Случайное событие
план-конспект урока (7 класс)

вероятность случайного события

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluchaynye_sobytiya.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, что такое событие? Можете ли вы привести примеры? (Событие – это то, что происходит, это явление). А какими бывают события? (разными).

Сегодня мы с вами будем говорить о случайных событиях, а также о вероятности случайных событий.

II. Мотивация к получению новых знаний. Рассмотрим задачу.

В 12 часов дня из Донецка в город Таганрог выехал легковой автомобиль. Успеет ли он приехать в Таганрог к 17.00 часам вечера, если расстояние между городами 200 км, а по правилам дорожного движения допустимая скорость автомобиля не должна превышать 90 км/ч?

Кажется, что ответ будет однозначным – успеет, так как за 5 часов  движения со скоростью 90 км/ч автомобиль может проехать 450 км, что значительно превышает расстояние между городами.

Наши рассуждения основаны на расчете, что на всем пути можно будет ехать с подходящей скоростью, чтобы прибыть в Таганрог к 17.00. Однако, не учитываются те моменты, которые могут повлиять на время движения: ожидание авто перед светофорами на дороге, возможные «пробки», технические неполадки с автомобилем.

Все перечисленные события носят случайный характер и превращают данную ситуацию в неопределенную.

В окружающем нас мире преобладают явления, в которых в той или иной степени присутствует случайность.

Многое, несмотря на то, что мы планируем заранее, зависит от случая. Наука математика обнаружила интересные закономерности, которые позволяют человеку увереннее чувствовать себя при встрече со случайными событиями.

III. Актуализация новых знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием случайного события, научимся вычислять вероятности событий, решать задачи прикладного характера.

Итак, события, которые могли возникнуть на пути движения автомобиля, являются случайными событиями.

Учитель: Почему эти события случайные?

Учащиеся: Потому что они могли произойти или могли бы не произойти.

Определение.

Событие, которое в одних и тех же условиях может произойти, а может не произойти, называют случайным событием. 

Примеры:

Ø При подбрасывании монеты появился герб. А ведь могла появиться и цифра. Выпадение Герба – случайное событие.

Ø При выстреле стрелок поразил  цель. Но мог и не попасть. Попадание в цель – случайное событие.

Учитель: Приведите 1-2 примера случайного события.

Представьте, что у нас  в городе появилась жилищная лотерея.

Условия ее выпуска таковы, что на сто тысяч лотерейных билетов  разыгрывается всего 1 квартира.

Покупка лотерейного билета – это эксперимент со случайным исходоммы не знаем заранее, какой билет нам достанется. Все исходы  – равновозможные, так как невозможно заранее узнать какая из лотерей выигрышная.

На самом деле, выиграть квартиру маловероятно, но возможно!

А если бы в розыгрыше участвовала не одна, а 10 квартир, тогда вероятность выигрыша была бы больше. А если бы по правилам лотереи разыгрывались бы 1000 квартир, то вероятность выигрыша была значительно больше.

Значит, у любого случайного события есть вероятность – величина, которую можно сравнить, самое главное определиться – как оценить возможность появления того или иного события.

Наука, которая занимается оценкой вероятности случайного события, называется теорией вероятностей.

Исход события, который нас удовлетворяет, называется благоприятным исходом.

1.  Определение. Событие, которое в данных условиях никогда не может произойти, называется невозможным. Например: вода в озере замёрзла при температуре +20 градусов.

2.  Определение. Событие, которое при рассматриваемых условиях обязательно происходит, называется достоверным. Например: после четверга наступит пятница.

Учитель: Каким событием является «В феврале всего 30 дней»?

Ответы учащихсяневозможным событием.

Учитель: Каким событием является «После марта будет апрель»?

Ответы учащихсядостоверным.

Вероятность – это степень возможности наступления некоторого события.

Чтобы определить вероятность выигрыша квартиры в жилищной лотерее нужно разделить количество выигрышных билетов  (благоприятных исходов) на количество всех лотерейных билетов (количество всех возможных исходов).

Учитель: Запишем формулу для нахождения вероятности в тетрадь и перейдем к решению практических заданий.

Вероятность наступления события А обозначается Р(А).

       Вероятность события А равна отношению числа исходов, благоприятных наступлению события А, к числу всех равновозможных исходов: Р(А) = https://documents.infourok.ru/7199061d-daf3-445c-a861-a0e34f615dc4/0/image002.png , где  m - число благоприятных исходов, n - число всех возможных исходов.

Запомните!

•         Вероятность достоверного события всегда равна 1.

•         Вероятность невозможного события всегда равна 0.

•         Вероятность случайного события всегда 0 < Р(А) < 1.

IV. Первичное закрепления материала.

Учитель: Рассмотрим применение изученных понятий на практике.

Задание №1.

Какие из следующих событий: достоверное, невозможное?

а) слон научится говорить; (невозможное)

б) после четверга будет пятница; (достоверное)

в) сосна хвойное дерево; (достоверное)

Задание №2.

Какова вероятность того, что при одном бросании игрального кубика выпадет количество очков:

1) кратное 2;

2) число,  больше 7.

Решение

1)   Рассматриваем событие А - «Выпадет число, кратное 2».

На игральном кубике есть только цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Все цифры, которые есть на кубике – это наши все возможные исходы. Их всего штук, значит в нашем случае n= 6.

Теперь найдем число благоприятных исходов. Так как мы рассматриваем событие А - «Выпадет число, кратное 2», то среди возможных – это числа 2, 4 и 6. Всего три числа. Значит и число благоприятных исходов равно трем: m=3.

Подставляем в формулу: Р(А) = https://documents.infourok.ru/7199061d-daf3-445c-a861-a0e34f615dc4/0/image003.png = https://documents.infourok.ru/7199061d-daf3-445c-a861-a0e34f615dc4/0/image004.png = https://documents.infourok.ru/7199061d-daf3-445c-a861-a0e34f615dc4/0/image005.png.           Ответ: Р(А) = https://documents.infourok.ru/7199061d-daf3-445c-a861-a0e34f615dc4/0/image005.png

2)   Рассмотрим событие В - «Выпадет число, кратное 7».

Напомним, что числа, кратные 7, это числа: 7, 14, 28, .... На кубике у нас всего лишь цифры от 1 до 6. Значит, это невозможное событие и его вероятность равна 0.                                              Ответ: Р(В)=0.

Задание №3.

В коробке лежат 18 желтых и 12 красных шаров. 

Какова вероятность того, что выбранный наугад шар окажется красным?

Решение

     Пусть А – событие «Выбранный шар окажется красным»

     Сколько всего шаров в коробке? 18 + 12 = 30 шаров. Значит, сколько всего исходов?  n = 30.  А сколько благоприятных исходов, то есть красных шаров? 12 штук, значит, благоприятных исходов  m = 12. Как можно найти вероятность? (Нужно разделить количество благоприятных исходов на количество всех исходов, т.е. 12/30).

Р (А) = https://documents.infourok.ru/7199061d-daf3-445c-a861-a0e34f615dc4/0/image007.png = https://documents.infourok.ru/7199061d-daf3-445c-a861-a0e34f615dc4/0/image008.png = https://documents.infourok.ru/7199061d-daf3-445c-a861-a0e34f615dc4/0/image009.png = https://documents.infourok.ru/7199061d-daf3-445c-a861-a0e34f615dc4/0/image010.png                                            Ответ: Р (А) = https://documents.infourok.ru/7199061d-daf3-445c-a861-a0e34f615dc4/0/image010.png.

Попробуйте самостоятельно решить задачу.

В коробке 25 шаров. Из них 7 белых, 9 черных, остальные цветов радуги. Какова вероятность вытащить шар цвета радуги?

(Самопроверка результатов работы осуществляется учащимися по ответу, записанному на секретной стороне доски.)

Учитель: Молодцы вы хорошо справились с задачей!

V. Подведение итогов урока

Контрольные вопросы:

1.   Какие события называют случайными?

2.   Чему равна вероятность достоверного, невозможного события?

3.   Как вычислить вероятность случайного события в эксперименте с равновозможными исходами?

VI.  Домашнее задание:

Выучить теорию решить задачи.

1. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 1 с творогом, 12 с мясом и 3 с яблоками. Ваня наугад берёт один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с мясом.

4. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 3 чёрных, 6 жёлтых и 6 зелёных. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

случайные события. вероятность случайного события

решение простейших задач нахождения вероятностей используя определение вероятности...

Глава 9_параграф 54. Случайные события и их вероятности. Часть 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ СОБЫТИЙ. ВЕРОЯТНОСТЬ СУММЫ ДВУХ СОБЫТИЙ. НЕЗАВИСИМОСТЬ СОБЫТИЙ.

Презентации по теме (компьютерная поддержка учебника «Алгебра и начала анализа, 10-11, А.Г.Мордкович),Файлы: в старом формате (93-2003) и в новом формате....

Презентация к уроку алгебры в 11 классе "Случайные события. Случайный эксперимент. Элементарные исходы "

Знакомство с вероятностью. Случайные собития. Случайный эксперимент. Элементарные исходы....

Презентация урока по математике 6 класс по теме: "Случайные события. Вероятность случайного события"

Сформировать у учащихся представление о случайном событии, вероятности случайного события, достоверном и невозможном событиях, равновероятных событиях....

Серия уроков на тему "Случайные события. Вероятность случайного события" по учебнику Мерзляка для 6 класса.

Ниже представлены конспекты уроков по ФГОС: урок нового материала, урок повторения и закрепления материала, а так же урок проверки и коррекции умений и навыков....

Технологическая карта урока по теме: « Случайные события. Вероятность случайного события»

Технологическая карта урока по теме: « Случайные события. Вероятность случайного события»...