Использование современных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
консультация
Интерактивное оборудование, которое могут использовать логопеды в работе по развитию речи у детей с ТНР (интерактивная песочница, доска, умное зеркало)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsentr_korrektsii_repina_1.docx | 12.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр коррекции
Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет создание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими взрослыми и сверстниками. И здесь, к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютерных технологий здесь неисчерпаемы. Они позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников ИКТ обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе. [2]
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
В связи с этим, предлагаю вам познакомиться с интерактивным оборудованием, которое могут использовать логопеды в работе по развитию речи у детей с ТНР.
«Интерактивная песочница» - это современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей. В интерактивной песочнице как и в обычной основную роль играет песок, только эта песочница оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности.
Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие, а взаимодействие с сыпучими материалами стимулирует нервные окончания на кончиках пальцев. Регулярное возбуждение речевого центра через работу с мелкой моторикой помогает ребенку преодолевать сложности в освоении речевых навыков. Играя с песком, мы учимся связно говорить, самостоятельно строить предложения.
Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, журнал для отслеживания динамики ребёнка, органайзер рабочего пространства логопеда.
Принцип работы "Умного зеркала ArtikMe"
Обучающийся видит одновременно своё отражение и волшебный мир, в котором живут сказочные персонажи. Они сопровождают их по зеркальному миру, дают задания и помогают их выполнить, развивают артикуляцию, дыхание, произношение звуков, закрепляют навыки звукового анализа, обогащают лексические темы.
"Умное зеркало ArtikMe" оказывает помощь в распознавании и проявлении эмоций, т.е. даёт возможность соотнести свои эмоции с их выражением, что особенно важно для детей с расстройствами аутистического спектра.
"Умное зеркало ArtikMe" совмещает в себе следующие блоки занятий:
- Артикуляционная гимнастика. 27 упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. В зеркале появляется сказочный персонаж, который показывает, как правильно делать упражнения на артикуляцию.
- Дыхательная гимнастика. 14 упражнений для развития дыхательной мускулатуры и речевого аппарата. Анимационные инструкции со звуковым сопровождением и работой с микрофоном сделают процесс проведения дыхательных упражнений увлекательным и эффективным.
- Постановка звуков. Более 5 занятий, созданных с помощью конструктора
- Автоматизация звуков. Более 20 занятий, созданных с помощью конструктора
- Дифференциация звуков. Более 5 занятий, созданных с помощью конструктора.
- Конструктор занятий. Педагог может самостоятельно создавать интерактивные занятия на любые лексические темы и автоматизацию любого звука. В конструктор, возможно добавить любой фон и загрузить картинки из существующей базы их имеется более 4000 изображений в библиотеке, множество игровых механик и анимаций. А так же можно загружать свои изображение, записывать аудио и видео инструкцию, интерактивные презентации и их использовать в дальнейшем на занятиях.
Таким образом, "Умное зеркало ArtikMe" обладает большими потенциальными возможностями в развитии дошкольников и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Процесс обучения детей с речевой патологией требует длительного времени. Со временем у ребёнка утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование умного зеркала ArtikMe, позволяет сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными и значительно повысить мотивационную готовность детей к предлагаемой деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
Интрактивная доска
Использование доски дает уникальную возможность сочетать компьютерные и традиционные методы в организации учебной деятельности. С ее помощью можно разрабатывать и реализовывать обучающие программы, презентации для индивидуальной и коллективной работы, где решаются различные коррекционные задачи.
Работая с интерактивной доской, появляется возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном занятии, которых нет ни в каком другом источнике.
При тематическом планировании, для обогащения и активизации словаря, мы можем использовать прием интерактивных путешествий: «В осенний лес», «Прогулка по городу», «Ферма», «Магазин». Работая по развитию связной речи используем готовый картинный материал, а также предлагаем ребенку самостоятельно воссоздать сюжет на доске по прочитанному, пересказывая сказки..
При работе по формированию грамматических категорий можно использовать интерактивные игры - презентации типа: «Назови ласково», «Один – много», «Где спрятался щенок?», «Чей хвост?», «Какой сок?», «Из чего мы сделаны?».
Для коррекции звукопроизношения с целью автоматизации поставленных звуков, используем следующие игры: «Проведи по дорожке». Если автоматизируется звук «Р», предлагаем ребенку: «Проведи машинку по дороге! Заводи мотор и поехали!». Машина двигается по экрану, а ребенок рычит. Для звука «Ш»: змея ползет; для звука «З»: комарик летит с цветочка на цветочек и т.д. В игре «Веселый поезд» дети рассаживают пассажиров с автоматизируемым звуком.
Применение интерактивной доски в коррекционно-логопедической работе помогает значительно повысить уровень мотивации. Образовательная деятельность становится интересной, насыщенной и занимательной, так как материал содержит в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки. При работе с интерактивной доской у дошкольников задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение, совершенствуются графо-моторные навыки, зрительно-пространственные отношения.
Итог
Я считаю, что использование в работе интерактивного оборудования, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы логопеда в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям.Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:
1. Расширять представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
2. Сформировать умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
3. Поэтапно подвести ребенка к проявлению интереса к стихам, загадкам, сказкам.
4. Проведение групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.
При работе с современными информационными коммуникационными технологиями, не стоит забывать о требованиях СанПиН:
«Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-компьютерных технологий в деятельности учителя-логопеда
В работе представлены варианты использования современных компьютерных технологий для повышения знаний учащихся....
Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда
Современные образовательные технологии....
Обобщение опыта по теме " Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции речи у обучающихся с ОВЗ в начальных классах "
Обобщение опыта для учителей начальных классов, учителей-логопедов по творческой теме....
Педагогический проект «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДО»
Материал содержит цели, задачи и план проекта...
Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...
Проект: «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДО»
Цель проекта: Формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности в результате оптимизации коррекционного процесса средствами ИКТ....