Сценарий урока "Текстильные волокна"
материал (5 класс)

Лариса Рамазановна Вайкок

Сценарий урока "Текстильные волокна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор проекта – Вайкок Лариса Рамазановна, студент 2 курса МГПУ, направление Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности, - Педагогическое образование.

Название проекта – «Текстильные волокна».

Цель проекта:

Сформировать у учащихся представления о видах текстильных волокон, об окрашивании

текстильных волокон натуральными красителями, умение обосновать, согласовать между

собой действия, конкретно, внятно поставить вопрос, анализировать

Получатель продукта проекта

Разработанный проект занятия с использованием современных образовательных, дистанционных технологий в дополнительном образовании по теме «Текстильные волокна» предназначен для учащихся 8-10 лет учреждения дополнительного образования.

Актуальность проведения мастер-класса на тему "Текстильные волокна" может быть

обоснована несколькими факторами:

1. Образование. Многие люди интересуются изучением различных видов тканей и материалов, особенно если они связаны с модой или дизайном.

Мастер-класс по текстильным волокнам может быть полезен для студентов и

профессионалов в области моды, текстиля, искусства и дизайна.

#1042;оспитание. Такие мастер-классы также могут заинтересовать родителей, которые хотели бы научить своих детей основам текстильного искусства. У детей может появиться интерес к творчеству и рукоделию, а знания о текстильных волокнах помогут им лучше понять мир материалов и тканей.

  1. Профессиональное обучение. Для тех, кто занят в текстильной или модной индустрии,

знание различных видов текстильных волокон, их свойств и применения может быть важным профессиональным навыком. Таким образом, проведение мастер-класса на тему "Текстильные волокна" может быть актуальным и интересным для различных аудиторий, от студентов и профессионалов до детей и их родителей.

Задачи занятия:

1. Определение основных типов текстильных волокон (искусственные, природные, синтетические) и их основных характеристик.

2. Демонстрация методик определения качества текстильных волокон (тест на прочность, тест на упругость, тест на устойчивость к износу).

3. Практическое занятие по методу поджигания и окрашивания текстильных волокон (натуральных и синтетических).

#1057;оздание уникального окраса текстильных с использованием натуральных красителей.

5. Представление своего продукта аудитории.

Свидетельства завершения и полезности результатов проекта

Для реализации Мастер-класса на тему "Текстильные волокна" понадобились различные ресурсы:

1. Образцы тканей и материалов: различных текстур, типов тканей (чтобы участники могли увидеть и пощупать различные текстильные волокна).

2. Информационные материалы: статья, презентация о различных видах текстильных волокон, их свойствах и применении.

3. Реквизит: пинцет, ножницы, зажимы, ткань и прочие материалы для проведения окрашивания и поджигания.

4. Интерактивные активности.

Участников задействованы в опыте поджигания волокон (для наблюдения за тем, как горит натуральная и синтетическая ткань), окрашивание текстильного волокна натуральными красителями (свеклой, луком, куркумой, черным чаем, ягодной смесью) с целью попрактиковать свои навыки.

Каждый участник занятия получил возможность представить свой продукт после окрашивания.

Эти ресурсы помогли сделать мастер-класс информативным, интересным и практичным для участников.

Описание хода работы (сценарий занятия) прилагается (Приложение 1).

Презентация с фото прилагается.

Время проекта

Занятие рассчитано на 45 минут. Проведено года с до В ходе занятия учащиеся получили представление о видах волокон, о способах (методах) окрашивания, приняли участие в процессе окрашивания натуральными красителями, а также в опыте поджигания текстильных волокон с соблюдением техники безопасности.

Сценарий урока (с презентацией)

Мастер-класс на тему «Текстильные волокна»

Приложение 1

Приветствие (5 минут).

Добрый день, ребята. Меня зовут Лариса Рамазановна, я представляю Московский городской педагогический университет. А как вас зовут, представьтесь, пожалуйста, и скажите, сколько вам лет, а также, умеете ли вы шить и разбираетесь ли вы в видах тканей. (Ответы детей).

Хорошо, вот и познакомились. Я спрашивала о вашем интересе к рукоделию неслучайно, потому что сегодня я проведу у вас мастер-класс по текстильным волокнам.

Теоретическая часть (10 минут).

Знаете ли вы, что такое текстильные волокна? (Ответы детей).

Текстильные волокна – это волокна, использующиеся в текстильной промышленности для изготовления текстильных материалов: ткани, нетканых материалов, пряжи, ниток, трикотажных полотен, а также искусственного меха. С материальной точки зрения текстильное волокно – это протяжённое тело, характеризующееся гибкостью, тониной и пригодное для изготовления нитей и текстильных изделий. Исходя из этого определения, какие виды волокон вы можете назвать? (Ответы детей).

Давайте посмотрим на общепринятую схему классификации текстильных волокон.

C:\Users\Мария\Documents\

Мы видим, что все текстильные волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного, животного или неорганического происхождения, а среди химических волокон выделяют искусственные, синтетические и неорганические. Конечно же вам больше знакомы такие натуральные растительные волокна как хлопок и лен, или животные, как шерсть и шелк. Но, может быть, кто-то вязал себе свитер из вискозы или носил праздничную одежду с вкраплениями металлических нитей? Наверняка у многих девочек есть капроновые колготки и спортивные костюмы из спандекса – оба эти материала относятся к синтетическим текстильным волокнам. И конечно часто при выборе и покупке одежды возникает вопрос, а из натуральной ли ткани продукция или это «синтетика»? Как думаете, почему важно знать состав ткани и как его можно определить? (Ответы детей).

Действительно, можно предположить, что различные виды волокон имеют разный химический состав и отличаются по своим свойствам и структуре. Поэтому сегодня мы с вами проведем опыт – попробуем идентифицировать группу, к которой относятся образцы заготовленных нами текстильных волокон.

Практическая часть (20 минут).

Безусловно, самое простое и первоначальное исследование – органолептическое, то есть при помощи органов чувств. Что можно сказать о доставшихся вам образцах? Есть ли у ткани блеск, мягкая ли она, упругая ли нить, каков цвет ткани и прочее? (Ответы детей).

А вот второе исследование, которое нам предстоит, более специфично. Давайте при помощи металлических инструментов – ножниц, пинцетов, зажимов – закрепим наши образцы тканей и, соблюдая технику безопасности, поднесем их к пламени горелки. Обращайте внимание, изменится ли цвет пламени, интенсивно ли будет гореть ткань, какой почувствуете запах. (Дети выполняют работу). Теперь давайте потушим пламя и дадим остыть нашему материалу. Затем наденем перчатки и разотрем продукт горения между пальцами. Посмотрите на слайд с характеристиками продуктов горения хлопка, льна, шелка, вискозы, шерсти. Как можете оценить характер своего остатка? (Ответы детей).

Согласитесь, что часто нас привлекает не структура ткани, а ее окрас. Но цвет волокна зависит как от природы красителя, так и от техники окрашивания и от структуры самого материала. Сейчас вам будут предложены натуральные красители, которые вы можете найти у себя на кухне – куркума, свекла, лук, ягодная смесь, черный чай. Используя лабораторную посуду и соблюдая технику безопасности, попробуем окрасить образцы текстильных волокон. Известно, что высокая температура может ускорить реакцию, поэтому зальем наши образцы горячей водой и подождем несколько минут. За это время можно ознакомиться с техникой окрашивания с эффектом деграде при помощи капусты, которая представлена на слайде (озвучить).

Посмотрим на наши образцы, окрасились ли они и у какого материала и красителя эффект окрашивания более явный? (Ответы детей).

Заключение (5 минут).

Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с определением и классификацией текстильных волокон, провели пробу горения и окрашивания материала, обратили внимание на органолептические свойства тканей. Поднимите руки, кому из вас достались натуральные текстильные волокна? А кому химические? Есть ли желающие опробовать методы окрашивания тканей в домашних условиях натуральными красителями? Какие продукты будете использовать? (Ответы детей).

Ребята, я благодарю вас за внимание, наше занятие окончено. Надеюсь, что полученные знания вы сможете применять на уроках технологии, химии и в повседневной жизни при использовании тканей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Полимеры. Волокна. Каучуки". 10 класс.

Информация и много изображений по высокомолекулярным соединениям к урокам 10-11 класса....

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.

Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...

Урок технологии в 5 классе по теме "От волокна к ткани"

Комбинированный урок технологии "От волокна до ткани"  познакомит учащихся 5 класса с видами волокон и сырьем для производства натуральных тканей, процессом строения и получения ткани. Творческие...

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

Презентация "Процесс получения льняного волокна и ткани".

Данная  презентация разработана в виде сказки...

Материаловедение. 5 класс. Волокна растительного происхождения.

Представленная презентация может быть использована на уроках технологии (обслуживающий труд) в разделе "Материаловедение"....

Урок швейного дела. 7 класс. Тема: Шерстяное волокно: вид, свойства (толщина, извитость, прочность). Получение пряжи из шерстяного волокна

Цели: Познакомить учащихся с происхождением шерстяного волокна и его свойствами, процессом получения шерстяной пряжи.Создать условия для развитие внимания, памяти, речи, умений обосновывать свои ...