Рабочая программа по внеурочному предмету "Двигательное развитие" 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Лавринович Марина Владимировна

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства обучающихся с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий по двигательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnoe_razvitie_7v_rabochaya_programma.docx47.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение  школа № 46

Калининского района Санкт – Петербурга

«Центр Реабилитации и Милосердия»

Рассмотрено Педагогическим советом

ГБОУ школы № 46 «Центр РиМ»

протокол  №1 от 29августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ №46 «Центр РиМ»

_______________________ Шибанова Е.А.

Приказ № 469  от 30 августа 2024 г.

Рабочая программа по предмету

«Двигательное развитие»

для 7в класса

2 вариант

Учитель: Лавринович М. В.

г. Санкт-Петербург

2024-2025 уч. Год

Пояснительная записка

Программа «Двигательное развитие» составлена  для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II). Настоящая программа разработана с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений, навыков.  

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее - АООП УО (вариант 2) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599  (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации).

Программа рассчитана на  34 часа согласно учебному плану. 1 час в неделю. Продолжительность одного урока – 40 минут.        

Цель программы:

   Целью занятий по двигательному развитию является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, укрепление здоровья, коррекция дефектов физического развития и моторики. 

Задачи программы:

Образовательные задачи:

  • Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
  •  Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
  •  Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
  •  Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

  • Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости,     точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
  • Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
  • Развитие пространственно-временной дифференцировки.
  • Обогащение словарного запаса.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
  • Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
  • Воспитание   устойчивого   интереса к занятиям физическими упражнениями.
  • Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

В процессе двигательного развития решаются конкретные задачи обучения детей и подростков. Формирование навыков ориентировки в зале, построений и перестроений, ходьбы и бега, формирование умений метать, бросать и ловить мяч. Овладение навыками  ползания, лазания, различным видам прыжков. Формирование целенаправленных действий под руководством учителя в спортивных и подвижных играх. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний

Планируемые результаты освоения программы по предмету  «Двигательное развитие»

Пропедевтический уровень

Ориентировка в зале

Знать и уметь использовать спортивный инвентарь и оборудование (с помощью)

Уметь ориентироваться в спортивном зале, стадионе (с помощью)

Подвижные игры и упражнения в построении и перестроении

Уметь выполнять  разные виды построений и перестроений  (с помощью)

Подвижные игры и упражнения в ходьбе и равновесии

Уметь выполнять разные виды ходьбы, с заданиями, с использованием спортивного инвентаря  (с помощью)

Элементы спортивных игр и эстафеты в беге

Уметь выполнять бег в разном темпе, направлении, с заданиями (с помощью)

Элементы спортивных игр и эстафеты с метанием, бросанием, ловлей предметов

Уметь выполнять прокатывание, броски и ловлю мяча, обруча, колец из разных исходных положений, на месте, в движении (с помощью)

Подвижные игры и упражнения в ползании и лазании

Уметь выполнять ползание, лазание  в разных исходных положениях, на разных снарядах (с помощью)

Элементы спортивных игр и эстафеты с прыжками»

Уметь выполнять разные виды прыжков  (с помощью)

Подвижные игры и упражнения с музыкальным сопровождением

Принимать участие в  играх с музыкальным сопровождением (с помощью)

Коррекционные упражнения

Уметь выполнять упражнения направленные на коррекцию физических, сенсорных и психических нарушений (с помощью)

      Минимальный уровень

Ориентировка в зале

Знать и уметь использовать спортивный инвентарь и оборудование (иногда с помощью)

Уметь ориентироваться в спортивном зале, стадионе (иногда с помощью)

Подвижные игры и упражнения в построении и перестроении

Уметь выполнять  разные виды построений и перестроений (иногда с помощью)

Подвижные игры и упражнения в ходьбе и равновесии

Уметь выполнять разные виды ходьбы, с заданиями, с использованием спортивного инвентаря (иногда с помощью)

Элементы спортивных игр и эстафеты в беге

Уметь выполнять бег в разном темпе, направлении, с заданиями, на скорость(иногда с помощью)

Элементы спортивных игр и эстафеты с метанием, бросанием, ловлей предметов

Уметь выполнять прокатывание, броски и ловлю мяча, обруча, колец из разных исходных положений, на месте, в движении (с помощью)

Подвижные игры и упражнения в ползании и лазании

Уметь выполнять ползание, лазание, перелезание в разных исходных положениях, используя спортивные снаряды (иногда с помощью)

Элементы спортивных игр и эстафеты с прыжками

Уметь выполнять разные виды прыжков (иногда с помощью)

Подвижные игры и упражнения с музыкальным сопровождением

Принимать участие в  играх (иногда с помощью)

Коррекционные упражнения

Уметь выполнять упражнения направленные на коррекцию физических, сенсорных и психических нарушений (иногда с помощью)

Достаточный уровень

Ориентировка в зале

Знать и уметь использовать спортивный инвентарь и оборудование

Уметь ориентироваться в спортивном зале, стадионе

Подвижные игры и упражнения в построении и перестроении

Уметь выполнять  разные виды построений и перестроений

Подвижные игры и упражнения в ходьбе и равновесии

Уметь выполнять разные виды ходьбы, с заданиями, с использованием спортивного инвентаря

Элементы спортивных игр и эстафеты в беге

Уметь выполнять бег в разном темпе, направлении, с заданиями, на скорость

Элементы спортивных игр и эстафеты с метанием, бросанием, ловлей предметов

Уметь выполнять прокатывание, броски и ловлю мяча, обруча, колец из разных исходных положений, на месте, в движении

Подвижные игры и упражнения в ползании и лазании

Уметь выполнять ползание, лазание, перелезание в разных исходных положениях, используя спортивные снаряды

Элементы спортивных игр и эстафеты с прыжками

Уметь выполнять разные виды прыжков

Подвижные игры и упражнения с музыкальным сопровождением

Принимать участие в  играх

Коррекционные упражнения

Уметь выполнять упражнения направленные на коррекцию физических, сенсорных и психических нарушений

Наряду с формированием общих учебных знаний, умений и навыков у обучающихся будут формироваться базовые учебные действия (БУД):

Личностные учебные действия.

  1. Сформированность  представлений о своем « Я»:
  • откликаться на своё имя;
  • показывать по названию отдельные части своего тела.
  1. Сформированность представлений « Я и другие люди»:
  • взаимодействие с взрослыми;
  • взаимодействие  со  сверстниками;
  • Сформированность умений выполнять требования взрослых.

Регулятивные учебные действия.

              Сформированность учебного поведения:

  • направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание);
  • имитировать крупные движения;
  • выполнять действия по образцу и по подражанию;
  • работать с учебными принадлежностями;
  • соблюдение правил школьного поведения.

Познавательные учебные действия.

               Учебная деятельность:

  • соотносить свои действия и их результаты с помощью взрослых  с заданными образцами;
  • выделять существенные,   общие   и отличительные свойства предметов;
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
  • раскрашивать, обводить;
  • знать буквы, цифры.

Коммуникативные учебные действия.

   Коммуникация:

  • вступать в контакт доступным способом;
  • пользоваться невербальными формами коммуникации;
  • пользоваться указательным жестом;
  • выполнять действия по простым речевым инструкциям;
  • использовать слова (жесты) приветствия, прощания, просьбы.

Содержание учебного предмета «Двигательное развитие»

Программа по двигательному развитию  включает  разделы:

  •  «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде
  • «Подвижные игры и упражнения в построении и перестроении»:
  • «Подвижные игры и упражнения в ходьбе и равновесии»:
  • «Элементы спортивных игр и эстафеты в беге»
  • «Элементы спортивных игр и эстафеты с метанием, бросанием, ловлей предметов»  
  • «Подвижные игры в ползании и лазании»
  • «Элементы спортивных игр и эстафеты с прыжками»
  • «Подвижные игры и упражнения с музыкальным сопровождением»
  • «Коррекционные упражнения»

  • Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. 
  • Знакомство учащихся с оборудованием и материалами для уроков двигательного развития. Совместный с учащимися выбор наиболее интересного спортивного оборудования (мячи, кегли, сенсорная дорожка).  Знакомство учащихся со спортивным залом. Совместное с учителем рассматривание оборудования спортивного зала. Организация учителем взаимодействия учащихся с оборудованием для  занятий (индивидуально с каждым). Демонстрация того, что можно делать со спортивными снарядами (прокатывание и бросание мяча, подъем на лестницу, прыжки на детском каркасном батуте).
  • Организация пассивного участия учащихся в спортивных праздниках и рекреационных играх старших школьников, а также активное участие в простых подвижных играх вместе с учащимися старшего возраста (при наличии желания у детей).
  • Подвижные игры и упражнения в построениях  и перестроениях.
  • Выполнение игровых заданий:
  • Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»), построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое.
  • Подвижные игры и упражнения в ходьбе и равновесии.
  • Выполнение игровых заданий и эстафет:
  • Ходьба со сменой ведущего, в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м).
  • Упражнения в ходьбе стайкой по направлению к учителю, вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении.
  • Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия, например, веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью учителя).
  • Игровые упражнения на равновесие, стоя на месте, в ходьбе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с предметами (препятствиями).
  • Элементы спортивных игр и эстафеты в беге

Выполнение игровых заданий и эстафет:

  • Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег по сигналу, наперегонки. Эстафетный бег.
  • Элементы спортивных игр и эстафеты с метанием, бросанием, ловлей предметов Выполнение игровых заданий и эстафет:
  • Подвижные игры и эстафеты с метанием мячей разного диаметра; бросанием и ловлей мячей, обручей, колец, мешочков с песком. Сбивание предметов большим (малым) мячом.
  • Подвижные игры и упражнения в ползании, лазании,.
  • Выполнение игровых заданий и эстафет:
  • Подвижные игры и эстафеты с лазанием на гимнастическую стенку; ползанием по полу, гимнастической скамейке; перелезанием через предметы.
  • Элементы спортивных игр и эстафеты с прыжками
  • Выполнение игровых заданий и эстафет:
  • Подвижные игры и эстафеты с прыжками на двух ногах на месте (с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки наперегонки на фитбольных мячах
  • Подвижные игры и упражнения с музыкальным сопровождением
  • Выполнение игровых заданий и эстафет:
  • Подвижные игры под музыку стоя на месте, в кругу, в ходьбе, беге.
  • Коррекционные упражнения
  • Выполнение упражнений на коррекцию основных видов движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании
  • Выполнение упражнений на коррекцию и развитие координационных способностей
  • Выполнение упражнений на коррекцию и развитие физических качеств
  • Выполнение упражнений на коррекцию и профилактику соматических нарушений
  • Выполнение упражнений на коррекцию и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей

 

     

Формы контроля

В течение года проводится диагностика учащихся по каждому разделу предмета «Двигательное развитие».

  • Сроки проведения: сентябрь-май
  • Промежуточная диагностика: сентябрь-декабрь
  • Оценка освоения программы проводится в виде зачёта.

Коррекционная направленность предмета

Предмет двигательное развитие направлен на развитие и коррекцию физических, сенсорных и психических нарушений. Развитие и коррекцию основных локомоций (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание), координационных способностей, равновесия, ритма и темпа движений. Профилактику и коррекцию вторичных нарушений, опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, сердечно-сосудистых заболеваний, укрепление организма.

Предмет двигательное развитие решает следующие коррекционные задачи:

Коррекция основных видов движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании:  

  • согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища,   головы);
  • согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;
  • согласованности движений и дыхания;
  • формирование движений за счет сохранных функций.

Коррекция и развитие координационных способностей: 

  • компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций:
  • дифференцировки усилий, времени и пространства;
  • расслабления;
  •  быстроты реагирования на изменяющиеся условия;
  • статического и динамического равновесия;
  • ритмичности движений;
  • точности мелких движений кисти и пальцев.

Коррекция и развитие физических качеств:

  • развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

Коррекция и профилактика соматических нарушений:

  • формирование и коррекция осанки:
  • профилактика и коррекция плоскостопия;
  • коррекция массы тела;
  • коррекция речевого дыхания;
  •  коррекция расслабления.

Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:

  •  развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
  •  дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию,  направлению;
  •  развитие зрительной и слуховой памяти;
  •  развитие зрительного и слухового внимания;
  •  дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
  •  развитие воображения;        
  •  коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета Двигательное развитие предусматривает как обычное оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное  оборудование, для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, инвентарь для подвижных и спортивных игр и др. Материально-техническое оснащение учебного предмета «двигательное развитие» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, баскетбольные мячи, магнитофон, свисток.

Список литературы:

1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) <1> (далее - Стандарт).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...