Сценарий урока "Текстильные волокна"
материал (5 класс)
Сценарий урока "Текстильные волокна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока "Текстильные волокна" | 159.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор проекта – Вайкок Лариса Рамазановна, студент 2 курса МГПУ, направление Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности, - Педагогическое образование.
Название проекта – «Текстильные волокна».
Цель проекта:
Сформировать у учащихся представления о видах текстильных волокон, об окрашивании
текстильных волокон натуральными красителями, умение обосновать, согласовать между
собой действия, конкретно, внятно поставить вопрос, анализировать
Получатель продукта проекта
Разработанный проект занятия с использованием современных образовательных, дистанционных технологий в дополнительном образовании по теме «Текстильные волокна» предназначен для учащихся 8-10 лет учреждения дополнительного образования.
Актуальность проведения мастер-класса на тему "Текстильные волокна" может быть
обоснована несколькими факторами:
1. Образование. Многие люди интересуются изучением различных видов тканей и материалов, особенно если они связаны с модой или дизайном.
Мастер-класс по текстильным волокнам может быть полезен для студентов и
профессионалов в области моды, текстиля, искусства и дизайна.
#1042;оспитание. Такие мастер-классы также могут заинтересовать родителей, которые хотели бы научить своих детей основам текстильного искусства. У детей может появиться интерес к творчеству и рукоделию, а знания о текстильных волокнах помогут им лучше понять мир материалов и тканей.
- Профессиональное обучение. Для тех, кто занят в текстильной или модной индустрии,
знание различных видов текстильных волокон, их свойств и применения может быть важным профессиональным навыком. Таким образом, проведение мастер-класса на тему "Текстильные волокна" может быть актуальным и интересным для различных аудиторий, от студентов и профессионалов до детей и их родителей.
Задачи занятия:
1. Определение основных типов текстильных волокон (искусственные, природные, синтетические) и их основных характеристик.
2. Демонстрация методик определения качества текстильных волокон (тест на прочность, тест на упругость, тест на устойчивость к износу).
3. Практическое занятие по методу поджигания и окрашивания текстильных волокон (натуральных и синтетических).
#1057;оздание уникального окраса текстильных с использованием натуральных красителей.
5. Представление своего продукта аудитории.
Свидетельства завершения и полезности результатов проекта
Для реализации Мастер-класса на тему "Текстильные волокна" понадобились различные ресурсы:
1. Образцы тканей и материалов: различных текстур, типов тканей (чтобы участники могли увидеть и пощупать различные текстильные волокна).
2. Информационные материалы: статья, презентация о различных видах текстильных волокон, их свойствах и применении.
3. Реквизит: пинцет, ножницы, зажимы, ткань и прочие материалы для проведения окрашивания и поджигания.
4. Интерактивные активности.
Участников задействованы в опыте поджигания волокон (для наблюдения за тем, как горит натуральная и синтетическая ткань), окрашивание текстильного волокна натуральными красителями (свеклой, луком, куркумой, черным чаем, ягодной смесью) с целью попрактиковать свои навыки.
Каждый участник занятия получил возможность представить свой продукт после окрашивания.
Эти ресурсы помогли сделать мастер-класс информативным, интересным и практичным для участников.
Описание хода работы (сценарий занятия) прилагается (Приложение 1).
Презентация с фото прилагается.
Время проекта
Занятие рассчитано на 45 минут. Проведено года с до В ходе занятия учащиеся получили представление о видах волокон, о способах (методах) окрашивания, приняли участие в процессе окрашивания натуральными красителями, а также в опыте поджигания текстильных волокон с соблюдением техники безопасности.
Сценарий урока (с презентацией)
Мастер-класс на тему «Текстильные волокна»
Приложение 1
Приветствие (5 минут).
Добрый день, ребята. Меня зовут Лариса Рамазановна, я представляю Московский городской педагогический университет. А как вас зовут, представьтесь, пожалуйста, и скажите, сколько вам лет, а также, умеете ли вы шить и разбираетесь ли вы в видах тканей. (Ответы детей).
Хорошо, вот и познакомились. Я спрашивала о вашем интересе к рукоделию неслучайно, потому что сегодня я проведу у вас мастер-класс по текстильным волокнам.
Теоретическая часть (10 минут).
Знаете ли вы, что такое текстильные волокна? (Ответы детей).
Текстильные волокна – это волокна, использующиеся в текстильной промышленности для изготовления текстильных материалов: ткани, нетканых материалов, пряжи, ниток, трикотажных полотен, а также искусственного меха. С материальной точки зрения текстильное волокно – это протяжённое тело, характеризующееся гибкостью, тониной и пригодное для изготовления нитей и текстильных изделий. Исходя из этого определения, какие виды волокон вы можете назвать? (Ответы детей).
Давайте посмотрим на общепринятую схему классификации текстильных волокон.
Мы видим, что все текстильные волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного, животного или неорганического происхождения, а среди химических волокон выделяют искусственные, синтетические и неорганические. Конечно же вам больше знакомы такие натуральные растительные волокна как хлопок и лен, или животные, как шерсть и шелк. Но, может быть, кто-то вязал себе свитер из вискозы или носил праздничную одежду с вкраплениями металлических нитей? Наверняка у многих девочек есть капроновые колготки и спортивные костюмы из спандекса – оба эти материала относятся к синтетическим текстильным волокнам. И конечно часто при выборе и покупке одежды возникает вопрос, а из натуральной ли ткани продукция или это «синтетика»? Как думаете, почему важно знать состав ткани и как его можно определить? (Ответы детей).
Действительно, можно предположить, что различные виды волокон имеют разный химический состав и отличаются по своим свойствам и структуре. Поэтому сегодня мы с вами проведем опыт – попробуем идентифицировать группу, к которой относятся образцы заготовленных нами текстильных волокон.
Практическая часть (20 минут).
Безусловно, самое простое и первоначальное исследование – органолептическое, то есть при помощи органов чувств. Что можно сказать о доставшихся вам образцах? Есть ли у ткани блеск, мягкая ли она, упругая ли нить, каков цвет ткани и прочее? (Ответы детей).
А вот второе исследование, которое нам предстоит, более специфично. Давайте при помощи металлических инструментов – ножниц, пинцетов, зажимов – закрепим наши образцы тканей и, соблюдая технику безопасности, поднесем их к пламени горелки. Обращайте внимание, изменится ли цвет пламени, интенсивно ли будет гореть ткань, какой почувствуете запах. (Дети выполняют работу). Теперь давайте потушим пламя и дадим остыть нашему материалу. Затем наденем перчатки и разотрем продукт горения между пальцами. Посмотрите на слайд с характеристиками продуктов горения хлопка, льна, шелка, вискозы, шерсти. Как можете оценить характер своего остатка? (Ответы детей).
Согласитесь, что часто нас привлекает не структура ткани, а ее окрас. Но цвет волокна зависит как от природы красителя, так и от техники окрашивания и от структуры самого материала. Сейчас вам будут предложены натуральные красители, которые вы можете найти у себя на кухне – куркума, свекла, лук, ягодная смесь, черный чай. Используя лабораторную посуду и соблюдая технику безопасности, попробуем окрасить образцы текстильных волокон. Известно, что высокая температура может ускорить реакцию, поэтому зальем наши образцы горячей водой и подождем несколько минут. За это время можно ознакомиться с техникой окрашивания с эффектом деграде при помощи капусты, которая представлена на слайде (озвучить).
Посмотрим на наши образцы, окрасились ли они и у какого материала и красителя эффект окрашивания более явный? (Ответы детей).
Заключение (5 минут).
Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с определением и классификацией текстильных волокон, провели пробу горения и окрашивания материала, обратили внимание на органолептические свойства тканей. Поднимите руки, кому из вас достались натуральные текстильные волокна? А кому химические? Есть ли желающие опробовать методы окрашивания тканей в домашних условиях натуральными красителями? Какие продукты будете использовать? (Ответы детей).
Ребята, я благодарю вас за внимание, наше занятие окончено. Надеюсь, что полученные знания вы сможете применять на уроках технологии, химии и в повседневной жизни при использовании тканей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Полимеры. Волокна. Каучуки". 10 класс.
Информация и много изображений по высокомолекулярным соединениям к урокам 10-11 класса....
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.
Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...
Урок технологии в 5 классе по теме "От волокна к ткани"
Комбинированный урок технологии "От волокна до ткани" познакомит учащихся 5 класса с видами волокон и сырьем для производства натуральных тканей, процессом строения и получения ткани. Творческие...
разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....
Презентация "Процесс получения льняного волокна и ткани".
Данная презентация разработана в виде сказки...
Материаловедение. 5 класс. Волокна растительного происхождения.
Представленная презентация может быть использована на уроках технологии (обслуживающий труд) в разделе "Материаловедение"....
Урок швейного дела. 7 класс. Тема: Шерстяное волокно: вид, свойства (толщина, извитость, прочность). Получение пряжи из шерстяного волокна
Цели: Познакомить учащихся с происхождением шерстяного волокна и его свойствами, процессом получения шерстяной пряжи.Создать условия для развитие внимания, памяти, речи, умений обосновывать свои ...