Формирование читательской грамотности
учебно-методический материал

Формирование читательской грамотности на уроках через применение метода интеллект-карт

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках через применение метода интеллект-карт

Корчагина Евгения Авельевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №25» города Ангарска,

eugeniyacorchagina@yandex.ru

Донская Татьяна Александровна, учитель математики и информатики МБОУ «СОШ №25» города Ангарска, donskayar29@gmail.com 

Данная практика направлена на развитие читательской грамотности как основы формирования функциональной грамотности.

Ключевые слова образовательной практики: читательские умения, нахождение информации, интеллект-карта, центральный образ, интерпретация текста, ассоциативное мышление, иерархия мыслей, причинно-следственные связи.

Результаты мониторинга читательской грамотности, метапредметных олимпиад показывают, что обучающиеся не умеют работать с информацией. В обществе наблюдается дефицит знаний, который во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Именно поэтому необходимы приемы и методы, которые позволили бы научить обучающихся быстро и эффективно работать с информацией.

Интеллект-карта или ментальная карта - это изображение информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта.

Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.

С помощью карты происходит более глубокое погружение в читаемый текст, что позволяет останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Интеллект-карты можно составить только при вдумчивом чтении, направленном на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. Интеллект-карта концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения.

Одной из задач данного метода является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т.е. ученик при необходимости повторно перечитывает части текста, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно интеллект-карта учит бережному отношению к художественному тексту

Интеллект-карты можно составлять традиционным способом (фломастерами или цветными карандашами), с помощью презентации или специальных программ: программа ConceptDraw, программа Bubbi.us - очень простой онлайн-инструмент. Хорошо подойдет для тех, кому для создания карты памяти достаточно только текста, и кому не нужны такие элементы, как изображения или прикрепленные файлы. Можно использовать программу iMindMap или MindMeister

Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное – эффективнее для самих обучающихся.

Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Применение метода интеллект-карт на уроках даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

– адаптироваться к условиям ЕГЭ,

– развивать общеучебные умения и навыки:

– осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности,

– развивать орфографические и пунктуационные навыки,

– обогащать словарный запас.

Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Подобное обучение на уроках через создание ментальных карт имеет свои преимущества и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а на это нужно время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности.

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности". Подготовили семинар в рамках предметной недели учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ№4 имени Л.И...

Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТпо формированию читательской грамотности...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...