновения и становления опыта
- Внедрение новых педагогических технологий в работу;
- создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;
- постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
- накопление краеведческого материала;
- накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег; 1
- наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.
- 3. Цель педагогического опыта:
- Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
- Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
- 4. Описание опыта
За время работы в национальной школе учителем русского языка и литературы я считаю первостепенным делом овладение учащихся русским языком. Основной задачей обучения русскому языку является развитие устной и письменной речи учащихся, используя разнообразные формы, методы и инновационные образовательные технологии. Это очень кропотливая работа ,требующая в последнее время терпения и настойчивости учителя. Следует признать причину в ухудшении благосостоянии народа( нуждаются в средствах по подписке газет и журналов, падение интереса учащихся к учебе ,чтению книг, чрезмерное увлечение игрой в компьютер)
Один из принципов моей методики - это отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, обогащаю словарный состав, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания
Формы и методы, используемые мной на уроках:
1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);
2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);
3) эвристический метод (решение лингвистических задач);
4) методы самостоятельной работы учащихся;
5) метод дифференцированного обучения;
6) метод проектов.
Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.
В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-
исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник.
Главная задача преподавания русского языка на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
Значит, ведущими ключевыми идеями будут следующие:
Прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;
Приучать слух детей к звукам, словам русской речи;
Создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
Научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.
Для реализации этих задач следует пользоваться целым комплексом пособий(учебники, учебные пособия,звуковые приложения,методические руководства, дидактические материалы,тесты,ТСО, компьютер, интернет)
В своей практике я пользуюсь всеми видами устных и письменных работ по развитию речи учащихся национальной школы.
В понятие « развитие речи» входят, во-первых, обогащение словарного запаса учащихся, во-вторых, овладение нормами русского литературного языка и, наконец, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме(составление речевого произведения,
т.е.текста)Очень полезно проводить изложения по тексту повествовательного характера, изложения с заданием ввести в текст описание предметов, обстановки, ответы-рассуждения. Таким образом, обучение идет не только связному изложению мыслей, конструированию текста, но и созданию речевых произведений всех смысловых типов – повествования, описания, рассуждения.
Сегодня, я считаю, компьютер на уроках русского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:
- при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
- для оптимального закрепления изученного материала,
- для улучшения контроля знаний учащихся,
- для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.
- Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.
Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.
При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.
Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.
Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.
Например: уроки- практикумы обязательно заканчиваю выходным тестированием, которое не занимает много времени на уроке. По возможности при проведении таких тестов использую мультимедиа. Например, в 8 классе по теме «Союзы при однородных членах предложения» проводила тест в такой форме:
Тест к уроку «Союзы при однородных членах предложения»
1. Поставьте правильно знаки препинания: А впереди сотни ночей
(1) и рассветов (2) и дней (3) и вечеров.
1) 2,3;
2) 1,2,3
2. Поставьте, где нужно, запятые: Людей всегда мучают разнообразные сомнения
— большие (1) и малые (2) серьезные (3) и смешные. (Паустовский).
1)1,2,3; .
2)1,2;
3)2. .
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую:
1) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и бросал в траву.
2) На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.
4 . Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:
1) В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях.
2) Учебники я или куплю или возьму в библиотеке.
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.
2) Человека воспитывает и искусство, и наука.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1.) Ехать надо было на собаках, или на оленях.
2) Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком.
( Проверка со слайда.)
Например, при изучении причастий в 7 классе, удобно использовать
такие слайды:
Причастие
- Обозначает признак предмета по действию
- Отвечает на вопросы:
Какой? Какая? Какое? Какие?
- А также:
Что делающий? Что сделавший?
Глагол
- Вид сов.//несов.
- Время наст., прош.
- Возвратность
+
Прилагательное
- Вопрос «Какой? Какая? Какое? Какие?»
- Изменяется по роду, числу, падежу
- Имеет полную и краткую форму
- Синт. роль – определение,
сказуемое
Читающий умный мальчик
Поющие маленькие девочки
Любившие спорт здоровые ребята
Спорившие о прочитанной книге эрудированные ученики
Тронутый вниманием одинокий старик
Движимый добрым чувством скромный юноша
Указанный телефонный номер
Затеянный сложный переезд
Решенная трудная задача
Запомните!
Причастия можно заменить синонимичным придаточным предложением (определительным)
- Умный мальчик, который читает….
- Маленькие девочки, которые поют…
Формальные признаки причастий:
Действительные Страдательные
Образ. от гл. I спр. 1 спр.-ом,-ем в наст.вр.
От гл. II спр.
Наст. вр. 2 спряж.- им.
-ущ-ющ
-ащ-ящ- -нн,-енн,- т в прошед.времени
Прош.вр.
-вш-ш-
Проблемная ситуация:
почему причастия называются действительными и страдательными?
Сравните 2 группы примеров и объясните смысл терминов
- Летящий
- Падающий
- Упавший
- Виднеющийся
- Любивший
- Таявший
- Лелеявшая
- Сеявшие
- Кинутый
- Гонимый
- Движимый
- Читаемый
- Раскрытый
- Усвоенный
- Подготовленный
- Выбранный
- Решенный
Причастный оборот
(причастие с зависимыми от него словами)
обособляется
- Если стоит после определяемого слова
Тучи , |застилавшие небо| , скоро рассеялись.
- До или после личного местоимения
|Застилавшие небо|, они скоро рассеялись.
не обособляется
Если стоит перед определяемым словом
Застилавшие небо тучи скоро рассеялись.
Запомните!
- Причастные обороты, относящиеся к одному определяемому слову, подчиняются правилу однородных членов.
[ X, |прич. об.|, |прич. об.| , |прич. об.| , = ]
[ X, |прич. об.|, |прич. об.| и |прич. об.| , = ]
Огромная сова, обеспокоенная возней и вылетевшая из темного угла, беспомощно закружила по часовне.
Работа в парах
- Проговорить друг другу всё, что узнали о причастиях, составить предложения с причастиями
- Прокомментировать высказывание о причастиях М.В. Ломоносова: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.»
Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.
Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.
Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся.
В наши дни, когда дети читают мало или вовсе не читают, проводя время у телевизора или за компьютером, перед учителем, как никогда, встает задача создавать мотивацию чтения, т.е., использовать различные приемы побуждения интереса к чтению. Поэтому подготовить обучающихся к чтению, восприятию и анализу произведений - важная задача учителя словесника. На уроках русского языка придумываем вместе с обучающимися предложения с незнакомыми словами, объясняя их значение, используя синонимы или антонимы, толкование слова.
В старших классах даю краткие исторические справки, чтобы правильно поняли произведение. Многие ученики плохо владеют отвлеченными понятиями, в т.ч. нравственно- эстетическими, не улавливают оттенков слов синонимического ряда и их стилистической окраски. Преодолеваем это с помощью систематических небольших упражнений, развивающих речь и навыки анализа произведений. На уроках литературы использую методику, когда ученик, отвечая на вопрос, опирается на текст, цитирует его, а затем раскрывает смысл. Эффективность такой методики в том, что текстом произведения проверяются различные интерпретации литературоведов. А еще и потому, что на уроках литературы звучит текст определенной эпохи, возникает диалог культур. Размышляя, ученики осваивают нравственно – этические и эстетические представления эпохи, запоминают текст, его стилистику, накапливается цитатный материал для сочинения. Вопросы даются для домашней работы, указываются главы, где искать ответы, обучающиеся работают с закладками, проставляют страницы книги рядом с записанными в тетради вопросами. Много работаем с терминологией, знания закрепляются в ходе работы со словарями и справочниками, а также с учебником и при выполнении заданий с текстом. Иногда заканчиваю изучение произведения заданием: нарисовать, как вы представляете себе образ героя. Но такие задания не обязательны для всех, только по желанию ученика. Важно помнить, что на уроках литературы ученики должны работать с текстом произведений, правильно говорить, писать и высказывать свою точку зрения, обосновывая ее.
В старших классах применяю элементы технологии «Дебаты». Данная технология мне нравится тем, что способствует закреплению, актуализации полученных ранее ЗУН, овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Способствует также формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы. Учебная деятельность в технологии «Дебаты» осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности, что немаловажно для некоммуникабельных обучающихся.
В своей практике применяю проведение интегрированных уроков.
В ходе подготовки и проведения такого урока логичным выглядит использование проектного метода, элементов исследовательской деятельности обучающихся. Интегрированный урок – это еще и форма открытого урока, что немаловажно в повседневной работе учителя, т.к. именно при такой форме организации урока полно проявляется совместная деятельность учителя и ученика.
Также использую проектные и исследовательские технологии.
Какова же роль учителя в ключевых моментах данной технологии?
Учитель должен проводить работу совместно с учеником, постоянно контролируя ее на всех этапах. Совместно с обучающимися определяется тема, формулируются цели и задачи исследования. В выборе темы я учитываю, прежде всего, интересы ученика. Моя задача на этом этапе помочь сделать выбор, показать значимость выбранной темы. Обязательно помогаю в формулировке целей исследования, вместе намечаем структуру работы, определяем основные пункты, которые во время исследования ученик может расширить. Еще важный момент на первом этапе работы: помочь с выбором литературы.
Перед учениками ставлю четкие сроки выполнения работы, разбив ее на несколько этапов. Таким образом, обучающемуся будет легче планировать свою деятельность. Отдельно хочется отметить и важность использования компьютерных технологий. Они могут применяться как на этапе поиска и обработки информации, так и на этапе оформления результатов работы и
обработки информации, так и на этапе оформления результатов работы и на ее представлении. На всех этапах исследования учитель контролирует работу ученика, консультирует его по всем вопросам, оказывает помощь в обработке результатов, определяет соответствие текущего этапа с целями и задачами всего исследования. Учитель должен проконсультировать ученика и по поводу требований к оформлению и представлению результатов работы. Вместе отрабатываем форму презентации.
В среднем звене использую игровые технологии: урок- сказка, уроки – театрализации, уроки – путешествия. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте, еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Для меня важным является, конечно, не просто подготовить обучающихся к успешной сдаче экзамена, но подготовить их к успешной адаптации в обществе, успешной социализации. На протяжении последних лет вела элективный курс по русскому языку в 11кл.Надеюсь, что творческая часть ЕГЭ – часть «С» - не представлял особой сложности для моих выпускников.
Таким образом, если у учителя есть желание владеть современными приемами организации совместной деятельности, то и его обучающиеся будут владеть многими компетенциями.
Усиление речевого аспекта преподавания русского языка – это тема, которая требует эффективных путей решения проблемы . Ведь речь идет о выполнении нами важнейшего социального заказа: хорошо сформированные коммуникативные умения - это условие успешной социализации ученика.
Теперь более предметно. Решая вопросы, почему ученик, читая, не запоминает и не понимает прочитанного, почему, имея в голове определенную мысль, не умеет ее озвучить, приходишь к ответу: понять, запомнить, передать прочитанное можно только с помощью особо значимых в речи элементов, т.е. выразительных слов. А какие такие слова в школьной практике мы учим считать средством выразительности? Чаще всего это метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения и т.д., т.е. литературоведческие понятия. А почему не учим осознанному восприятию роли собственно языковых средств? Почему на практике так редко приводим учащихся к выводу, что удачно употребленная каждая языковая единица – это и есть средство успешной коммуникации.
Какие же принципиальные направления в преподавании русского языка считаю важными для формирования компетентности учащихся в использовании языковых средств выразительности в целях достижения предполагаемого речевого эффекта?
Во-первых, это методически верное обеспечение компетентностного подхода.
Во-вторых, это, конечно, практическая направленность обучения.
В-третьих, соблюдение последовательности, постепенности и системности усложнения речевых задач в организуемой лингвистической деятельности учащихся.
В-четвертых, текстоориентированный подход в преподавании русского языка.
И, наконец, целенаправленный и предварительно проанализированный учителем выбор того учебно-методического комплекта, который будет соответствовать современным требованиям, целям учителя и возможностям учащихся.
Лингвистические наблюдения шестиклассников планируются и в качестве домашних работ. Так, урок «Употребление имен существительных в речи» завершается домашней работой – исследованием средств выразительности четверостишия:
Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой?
Что ты задумалась, девушка красная,
Очи блеснули слезой?
( А.Вельтман.)
Учащимся были предложены опорные вопросы:
- Найдите в четверостишии образы, вокруг которых строится все содержание текста. (Заря и девушка.)
- Определите по толковому словарю значение слов «сравнение», «сопоставление», «уподобление», «соотношение». Можно ли эти слова считать синонимами?
- В каком отношении (в сравнении, в соотношении, в сопоставлении или уподоблении) друг к другу находятся найденные вами образы?
- Какие в тексте слова-образы находятся тоже в названных отношениях? (Роса и слеза.)
- Какую роль играют в тексте имена существительные?
- Почему текст строится из двух вопросительных предложений?
- Какие средства выразительности используются в тексте?
- Какое основное средство выразительности использует автор для построения всего текста?
Семиклассники учатся выполнять и полный лингвистический анализ текста. Так, урок «Употребление причастий и деепричастий в речи» проводится в форме лингвистического анализа стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш».
- В нем средством образной выразительности является ли название текста, может быть безошибочным ключом в определении основного средства выразительности?
- Назовите другие средства выразительности, лежащие в основе этого основного художественного средства изобразительности.
Определите роль повторов в тексте («первой пороше» - «первые звери»; «новый снегопад» - «новая страница»; «о лесных Называя принципиальные направления в преподавании русского языка для формирования компетентности учащихся в использовании средств образной выразительности, я отмечала текстоориентированный подход в обучении.
В своей практике работы с текстом строго придерживаюсь одного правила: подбирая текст для урока, следует определенно точно знать, насколько оптимально можно использовать его для конкретной цели.
Так, текст из книги И.Андроникова «Великая эстафета» предложен мною девятиклассникам с целью определения роли расчлененных конструкций, или парцелляций.
В целом мире нет такой улицы! Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни. Невский проспект – это чудо градостроительства и, как сказал Гоголь, «всеобщая коммуникация Петербурга».
Нет, это не случайное соседство домов. Это – единое целое. И гармония эта достигнута прежде всего соразмерностью, точно найденными пропорциями. Гляньте! Как отвечают друг другу высота зданий, образующих ровный строй, и это певучая ширина улицы!
Невский проспект – это понятие. Целый мир представлений. Великий памятник русской истории. Русской культуры. Архитектуры. Наша национальная гордость. Проспект, который в продолжение двух слишком столетий был центром духовной жизни России.
Совместный труд зодчего, скульптора, каменщика, плотника, штукатура, лепщика, позолотчика, слияние усилий, выразивших гений народа, - вот что сообщает Невскому проспекту такой строгий и стройный вид.
- Аргументируйте стилевую принадлежность текста.
- Какова типологическая особенность текста? (Текст представляет собой рассуждение. Особенность рассуждения данного текста заключается в том, что: 1) это рассуждение-размышление, в котором одновременно передано и состояние человека (оно отчетливо ощущается ), и состояние окружающей среды, и оценка действительности, и описание места; 2) одно целое рассуждение текста строится как отдельные поабзацные рассуждения. Признаки целого рассуждения:
- выдвигается тезис «В целом мире нет такой улицы!»
- каждый абзац – пример неповторимости улицы, т.е. аргумент;
- все целое рассуждение скреплено выводом: неповторимость как организованность и стройность улицы – это результат совместного труда людей, это свидетельство гения народа.
В свою очередь, каждый абзац целого текста представляет свое мини-рассуждение: в каждом абзаце выдвигается и аргументируется своя мысль.)
Обстоятельное рассмотрение первых двух вопросов (стиль и типологическая особенность) обусловлено выяснением роли парцеллирования в данном тексте именно такого стиля и именно такой типологической особенности.
- С какой целью используется парцеллирование? (Как средство связи предложений; как стилистический прием, усиливающий выразительность речи, подчеркивающий значение парцеллированного члена предложения и как способ выражения авторской позиции, его состояния.)
- С какой интонацией следует читать расчлененные конструкции? Потренируйтесь в правильном интонировании, но не ради самой интонации, а для демонстрации роли интонации: 1) в целях раскрытия основной мысли текста; 2) в целях передачи авторской позиции, его состояния; 3) в целях выражения размышления; 4) в целях создания эффекта присутствия ( ведь текст воспринимается и как репортаж, и как эссе, и как очерк).
- Какова роль используемых в тексте знаков препинания?
Учащимся 10-11 классов в качестве творческих работ предлагаются варианты языковых наблюдений художественных текстов. В собственном опыте работы есть интересные примеры таких наблюдений в форме лингвистического анализа текста, которые планируются на основе текстов из рассказа Е.Замятина «Русь» , из миниатюры В.П.Астафьева «Поросли окопы травой» и «Старая лошадь» , из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки» и др.
На уроках русского языка в качестве подготовки к ЕГЭ предлагаются такие тексты, которые демонстрируют учащимся сложные , но интересные случаи типологической принадлежности и употребления сугубо языковых или литературоведческих средств выразительности и формируют у старшеклассников умение квалифицировать и анализировать такие средства.
Белые страницы.
Свежий снег со следами зверей принято называть белой книгой. Издается она один раз в году, когда на первой пороше первые звери отпечатают строчки своих следов.
Новый снегопад – новая страница. Новые рассказы о лесных делах пишут на ней лесные жители. Тут и мирные встречи, и любовь, и кровавые драмы.
Нет снегопада. А каждый зверь все пишет, да так много, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперек чужой строчки написать свое. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра.
Никто не скроется от внимательного глаза да весны, пока не растают страницы белой книги.
( Д.Житенев.)
Первый этап работы с данным текстом предполагает самостоятельное (в условиях домашней работы) определение используемых средств выразительности.
Второй этап – самостоятельное корректирование собственных наблюдений с помощью предложенных учителем вопросов с последующим коллективным обсуждением.
- Какова типологическая особенность данного текста? (Описание процесса издания книги как суть рассуждения-размышления.)
- Соотнесите название текста с темой и основной мыслью.
- Соотнесите название текста с основным используемым в делах» - « лесные жители»).
- Определите роль противопоставлений в идейном смысле текста («мирные встречи» - «кровавые драмы»; «чужой – свое»; « с утра до вечера» - « с вечера до утра») . Какова роль местоимений «каждый», «всякий», «свое»? Какова роль последнего в тексте местоимения « никто»? На какие ассоциативные связи указывают названные противопоставления и употребленные местоимения?( В основе метафоричного размышления лежат сравнения покрытой первым снегом поляны с книгой, жизни лесных зверей с процессом создания книги – все это и указывает на ассоциации: жизнь обитателей леса и общество со всеми его противоречиями, борьбой, течением времени.)
- Соотнесите три группы словосочетаний:
«свежий снег», «на первой пороше», «новый снегопад»;
«белой книгой», «белые страницы», «поперек строчки», «новая страница», «новые рассказы»;
«книга издается», «отпечатают строчки», «пишут о лесных делах», «написать свое».
Является ли это соотношение словосочетаний подтверждением определения предполагаемого вами основного средства выразительности, используемого в тексте?
Называя принципиальные направления в преподавании русского языка для формирования компетентности учащихся в использовании средств образной выразительности, хочу акцентировать следующее: все современные образовательные технологии преследуют одну общую цель обучения – это приобщение ученика, а не обучение.
Поэтому основной целью всех названных выше видов речевой деятельности учащихся является формирование таких умений:
- приобщать к слову,
- приобщать к языку,;
- приобщать к анализу как к виду исследовательской деятельности, а не учить анализу ради анализа.
Таким образом, мы согласимся с мыслью, что
Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. К. Ушинский
Литература.
1.М.М.Поташник.Требования к современному уроку. Центр педагогического образования
Москва.2007г
2.М.Ю.Никулина.Русский язык. Все правила русской орфографии и пунктуации. Изд. «Экзамен». Москва.2011г.
3.Уроки учительского мастерства. 7-11 классы. Волгоград.2011г
4.Анализ урока: типология, методики, диагностика.Изд.Учитель.2011г.
5. Организация проектной деятельности в школе.Волгоград.2009г.
6.Развитие речи.Риторика. Под редакцией Т.А.Ладыженской.
Изд. Дом. «Дрофа» 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Роль игры на уроках русского языка;Виды игр...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Творческий отчёт....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно - коммуникационных технологий
Описание опыта работы по теме...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)
В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....
Образовательный проект.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.\...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»
laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»...
Комментарии
спасибо
спасибо